Ключевые компетентности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Интенсивное развитие современного информационного общества, интеграция Украины в общеевропейское пространство обуславливают необходимость модернизации содержания школьного образования и системы контроля за усвоением его учениками. Компетентностный подход в школьном обучении является инновационным средством его модернизации.
Концепция развития школы утверждает необходимость качественного обновления содержания образования, обеспечения непрерывного процесса становления и развития гармоничной творческой личности ученика.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 144.76 Кб (Скачать файл)

 

    1. Условия эффективного формирования ключевых компетентностей младших школьников

В современных условиях возникает необходимость понимания качества образования, как перехода от трансляции знаний к совместному с учителем поиску их смысла и ценности. Ключевые образовательные компетенции превращаются в дидактическое средство развития личностных целей и качеств. В связи с этим подчеркивается важность формирования у учащихся навыков рациональной организации учебного труда, общих учебных умений и навыков, которые в совокупности обеспечивают надежное основание для последующей учебно-познавательной деятельности школьников, способствуют приобретению глубоких и прочных знаний [36].

Обновление всех аспектов жизнедеятельности общества и реализация задач Национальной доктрины развития образования Украины в XXI в., Государственной национальной программы «Образование» (Украина XXI века), Национальной стратегии развития образования в Украине на 2012-2021 годы, предусматривают «воспитание человека инновационного типа мышления и культуры» [19].

Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблемы, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир.Так как главный экзаменатор учеников – жизнь. Насколько они будут адаптированы к социальной среде, способными оперативно принимать правильное решение в нестандартных ситуациях, уметь анализировать и контролировать свою деятельность, зависит прежде всего от школы.

Проблема реализации компетентностного подхода в процессе обучения учащихся начальной школы обусловлена реформированием начального звена образования на новых концептуальных основах в связи с новыми целями, поставленными обществом перед средним образованием на современном этапе его развития [37].

Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решить проблему, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Таким образом, формирование ключевых образовательных компетенций у младших школьников является возможным и обусловлено потребностями практики.

Сегодня ребенок с его потребностями, наклонностями, способностями стоит в центре образовательно-воспитательной системы. Ее главной целью становится развитие личности, жизненного потенциала и жизненной компетентности ученика [34].

Младший школьный возраст является определяющим в дальнейшем развитии личности и формировании базовых компетенций. Поэтому сегодня начальная школа поставила себе цель – способствовать развитию жизненных компетентностей ученика и формированию его жизненных навыков, необходимых для становления основ индивидуально-личностного жизнетворчества, а именно: получение жизненного опыта, жизненное прогнозирование, принятие решений и планирование действий, решение типичных жизненных задач, самоорганизация и самовоспитание [5].

Во вступлении к «Программе для средней общеобразовательной школы (1-4 классы)» указано, что в состав жизненных навыков младших школьников входят:

  • организационные навыки (овладение школьниками рациональными способами организации собственного обучения);
  • общепознавательные навыки (умение наблюдать, рассуждать, запоминать и воспроизводить материал);
  • общеязыковые навыки (основные элементы культуры слушания и речи);
  • контрольно-оценочные навыки (усвоение учащимися способов проверки и самопроверки, оценки полученных результатов) [28].

В 1-4-х классах ребенок способен пройти путь от формирования отдельных жизненных навыков к становлению функциональной грамотности (способность ученика применять навыки для успешной реализации жизненных целей и решения задач).

Стратегическая задача современной школы – опираясь на законы развития ребенка 6-10 лет, создать условия для полноценного целостного развития личности ребенка и его самоактуализации. Оно предусматривает реализацию ряда задач:

  • удовлетворение базовых потребностей ребенка в активности, информации, развитие его индивидуальности;
  • предоставление каждому ребенку возможности самоутверждения в важнейших для него сферах жизнедеятельности, с максимальным развитием его способностей и возможностей;
  • создание эмоционально-ценностного поля взаимоотношений в системах «учитель-ученик», «ученик-ученик», «ученик-учитель» и т.д. [36].

Условием формирования ключевых компетенций и повышения воспитательной роли усвоения учебного материала в школе есть проблемный подход к обучению, творческие самостоятельные работы, элементы исследовательских задач, познавательные задачи. Задачей учителя в процессе обучения становится поощрение активности ребенка, помощь ему в познании самого себя, формирование мотивации постоянного самосовершенствования [36].

Для того, чтобы сформировать личность как единое гармоничное целое, необходимо с раннего детства привлекать ее к участию в самых разнообразных видах деятельности. Активная деятельность – одно из основных условий формирования компетенций. Активность аккумулирует весь путь развития личности, концентрирует внимание детей на жизненных обстоятельствах, стратегию воспитания самостоятельного опыта [18].

Формирование компетентностей учащихся обусловлено реализацией не только соответствующего обновления содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Потенциал методик и технологий является очень высоким и реализация его непосредственным образом влияет на достижение такого результата обучения как компетентность [34].

Продуктивное обучение обеспечивает усвоение знаний и умений, обладая которыми выпускник школы находит почву для своей дальнейшей жизни. «Продуктивные – значит необходимые, эффективные, прочные, постоянно актуальные, сформированные на должном уровне знания и умения» [20].

И. Подласый, подчеркивая, что продуктом школы является человек, личность, отмечает основные задачи, подлежащие реализации: создание условий для развития и самореализации учащихся, удовлетворение запросов и потребностей школьника, усвоение продуктивных знаний и умений, развитие потребности пополнять знания в течение всей жизни, воспитание для жизни в цивилизованном гражданском обществе [26].

Эти задачи, как видно, в определенной степени созвучны с перечнем задач основных групп компетентностей. Выдержка из объемного, содержательного комплекса педагогических правил может быть информацией к размышлению учителей независимо от стажа их работы, категории и технологии, которую они используют:

  1. Не учебный предмет формирует личность ученика, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
  2. На воспитание активности не стоит жалеть времени. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
  3. Помогайте учащимся овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
  4. Помните, что на самом деле знает не тот, кто говорит, а тот, кто применяет на практике.
  5. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно. Постепенно отходите от механических переводов, дословного воспроизведения.
  6. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем, познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задания.
  7. Учителя любого предмета, не только языка и литературы, должны следить за способом и формой выражения мнения учеников.
  8. Следует чаще показывать ученикам перспективы их обучения.
  9. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учащихся, их интересы, особенности развития.
  10. Будьте в курсе с последними научными достижениями своего предмета.
  11. Поощряйте исследовательскую деятельность учащихся. Практикой доказывайте необходимость научных знаний, которые изучаются в школе. Учите так, чтобы ученик понимал, что обучение является для него жизненной необходимостью.
  12. Объясняйте школьникам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации его жизненных планов [33].

Перед учителем стоят важные задачи:

  • обогатить ученика необходимым багажом знаний, развить умение запоминать и воспроизводить определенную информацию;
  • сформировать понимание полученной информации, способность ее обрабатывать, переформулировать своими словами;
  • применять приобретенные знания (правила, законы, принципы, теории) на практике, делать обобщения;
  • развивать основные мыслительные операции: анализ (осмысление содержания учебного материала, способность анализировать его по данным параметрам) и синтез (создание новых схем, доведение, сочетание элементов для получения целого, построение выводов), оценивание (формирование оценочных суждений о ценности идей, утверждений, художественных произведений и т.д.) [26].

При предвидении конечного образовательного результата педагог должен четко ориентироваться, какой начальный уровень знаний у его учеников и с помощью каких методов и форм работы можно достичь поставленных целей и задач.

Учебный результат – это общее утверждение, которое определяет, что ученик сможет выполнять в конце обучения, т.е. какими компетентностями он овладеет. Учебная цель – это более детальное утверждение, которое определяет, что ученик может выполнять после прохождения определенного этапа обучения (овладеет конкретной компетенцией).

Точное и четкое определение учебных целей, направленных на конкретный конечный результат, поможет учителю построить учебно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями современного образования [5].

Существует очень много подходов к формированию ключевых компетентностей. Но украинские ученые выделяют интегрированное обучение как результат, связанный с умением использовать знания и собственный опыт в конкретных жизненных ситуациях. Это возможно, если знания связаны с умениями оперировать научными знаниями, фактическим материалом, если знания связаны с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности, если у ученика есть внутренняя мотивация, интерес, заинтересованность. Интерес возникает тогда, когда человек работает сам, когда происходит индивидуальная, напряженная, ежедневная творческая работа, чтобы каждому была знакома радость открытия нового, радость творческого осознания жизни [18].

Комплекс этих жизненных умений является центральным в системе компетентностного подхода и выступает конечным результатом обучения.

Обретение личностью необходимых ключевых компетентностей важно для нее, поскольку они способствуют:

  1. участию в создании демократических основ общества;
  2. социальному взаимопониманию и справедливости;
  3. соблюдению прав человека и автономии вопреки глобальному неравенству и неравным возможностям [15].

Овладение ключевыми компетенциями учащимися школы возможно при соблюдении целого ряда требований. Рассмотрим основные из них:

    1. Дидактические требования: чёткое формирование образовательных задач, определение оптимального содержания урока, прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля, реализация на уроке всех дидактических принципов.
    2. Психологические требования: определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения, особенности самоорганизации учителя, организация познавательной деятельности, организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений, организованность учащихся, учёт возрастных особенностей.
    3. Требования к технике проведения урока: урок должен быть эмоциональным, темы и ритм урока должен быть оптимальными, полный контакт учителя и учащихся, атмосфера доброжелательности и активного творческого труда, смена видов деятельности, обеспечение активного учения каждого ученика.
    4. Требования к гигиене урока: температурный режим, проветривание, освещение, предупреждение утомления, чередование видов деятельности, физкультминутка, правильная рабочая поза учащихся, соответствие роста школьной мебели [18].

Формируются компетентности, если: обучение носит деятельностный характер, идёт ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности (для этого необходимо увеличить долю самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера), создаются условия для приобретения опыта и достижения цели, применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность учителя за результаты своих учеников (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, программированное обучение, интеграция, дифференцированное обучение, развивающее обучение), усиление практической направленности школьного образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы) [20].

Информация о работе Ключевые компетентности младших школьников