Ключевые компетентности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Интенсивное развитие современного информационного общества, интеграция Украины в общеевропейское пространство обуславливают необходимость модернизации содержания школьного образования и системы контроля за усвоением его учениками. Компетентностный подход в школьном обучении является инновационным средством его модернизации.
Концепция развития школы утверждает необходимость качественного обновления содержания образования, обеспечения непрерывного процесса становления и развития гармоничной творческой личности ученика.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 144.76 Кб (Скачать файл)

С 2012-2013 учебного года первоклассники учатся по новому Государственному стандарту начального общего образования, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины 20 апреля 2011 года №462 [12]. Он основывается на принципах личностно ориентированного и компетентостного подходов. В данном документе отмечено, что основной задачей начального обучения является овладение учащимися ключевыми компетентностями.

Толковый словарь современного украинского языка под редакцией В. Бусела [7] рассматривает компетентность @как определенную совокупность знаний у лица, которая позволяет ему судить о чем-либо, высказывать свое убедительное, авторитетное мнение. Компетентный – это тот, кто осведомлен в определенной области; который имеет право, исходя из своих знаний и полномочий, делать или решать что-либо, судить о чем-либо. Компетенция – это круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо имеет знания, опыт».

Слово «компетентность» происходит от латинского «competens» (competentic), что в переводе означает надлежащий, способный. В педагогическом смысле понятие «компетенция» чаще используется для обозначения:

  1. образовательного результата, который выражается во владении методами, средствами деятельности, в способности решать поставленные задачи;
  2. такой формы сочетания знаний, умений и навыков, позволяющих ставить и достигать цели по преобразованию окружающей среды [29].

Украинские ученые по-разному трактуют понятие «компетентность». Наибольшее распространение в отечественной научной литературе получило определение компетентности как «совокупности знаний и умений, необходимых для эффективной профессиональной деятельности: умение анализировать, предвидеть последствия профессиональной деятельности, использовать информацию [30].

По мнению О. Пометун, деятельность человека, в частности усвоение любых знаний, умений и навыков, состоит из конкретных действий, операций, которые выполняет человек. Выполняя эти действия, размышляя над их выполнением, осознавая потребность в них и оценивая их важность для себя и для общества, человек, следовательно, развивает компетентность в той или иной жизненной сфере. Если сфера жизни, в которой человек чувствует себя способным эффективно функционировать (то есть компетентным), является достаточно широкой, речь идет о так называемых ключевых или жизненных компетентностях. Если же компетентность распространяется на более узкую сферу, например, в пределах определенной научной дисциплины, то можно говорить о предметной или отраслевой компетентности [27].

Вследствие длительных научных дискуссий были выделены четыре базовые характеристики понятия «компетентность»:

  • использование компетентности всегда происходит в определенном контексте (в конкретной учебной ситуации);
  • компетентность всегда является результатом, она характеризует то, что может сделать индивид, а не описывает или рассказывает о процессе, благодаря которому он приобрел эту компетентность (например, ученик не рассказывает «я читал, я писал…», а показывает, что именно он умеет);
  • для оценивания способности индивида использовать компетентность нужны четко определенные и утвержденные стандарты;
  • компетентность является мерой того, что индивид может сделать за определенное время [32].

После определения сущностных характеристик понятия «компетентностный подход» начался отбор ключевых компетенций. Считается, что импульсом для этой работы были рекомендации Всемирной декларации об образовании для всех «Навстречу базовым образовательным нуждам» (Тайланд, 1990). Хотя в рекомендациях термин «компетентность» не употреблялся, но делалось ударение на взаимодействие знаний, умений, мотивации, ценностей, отношений в усвоении личностью важных социальных и поведенческих контекстов [32].

Позже, в 1996 г., в докладе ЮНЕСКО по поводу образования в XXI веке (вскоре она стала очень известной и цитируемой во всех странах мира как доклад Жака Делора) были сформулированы четыре ценностных направления, по которым должно развиваться современное образование [10]. Это: умение жить вместе, умение учиться, умение действовать, умение быть. Ученые определили, что, по сути, это глобальные компетентности, функции которых со временем приобретают все большего значения для мира.

  • Умение жить вместе – знание и понимание культуры других народов, других традиций, духовных ценностей. На этой основе должна формироваться мораль мирного сосуществования народов как между странами, так и внутри государства.
  • Умение учиться – обязательное условие для обучения на протяжении жизни. Его предлагалось формировать путем широкого академического образования с углубленным изучением ряда отдельных специальных предметов.
  • Умение действовать – возможность человека действовать в разных ситуациях, временами непредсказуемых, работать в команде.
  • Умение быть включает умения и навыки для полной реализации природных задатков каждого человека (воображение, физическая сила, эстетический вкус, способность к общению и др.) [10].

В конце 1990-х годов Совет Европы предложил педагогам перечень из пяти групп ключевых компетентностей, которыми должны владеть молодые европейцы. Эти компетентности являются ориентиром для определения ключевых компетентностей в современном школьном образовании. В частности, к ним относятся:

  1. политические и социальные компетентности;
  2. компетентности, которые связаны с жизнью в поликультурном обществе;
  3. компетентности, которые касаются владения устным и письменным общением, включая использование более одного языка;
  4. компетентности, связанные с развитием информационного общества;
  5. умение учиться как базис для обучения человека в профессиональном и социальном контекстах [32].

Из анализа этого перечня и его содержательного наполнения, проведенного учеными-компаративистами, сделаны такие выводы по поводу классификации компетентностей:

Во-первых, ключевые компетентности можно разделить на три группы:

  • компетентности, которые используются как средства взаимодействия (знаний, информации, технологий и др.);
  • взаимодействия в гетерогенных (неоднородных) группах людей;
  • компетентности, благодаря которым человек действует автономно.

Во-вторых, компетентности имеют уровневую природу овладения ими, а это обусловило проблему определения и условий, и средств их формирования.

В-третьих, учитывая функции и возможности содержания школьного образования, необходимо структурировать ключевые компетентности на две большие группы:

  1. Предметно-базисные (способность общаться, базовые научные и математические компетентности, компьютерная грамотность, способность позиционировать себя членом общества);
  2. Кросс-предметные, которые охватывают метакогнитивные и личностные, которые касаются поведения человека в разнообразных ситуациях [34].

В последнее время компетентность характеризуется как комбинация знаний, умений и отношений в соответствующем контексте деятельности человека, а ключевую компетентность формируют прежде всего для личностного развития активного гражданства, социальной интеграции и занятости. Отсюда вывод, что ключевые компетентности являются как личностной, так и социальной ценностью, они выгодны каждому ученику и обществу в целом [20].

Государственным стандартом общего образования в Украине определены ключевые жизненные компетентности, такие, как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач [11].

Ключевые компетентности являются переменными, они зависят от приоритетов общества, целей образования, а, следовательно, имеют подвижную и переменную структуру. Кроме того, на отбор ключевых компетентностей влияют субъективные факторы, связанные с самой личностью. Зарубежные эксперты выделяют такую основную черту ключевых компетентностей: они должны быть благоприятными для всех членов общества, соответствующими всем людям независимо от пола, возраста, расы, класса, культуры, семейного положения и речи.

Перечень ключевых компетенций определяется на основе ведущих целей общего образования, основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, формировать навыки жизни и практической деятельности в обществе [5].

Следует еще раз подчеркнуть главную особенность компетентности как педагогического явления, а именно: компетентность – это не специфические предметные умения и навыки, а конкретные жизненные операции, необходимые человеку любого возраста, профессии, семейного положения, вообще любому человеку.

Довольно долгое время школу обвиняли в том, что она не готовит ребенка к жизни. В современном стремительном мире тратить время сначала на учебу, а потом на подготовку к жизни – это просто терять время. Предметное обучение является только основой для формирования компетентностей как интегрированного результата учебной деятельности учащихся. Но наши учебные программы были и являются предметными; они регламентируют содержание предметного материала, перечень требований к усвоению предмета. Учитель, излагая свою учебную дисциплину, может формировать компетентности учащихся средствами своего предмета.

Работа по формированию ключевых образовательных компетенций делает процесс обучения более интересным ученикам, формирует у них понимание жизненно-практической значимости содержания образования, которое они осваивают.

На протяжении обучения в начальной школе учащиеся должны овладеть ключевыми компетентностями, которые предусматривают их личностно-социальное и интеллектуальное развитие, формируются на межпредметной основе и являются интегрированным результатом предметных и межпредметных компетенций [20].

Ключевая компетентность охватывает ряд общих учебных и познавательных умений. Умеет учиться тот ученик, который сам определяет цель деятельности или принимает поставленную учителем, проявляет заинтересованность в обучении, прилагает волевые усилия, организует свою работу для достижения результата, отбирает или находит нужные знания, способы для решения задачи, выполняет в определенной последовательности сенсорные, умственные или практические действия, приемы, операции; осознает свою деятельность и стремится ее усовершенствовать, имеет умения и навыки самоконтроля и самооценки [15].

Ключевые (универсальные) компетентности – общекультурная, социально-коммуникативная, информационно-познавательная, креативная и саморегуляционная – отражены в содержании всех образовательных областей начальной школы [12].

  1. Ценностно-смысловая компетентность. Это компетентность в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, творческую направленность, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетентность обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависят индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
  2. Общекультурная компетентность. Круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и очень широким опытом деятельности: это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетентности в бытовой и культурной сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. К этому же относится опыт усвоения учеником картины мира, расширяется до культурологического и общечеловеческого понимания мира.
  3. Учебно-познавательная компетентность. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, эвристической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными объектами, которые познаются учеником. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, генерации идей, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Относительно исследуемых объектов ученик овладевает креативные навыки продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данной компетентности определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
  4. Информационная компетентность. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетентность обеспечивает навыки деятельности ученика в отношении информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
  5. Коммуникативная компетентность. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и отдельными людьми и событиями, навыков работы в группе, занятия различных социальных ролей в коллективе. Ученик должен уметь презентовать себя, писать письмо, анкету, заявление, ставить вопросы, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетентности в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
  6. Социально-трудовая компетентность означает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя и т.д.), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данную компетенцию входят, например, умение анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и общественных взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
  7. Компетентность личностного самосовершенствования направлена на усвоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в данной сфере компетентности выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетентности относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности [32].

Информация о работе Ключевые компетентности младших школьников