Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Цель - выявление возможностей искусства как средства эстетического воспитания.
Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебной деятельности средства искусства, а именно средства изобразительного искусства, музыки, литературы, архитектуры.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.
2. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса младших школьников к искусству.
3. Провести работу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . 2
Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников. 4
§1. Сущность эстетического воспитания 4
§2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте 10
§3. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников 13
Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания . 18
§1. Эстетическая сущность искусства 18
§ 2. Восприятие искусства младшими школьниками (по Б.Т. Лихачеву) 20
§3. Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла (литературы, музыки, изобразительного искусства) . 24
Глава III. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЯ . 35

Файлы: 1 файл

Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства.docx

— 139.05 Кб (Скачать файл)

Эстетическое отношение  к окружающей среде формируется  у человека практически на протяжении всей его жизни и особенно интенсивно в школьные годы. Успех в решении  целей эстетического образования  и воспитания во многом зависит от первого этапа обучения - начальной  школы, закладывался основы формирования личности человека, обеспечивающие эффективность  дальнейшего экологического воспитания и образования, что будет содействовать  созданию единой непрерывной системы  становления и развития у человека эстетической культуры.

Программа эстетического  восприятия должна включать бережное отношение детей к природе, раскрытие  эстетического, познавательного, оздоровительного, практического значения природы  в жизни людей.

Заключение

 

В объяснительной записке  к программе по начальному образованию  отмечается необходимость развивать  у детей следующие умения:

видеть красоту природы, уметь радоваться ей (голубое небо с белыми облаками, окраска бабочек  разная, яркая, цветы хорошо пахнут);

воспринимать красоту  звуков в природе: журчание ручья, пение  птиц, и т.д.;

замечать смену времен года в природе: нежную зелень весной, яркие краски цветов летом, золотые  листья осенью, белизну снега зимой  и т.д.

Современная структура российской школы предполагает обязательное включение  краеведческого компонента в содержание образования младших школьников, так как именно в начальной  школе закладываются основы познавательного  интереса к окружающему миру, к  фактам и явлениям действительности, создаются условия для развития творческого мышления, нравственных чувств, твёрдых убеждений.

Знания о природе - немаловажная основа для развития чувства родства  с природой, формирования моральных  качеств личности, способности мыслить  масштабно и предвидеть возможные  последствия деятельности человека для окружающей среды, здоровья, жизни  самих людей. Они являются отправной  точкой для развития способностей использовать экологические принципы во всех областях человеческой деятельности в интересах  разумного развития общества, а также  для воспитания эстетических ценностей, связанных с неизбежностью качественно  нового взгляда на потребности и  возможности дальнейшего развития цивилизации в соответствии с  Повесткой на XXI век (Рио-де-Жанейро, 1992).

Уже много лет в НПСОШ  № 2 знакомят младших школьников с  окружающим миром по системе учебных  курсов с экологической направленностью  автора А.А. Плешакова. Этот курс позволяет  формировать у детей целостное  представление об окружающем мире, о месте в нём человека. Некоторые  темы дают значительно шире, чем  они рассматриваются в учебнике, а с 2009- 2010 учебного года экспериментальный 2 «в» класс участвовал в творческой работе по обновлению содержания образования  через внедрение методов развития эстетического отношения учащихся к окружающему миру, учитывая возрастные особенности и мотивацию обучения.

В результате нашей опытно-экспериментальной  работы мы сделали следующие рекомендации.

. эстетическое воспитание  младших школьников на уроках  по ознакомлению с окружающим  миром - приоритетное направление  в работе начальной школы, осуществляющееся  с учетом возраста учащихся, имеющее  конечной целью формирование  нравственно-экологической культуры;

. теоретические основы  эстетического воспитания младших  школьников достаточно разработаны  в научной и методической литературе;

. несмотря на оживление работы по эстетическому воспитанию в школах на уроках по ознакомлению с окружающим миром, ее уровень, как правило, остается достаточно низким;

. для систематизации работы  необходима программа эстетического  воспитания младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической  и исследовательской деятельности  учащихся, использование и сочетание  нетрадиционных и традиционных  форм, активных методов и приемов  работы, непрерывность и последовательность  в изложении материала;

. формирование эстетического  сознания - важнейшая задача школы.  Делать это надо доходчиво  и ненавязчиво. В этом помогают  уроки по ознакомлению с окружающим  миром нетрадиционной формы: например  уроки-праздники, экскурсии;

. на уроках по ознакомлению  с окружающим миром можно добиться  того, чего невозможно добиться  на других уроках: активного участия  учеников в подготовке урока,  заинтересованности в том, чтобы  урок прошел хорошо. Нетрадиционные  уроки по ознакомлению с окружающим  миром, как правило, надолго  запоминаются детям, и конечно,  тот материал, который на них  изучался. Поэтому нетрадиционные  формы урока особенно важны  для формирования эстетического  сознания у младших школьников;

. при проведении нестандартных  уроков у младших школьников  повысился не только уровень  нравственно - экологических знаний, но и в значительной степени  изменилась мотивация поступков  в природе, эстетическое восприятие  окружающего мира, а также эстетические  интересы учащихся;

. целенаправленная систематическая  работа по эстетическому воспитанию, способствуют значительному повышению  нравственно - экологической культуры  младших школьников.

Подготовка дипломной  работы убедилась нас в большой  важности дальнейшей работы, направленной на повышение эстетической культуры учащихся в начальных классах. Целью  исследования взаимодействия нравственного  и эстетического воспитания является формирование человека с высоким  уровнем экологической культуры, сочетающего в себе нравственно - экологические знания и убеждения, устойчивую линию поведения и  действий, мотивируемых нравственно - экологическими ценностями.

Нравственно - экологическое  образование и воспитание учащихся осуществляется в урочной и внеурочной деятельности. Внеурочная работа более  интересна для учащихся своей  свободной формой, а классная - несет  больнее информации. Для того, чтобы заинтересовать учащихся уроки должны быть разнообразными, интересными и увлекательными. В своей педагогической практике нами используются различные формы и методы проведения урока. Необходимо, чтобы ребята были не только слушателями, но и сами принимали активное участие в проведении урока.

Дидактическим стержнем многих уроков по ознакомлению с окружающим миром является деятельность самих  учащихся, в ходе которой дети наблюдают, сравнивают, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности, учатся готовить сообщения из дополнительной литературы и писать рефераты о растениях, животных, полезных ископаемых Республики Саха (Якутия). На экскурсии в республиканский  краеведческий музей дети познакомились с бытом коренных жителей Якутии, с основными географическими и климатическими особенностями республики, с видами животных и растений и их значением в жизни человека в условиях Крайнего Севера.


Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства