Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Цель - выявление возможностей искусства как средства эстетического воспитания.
Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебной деятельности средства искусства, а именно средства изобразительного искусства, музыки, литературы, архитектуры.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.
2. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса младших школьников к искусству.
3. Провести работу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . 2
Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников. 4
§1. Сущность эстетического воспитания 4
§2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте 10
§3. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников 13
Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания . 18
§1. Эстетическая сущность искусства 18
§ 2. Восприятие искусства младшими школьниками (по Б.Т. Лихачеву) 20
§3. Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла (литературы, музыки, изобразительного искусства) . 24
Глава III. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЯ . 35

Файлы: 1 файл

Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства.docx

— 139.05 Кб (Скачать файл)

формирование исследовательских  навыков, умений, способностей принимать  целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания - проблемный подход к процессу обучения;

вовлечение учащихся в  практическую деятельность по решению  проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической  тропы, защита природы - восстановление леса, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, плакаты).

Развить положительные эмоции по отношению к природе помогают сюжетно-ролевые игры. Урок-игра как  метод экологического воспитания - это игра, специально организованная учителем и привнесенная в процесс  познания природы и взаимодействия с ней. Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, как «Курочка Ряба», «Красная Шапочка», «Доктор Айболит» и др. В этом случае литературный герой, привнесенный в педагогический процесс, персонаж с определенным характером и формой выражения имеет решающие дидактические  задачи.

Учащиеся с малых лет  способны к мировосприятию, которое  помогает учащимся ориентироваться  в ценностных принципах. Об этом свидетельствует  проведенное среди учащихся анкетирование  «Мир Природы», где ребята отвечали на вопрос: «Что такое Природа?»

Формирование эстетических понятий у младших школьников осуществлялось с помощью заданий, которым целесообразно придавать  экологическую направленность. Задания, используемые на уроках по ознакомлению с окружающим миром, должны раскрывать не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные  и практические деятельностные аспекты отношения человека к родной природной среде. В результате этого учащиеся чаще будут вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.

Системное построение заданий  позволяет ребёнку увидеть конкретные среды обитания живых организмов - их дома и квартиры, многосторонние связи со средой обитания и между  собой, что позволяет ребёнку  открывать для себя многие эстетические закономерности.

Удачным сочетанием игровой  и познавательной деятельности младших  школьников на уроках по ознакомлению с окружающим миром являлись уроки-экскурсии. Используются разнообразные дидактические  игры социальной или природоведческой направленности на безопасном участке - лесной тропе, опушке, в сквере, парке: «Чей листок?», «Прогулка запахов» «Доброе  отношение к природе» (на сбор природного материала).

Учитель при этом должен тщательно готовиться к такой  экскурсии и приводить подробный  план подготовки:

. наметить тему, желательно, чтобы название темы звучало  эмоционально или проблемно, что  позволяет сразу заинтересовать  учащихся;

. непосредственно перед  экскурсией напоминание о ее  цели и месте проведения, структуре;  сообщение правил безопасного  поведения на местности;

. выбрать место проведения  экскурсии, заранее побывать там,  разработать маршрут. Предусмотреть  места для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала,  общественно полезной деятельности  учащихся;

. уточнить содержание  воспитательного и познавательного  материала, подобрать игровой  материал, стихи, загадки, викторины;

. продумать методику проведения  экскурсионного занятия;

. спланировать организационные  формы деятельности учащихся (когда  и где проводить массовые и  групповые наблюдения), выполнение  общественно полезных дел, распределить  обязанности между подгруппами  или отдельными учащимися;

. продумать к каким  обобщениям, выводам надо подвести  учащихся, как оценить их эстетическое  восприятие, воспитанность и дисциплинированность;

. когда окончательно уточнены  содержание и методика проведения  экскурсии, можно доработать план.

Учитель предлагал детям  заучивать перед экскурсией стихотворение  о природе, используя для этого  стихи И.Бунина, Ф.Тютчева, С.Есенина. На экскурсии использовать стихи якутских поэтов С. Данилова, И. Гоголева, загадки С. Маршака, Е. Серовой, Р.Федькина. Перед экскурсией давали детям по подгруппам или отдельным учащимся различные задания по наблюдению за животными и растениями. Необходимо было уделять большое внимание повышению познавательной активности учащихся на экскурсиях. Для этого служили дидактические игры, такие как: «Узнай дерево по листу» или «Что изменилось?», направленные на сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что было. Успех экскурсии в лес в основном зависит от умения учителя строить свой рассказ, используя следы жизнедеятельности животных, описывая жизнь растений, изучая взаимосвязь, в которой пребывают растения и животные.

В нашей работе по развитию эстетического восприятия на уроках по ознакомлению с окружающим миром у младших школьников мы использовали нетрадиционный урок - праздник «Сохраним природу» (приложение 1).

В экспериментальном классе дети воспринимали материал с интересом  без признаков утомленности. Активно  участвовали в процессе обучения. На последующих беседах по теме урока  практически все ребята показали достаточно глубокие знания. Школьники  выражали заинтересованность в проведении таких занятий и в дальнейшем.

Содержание курса ознакомления с окружающим миром в целях  развития эстетического восприятия учащихся может представлять собой  органическое соотношение естественного, гуманитарного и художественного  циклов. Это позволяет подойти  к формированию ведущей идеи программы - взаимосвязь природы, человека, общества - в ее целостности и с позиции  экологической проблематики. Темы уроков планировались в соответствии с  концепцией «Перспективной начальной  школы», одной из основных задач  которой является формирование деятельности наблюдения. Наблюдение - сложная деятельность т. к. включает анализ и синтез, осмысление и истолкование эстетически воспринятого окружающего мира.

По итогам работы нами были разработаны рекомендации по успешному  эстетическому воспитанию на уроках по ознакомлению с окружающим миром.

. В целях формирования  нравственно-экологической культуры  учащихся необходим комплекс  мер: продолжить работу по совершенствованию  содержания учебных программ  с учетом нравственно-экологических  вопросов в соответствии с  содержанием образования.

2. Расширять и углублять  все виды внеурочной деятельности  нравственно-экологического воспитания - познавательную, трудовую, опытническую, краеведческую.

. Систематически изучать,  обобщать и распространять передовой  опыт учителей по нравственно  - экологическому воспитанию, необходимо  вести спецкурсы экологического  направления.

. Активизировать участие  младших школьников в разнообразной  опытно-исследовательской, природоохранной  деятельности, организовывать различные  экологические клубы, кружки и  т.д.

2.3Результаты опытно-экспериментальной  работы

 

Эффективность проведенной  экспериментальной работы доказана на контрольном этапе, который проводился по тем же методикам, что и на констатирующем этапе.

Проведенные к группе второклассников  исследования показали следующие результаты.

По ответам на вопросы  тестирования выяснилось, что:

.Большая часть класса  показала заинтересованность в  проведении различных тестов, анкет  и бесед;

.детям нравятся веселые  и неординарные задания;

.экскурсии на природе  необходимы для полного развития;

.роль семьи в развитии  эстетического восприятия очень  важны.

Результаты выявления  компонентов эстетических ориентаций детей обеих групп представлены в таблице 4.

 

Таблица 4

Результаты изучения компонентов  эстетических ориентаций детей на контрольном  этапе

(%)

ГруппаПоказателиВысокийСреднийНизкийЭкспериментальная40600Контрольная-4060

Процентное соотношение  экспериментальной группы следующее: 40 % имеют высокий уровень развития эстетического восприятия, 60% - средний  уровень, 0% - низкий уровень.

В процессе тестирования подобного  рода развиваются не только эстетические, но интеллектуальные, моральные, волевые  качества личности испытуемых, проявляется  и совершенствуется кругозор, активизируются задатки и способности детей.

Представим эту таблицу  в виде диаграммы и в процентах:

 

Диаграмма 2

 

Как видно по таблице 4 и  диаграмме 2, уровень развития компонентов  эстетических ориентаций детей экспериментальной  стал намного выше, чем в контрольной  группе. После формирующего этапа  в ней появилось 40 % детей с  высоким уровнем эстетических ориентаций, средний уровень - 60 %, когда как  в контрольной группе он повысился  только до 40 % (с 35 %).

На втором этапе контрольного эксперимента проводилось анкетирование  родителей, чтобы выявить, как изменилась роль семьи в развитии эстетического  восприятия ребенка после проведено  формирующей работы по развитию эстетического  восприятия окружающего мира на организованных уроках по ознакомлению с окружающим миром.

Таблица 5 отражает результаты анкетирования родителей.

Таблица 5

Результаты изучения уровня развития эстетического восприятия детей на контрольном этапе по данным анкетирования родителей

(%)

ГруппаПоказателиВысокийСреднийНизкийЭкспериментальная50500Контрольная104050

Представим эту таблицу  в виде диаграммы и в процентах:

 

Диаграмма 3

 

Таким образом, в результате проведенных исследований нами были выявлены уровни развития эстетического  восприятия природы младшими школьниками. Как видно по таблице 5 и диаграмме 3, уровень развития эстетического  восприятия детей экспериментальной  стал намного выше, чем в контрольной  группе. В экспериментальной группе детей с высоким уровнем эстетического  восприятия природы после формирующего этапа повысился.

В контрольной группе - 10 %, средний уровень в экспериментальной  группе - 50 %, в контрольной группе - 40 %. Низкого уровня у детей в  экспериментальной группы не обнаружено, тогда как в контрольной группе - 50 %.

На третьем этапе контрольного эксперимента нами также выявились  элементарные образные представления  ребенка об окружающем мире и их средой обитания.

Результаты контрольного эксперимента представлены в помещенной ниже таблице 6.

Результаты контрольного эксперимента по выявлению уровня развития эстетического восприятия на уроках «Окружающий мир»

 

(количество детей)

Оценка результатовКонтрольная группа (12 человек)Экспериментальная группа (12 человек)Высокий уровень36Средний уровень1010Низкий уровень6-Правильно ответили на все вопросы410Правильно ответили на 4 вопросов810Правильно ответили меньше, чем на 48-

Таблица 6 наглядно отражает пропорциональное соотношение уровней  эстетического восприятия на уроках «Окружающий мир» в обеих группах  после формирующего этапа. По ней  видно, что уровень эстетического  восприятия у детей экспериментальной  группы намного повысился - на 60%.

Таким образом, выявленный в  ходе исследования уровень развития эстетического восприятия является хорошо сформированным, т.к. формирующая  работа осуществлялась на основе комплексного подхода, много места уделялось  наблюдениям и практической деятельности детей.

Данные исследования полностью  подтвердили гипотезу о том, что  развитие эстетического восприятия природы младшими школьниками достигается  с помощью предмета «Окружающий  мир» т.е. созданием психолого-педагогических условий.

 

Выводы по II главе

 

Таким образом, выявленный в  ходе исследования уровень развития эстетического восприятия является хорошо сформированным, т.к. формирующая  работа осуществлялась на основе комплексного подхода, много места уделялось  экскурсиям, наблюдениям и практической деятельности детей, использовалось разнообразие методов, форм занятий.

Опытно-экспериментальная  работа по проверке гипотезы состояла из констатирующего, формирующего и  контрольного этапов эксперимента.

На констатирующем этапе  было проведено анкетирование с  целью выявления уровня развития эстетического восприятия окружающего мира. После формирующего этапа уровень эстетического восприятия у детей намного повысился - на 50%.

Из этого следует, что  эстетическое восприятие - это целенаправленный созидательный процесс в результате, которого происходит формирование творческой активной личности ребенка.

. Эстетическому восприятию  природы способствуют разнообразные  виды уроков: «Урок-праздник», «Урок-игра»,  «Урок-экскурсия», психолого-педагогические  условия.

. Приемы, формы, методы  эстетического воспитания детей  младшего школьного возраста  на уроках окружающего мира  способствуют к бережному отношению  природе.

. В процессе опытно-экспериментальной  работы по развитию эстетического  восприятия природы школьниками  и ответственного отношения к  природной среде доказано, что  необходимы следующие условия:  социально - педагогические; естественно-природные.  Нравственно - эстетическая окрашенность  мотивов отношений к природе  повышает ценность окружающей  среды для личности, тем самым  создавая прочные основы укрепления  бережного, гуманного отношения  к живой природе, ко всем  природным элементам. Эти условия  способствуют формированию экологического  сознания. Здесь осознанию мира  помогают такие психические качества  личности, как восприятие, воображение  и чувствование.

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства