Ключевые компетентности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Интенсивное развитие современного информационного общества, интеграция Украины в общеевропейское пространство обуславливают необходимость модернизации содержания школьного образования и системы контроля за усвоением его учениками. Компетентностный подход в школьном обучении является инновационным средством его модернизации.
Концепция развития школы утверждает необходимость качественного обновления содержания образования, обеспечения непрерывного процесса становления и развития гармоничной творческой личности ученика.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 144.76 Кб (Скачать файл)

Осуществляя рефлексивный анализ практики внедрения идей компетентностного подхода в украинское образовательное пространство, Н. Бибик направляет внимание на то, что одним из вариантов гуманистического отклика на глобальные противоречия мира является формирование у субъектов обучения нового понимания мира на основе холистического и гуманистических взглядов, нового отношения к миру и нового способа деятельности с целью сохранения равновесия систем «человек и природа», «человек и общество», «человек и человек» [4]. Поэтому, по ее мнению, поскольку основа уникальности глобального образования – в его содержании, в отборе отраслей человеческого опыта, характерных для нашей действительности с ее плюрализмом, всеобщей зависимостью и постоянными преобразованиями, то коррективы в содержании образования через внедрение компетентностного подхода должны основываться или, по крайней мере, учитывать принцип глобально ориентированного образования. Н. Бибик объясняет это тем, что компетентности должны охватывать такие качества личности, которые позволяют ей интегрироваться в широкий мировой социокультурный контекст, который предусматривает:

  1. осознание многозначности позиций и взглядов на то или иное явление, в частности, признание факта разнообразия и неоднородности, что означает сформировать установку у тех, кто учится, на терпимость к другим, выработку различных взглядов на мир, осознание различных образов мира;
  2. видение внутренней альтернативности решений (учет плюсов и минусов) любой деятельности, что требует умения планировать последствия поступков, действий, прогнозировать близкие и отдаленные жизненные перспективы;
  3. установка на сотрудничество и диалог, умение организовать совместную деятельность;
  4. умение пользоваться информацией, которая очень быстро распространяется и обновляется, что направляет на освоение целостной, системной картины мира и понимания своего места в ней, для чего необходимо фундаментальное образование, его полный функциональный набор;
  5. понимание уникальности культур, взглядов, обычаев требует выработки кросс-культурной грамотности, способности увидеть себя на месте другого и понять его взгляды, веру, убеждения;
  6. обучение сотрудничеству и диалогу на уровне взаимодействия отдельных людей, носителей разных взглядов и культур;
  7. выработка психологии ненасилия, представлений о политических, социальных правах и свободах человека [4].

Возможность реализации компетентностного подхода в национальном образовательном пространстве предполагает соблюдение ряда дидактических условий. Первое из них, по ее мнению, заключается в четком осознании участниками учебного процесса дидактической специфики, заложенной в понятие «компетентность» как педагогической категории, которая может характеризовать как определенный этап в образовательном процессе, так и его конечный результат – результат образования. Такое толкование связано прежде всего с тем, что перечень образовательных компетенций рассматривается как требование, т.е. как заданная социальная норма образованности личности, необходимая для ее дальнейшего эффективного функционирования в определенной сфере человеческой деятельности. Поскольку приобретение этих компетенций происходит постепенно в процессе обучения, то, соответственно, уровень компетентности субъекта обучения на различных этапах обучения будет разным. Такое видение свидетельствует о целесообразности выделения определенных последовательных уровней в формировании компетентности субъектов обучения, что, по мнению автора, направлено на особенность обучения на компетентностной основе, которая указывает на его характер [4]. Признание методологической сущности компетентностного подхода в образовании предполагает его восприятие не только как социального института, осуществляющего трансляцию социального опыта, а прежде всего, как одного из важнейших элементов образа жизни современного человека, направленного на приобретение, сохранение, присвоение и создание ценностей культуры, тесно связанных с другими сферами ее самореализации (труд, быт, свободное время) [24]. Отправным пунктом при исследовании сущности компетентностного подхода как новой образовательной парадигмы стал тот факт, что в современной дидактике высшей школы сегодня наряду с термином «компетентность» достаточно широко употребляется термин «компетенция». Было определено, что толкование сущности понятия «компетентность» в основном сводится к латинскому аналогу, который означает «соответствующий», «способен», то есть пригоден к реализации тех или иных полномочий и выполнения определенных функций. В этом случае определение компетентности приобретает статус профессионально-гуманитарного знания.

Применительно к системе начального образования ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться:

  • искать: опрашивать окружение; консультироваться с учителем; получать информацию;
  • думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а также с окружающей средой; оценивать произведения искусства и литературы;
  • сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
  • приниматься за дело: включаться в работу; нести ответственность; войти в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; организовывать свою работу; пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;
  • адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения [23].

Компетентность не может быть определена через определенную сумму знаний и умений, т.к. значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Быть компетентным – означает мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Именно компетентность позволяет индивиду ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях, что означает успешность социализации. Социализация – это процесс взаимодействия человека и социальной среды. Человек не просто усваивает социальный опыт, а преобразует его в свои ценности, установки, ориентации. Результат социализации – социализированность, т.е. сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом [31].

Таким образом, компетентностный подход позволяет:

  1. согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся. С каждым новым поколением учеников значение этого момента возрастает, так как каждое новое поколение школьников становится все более самостоятельным, более независимым от взглядов и суждений взрослых, способным ставить собственные цели в жизни;
  2. повысить степень мотивации учения, прежде всего, за счет осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни учащихся;
  3. облегчить труд учителя за счет постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении. По словам Л. Выготского, «учитель-рикша», который тянет весь учебный процесс на себе, должен превратиться в «учителя-вагоновожатого», который только управляет процессом учения. Более того, на определенном этапе сами ученики становятся помощниками и сотрудниками учителя в преподавании;
  4. разгрузить учащихся не за счет механического сокращения содержания, а за счет повышения доли индивидуального самообразования, переноса внимания к способам работы с информацией, групповому распределению нагрузок и изменению мотивации;
  5. не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов, когда одни и те же задачи разносторонней подготовки к жизни решаются различными средствами урочной и внеурочной деятельности, без каких-либо специальных «воспитательных мероприятий» или особых «воспитывающих уроков», а учащийся понимает значимость собственного воспитания и собственной культуры для его жизни [17].

 

1.2. Компетентностный подход  как основа реализации обучения

В современном мире заметной является тенденция выделить усилия и достижения каждой личности. Поэтому особую значимость для жизненного успеха приобретают личностные качества и компетентность специалиста. Для школьного образования, компетентностный подход становится инструментом формирования компетентного учителя и компетентного ученика.

Компетентностное образование – это выход за пределы традиционной парадигмы обучения, когда его результатом считается система знаний, умений и навыков ученика, а не способность эффективно действовать. Поэтому можно определить, что компетентностное образование – личностно-деятельностное, результативное образование; оно смещает акцент на способность личности к практическим действиям в определенном контексте. Обычный результат обучения «знаю, что…», изменяется в направлении «знаю как…» [21].

Вхождение Украины в европейское образовательное пространство обязывает все уровни образования быстро реагировать на новые вызовы времени, а именно:

  • глобализацию (открытость пространства, конкуренция на рынках труда);
  • демографический кризис (уменьшение человеческих ресурсов обуславливает оптимальное использование образовательного и производственного потенциала населения);
  • инновации в научно-технической сфере (информационно-коммуникативные технологии, нанотехнологии и др.);
  • скорость и частоту коммуникации людей в разных сферах, которые изменяют индивидуальную среду и образовательное пространство страны) [31].

В этих условиях возрастают требования к качеству образования, возникает проблема в компетентных специалистах, которых может подготовить компетентностное образование.

Компетентностный подход определяет результативно-целевую направленность образования, что, по нашему мнению, является его несомненным преимуществом перед другими традиционными и инновационными подходами. В таблице приведен сравнительный анализ основных постулатов знаниевого и компетентностного подходов к образованию (по материалам работы Р. Пастушенка [25]) [Приложение А, Б].

Компетентностный подход не отрицает роли знаний, умений и навыков, но он акцентирует внимание на готовности ученика использовать полученные знания для решения проблем, возникающих в реальной жизни.

При традиционном и компетентностном обучении конечным результатом образования является развитие определенных личностных качеств, прежде всего моральных, формирование системы ценностей, самостоятельности, умений учиться, готовности к деятельности и т.п. Разница заключается в путях формирования этих качеств. При традиционном подходе исходят из того, что личностных результатов можно достичь за счет приобретения нужных знаний, а при компетентностном – через получение опыта самостоятельного решения проблем. Сегодня уровень образованности уже не определяется объемом знаний или их широтой (энциклопедичностью), а определяется готовностью решать проблемы различной сложности (на основе знаний, умений и навыков, компетенций личности, на формирование которых направлен компетентностный подход).

Смена образовательных подходов выступает как закономерное восхождение к более целостному пониманию самого феномена образованности, в структуру которого теперь должны войти не только «знаниевый», деятельностный и творческий опыт, но и опыт собственно духовно-личностной самоорганизации человека, связанный с выполнением им смыслопоисковых, рефлексивных, самооценочных, жизнепланирующих и других функций. Система педагогических идей, принципов и технологий, рассматривающая последнее в качестве специальной сферы образовательного процесса, и образует концепцию компетентностного подхода в образовании [2].

Компетентностный подход тесно связан с такими подходами к обучению, как:

  • личностно-ориентированный (поскольку требует трансформации содержания образования, превращения его из модели «для всех» на субъективные приобретения одного ученика, которые можно измерить);
  • деятельностный (потому что может быть только в деятельности, то есть в процессе исполнения конкретным учеником определенного комплекса действий) [13].

Переход к компетентностному подходу означает переориентацию с процесса на результат образования в деятельностном измерении, в смещении акцента с накопления нормативно определенных знаний, умений и навыков на формирование и развитие у учащихся способностей практически действовать, применять опыт успешных действий в конкретных ситуациях, обеспечения способности соответствовать реальным запросам быстроизменяющихся рынков труда и иметь сформированный потенциал для быстрой и безболезненной адаптации как в будущей профессии, так и в социальной структуре. Перспективность компетентностного подхода заключается в том, что он предполагает высокую готовность выпускника школы к успешной деятельности в различных сферах. Еще одна особенность компетентностного подхода заключается в том, что он предполагает овладение знаниями и умениями в комплексе. Поэтому по-новому выстраивается система методов обучения, так как в основе лежит структура соответствующей компетентности и той функции, которую она выполняет в образовании. При компетентностном подходе образовательный процесс становится исследовательским и практико-ориентированным, то есть сам становится предметом усвоения [9].

Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе предполагает соблюдение ряда дидактических условий. Первое из них заключается в четком осознании участниками учебного процесса дидактической специфики, заложенной в понятие «компетентность» как педагогической категории, которая может характеризовать как определенный этап в образовательном процессе, так и его конечный результат – результат образования [31]. Приобретение компетенций происходит постепенно в процессе обучения, уровень компетентности ученика на разных этапах обучения будет разным.

Информация о работе Ключевые компетентности младших школьников