Ключевые компетентности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Интенсивное развитие современного информационного общества, интеграция Украины в общеевропейское пространство обуславливают необходимость модернизации содержания школьного образования и системы контроля за усвоением его учениками. Компетентностный подход в школьном обучении является инновационным средством его модернизации.
Концепция развития школы утверждает необходимость качественного обновления содержания образования, обеспечения непрерывного процесса становления и развития гармоничной творческой личности ученика.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 144.76 Кб (Скачать файл)

Шум, непревышающий 40 дБ, не вызывает отрицательных изменений в функциональном состоянии нервной системы. Изменения становятся заметными при воздействии шума, уровень которого составляет 55-60 дБ. Ослабление внимания школьников в условиях воздействия шума указанной громкости достигает 16%. Снижение уровней «школьного» шума и его неблагоприятного воздействия на здоровье учащихся достигается благодаря ряду комплексных мероприятий: строительных, технических и организационных. Так, ширина «зеленой зоны» со стороны улицы составляет 6 м, что является достаточным для уменьшения распространения шума. Допустимые значения шума в кабинете установлены в соответствии с санитарными нормами ДСН 3.3.6.037-99 (50 дБ).

Гигиеническим стандартам, направленным на сохранение зрения и слуха учащихся и учителей, соответствуют размеры учебного помещения: длина (размер от доски до противоположной стены) и глубина классных комнат. Длина исследуемого кабинета обеспечивает учащимся с нормальной остротой зрения и слуха, которые сидят на последних партах, четкое восприятие речи учителя и ясное видение того, что написано на доске. На первых и вторых партах (столах) в любом ряду отводятся места для учащихся с ослабленным слухом, поскольку речь воспринимается от 2 до 4 м, а шепот – от 0,5 до 1 м. Восстановить функциональное состояние слухового анализатора и предупредить сдвиги в других физиологических системах организма ребёнка помогают небольшие перерывы (10-15 мин.)

Электрооборудование, которым приходится пользоваться работникам школы, представляет собой потенциальную опасность. Несчастные случаи с работниками, которые пользуются электроприборами в школе, связаны с ударом электрическим током при нарушении требований электробезопасности. Тяжесть поражения электрическим током зависит от целого ряда факторов: значения силы тока; электрического сопротивления тела человека и длительности протекания через него тока; рода и частоты тока (переменный, постоянный); индивидуальных особенностей человека и условий окружающей среды. Основным фактором, обусловливающим степень поражения человека, является сила тока. Порог ощущения тока зависит от состояния нервной системы и физического развития человека. Наиболее опасны пути тока: рука – ноги, рука – рука, особенно при прохождении тока через мозг, сердце, легкие.

Поэтому в кабинете начального обучения учителя и учащиеся выполняют общие требования электробезопасности. Перед включением электроприбора визуально проверяют шнур, электропроводку и корпус на наличие механических нарушений. Электроустройства надежно заземлены в соответствии с правилами устройства прибора. Учителя четко следят за тем, чтобы никто не работал с электроприборами влажными руками, они не оставляют электроустройства без присмотра на долгое время, после окончания работы проверяют, все ли приборы выключены. При обнаружении или возникновении неисправности, задымленности работу прекращают, выключают устройство и сообщают школьной администрации.

Пользователи не могут выполнять ремонтные работы самостоятельно. Ремонтные работы в электроприборах и электроустановках осуществляют квалифицированные работники, имеющие IV группы допуска по электробезопасности, которым выдан соответствующий наряд для этого вида работ. Данные работы выполняются с полным обесточиванием сети.

К пользованию электрооборудованием школы допущены лица из числа персонала школы, которые прошли обучение и аттестацию по вопросам «Правил пользования электроэнергией», «Правил безопасной эксплуатации электроустановок потребителей», «Правил пожарной безопасности», «Правил оказания первой помощи пострадавшим». Обучение и аттестацию на II-III группу допуска по электробезопасности организует комиссия, назначенная приказом директора школы. Инструктаж персонала на I группу допуска по электробезопасности организует и проводит ответственный за электрохозяйство школы. Регистрация проверки знаний по электробезопасности осуществляется в журнале протоколов.

Спасение жизни человека, пораженного током, во многом зависит от скорости и правильности действий лиц, осуществляющих помощь. Прежде всего нужно как можно быстрее освободить пострадавшего от действия электрического тока. Если невозможно отключить электрооборудование от сети, нужно сразу приступить к освобождению пострадавшего от токоведущих частей, не касаясь при этом потерпевшего.

Меры доврачебной помощи после освобождения пострадавшего зависят от его состояния, ее нужно оказывать немедленно, по возможности на месте происшествия, одновременно вызвав медицинскую помощь. Если пострадавший не потерял сознание, нужно обеспечить ему на некоторое время покой, не позволяя двигаться до прибытия врача. Если пострадавший дышит редко и судорожно, но прослушивается пульс, нужно немедленно сделать ему искусственное дыхание. При отсутствии дыхания, расширении зрачков и посинением кожи нужно делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Оказывать помощь необходимо постоянно до прибытия врача, поскольку есть много случаев, когда искусственное дыхание и массаж сердца возвращали пострадавших к жизни. Скорую медицинскую помощь следует вызвать по телефону 103.

Весь персонал учебного заведения при приеме на работу и по месту работы проходит противопожарный инструктаж и проверку знаний по вопросам пожарной безопасности не реже одного раза в год по утвержденной программе. В учебном кабинете начального обучения размещены только необходимые для обеспечения учебно-воспитательного процесса (учебных и внеурочных занятий) мебель, приборы, модели, вещи, принадлежности и т.п. (в шкафах, на стеллажах или на стационарно установленных стойках).

Электросети, электроприборы и другую электроаппаратуру эксплуатируют только в технически исправном состоянии, учитывая рекомендации предприятий-производителей.

В случае обнаружения повреждений электросетей, выключателей, розеток, других электроприборов их немедленно обесточивают и принимают меры по приведению их в пожаробезопасное состояние. Эвакуационные пути и выходы всегда содержат свободными.

Все работники учебного заведения умеют пользоваться огнетушителями, другими первичными средствами пожаротушения, знают места их расположения.

После окончания занятий в кабинете учителя, преподаватели и другие работники школы осматривают помещение, устраняют выявленные недостатки и закрывают помещение, обесточив электросеть.

Каждый работник учебного заведения, который обнаружил пожар или его признаки (задымление, запах горения или тления различных материалов, повышение температуры в помещении и т.п.), немедленно сообщает об этом по телефону в пожарную часть (при этом четко называет адрес объекта, место возникновения пожара, а также свою должность и фамилию), приводит в действие систему оповещения людей о пожаре, начинает сам и привлекает других лиц к эвакуации людей из здания в безопасное место согласно плану эвакуации.

Учебное заведение обеспечено первичными средствами пожаротушения: огнетушителями, пожарным инвентарем и средствами связи.

У каждого телефона вывешена табличка, на которой указан номер телефона пожарной части (101). Пожарный инвентарь размещен на видных местах, обеспечен свободный и удобный доступ к нему. Огнетушители расположены в легкодоступных местах, где исключается возможность воздействия на них прямых солнечных лучей, отопительных, нагревательных приборов и других источников тепла.

Переносные огнетушители привешены за кронштейны на стену на высоте 1,5 м от уровня пола до нижнего края огнетушителя и на расстоянии от края двери, достаточном для их полного открывания так, чтобы можно было определить тип огнетушителя, прочитать на его корпусе инструкцию по пользованию, а также удобно было его снять.

В случае возникновения любой аварийной ситуации педагог или сотрудник коллектива школы немедленно сообщает об этом в соответствующие органы или службы, а также руководству школы.

В случае травмирования участников учебно-воспитательного процесса педагог уведомляет директора школы, или ответственного за охрану труда, обращается к школьной медсестре, или вызывает скорую помощь.

В случае возникновения пожара действия работников школы направлены на создание безопасности людей, в первую очередь детей, на их спасение и эвакуацию.

Гигиена учебной работы имеет целью разработку мероприятий и средств, обеспечивающих в процессе обучения наименьшие затраты организма учащихся, в первую очередь коры головного мозга, и предупреждающих развитие большого утомлении и тем более переутомления детей и подростков.

«Наблюдения и исследования врачей над школьной жизнью доказали, что ограничение роли гигиены одними вопросами внешней обстановки не выдерживает критики и что голос гигиены должен быть выслушан и принят в расчёт по всем вопросам, касающимся обучения и воспитания, в частности и по вопросам об учебных программах, о методах обучения и т. п.», – Д. Бекарюков.

Основным в гигиене преподавания является профилактика утомления учащихся. Утомление на уроке сказывается, в первую очередь, на снижении внимания у детей и подростков и понижении качества их учебной работы.

Чем урок интереснее для детей и подростков, чем более активно они участвуют в изучении учебного материала, тем меньше их утомление. При этом обязательно соблюдение установленной нормы продолжительности урока и преподавание учащимся того или иного возраста лишь такого учебного материала, который им доступен. Кроме сказанного, не менее обязательно соблюдение основного дидактического требования – постепенного перехода от лёгкого к более трудному материалу. Это в основном педагогическое требование имеет большое гигиеническое значение, так как соблюдение его обеспечивает нормальное функционирование коры головного мозга и сохранение сил учащихся. А это в свою очередь снижает степень скорости нарастания утомления учащихся и отдаляет момент его наступления.

Громадное значение в гигиене преподавания имеет сознательное отношение детей и подростков к учению и понимание ими учения как своей гражданской обязанности перед родиной. Такое отношение к учению вызывает у учащихся позитивные, активизирующие их эмоции, оказывающие благотворное влияние на их высшую нервную деятельность.

Имеется ряд исследований, показывающих, что утомление учащихся нарастает и работоспособность их падает, если учебные занятия проводятся в непроветренных классах, с душным, спёртым воздухом, при недостаточном освещении и т. п.

Состояние здоровья детей и подростков также имеет немаловажное значение в гигиене преподавания. Между состоянием здоровья учащихся и их учебной работой и учебной успеваемостью имеется определённая зависимость. Больные и ослабленные дети и подростки или же имеющие известную предрасположенность к тому или иному заболеванию, с пониженной сопротивляемостью организма, значительно легче и быстрее утомляются и проявляют, как правило, меньшую работоспособность по сравнению со здоровыми детьми. Дети и подростки, страдающие малокровием, плохим питанием, туберкулёзной интоксикацией, болезнями носоглоточной полости, понижением слуха, понижением остроты зрения и тому подобными болезненными нарушениями, нередко учителями считаются здоровыми. Это происходит оттого, что не всегда легко можно заметить проявления этих заболеваний у детей и подростков. Только опытный учитель, обладающий знаниями по школьной гигиене и прибегающий к консультации школьного врача, может заметить у учащихся те или иные уклонения от нормы и своевременно применить необходимые в данном случае профилактические и педагогические меры.

Уклонения от нормы развития и малозаметные заболевания, не мешающие учащимся посещать школу, затрудняют им учебную работу, понижают способность восприятия и усвоения учебного материала и вызывают у них быстрое утомление.

Характерно, что такие болезни, как малокровие, болезни носоглоточного пространства, а равно понижение остроты зрения и слуха отражаются на успеваемости.

Это понятно, поскольку эти заболевания отражаются на общей жизнедеятельности ребёнка и подростка, а также на его психических функциях. Нарушение же нормального функционирования органов зрения и слуха приводит к уменьшению способности восприятия учащимся учебного материала.

Для обеспечения гигиены преподавания, а равно и всей учебно-воспитательной работы, проводимой школой и внешкольными учреждениями, необходимо, чтобы учителя были осведомлены о состоянии здоровья каждого учащегося в отдельности. Имея эти данные, учитель сможет применять индивидуальный подход к каждому учащемуся. В связи с этим в школах обязательно должны проводиться не реже двух раз в год углублённые врачебные осмотры, во время которых особое внимание надо обращать на выявление малозаметных заболеваний или уклонений от нормы развития. Одновременно также проводятся антропометрические измерения учащихся, показывающие сдвиги в области их физического развития. Учитель должен не только регулярно получать от школьного врача или врача, производящего медицинские осмотры, сведения о состоянии здоровья каждого ребёнка и подростка, но и указания о необходимых оздоровительно-воспитательных мероприятиях в отношении каждого учащегося. В связи с этим ежегодно осенью перед началом учебных занятий директор школы должен позаботиться о том, чтобы все дети и подростки были осмотрены врачом в течение первых недель нового учебного года. Это, конечно, не исключает повседневного медицинского наблюдения над учащимися, осуществляемого школьным врачом.

Детей и подростков, имеющих те или иные нарушения здоровья (например, малокровие, тугоухость, понижение остроты зрения, туберкулёзную интоксикацию, ослабление организма после перенесённого тяжёлого заболевания, порок сердца и т.п.), учитель должен брать на учёт с тем, чтобы в своей учебно-воспитательной работе иметь в виду эти недостатки и создавать для этих учащихся наилучшие условия в классе и во внеклассное время, не допуская перегрузки их усиленной умственной деятельностью. При некоторых же патологических состояниях (порок сердца и др.) необходимо предостерегать детей и подростков от более или менее значительной физической деятельности.

Особенно необходимо заботиться о детях и подростках, перенёсших серьёзную болезнь (например, скарлатину, дифтерию, грипп, воспаление лёгких и пр.), в результате которой остаётся ослабление организма и иногда может иметь место поражение сердца. Таких учащихся следует окружать особенно чуткой заботой, оберегая их от простуды, давая им в школе дополнительное питание. Учителю следует для этих учащихся организовать индивидуальные консультации и помощь со стороны лучших учеников в прохождении пропущенного во время болезни учебного материала. Не менее существенно разъяснять родителям правила охранения здоровья их детей после перенесённого заболевания.

Информация о работе Ключевые компетентности младших школьников