Получение положительного конечного
результата в обучении предполагает периодический
контроль за его достижением на определенных
этапах этого процесса. Нормативный результат
сформированности компетентности ученика
также предусматривает контроль за последовательностью
ее формирования с определением требований
к уровню сформированности компетентности
учащихся на каждом этапе образовательного
процесса. Кроме того, каждый из этих уровней
предусматривает несколько этапов формирования
компетентности. Эти этапы, во-первых,
должны быть связаны с последовательностью
формирования опыта деятельности учеников
относительно предметов и процессов современности,
во-вторых, отражать ход учебного процесса:
мотивацию учения (осознание учеником
целей и задач), актуализацию минимально
необходимого опыта деятельности, изучение
нового материала с отработкой теоретического
и практического учебно-информационных
блоков, самоанализ полученных результатов
и соотнесение полученных результатов
с предполагаемыми [1].
Государственным стандартом
общего образования Украины определены
ключевые жизненные компетентности, такие,
как готовность учащихся использовать
усвоенные знания, умения и способы деятельности
в реальной жизни для решения практических
задач [11].
Существует очень много подходов
к формированию ключевых компетенций.
Но украинские ученые выделяют компетентностное
обучение как результат, связанный с умением
использовать знания и собственный опыт
в конкретных жизненных ситуациях. Это
возможно, если знания связаны с умениями
оперировать научными знаниями, фактическим
материалом, если знания связаны с окружением,
жизнью общества, социальной деятельностью
личности, если у ученика есть внутренняя
мотивация, интерес, заинтересованность.
Интерес возникает тогда, когда человек
работает сам, когда происходит индивидуальная,
напряженная, ежедневная творческая работа,
чтобы каждому была знакома радость открытия
нового, радость творческого осознания
жизни.
Комплекс этих жизненных умений
является центральным в системе компетентностного
подхода и выступает конечным результатом
обучения. Формула компетентности определяется
из основных ее составляющих: во-первых,
знания, но не просто информация, а быстро
изменяющаяся, динамичная, разнообразная,
которую надо уметь найти, отсеять от ненужного,
перевести в опыт собственной деятельности;
во-вторых, умение использовать эти знания
в конкретной ситуации, понимание, каким
образом можно приобрести эти знания;
в-третьих, адекватное оценивание себя,
мира, своего места в мире, конкретного
знания, необходимости своей деятельности,
а также методов их приобретения или использования
[15].
Эта формула логически может
быть выражена следующим образом:
Компетентность = мобильность
знаний + гибкость метода + критичность
мышления.
Успешность в жизни каждого
человека зависит от многих причин. Одна
из них – это уровень сформированности
компетентностей учащихся. Формирование
компетентностей учащихся обусловлено
не только реализацией соответствующего
обновленного содержания образования,
но и адекватных методов, технологий обучения.
Перечень этих методов является достаточно
широким, их возможности – разноплановыми.
Потенциал, например, производительных
методик и технологий является очень высоким,
и реализация его непосредственным образом
влияет на достижение такого нового результата
обучения, как компетентность. Продуктивное
обучение обеспечивает усвоение знаний
и умений, обладая которыми выпускник
школы находит почву для своей дальнейшей
жизни. Производительные – значит необходимые,
действенные, прочные, постоянно актуальные,
сформированные на должном уровне знания
и умения [20].
Продуктом школы является человек,
личность, поэтому можно выделить основные
задачи, подлежащие реализации:
- создание условий для развития
и самореализации учащихся;
- усвоение производительных знаний, умений;
- удовлетворение запросов и
потребностей школьника;
- развитие потребности пополнять
знания на протяжении всей жизни;
- воспитание для жизни в цивилизованном гражданском обществе [20].
Компетентностный подход на
сегодняшний день является основой развития
образовательных программ в большинстве
развитых стран. Однако, на постсоветском
пространстве образования не все ученые
разделяют идею инновационности этого
подхода.
Как показывают исследования,
мнения ученых разделились на три группы
[30]:
- Компетентностный подход – «мода на компетентность». Первая группа ученых считает,
что использование терминов «компетенция»,
«компетентность» является данью европейской
моде, без которой можно обойтись. Сущность
результатов образования можно охарактеризовать
и другими, не менее важными понятиями,
а именно: образованность, мастерство,
уровень подготовленности выпускника,
учебные умения, интеллектуальный капитал
и т.д.
- Компетентностный подход не
является абсолютно новым для отечественной
школы. По мнению ученых этого направления, подобная ориентация образования на специальные и на комплексные способы учебной деятельности уже была описана в работах В. Краевского, И. Лернера, М. Скаткина, М. Щедровицкого и др. К сожалению,
недостатки постсоветского образования
привели к упрощению разработанных этими
исследователями концепций, и они потеряли
свое существенное значение.
- Компетентностный подход –
это путь обновления образования. Ученые,
разделяющие это мнение, считают, что новые
термины означают направление развития
образования. «Компетенция» и «компетентность»
уже широко используются для описания
жизнедеятельности человека и означают
высокое качество профессиональной деятельности.
Все другие термины на шкале точности
описания свойств выпускников находятся
дальше от указанных понятий. Компетенции
и компетентность описывают сложную структуру
соответствующей культуры деятельности
школьников и не сводятся ни к знаниям,
ни к умениям.
Необходимость внедрения компетентностного
подхода в систему образования Украины
обусловлено несколькими причинами. Одной
из причин является то, что этот процесс
обусловлен как европейской, так и мировой
тенденциями интеграции, глобализации
мировой экономики, а именно, растущими
потребностями гармонизации «архитектуры
европейской системы высшего образования».
Также, в последнее десятилетие наблюдается
переориентация образовательной парадигмы.
В условиях глобализации мировой экономики
акценты с принципа адаптивности смещаются
на принцип компетентности выпускников
образовательных учреждений. Изменение
принципа автоматически означает и изменение
подхода. Любой подход определяется идеей,
принципом, в его центре находится две-три
ключевых категории. Для компетентностного
подхода такими категориями выступают
«компетенция» и «компетентность». Далее,
необходимость внедрения компетентностного
подхода обусловлена предписаниями. Еще
одна причина введения компетентностного
подхода – это использование термина,
значение которого может быть достаточно
широким, и более того, он может быть заданным
произвольно. Следующая причина заключается
в том, что система профессиональной подготовки
не в состоянии справиться с постоянно
растущим потоком информации, поэтому
необходим принципиально новый подход
к конструированию содержания образования,
который будет нацелен на стимулирование
молодого специалиста на постоянное самосовершенствование.
Профессиональная подготовка будущего
учителя должна быть ориентирована на
применение возможностей своего предмета
для формирования у учащихся не только
предметных, но и надпредметных компетенций
[22].
Одним из аргументов в пользу
введения компетентностного подхода является
необходимость согласовывать образовательные
системы в глобализованном мире с целью
предоставления личности элементарных
возможностей интегрироваться в различные
социумы, самоопределяться в жизни. В таком
случае не только формализованные процедуры
структурирования образовательных результатов,
но и содержание и процесс образования
должны быть взаимосогласованными [22].
Глобальные проблемы проявляются
не только в способах представления, но
и в самом содержании образования. Это
связано с огромным ускорением всех социокультурных
изменений. Сейчас новое поколение имеет
все меньше возможностей приобрести от
предыдущего опыт и навыки жизнеустройства.
Стремительное сокращение сроков внедрения
новых достижений науки и техники делает
эти навыки ненужными.
Основа уникальности глобального
образования состоит в его содержании,
в отборе отраслей человеческого опыта,
характерных для нашей действительности
с ее плюрализмом, всеобщей зависимостью
и постоянными преобразованиями. Поэтому
коррективы в содержании образования
через внедрение компетентностного подхода
должны основываться или хотя бы учитывать
принцип глобально ориентированного образования.
Меняется роль наук, процесс познания
природы уже нельзя считать актом чисто
рациональным. Впервые возникает вопрос
о цене знания, которая должна быть не
настолько высокой, чтобы разрушить род
человеческий. В этом смысле происходит
сближение гуманитарных и естественных
наук, структур формального и неформального
образования [6].
Компетентности должны охватывать
такие качества человека, которые позволяют
ей интегрироваться в широкий мировой
социокультурный контекст [27].
Компетентностный подход в
современном образовании требует также
уточнения основных категорий компетентностного
подхода в образовании, основ их логического
подчинения, соотношения уровней и объемов
ключевых, отраслевых, предметных компетенций,
их представления в нормативных документах
(Государственном стандарте образования,
запланированном для разработки в ближайшее
время; стандарте знаний; предметных программах
[12]).
Основными функциями компетентностного
подхода являются [23]:
- диагностичность, т.е. ориентация на достижение диагностируемого результата, проявляющегося в поведении и мышлении;
- комплексность, междисциплинарность
– учет как образовательных, так
и внешних, средовых факторов и влияний;
- многофункциональность: компетентность
не может быть охарактеризована одним
умением или свойством, она представляет
собой способность к решению совокупности
задач.
В рамках компетентностного
подхода содержание образования рассматривается
как социальный опыт (культура) человечества
в процессе превращения в собственный
опыт личности, проходящий в специально
организованной образовательной среде.
Результатом усвоения такого содержания
образования является система ключевых
компетенций в сферах, обусловленных компетентным
составом содержания образования.
Очевидно, что целью и результатом
такого образования является формирование
ключевых компетенций младшего школьника,
под которым подразумевается система
универсальных общеучебных качеств и
способностей ученика в различных учебно-воспитательных
областях, а также стремление и готовность
осмысленно и эффективно применять их
на практике.
Приобретение личностью необходимых
ключевых компетенций важно для нее, так
как они способствуют:
- участию в создании демократических основ общества;
- социальному взаимопониманию и справедливости;
- соблюдению прав человека вопреки глобальному неравенству
и неравным возможностям [18].
Ключевые компетентности являются
переменными, они зависят от приоритетов
общества, целей образования, а потому
имеют подвижную и переменную структуру.
Кроме того, на отбор ключевых компетентностей
влияют субъективные факторы, связанные
с самой личностью. Зарубежные эксперты
выделяют такую основную черту ключевых
компетентностей: они должны быть благоприятными
для всех членов общества, соответствовать
всем людям независимо от пола, возраста,
расы, класса, культуры, семейного положения
и речи [32].
Выводы к первому
разделу
На основе теоретического анализа,
в данной главе была дана характеристика
компетентностного подхода с позиций
взглядов современных отечественных ученых
на его сущность, которые достаточно противоречивы.
Обоснована актуальность рассмотрения
проблемы управления учебным процессом
в учебном заведении с позиций компетентностного
подхода. Рассмотрены взгляды ученых на
компетентностный подход как основу реализации
обучения.
Мы пришли к выводу, что внедрение
компетентностного подхода в практику
работы общеобразовательных учебных заведений
позволяет решить проблему, которая является
типичной для систем образования стран
ближнего зарубежья, когда учащиеся овладевают
значительным объемом теоретических знаний,
но ощущают существенные трудности в деятельности,
требующей применения этих знаний для
решения конкретных жизненных задач или
проблемных ситуаций. Именно поэтому его
внедрение в образовательную практику
рассматривают как важнейшую предпосылку
развития в Украине постиндустриального
общества.
РАЗДЕЛ 2
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Классификация ключевых
компетентностей детей младшего школьного
возраста
На современном этапе развития
общество ставит перед образованием новые
цели. Сегодня уже просто невозможно обучать
традиционно, ведь постоянно растет объем
информации, расширяется содержание учебного
материала, который необходимо усвоить
ребенку.
Одним из путей обновления содержания
образования и согласование его с потребностями
современности, на данный момент, является
ориентация учебно-воспитательного процесса
на приобретение ключевых компетентностей
и создание эффективных механизмов их
внедрения.
В условиях избыточного информационного
пространства на ребенка направляется
огромная лавина информации, поэтому жизненно
необходимым является развитие умений
быстро и качественно анализировать ее,
отсеивать второстепенное и эффективно
использовать значимое. Для достижения нового
качества образования необходимо так
организовать обучение каждого ребёнка,
чтобы оно способствовало развитию, учило
созидать, самостоятельно добывать знания,
ориентироваться в нестандартной ситуации,
быть ответственным за свои поступки [31].
Реализацию компетентностного
подхода может обеспечить только компетентный
учитель, способный работать в новых условиях,
применять инновационные технологии,
учитывая конкретные условия школы и класса,
уметь быстро ориентироваться и использовать
информационное пространство (глобальное,
мировое, образовательное).
Начальное звено образования
– фундамент школьного обучения, ведь
именно здесь закладывается основа для
формирования личности будущего гражданина.
Оно призвано обеспечить дальнейшее становление
и разностороннее развитие личности ребенка,
целенаправленно выявлять и
развивать его способности в различных
видах деятельности, создать условия для
полноценного усвоения базового уровня
образования и умение учиться.