Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 18:44, курсовая работа
Интенсивное развитие современного информационного общества, интеграция Украины в общеевропейское пространство обуславливают необходимость модернизации содержания школьного образования и системы контроля за усвоением его учениками. Компетентностный подход в школьном обучении является инновационным средством его модернизации.
Концепция развития школы утверждает необходимость качественного обновления содержания образования, обеспечения непрерывного процесса становления и развития гармоничной творческой личности ученика.
Система умений и способов деятельности, которая охватывает все составляющие компетенций, конструируется на основе тех видов предметной и учебно-познавательной деятельности, осуществляемых учениками определенного возраста. Специфика формирования их зависит от возрастных особенностей школьников. Так, для I ступени обучения определяющим является то, что учения для детей младшего школьного возраста становится ведущей деятельностью и первым этапом целенаправленного овладения ею.
По мотивации, которая является стержнем любой деятельности, то усвоение компетенций побуждается не мотивами-стимулами, а личностными смыслами, которые влияют на мировоззрение и жизненную позицию ученика [37].
Достижение определенного типа организации личностных знаний, системы умений и способов деятельности обусловливает необходимость определения четких критериев отбора и структурирования предметного содержания и разработки теоретико-методических основ процесса овладения ими.
Выводы ко второму разделу
На основе анализа психолого-педагогической литературы, в данной главе была дана классификация и характеристика ключевых компетентностей младших школьников. Были рассмотрены условия эффективного формирования ключевых компетентностей детей младшего школьного возраста, а также выделены основные требования для эффективного усвоения младшими школьниками ключевых компетентностей.
Мы пришли к выводу, что ключевые компетентности следует формировать через специально подготовленное содержание, технологии и развивающую среду, которая имеет следующие признаки: открытость, целостность, эмоциональную комфортность, субъектность учебного взаимодействия. Каждая образовательная область должна внести свою долю в формирование ключевых компетентностей учащихся, объясняя этим практические и развивающие результаты начального образования. Таким образом, компетентностный подход позволяет системно осовременить все составляющие учебного процесса, начиная с его цели и содержания. Это способствует сосредоточенности учителя и учащихся на результативной составляющей обучения, повышает возможность для практико-ориентированного образования, мотивации детей к обучению.
Исследуемое рабочее место – кабинет начального обучения.
Целью работы является создание гигиенических условий для умственного труда и разработка мер безопасности в кабинете.
При умелом распределении умственного труда можно не только развить огромную по своей продуктивности деятельность, но и сохранить на долгие годы высокую производительность мозга и высокий общий тонус организма. Человек устает не столько от того, что много работает, а потому, что работает неумело и трудно.
На санитарно-гигиенический аспект школьного обучения влияют не только факторы непосредственно самого урока, его содержание и методики обучения, но и многие другие внешние факторы, которые в той или иной степени обуславливают его качество. К ним относятся:
Согласно нормативам, школьное помещение Евпаторийского учебно-воспитательного комплекса «Интеграл» имеет три этажа и достаточное количество выходов на благоустроенный двор. Это обеспечивает максимальную возможность для учащихся находиться на свежем воздухе, что имеет большое значение для поддержания оптимального функционирования состояния организма и высокой работоспособности.
По функциональному назначению в школьном помещении выделены основные (классные комнаты, учебные кабинеты, лаборатории, спортивный зал, мастерские для трудового обучения) и вспомогательные (гардероб, рекреации, библиотека, медицинский кабинет, столовая, умывальные и туалетные комнаты) помещения.
Согласно действующим санитарно-гигиеническим нормам, в учебных кабинетах площадь на одного ученика составляет 1,4-1,65 м2 (в зависимости от профиля), учебный кабинет начальной школы имеет длину 9 м, ширину-6,2 м, его общая длина составляет 55,8 м2, в нем одновременно могут учиться 33-39 человек.
К постоянной экспозиции в соответствии со специализацией кабинета относятся: государственная символика, инструкция по безопастности труда и пожарной безопастности, правила работы в кабинете, классный уголок.
Особое внимание в общеобразовательных учебных заведениях уделяется освещению учебных помещений. Ориентация окон кабинета учащихся начальных классов соответствует требованиям ДБН В.2.2-3-97 (на север), что создает наиболее высокий уровень естественного освещения. Окна оборудованы солнцезащитными средствами (шторы из ткани с достаточными светопропускающих возможностями). При отсутствии прямого попадания солнечного луча на рабочие места учащихся шторы находятся в межоконных простенках и не закрывают окна. Ламбрекены не спускаются ниже верхней части оконной рамы. Для обеспечения оптимального естественного освещения в кабинете моют окна не менее 2-х раз в течение года. Естественное освещение равномерное и не создает блеска. Коэффициент естественного освещения (КПО) в учебном помещении равен 2,5% на рабочих местах 3-го ряда парт (1 м от внутренней стены). Равномерность освещения на рабочем месте (отношение минимального уровня освещения до максимального) составляет 0,3. Достаточность и равномерность освещения оценивают по световым коэффициентом (СК) (отношение общей площади окон к площади пола). Форма окон – прямоугольная, является наиболее рациональной, их высота составляет 2,5 м. Ширина простенков между окнами составляет 0,5 м, высота подоконника – 0,8 м, СК 1:5.
В учебном кабинете размещены невысокие комнатные растения в вазонах. Цвет поверхности потолка – белый, на стенах поклеены обои бежевого цвета. Классная доска имеет матовую поверхность, окрашенную в темно-зеленый цвет с коэффициентом отражения 0,1. Все полимерные материалы, использованные при ремонте кабинета, а также отделка, настил пола, имеют положительное заключение государственной санитарно-гигиенической экспертизы. Отношение яркости равно для: «тетрадь-парта» – 4:1, «классная доска-тетрадь» – 1:5, «окно-тетрадь» – 7:1, «классная доска-окно» – 1:12., что является допустимым.
Общее искусственное освещение составляет 1000 лк, при этом обеспечивается высокий уровень зрительных функций и общей работоспособности учащихся. Освещение является не только достаточным, но и равномерным. Уровень искусственного освещения учебного помещения соответствует ДБН 2.5-28-2006, ДБН В.2.2-3-97. Искусственное освещение кабинета обеспечено люминесцентными лампами типа ЛН (люминесцентные лампы натурального цвета) с соответствующей арматурой, которая дает рассеянный свет, является безопасной и надежной. Люминесцентные светильники дают рассеянный свет, они размещены в 2 ряда параллельно линии окон на расстоянии 1,7 м от наружной и внутренней стен, 1,2 м от классной доски, 1,6 м от задней стены. Расстояние между рядами светильников составляет 2,8 м. Потребляемая мощность люминесцентного освещения составляет 28 Вт / м2. Соотношении между световыми потоками от окна и искусственного освещения составляет 2:1, что является оптимальным. Светильники моют 1 раз в три месяца, окна – 1 раз в полугодие.
Освещенность помещения снижается на 50-70%, если окна загрязнены. Согласно санитарно-гигиеническими требованиями внешнюю сторону окон моют 3-4 раза в год, а внутреннюю поверхность – 1-2 раза в месяц. Уровень освещения измеряется люксметром.
Продолжительность проветривания классных помещений представлена в таблице 3.1 (см. Таблица 3.1).
Таблица 3.1.
Продолжительность проветривания помещений (мин)
Температура воздуха улицы, 0С |
На коротких переменах |
На длинных переменах и между сменами |
от +10 до +6 |
4–10 |
25–35 |
от +5 до 0 |
3–7 |
20–30 |
от 0 до –5 |
2–5 |
15–25 |
от – 5 до –10 |
1–3 |
10–15 |
ниже – 10 |
1–1,5 |
5–10 |
В теплые дни проводят занятия при открытых фрамугах и форточках.
Учебный кабинет оборудован с учетом правил техники безопасности. Каждый учитель их придерживается, выполняя свои функциональные обязанности. Мебель и учебное оборудование кабинета размещены в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, предусматривающими учет расстояния парт от классной доски (3 м – минимальная), между рядами парт, между окнами и рядом парт около них (когда слишком близко – дети зимой простужаются) стеллажи, полки, стенды, технические средства обучения укреплены и установлены так, чтобы было удобно ими пользоваться и чтобы они не угрожали жизни и здоровью учащихся.
Угол зрения между плоскостью классной доски и линией точки зрения учащихся равен 90, а для учащихся, сидящих за первыми партами – 35.
Основные требования к гигиене труда трансформировались в отношении учителя и учащихся как основных субъектов учебно-воспитательного процесса, то есть их умственного труда на уроке. Вследствие длинной или напряженной работы в организме появляется объективное состояние утомления, снижение работоспособности. Во многом динамика работоспособности ребенка определяется возрастом и свойствами его нервной системы. У младших школьников умственное утомление наступает достаточно быстро, поэтому учебная нагрузка для них ограничивается в школе и дома.
Среди внешних факторов, способствующих улучшению умственной работоспособности субъектов учебно-воспитательного процесса, являются требования к их посадке за столом или партой.
Правильная посадка учащихся, откинувшись на спинку стула, условия для работы органов зрения, кровообращения, дыхания, пищеварения предотвращают раннем утомлению, способствуют сохранению правильной осанки. Учителям следует следить за рабочей осанкой учеников, чтобы предотвратить искривление позвоночника, дефектов зрения.
Высота стула подобрана так, чтобы ноги опирались полной стопой на пол, образуя в тазобедренном и коленном суставах прямые или чуть тупые углы. Бедра на 2/3-3/4 длины находятся на сидении. Во время работы стул задвигают на 3-5 см под столешницу стола. Во время чтения и письма учащиеся принимают наиболее целесообразную позу с легким наклоном вперед. Во время слушания объяснения учителя возможна «задняя» поза, когда ученик сидит, откинувшись на спинку стула.
Интенсивность умственного труда учителя и учащихся во многом зависит от их эмоционального состояния. Положительные эмоции благотворно влияют на работу, отрицательные – наоборот.
Гигиена труда предусматривает рациональное чередование умственной и физической деятельности. Установлено, что легкая мышечная работа стимулирует умственную деятельность, а интенсивная – ухудшает ее. Поэтому во время 10-минутных перерывов, которые устраиваются через каждые 45 (35) минут работы, делают несколько легких физических упражнений, что повышает умственную работоспособность. На уроках «Я и Украина» обязательно проводят физкультминутки, упражнения на релаксацию мышц.
Шум отрицательно влияет на состояние работоспособности детей. Изменение функционального состояния слухового и других анализаторов наблюдается у детей под влиянием «школьного» шума, уровень интенсивности которого в основных помещениях школы колеблется от 40 до 110 дБ. В кабинете начального обучения уровень интенсивности шума в среднем составляет 50-80 дБ, во время перерывов может достигать 95 дБ.
Информация о работе Ключевые компетентности младших школьников