Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 18:44, курсовая работа
Интенсивное развитие современного информационного общества, интеграция Украины в общеевропейское пространство обуславливают необходимость модернизации содержания школьного образования и системы контроля за усвоением его учениками. Компетентностный подход в школьном обучении является инновационным средством его модернизации.
Концепция развития школы утверждает необходимость качественного обновления содержания образования, обеспечения непрерывного процесса становления и развития гармоничной творческой личности ученика.
Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблемы, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир.Так как главный экзаменатор учеников – жизнь. Насколько они будут адаптированы к социальной среде, способными оперативно принимать правильное решение в нестандартных ситуациях, уметь анализировать и контролировать свою деятельность, зависит прежде всего от школы.
Проблема реализации компетентностного подхода в процессе обучения учащихся начальной школы обусловлена реформированием начального звена образования на новых концептуальных основах в связи с новыми целями, поставленными обществом перед средним образованием на современном этапе его развития [37].
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решить проблему, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Таким образом, формирование ключевых образовательных компетенций у младших школьников является возможным и обусловлено потребностями практики.
Сегодня ребенок с его потребностями, наклонностями, способностями стоит в центре образовательно-воспитательной системы. Ее главной целью становится развитие личности, жизненного потенциала и жизненной компетентности ученика [34].
Младший школьный возраст является определяющим в дальнейшем развитии личности и формировании базовых компетенций. Поэтому сегодня начальная школа поставила себе цель – способствовать развитию жизненных компетентностей ученика и формированию его жизненных навыков, необходимых для становления основ индивидуально-личностного жизнетворчества, а именно: получение жизненного опыта, жизненное прогнозирование, принятие решений и планирование действий, решение типичных жизненных задач, самоорганизация и самовоспитание [5].
Во вступлении к «Программе для средней общеобразовательной школы (1-4 классы)» указано, что в состав жизненных навыков младших школьников входят:
В 1-4-х классах ребенок способен пройти путь от формирования отдельных жизненных навыков к становлению функциональной грамотности (способность ученика применять навыки для успешной реализации жизненных целей и решения задач).
Стратегическая задача современной школы – опираясь на законы развития ребенка 6-10 лет, создать условия для полноценного целостного развития личности ребенка и его самоактуализации. Оно предусматривает реализацию ряда задач:
Условием формирования ключевых компетенций и повышения воспитательной роли усвоения учебного материала в школе есть проблемный подход к обучению, творческие самостоятельные работы, элементы исследовательских задач, познавательные задачи. Задачей учителя в процессе обучения становится поощрение активности ребенка, помощь ему в познании самого себя, формирование мотивации постоянного самосовершенствования [36].
Для того, чтобы сформировать личность как единое гармоничное целое, необходимо с раннего детства привлекать ее к участию в самых разнообразных видах деятельности. Активная деятельность – одно из основных условий формирования компетенций. Активность аккумулирует весь путь развития личности, концентрирует внимание детей на жизненных обстоятельствах, стратегию воспитания самостоятельного опыта [18].
Формирование компетентностей учащихся обусловлено реализацией не только соответствующего обновления содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Потенциал методик и технологий является очень высоким и реализация его непосредственным образом влияет на достижение такого результата обучения как компетентность [34].
Продуктивное обучение обеспечивает усвоение знаний и умений, обладая которыми выпускник школы находит почву для своей дальнейшей жизни. «Продуктивные – значит необходимые, эффективные, прочные, постоянно актуальные, сформированные на должном уровне знания и умения» [20].
И. Подласый, подчеркивая, что продуктом школы является человек, личность, отмечает основные задачи, подлежащие реализации: создание условий для развития и самореализации учащихся, удовлетворение запросов и потребностей школьника, усвоение продуктивных знаний и умений, развитие потребности пополнять знания в течение всей жизни, воспитание для жизни в цивилизованном гражданском обществе [26].
Эти задачи, как видно, в определенной степени созвучны с перечнем задач основных групп компетентностей. Выдержка из объемного, содержательного комплекса педагогических правил может быть информацией к размышлению учителей независимо от стажа их работы, категории и технологии, которую они используют:
Перед учителем стоят важные задачи:
При предвидении конечного образовательного результата педагог должен четко ориентироваться, какой начальный уровень знаний у его учеников и с помощью каких методов и форм работы можно достичь поставленных целей и задач.
Учебный результат – это общее утверждение, которое определяет, что ученик сможет выполнять в конце обучения, т.е. какими компетентностями он овладеет. Учебная цель – это более детальное утверждение, которое определяет, что ученик может выполнять после прохождения определенного этапа обучения (овладеет конкретной компетенцией).
Точное и четкое определение учебных целей, направленных на конкретный конечный результат, поможет учителю построить учебно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями современного образования [5].
Существует очень много подходов к формированию ключевых компетентностей. Но украинские ученые выделяют интегрированное обучение как результат, связанный с умением использовать знания и собственный опыт в конкретных жизненных ситуациях. Это возможно, если знания связаны с умениями оперировать научными знаниями, фактическим материалом, если знания связаны с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности, если у ученика есть внутренняя мотивация, интерес, заинтересованность. Интерес возникает тогда, когда человек работает сам, когда происходит индивидуальная, напряженная, ежедневная творческая работа, чтобы каждому была знакома радость открытия нового, радость творческого осознания жизни [18].
Комплекс этих жизненных умений является центральным в системе компетентностного подхода и выступает конечным результатом обучения.
Овладение ключевыми компетенциями учащимися школы возможно при соблюдении целого ряда требований. Рассмотрим основные из них:
Информация о работе Ключевые компетентности младших школьников