Ключевые компетентности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Интенсивное развитие современного информационного общества, интеграция Украины в общеевропейское пространство обуславливают необходимость модернизации содержания школьного образования и системы контроля за усвоением его учениками. Компетентностный подход в школьном обучении является инновационным средством его модернизации.
Концепция развития школы утверждает необходимость качественного обновления содержания образования, обеспечения непрерывного процесса становления и развития гармоничной творческой личности ученика.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 144.76 Кб (Скачать файл)

 

 

ЕВПАТОРИЙСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

РЕСПУБЛИКАНСКОГО ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

«КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (Г. ЯЛТА)

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по педагогике

 

на тему: «Ключевые компетентности младших школьников»

 

 

студентки 2 курса 21-ЕН группы

направления подготовки 6.010102

«Начальное образование»

Талан А.А.

 

Руководитель:

ассистент Байкачева Е.В.

 

Количество баллов: __________

Оценка: _________ECTS ______

 

Члены комиссии:

______________  ___________________________

     (подпись)                        (фамилия и инициалы)

______________  ___________________________

     (подпись)                        (фамилия и инициалы)

________________  _________________________

     (подпись)                        (фамилия и инициалы)

________________  _________________________

     (подпись)                        (фамилия и инициалы)

 

 

 

 

 

г. Евпатория, 2014 г.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Интенсивное развитие современного информационного общества, интеграция Украины в общеевропейское пространство обуславливают необходимость модернизации содержания школьного образования и системы контроля за усвоением его учениками. Компетентностный подход в школьном обучении является инновационным средством его модернизации.

Концепция развития школы утверждает необходимость качественного обновления содержания образования, обеспечения непрерывного процесса становления и развития гармоничной творческой личности ученика.

Школа берет на себя миссию создания новой образовательной среды, где царит атмосфера педагогического творчества учителей, учеников и родителей. Новая образовательная среда предполагает и новое содержание образования, новые технологии обучения и воспитания, развитие интеллектуальных способностей детей для того, чтобы вывести каждого школьника на воспитание культуры творческого мышления.

Сегодня школа должна готовить не только носителя знаний, но и творческую личность, способную использовать полученные знания для конкурентоспособной деятельности в любой сфере общественной жизни, т.е. формировать компетентную личность. Поэтому сегодня стоит вопрос об организации учебного процесса с точки зрения компетентностного подхода.

Вопрос совершенствования системы образования путем внедрения компетентностного подхода активно рассматривается в педагогической науке. Труды Т. Морозовой, А. Овчарук, Р. Пастушенка, О. Пометун, О. Родыгиной, Н. Тарасенковой и других исследователей стали первоосновой в решении обозначенной проблемы. Осмысление методологических основ компетентностного подхода, опыт его внедрения в образовании представлен в трудах Н. Бибик, Л. Ващенко, А. Локшины, А. Овчарук, Л. Паращенко, А. Пометун, А. Савченко, С. Трубачевой, О. Оноприенка и др.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что, несмотря на активизацию исследований по различным аспектам компетентностного подхода, особенно в области общеобразовательной школы, недостаточно внимания уделяется формированию ключевых компетентностей младших школьников как важного фактора модернизации образовательной сферы.

Цель курсовой работы: рассмотреть особенности формирования ключевых компетентностей младших школьников в учебном процессе в контексте реализации компетентностного подхода в образовательной деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. определить понятие компетентностного подхода в современных педагогических исследованиях;
  2. раскрыть компетентностный поход как основу реализации обучения;
  3. выделить ключевые компетентности детей младшего школьного возраста;
  4. сформулировать условия эффективного формирования ключевых компетентностей младших школьников.

Методы исследования: анализ научной литературы, изучение педагогического опыта, классификация, систематизация и обобщение полученной информации.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, трех разделов, выводов к ним, общих выводов, приложений и списка использованных источников (количество источников – 37). Общий объем курсовой работы до списка использованных источников – 69 страниц.

 

РАЗДЕЛ 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

 

1.1.Понятие компетентностного подхода в современных педагогических исследованиях

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ученик. В современных условиях такой подход оказался недостаточным. Ученые с уверенностью говорят о кризисе «зуновской» модели образования, называя одной из причин то, что в современных условиях информация успевает устареть быстрее, чем завершается цикл обучения в школе. Как результат, традиционная схема передачи от учителя к ученику необходимого запаса знаний является в определенной степени устаревшей. Следующая причина кризиса знаниевой парадигмы проявляется в том, что сегодня нет необходимости перегружать память ребенка знаниями «на всякий случай», так как существуют огромные базы информации, которыми надо научить учащихся правильно пользоваться[16]. Исследователи, которые пытались выйти за пределы «зуновского» образования (В. Давыдов, Л. Занков, Д. Эльконин и др.), руководствовались тем, что действительно существуют «два образования». Первое зафиксировано в программах и должно быть обязательно усвоено и проконтролировано, второе – скрытое образование – является как бы вторичным продуктом образовательного процесса. К нему относятся все результаты обучения и воспитания, способствующие формированию компетентности, личного опыта и других показателей образования, которые нельзя составить из набора знаний и умений. И, как часто бывает в процессе социальной модернизации, то, что раньше было побочным, теперь становится приоритетным.

В результате изменений, в начале XXI века появилось новое направление в теории педагогического образования – компетентностный подход в организации учебно-воспитательного процесса.

Компетентностный подход определяется отечественными учеными как направленность образовательного процесса на формирование и развитие ключевых (базовых) и предметных компетентностей. Результатом такого процесса является формирование общей компетентности, которая является интегрированной характеристикой достижений учащегося [27].

Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:

  1. Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.
  2. Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.
  3. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
  4. Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения [16].

Компетентностный подход не приравнивается к знаниево-ориентированному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения профессиональных и ключевых функций, социальных ролей и компетенций. Таким образом, такой подход в обучении акцентирует внимание на результатах образования, причем как результат образования рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях [2].

Современное общество требует воспитания самостоятельных, инициативных и ответственных граждан, способных эффективно взаимодействовать в выполнении социальных, производственных и экономических задач. Выполнение этих задач требует развития личностных качеств и творческих способностей человека, умений самостоятельно приобретать новые знания и решать проблемы, ориентироваться в жизни общества. Именно эти приоритеты лежат в основе реформирования современной общеобразовательной школы, главная задача которой – подготовить компетентную личность, способную находить правильные решения в конкретных учебных, жизненных, а в будущем и профессиональных ситуациях. Это зависит не от полученных знаний, умений и навыков, а от некоторых дополнительных качеств, для обозначения которых и используются понятия компетенция и компетентность, которые наиболее соответствуют современному пониманию цели образования [4].

В традиционном обучении наиболее важным считается понимание теоретических основ и наличие большого объема знаний. В новом подходе акцент делается на компетентность, которая, во-первых, объединяет составляющие образования: теоретические знания и практические умения; во-вторых, формирует содержание образования «от результата», в-третьих, вбирает в себя ряд однородных или близкородственных знаний и умений, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой, социальной и т.д.) [13].То есть компетентность – интегрированная способность личности, приобретенная в процессе обучения, которая включает знания, опыт, ценности и отношения, которые могут целостно реализоваться на практике. Компетентность не может быть сведена лишь к фактическим знаниям. Важным становится не то, что ученик знает и может пересказать, а то, что он умеет использовать, причем использовать самостоятельно [14].

В украинской педагогике дискуссии по теме понимания понятий «компетентность» и «компетенция» продолжаются уже десять лет. Академик АПН Украины, профессор Н. Бибик раскрывает сущность понятия компетентность так: «Компетентность относительно структуры содержания образования, построенная в современных стандартах по отраслевому принципу и в программах, выводит универсальный метауровень, который в интегрированном виде представляет образовательные результаты» [5].

И. Бех трактует термин компетентность как опытность субъекта в определенной жизненной сфере. Компетенция понимается как круг вопросов, по которым личность должна быть осведомлена, или определенная сфера деятельности, в которой человек должен обладать компетентностью [2].

Сегодня компетентностный подход признан как один из путей обновления содержания образования и учебных технологий в развитых странах мира, среди которых Австрия, Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Германия, Франция, некоторые страны Восточной Европы: Венгрия, Румыния, Молдова, Литва, Латвия и др. Он стал новым концептуальным ориентиром школ зарубежья и породил множество дискуссий, как на международном, так и на национальном уровнях этих стран. Ученые европейских стран объясняют внимание компетентностного подхода тем, что именно вступление жизненно важных компетенций может дать человеку возможности ориентироваться в современном обществе, информационном пространстве, скоротечном развитии рынка труда, дальнейшем получении образования. Компетентность является предпосылкой успешности самореализации выпускника в обществе и предпосылкой развития самого общества. В связи с этим международные эксперты определяют, что главная задача образования – готовить компетентного члена общества, способного принимать адекватные решения, реагируя на личностные и социальные вызовы [6].

Сегодня в Украине компетентностный подход также признан одним из направлений модернизации образования. Готовность украинских педагогов ввести компетентностный подход в систему образования проявляется в основных образовательных документах. Так, в Государственном стандарте базового и полного общего среднего образования [11] формирование основных компетентностей личности – жизненной, социальной, общенаучной, общекультурной, технологической, коммуникативной и компьютерной, определяется как одна из главных задач современной школы Украины, определяются требования к образованности учащихся и выпускников основной и старшей школы, гарантии государства в его достижении, предусматривается обеспечение преемственности и перспективности содержания образования и требований по созданию предпосылок формирования социальной, коммуникативной, компьютерной и других видов компетентностей учащихся, акцентируется внимание на практической и творческой составляющих учебной деятельности учащихся, совершенствовании навыков самостоятельной учебной деятельности. Известные международные организации, которые сейчас работают в сфере образования, в последние десятилетия изучают проблемы, связанные с появлением компетентностно-ориентированного образования, среди них – ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ПРООН, Совет Европы, Международный департамент стандартов и т.д [6].

По мнению педагогов, именно сформированность жизненно важных компетенций может дать человеку возможность ориентироваться в современном обществе, информационном пространстве, скоротечном развитии рынка труда, дальнейшему получению образования. Ученые считают, что приобретение молодежью знаний, умений и навыков направлено на совершенствование их компетентности, способствует интеллектуальному и культурному развитию личности, формированию у нее способности быстро реагировать на запросы времени. Именно поэтому важным является осознание самого понятия компетентности, понимания, какие именно компетентности и как необходимо формировать, что должно быть результатом обучения [30].

В современных научно-педагогических исследованиях компетентностный подход рассматривается как методология, обосновывающая образование как формирование базовых жизненных компетенций личности (интеллектуальных, социальных, операционально-технологических, физических, художественно-эстетических) как основы для ее дальнейшего саморазвития) [22].

В коллективной монографии, Н. Бибик, Л. Ващенко, А. Локшина, А. Овчарук, Л. Паращенко, А. Пометун, А. Савченко, С. Трубачева, определили, что компетентностный подход – не только один из тех факторов, способствующих модернизации содержания образования, он прежде всего дополняет ряд образовательных инноваций и классических подходов, помогающих педагогам гармонично сочетать положительный опыт для реализации современных образовательных целей [3]. Поэтому, критически анализируя последствия широкомасштабного внедрения в педагогической практике различных зарубежных стран компетентностно-ориентированного образования, украинские ученые признают, что последнее способствует приобретению новыми поколениями жизненно важных (ключевых) компетентностей. Кроме того, не менее важным они видят и процесс разработки мониторинговых процедур для отслеживания результатов обучения и измерения приобретенных молодежью компетенций в разных образовательных областях, поскольку это дает возможность оценить результативность образования, его соответствие современным потребностям рынков труда и общества [3].

Информация о работе Ключевые компетентности младших школьников