ЕВПАТОРИЙСКИЙ ИНСТИТУТ
СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
РЕСПУБЛИКАНСКОГО
ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
«КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ» (Г. ЯЛТА)
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ
И ПСИХОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по педагогике
на тему: «Ключевые компетентности
младших школьников»
студентки 2 курса 21-ЕН группы
направления подготовки 6.010102
«Начальное образование»
Талан А.А.
Руководитель:
ассистент Байкачева Е.В.
Количество баллов: __________
Оценка: _________ECTS ______
Члены комиссии:
______________ ___________________________
(подпись)
(фамилия и инициалы)
______________ ___________________________
(подпись)
(фамилия и инициалы)
________________ _________________________
(подпись)
(фамилия и инициалы)
________________ _________________________
(подпись)
(фамилия и инициалы)
г. Евпатория, 2014 г.
ВВЕДЕНИЕ
Интенсивное развитие современного
информационного общества, интеграция
Украины в общеевропейское пространство
обуславливают необходимость модернизации
содержания школьного образования и системы
контроля за усвоением его учениками. Компетентностный подход в
школьном обучении является инновационным
средством его модернизации.
Концепция развития школы утверждает
необходимость качественного обновления
содержания образования, обеспечения
непрерывного процесса становления и
развития гармоничной творческой личности
ученика.
Школа берет на себя миссию
создания новой образовательной среды,
где царит атмосфера педагогического
творчества учителей, учеников и родителей.
Новая образовательная среда предполагает
и новое содержание образования, новые
технологии обучения и воспитания, развитие
интеллектуальных способностей детей
для того, чтобы вывести каждого школьника
на воспитание культуры творческого мышления.
Сегодня школа должна готовить
не только носителя знаний, но и творческую
личность, способную использовать полученные
знания для конкурентоспособной деятельности
в любой сфере общественной жизни, т.е.
формировать компетентную личность. Поэтому
сегодня стоит вопрос об организации учебного
процесса с точки зрения компетентностного
подхода.
Вопрос совершенствования системы
образования путем внедрения компетентностного
подхода активно рассматривается в педагогической
науке. Труды Т. Морозовой, А. Овчарук, Р. Пастушенка,
О. Пометун, О. Родыгиной, Н. Тарасенковой
и других исследователей стали первоосновой
в решении обозначенной проблемы. Осмысление
методологических основ компетентностного
подхода, опыт его внедрения в образовании
представлен в трудах Н. Бибик, Л. Ващенко,
А. Локшины, А. Овчарук, Л. Паращенко, А. Пометун,
А. Савченко, С. Трубачевой, О. Оноприенка
и др.
Анализ психолого-педагогической
литературы показал, что, несмотря на активизацию
исследований по различным аспектам компетентностного
подхода, особенно в области общеобразовательной
школы, недостаточно внимания уделяется
формированию ключевых компетентностей
младших школьников как важного фактора
модернизации образовательной сферы.
Цель курсовой работы: рассмотреть особенности формирования
ключевых компетентностей младших школьников
в учебном процессе в контексте реализации
компетентностного подхода в образовательной
деятельности.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие компетентностного
подхода в современных педагогических исследованиях;
- раскрыть компетентностный поход как основу реализации обучения;
- выделить ключевые компетентности
детей младшего школьного возраста;
- сформулировать условия эффективного
формирования ключевых компетентностей младших школьников.
Методы исследования: анализ научной литературы,
изучение педагогического опыта, классификация,
систематизация и обобщение полученной
информации.
Структура курсовой
работы: курсовая работа состоит из
введения, трех разделов, выводов к ним,
общих выводов, приложений и списка использованных
источников (количество источников –
37). Общий объем курсовой работы до списка
использованных источников – 69 страниц.
РАЗДЕЛ 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО
ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
1.1.Понятие компетентностного
подхода в современных педагогических
исследованиях
Традиционно цели школьного
образования определялись набором знаний,
умений и навыков, которыми должен овладеть
ученик. В современных условиях такой
подход оказался недостаточным. Ученые с уверенностью говорят
о кризисе «зуновской» модели образования,
называя одной из причин то, что в современных
условиях информация успевает устареть
быстрее, чем завершается цикл обучения
в школе. Как результат, традиционная
схема передачи от учителя к ученику необходимого
запаса знаний является в определенной
степени устаревшей. Следующая причина кризиса знаниевой
парадигмы проявляется в том, что сегодня
нет необходимости перегружать память
ребенка знаниями «на всякий случай»,
так как существуют огромные базы информации,
которыми надо научить учащихся правильно
пользоваться[16]. Исследователи, которые пытались выйти
за пределы «зуновского» образования
(В. Давыдов, Л. Занков, Д. Эльконин и др.),
руководствовались тем, что действительно
существуют «два образования». Первое
зафиксировано в программах и должно быть
обязательно усвоено и проконтролировано,
второе – скрытое образование – является
как бы вторичным продуктом образовательного
процесса. К нему относятся все результаты обучения
и воспитания, способствующие формированию
компетентности, личного опыта и других
показателей образования, которые нельзя
составить из набора знаний и умений. И, как часто бывает в процессе социальной
модернизации, то, что раньше было побочным,
теперь становится приоритетным.
В результате изменений, в начале
XXI века появилось новое направление в
теории педагогического образования –
компетентностный подход в организации
учебно-воспитательного процесса.
Компетентностный подход определяется
отечественными учеными как направленность
образовательного процесса на формирование
и развитие ключевых (базовых) и предметных
компетентностей. Результатом такого
процесса является формирование общей
компетентности, которая является интегрированной
характеристикой достижений учащегося
[27].
Компетентностный подход –
это совокупность общих принципов определения
целей образования, отбора содержания
образования, организации образовательного
процесса и оценки образовательных результатов.
К числу таких принципов относятся следующие
положения:
- Смысл образования заключается в развитии
у обучаемых способности самостоятельно
решать проблемы в различных сферах и
видах деятельности на основе использования
социального опыта, элементом которого
является и собственный опыт учащихся.
- Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный
социальный опыт решения познавательных,
мировоззренческих, нравственных, политических
и иных проблем.
- Смысл организации образовательного
процесса заключается в создании условий
для формирования у обучаемых опыта самостоятельного
решения познавательных, коммуникативных,
организационных, нравственных и иных
проблем, составляющих содержание образования.
- Оценка образовательных результатов
основывается на анализе уровней образованности,
достигнутых учащимися на определенном
этапе обучения [16].
Компетентностный подход не
приравнивается к знаниево-ориентированному
компоненту, а предполагает целостный
опыт решения жизненных проблем, выполнения
профессиональных и ключевых функций,
социальных ролей и компетенций. Таким
образом, такой подход в обучении акцентирует
внимание на результатах образования,
причем как результат образования рассматривается
не сумма усвоенной информации, а способность
человека действовать в различных проблемных
ситуациях [2].
Современное общество требует воспитания
самостоятельных, инициативных и ответственных
граждан, способных эффективно взаимодействовать
в выполнении социальных, производственных
и экономических задач. Выполнение этих
задач требует развития личностных качеств
и творческих способностей человека, умений
самостоятельно приобретать новые знания
и решать проблемы, ориентироваться в
жизни общества. Именно эти приоритеты
лежат в основе реформирования современной
общеобразовательной школы, главная задача
которой – подготовить компетентную личность,
способную находить правильные решения
в конкретных учебных, жизненных, а в будущем
и профессиональных ситуациях. Это зависит
не от полученных знаний, умений и навыков,
а от некоторых дополнительных качеств,
для обозначения которых и используются
понятия компетенция и компетентность,
которые наиболее соответствуют современному
пониманию цели образования [4].
В традиционном обучении наиболее
важным считается понимание теоретических
основ и наличие большого объема знаний.
В новом подходе акцент делается на компетентность,
которая, во-первых, объединяет составляющие
образования: теоретические знания и практические
умения; во-вторых, формирует содержание
образования «от результата», в-третьих, вбирает
в себя ряд однородных или близкородственных
знаний и умений, относящихся к широким
сферам культуры и деятельности (информационной,
правовой, социальной и т.д.) [13].То есть
компетентность – интегрированная способность
личности, приобретенная в процессе обучения,
которая включает знания, опыт, ценности
и отношения, которые могут целостно реализоваться
на практике. Компетентность не может
быть сведена лишь к фактическим знаниям.
Важным становится не то, что ученик знает
и может пересказать, а то, что он умеет
использовать, причем использовать самостоятельно
[14].
В украинской педагогике дискуссии
по теме понимания понятий «компетентность»
и «компетенция» продолжаются уже десять
лет. Академик АПН Украины, профессор Н. Бибик
раскрывает сущность понятия компетентность
так: «Компетентность относительно структуры
содержания образования, построенная
в современных стандартах по отраслевому
принципу и в программах, выводит универсальный
метауровень, который в интегрированном
виде представляет образовательные результаты»
[5].
И. Бех трактует термин компетентность
как опытность субъекта в определенной
жизненной сфере. Компетенция понимается
как круг вопросов, по которым личность
должна быть осведомлена, или определенная
сфера деятельности, в которой человек
должен обладать компетентностью [2].
Сегодня компетентностный подход
признан как один из путей обновления
содержания образования и учебных технологий
в развитых странах мира, среди которых
Австрия, Великобритания, Канада, Новая
Зеландия, Германия, Франция, некоторые
страны Восточной Европы: Венгрия, Румыния,
Молдова, Литва, Латвия и др. Он стал новым
концептуальным ориентиром школ зарубежья
и породил множество дискуссий, как на
международном, так и на национальном
уровнях этих стран. Ученые европейских
стран объясняют внимание компетентностного
подхода тем, что именно вступление жизненно
важных компетенций может дать человеку
возможности ориентироваться в современном
обществе, информационном пространстве,
скоротечном развитии рынка труда, дальнейшем
получении образования. Компетентность
является предпосылкой успешности самореализации
выпускника в обществе и предпосылкой
развития самого общества. В связи с этим
международные эксперты определяют, что
главная задача образования – готовить
компетентного члена общества, способного
принимать адекватные решения, реагируя
на личностные и социальные вызовы [6].
Сегодня в Украине компетентностный
подход также признан одним из направлений
модернизации образования. Готовность
украинских педагогов ввести компетентностный
подход в систему образования проявляется
в основных образовательных документах.
Так, в Государственном стандарте базового
и полного общего среднего образования
[11] формирование основных компетентностей
личности – жизненной, социальной, общенаучной,
общекультурной, технологической, коммуникативной
и компьютерной, определяется как одна
из главных задач современной школы Украины,
определяются требования к образованности
учащихся и выпускников основной и старшей
школы, гарантии государства в его достижении,
предусматривается обеспечение преемственности
и перспективности содержания образования
и требований по созданию предпосылок
формирования социальной, коммуникативной,
компьютерной и других видов компетентностей
учащихся, акцентируется внимание на практической
и творческой составляющих учебной деятельности
учащихся, совершенствовании навыков
самостоятельной учебной деятельности.
Известные международные организации,
которые сейчас работают в сфере образования,
в последние десятилетия изучают проблемы,
связанные с появлением компетентностно-ориентированного
образования, среди них – ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ,
ПРООН, Совет Европы, Международный департамент
стандартов и т.д [6].
По мнению педагогов, именно
сформированность жизненно важных компетенций
может дать человеку возможность ориентироваться
в современном обществе, информационном
пространстве, скоротечном развитии рынка
труда, дальнейшему получению образования.
Ученые считают, что приобретение молодежью
знаний, умений и навыков направлено на
совершенствование их компетентности,
способствует интеллектуальному и культурному
развитию личности, формированию у нее
способности быстро реагировать на запросы
времени. Именно поэтому важным является
осознание самого понятия компетентности,
понимания, какие именно компетентности
и как необходимо формировать, что должно
быть результатом обучения [30].
В современных научно-педагогических
исследованиях компетентностный подход
рассматривается как методология, обосновывающая
образование как формирование базовых
жизненных компетенций личности (интеллектуальных,
социальных, операционально-технологических,
физических, художественно-эстетических)
как основы для ее дальнейшего саморазвития)
[22].
В коллективной монографии,
Н. Бибик, Л. Ващенко, А. Локшина, А. Овчарук,
Л. Паращенко, А. Пометун, А. Савченко, С. Трубачева,
определили, что компетентностный подход
– не только один из тех факторов, способствующих
модернизации содержания образования,
он прежде всего дополняет ряд образовательных
инноваций и классических подходов, помогающих
педагогам гармонично сочетать положительный
опыт для реализации современных образовательных
целей [3]. Поэтому, критически анализируя
последствия широкомасштабного внедрения
в педагогической практике различных
зарубежных стран компетентностно-ориентированного
образования, украинские ученые признают,
что последнее способствует приобретению
новыми поколениями жизненно важных (ключевых)
компетентностей. Кроме того, не менее
важным они видят и процесс разработки
мониторинговых процедур для отслеживания
результатов обучения и измерения приобретенных
молодежью компетенций в разных образовательных
областях, поскольку это дает возможность
оценить результативность образования,
его соответствие современным потребностям
рынков труда и общества [3].