Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 20:39, курсовая работа
Цель - выявление возможностей искусства как средства эстетического воспитания.
Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебной деятельности средства искусства, а именно средства изобразительного искусства, музыки, литературы, архитектуры.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.
2. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса младших школьников к искусству.
3. Провести работу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства.
ВВЕДЕНИЕ . 2
Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников. 4
§1. Сущность эстетического воспитания 4
§2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте 10
§3. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников 13
Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания . 18
§1. Эстетическая сущность искусства 18
§ 2. Восприятие искусства младшими школьниками (по Б.Т. Лихачеву) 20
§3. Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла (литературы, музыки, изобразительного искусства) . 24
Глава III. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЯ . 35
формирование
вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы - восстановление леса, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, плакаты).
Развить положительные эмоции по отношению к природе помогают сюжетно-ролевые игры. Урок-игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная учителем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, как «Курочка Ряба», «Красная Шапочка», «Доктор Айболит» и др. В этом случае литературный герой, привнесенный в педагогический процесс, персонаж с определенным характером и формой выражения имеет решающие дидактические задачи.
Учащиеся с малых лет способны к мировосприятию, которое помогает учащимся ориентироваться в ценностных принципах. Об этом свидетельствует проведенное среди учащихся анкетирование «Мир Природы», где ребята отвечали на вопрос: «Что такое Природа?»
Формирование эстетических
понятий у младших школьников
осуществлялось с помощью заданий,
которым целесообразно
Системное построение заданий
позволяет ребёнку увидеть
Удачным сочетанием игровой и познавательной деятельности младших школьников на уроках по ознакомлению с окружающим миром являлись уроки-экскурсии. Используются разнообразные дидактические игры социальной или природоведческой направленности на безопасном участке - лесной тропе, опушке, в сквере, парке: «Чей листок?», «Прогулка запахов» «Доброе отношение к природе» (на сбор природного материала).
Учитель при этом должен
тщательно готовиться к такой
экскурсии и приводить
. наметить тему, желательно,
чтобы название темы звучало
эмоционально или проблемно,
. непосредственно перед экскурсией напоминание о ее цели и месте проведения, структуре; сообщение правил безопасного поведения на местности;
. выбрать место проведения
экскурсии, заранее побывать
. уточнить содержание
воспитательного и
. продумать методику проведения экскурсионного занятия;
. спланировать организационные
формы деятельности учащихся (когда
и где проводить массовые и
групповые наблюдения), выполнение
общественно полезных дел,
. продумать к каким
обобщениям, выводам надо подвести
учащихся, как оценить их эстетическое
восприятие, воспитанность и
. когда окончательно уточнены
содержание и методика
Учитель предлагал детям заучивать перед экскурсией стихотворение о природе, используя для этого стихи И.Бунина, Ф.Тютчева, С.Есенина. На экскурсии использовать стихи якутских поэтов С. Данилова, И. Гоголева, загадки С. Маршака, Е. Серовой, Р.Федькина. Перед экскурсией давали детям по подгруппам или отдельным учащимся различные задания по наблюдению за животными и растениями. Необходимо было уделять большое внимание повышению познавательной активности учащихся на экскурсиях. Для этого служили дидактические игры, такие как: «Узнай дерево по листу» или «Что изменилось?», направленные на сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что было. Успех экскурсии в лес в основном зависит от умения учителя строить свой рассказ, используя следы жизнедеятельности животных, описывая жизнь растений, изучая взаимосвязь, в которой пребывают растения и животные.
В нашей работе по развитию эстетического восприятия на уроках по ознакомлению с окружающим миром у младших школьников мы использовали нетрадиционный урок - праздник «Сохраним природу» (приложение 1).
В экспериментальном классе дети воспринимали материал с интересом без признаков утомленности. Активно участвовали в процессе обучения. На последующих беседах по теме урока практически все ребята показали достаточно глубокие знания. Школьники выражали заинтересованность в проведении таких занятий и в дальнейшем.
Содержание курса ознакомления
с окружающим миром в целях
развития эстетического восприятия
учащихся может представлять собой
органическое соотношение естественного,
гуманитарного и
По итогам работы нами были разработаны рекомендации по успешному эстетическому воспитанию на уроках по ознакомлению с окружающим миром.
. В целях формирования
нравственно-экологической
2. Расширять и углублять
все виды внеурочной
. Систематически изучать,
обобщать и распространять
. Активизировать участие
младших школьников в
2.3Результаты опытно-
Эффективность проведенной экспериментальной работы доказана на контрольном этапе, который проводился по тем же методикам, что и на констатирующем этапе.
Проведенные к группе второклассников исследования показали следующие результаты.
По ответам на вопросы тестирования выяснилось, что:
.Большая часть класса показала заинтересованность в проведении различных тестов, анкет и бесед;
.детям нравятся веселые и неординарные задания;
.экскурсии на природе
необходимы для полного
.роль семьи в развитии
эстетического восприятия
Результаты выявления компонентов эстетических ориентаций детей обеих групп представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты изучения компонентов эстетических ориентаций детей на контрольном этапе
(%)
ГруппаПоказателиВысокийСредний
Процентное соотношение экспериментальной группы следующее: 40 % имеют высокий уровень развития эстетического восприятия, 60% - средний уровень, 0% - низкий уровень.
В процессе тестирования подобного рода развиваются не только эстетические, но интеллектуальные, моральные, волевые качества личности испытуемых, проявляется и совершенствуется кругозор, активизируются задатки и способности детей.
Представим эту таблицу в виде диаграммы и в процентах:
Диаграмма 2
Как видно по таблице 4 и диаграмме 2, уровень развития компонентов эстетических ориентаций детей экспериментальной стал намного выше, чем в контрольной группе. После формирующего этапа в ней появилось 40 % детей с высоким уровнем эстетических ориентаций, средний уровень - 60 %, когда как в контрольной группе он повысился только до 40 % (с 35 %).
На втором этапе контрольного эксперимента проводилось анкетирование родителей, чтобы выявить, как изменилась роль семьи в развитии эстетического восприятия ребенка после проведено формирующей работы по развитию эстетического восприятия окружающего мира на организованных уроках по ознакомлению с окружающим миром.
Таблица 5 отражает результаты анкетирования родителей.
Таблица 5
Результаты изучения уровня развития эстетического восприятия детей на контрольном этапе по данным анкетирования родителей
(%)
ГруппаПоказателиВысокийСредний
Представим эту таблицу в виде диаграммы и в процентах:
Диаграмма 3
Таким образом, в результате
проведенных исследований нами были
выявлены уровни развития эстетического
восприятия природы младшими школьниками.
Как видно по таблице 5 и диаграмме
3, уровень развития эстетического
восприятия детей экспериментальной
стал намного выше, чем в контрольной
группе. В экспериментальной группе
детей с высоким уровнем
В контрольной группе - 10
%, средний уровень в
На третьем этапе контрольного эксперимента нами также выявились элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и их средой обитания.
Результаты контрольного эксперимента представлены в помещенной ниже таблице 6.
Результаты контрольного эксперимента по выявлению уровня развития эстетического восприятия на уроках «Окружающий мир»
(количество детей)
Оценка результатовКонтрольная группа (12 человек)Экспериментальная группа (12 человек)Высокий уровень36Средний уровень1010Низкий уровень6-Правильно ответили на все вопросы410Правильно ответили на 4 вопросов810Правильно ответили меньше, чем на 48-
Таблица 6 наглядно отражает пропорциональное соотношение уровней эстетического восприятия на уроках «Окружающий мир» в обеих группах после формирующего этапа. По ней видно, что уровень эстетического восприятия у детей экспериментальной группы намного повысился - на 60%.
Таким образом, выявленный в ходе исследования уровень развития эстетического восприятия является хорошо сформированным, т.к. формирующая работа осуществлялась на основе комплексного подхода, много места уделялось наблюдениям и практической деятельности детей.
Данные исследования полностью
подтвердили гипотезу о том, что
развитие эстетического восприятия
природы младшими школьниками достигается
с помощью предмета «Окружающий
мир» т.е. созданием психолого-
Выводы по II главе
Таким образом, выявленный в ходе исследования уровень развития эстетического восприятия является хорошо сформированным, т.к. формирующая работа осуществлялась на основе комплексного подхода, много места уделялось экскурсиям, наблюдениям и практической деятельности детей, использовалось разнообразие методов, форм занятий.
Опытно-экспериментальная работа по проверке гипотезы состояла из констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента.
На констатирующем этапе было проведено анкетирование с целью выявления уровня развития эстетического восприятия окружающего мира. После формирующего этапа уровень эстетического восприятия у детей намного повысился - на 50%.
Из этого следует, что
эстетическое восприятие - это целенаправленный
созидательный процесс в
. Эстетическому восприятию
природы способствуют
. Приемы, формы, методы
эстетического воспитания
. В процессе опытно-
Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства