Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:31, реферат
Сегодня конфликты - повседневная реальность. Возможно, 21 век поставит человечество перед альтернативой: либо он станет веком конфликтности, либо он будет последним веком в истории цивилизации. Конфликты в 20 в. стали основной причиной гибели людей. Две мировые войны, локальные военные конфликты, террор тоталитарных режимов, вооруженная борьба за власть, убийства, самоубийства, несогласия, противоречия между отдельными людьми - все эти виды конфликтов по самой приближенной оценке унесли в прошлом столетии до 300 миллионов человеческих жизней.
Сегодня конфликты - повседневная реальность.
Возможно, 21 век поставит человечество
перед альтернативой: либо он станет
веком конфликтности, либо он будет
последним веком в истории
цивилизации. Конфликты в 20 в. стали
основной причиной гибели людей. Две мировые
войны, локальные военные конфликты, террор
тоталитарных режимов, вооруженная борьба
за власть, убийства, самоубийства, несогласия,
противоречия между отдельными людьми
- все эти виды конфликтов по самой приближенной
оценке унесли в прошлом столетии до 300
миллионов человеческих жизней. Медленное,
но неудержимое совершенствование оружия
массового поражения, испытание ядерного
оружия свидетельствуют о возрастании
опасности войны с применением этого оружия.
Внутриполитическая борьба - один из решающих
факторов развития большинства государств.
Конфликты в организациях нередко оказывают
определяющее влияние на качество их деятельности.
Согласие в семье и с самим собой важнейшее
условие счастливой жизни каждого человека.
Все это говорит о решающей роли конфликтов
в жизни отдельного человека, семьи, организации,
государства, общества и человечества
в целом.
Для эффективного решения возникающих
проблем каждому человеку необходимо
усвоить необходимый уровень теоретических
знаний и практических навыков поведения
в конфликтных ситуациях, а также знания
о причинах возникновения и способах решения
конфликтов.
Слово конфликт происходит от латинского
глагола, который в переводе на русский
означает противостоять, противоборствовать.
Конфликтология представляет собой отдельную
область научного знания. У нее свой предмет
изучения – социальная природа, причины,
типы и динамика конфликтов, пути, методы,
средства их предупреждения и регулирования.
Как важная отрасль обществознания и человековедения
конфликтология возникла, сформировалась
и развивается в настоящее время в тесной
связи с социальной философией, социологией,
психологией, политэкономией, историей,
правом, этикой, рядом других социальных
и гуманитарных наук.
Практическое приложение конфликтологии
вызвано уже тем простым житейским обстоятельством,
что, соглашаясь с распространенным утверждением
“худой мир лучше доброй ссоры”, люди,
тем не менее, не могут избежать дисгармонии,
обходиться без конфликтов. Нередко конфликт
оказывается не только неизбежным, но
и приемлемым “выходом” из сложившейся
ситуации, едва ли не единственным способом
восстановить нарушенное равновесие во
взаимоотношениях людей, позволить им
прийти к согласию в совместных делах,
частных и общих интересах, нормах поведения.
Конфликтология учит умению распознавать
объективную и субъективную природу конфликтов,
их непосредственные причины и мотивы,
ориентации в том, в каких формах протекают
конфликты и какими путями они разрешаются,
овладению искусством управления ими.
Конфликтология реально помогает распознавать
конфликты, принимать надлежащие меры
для их профилактики и разрешения. Она
дает возможность лучше ориентироваться
в сложностях социальной жизни, искать
оптимальные решения в конфликтных ситуациях,
находить наиболее эффективные способы
воздействия на поведение людей, так или
иначе вовлеченных в конфликтное противоборство.
Исследование социальных процессов, происходящих
в обществе, показывает, что конфликт является
одной из важнейших социальных проблем.
Среди специалистов, занимающихся изучением
конфликта, нет единой точки зрения по
вопросу о том, что он собой представляет.
Это обусловлено рядом причин: сложностью
самого феномена конфликта, а также неоднозначным
пониманием того, чем вызвано его возникновение.
Одной из причин такой ситуации является
неразработанность самой теории конфликта.
Для практиков, в частности, по-прежнему
остается неясным соотношение величин
в дихотомии «конфликт - согласие», хотя
исторический опыт доказывает, что общество
обеспечивает упорядоченность жизни населения
только через согласие, через достижение
взаимного понимания и признания.
Исследование проблем конфликта и согласия
требует фундаментальных усилий ученых
различных специальностей. На Западе уже
в течение многих десятилетий, особенно
в конце 20 в., это научное направление получило
основательное развитие.
Учитывая все выше сказанное очевидна
актуальность выбранной темы работы, так
как любое научное познание начинается
с истории развития предмета и, на мой,
взгляд, знание, понимание и возможность
обращения к основным теориям конфликта,
должны помочь в этом процессе.
В истории конфликтологии можно
выделить несколько этапов развития.
Первый период, начиная с первых дошедших до нас источников
о конфликтах (VI-VII в. до н.э.) до середины
IXX века. В течение этого периода конфликтологические
знания формируются и развиваются как
практические знания людей о видах конфликтов,
принципах и правилах поведения в реальных
конфликтах, что запечатлено в философии,
религии, литературе, народном творчестве,
СМИ. В этот же период начинают накапливаться
и первые научные знания о конфликтах.
Конфликт изучается в рамках философии,
права, психологии, однако не выделяется
как самостоятельный предмет изучения.
Второй период – середина IXX века - 1920 годы. Период зарождения,
становления и развития конфликтологических
теорий и частных отраслей конфликтологии.
Он охватывает первую «волну» публикаций
по проблеме конфликта.
Третий период – 1920-1950 годы. В это время конфликт начинает
изучаться как самостоятельное явление
в рамках других наук (социальная философия,
психология, педагогика, политология и
социология). Интенсивность исследования
конфликта сначала постоянно увеличивается,
а к концу периода ситуация характеризуется
практически полным отсутствием публикаций.
Это связано с периодом Второй мировой
войной и обстановкой в гуманитарной науке
в этот момент в целом.
Четвёртый период – 1950-1980 годы. Ежегодно публикуются работы
по проблеме конфликта, защищаются первые
диссертации. Появляются первые междисциплинарные
исследования, конфликтологии начинает
выделяться в самостоятельную науку.
Пятый период – 1980 год - настоящее время – наблюдается
постоянное увеличение ежегодного количества
публикаций по конфликтологии, создаются
конфликтологические посреднические
центры, региональные и международные
группы по исследованию и урегулированию
конфликтов.
Конфликт – постоянный спутник человека,
по сути дела – лишь одна из форм борьбы
за существование, один из механизмов
естественного отбора в обществе. История
анализа конфликта, попыток его интерпретации
исчисляется тысячелетиями. Упоминание
о конфликтах встречаются во многих дошедших
до нас источников. Взять, к примеру, сюжет
с «яблоком раздора» и «судом Париса»;
библейское сказание о конфликте между
Каином и Авелем – сыновьями Адама и Евы;
можно также вспомнить русские былины.
Основной вклад в развитие теоретических
конфликтологических знаний внесли
социологи, психологи и политологи:
► Социология конфликта: социал-дарвинизм (Г. Спенсер, У. Самнер,
Л. Гумплович); конфликтный функционализм
(Г. Зиммель, Т. Парсонс, Л. Коузер); диалектическая
концепция конфликта (К. Маркс, Р. Дарендорф,
К. Боулдинг).
► Психология конфликта: психоаналитический подход (З. Фрейд,
А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен);
социотропное направление (У. Мак-Дугалл,
С. Сигеле); этнологический подход (К. Лоренц,
Н. Тинберген); теория групповой динамики
(К. Левин, Л. Линдслей); фрустрационно-агрессивная
концепция (Л. Берковитц, Д. Доллард, Н.
Миллер); поведенческое направление (А.
Басс, А. Бандура); теория социометрии (Я.
Морено, Г. Гурвич, Э. Дженигс, С. Додд); интеракционистское
направление (Д. Мид, Т. Шибутани); теория
трансактного анализа (Э. Берн).
► Политологические теории
конфликта: теории политических групп (В. Парето,
Г. Моска, Ж. Сорель, Ф. Оппенгеймер, А. Бентли);
теории политической стабильности (Дж.
Блондел, Д. Истон, С. Липсет, Д. Сандерс);
этнополитические теории (М. Гектер, Т.
Нейрн, Дж. Ротшильд).
В изучении конфликтов на Западе можно
выделить два основных направления:
► Георга Зиммеля по праву считают основоположником
функциональной теории, где конфликт -
универсальное явление, более того, полностью
единая и гармоничная группа или общество
вообще немыслимы (функционализм);
► теории К. Маркса, Г. Спенсера, Р. Дарендорфа,
где проблема конфликта занимает ведущее
место при объяснении социальных процессов
и изменений (структурализм).
Социальный дарвинизм
Спенсера и Гумпловича
Первые попытки создать социологическую
теорию совершенствования социальной
системы, где бы обосновывалась роль конфликта,
относятся ко второй половине XIX в. В этот
период появились работы английского
социолога Герберта Спенсера, например,
«Основы социологии», где развивался тезис
о всеобщности и универсальности конфликта.
Согласно его теории состояние противоборства
универсально, так как обеспечивает равновесие
в рамках не только отдельного общества,
но и между природой и обществом. Закон
конфликта выступает у него всеобщим и
основополагающим законом. Общество будет
развиваться до тех пор, пока не будет
достигнуто полное равновесие между народами
и расами. Спенсер различал два главных
типа общества: воинственный и промышленный.
У воинственного типа борьба за существование
заключается в военных конфликтах и истреблении
или порабощении побеждённого победителем,
а у промышленного – в конкуренции, где
побеждает сильнейший в отношении интеллектуальных
и моральных качеств. Такая борьба – благо
для общества, так как в результате растёт
интеллектуальный и моральный уровень
общества в целом, объём общественного
богатства. Спенсер был противником государственного
принудительного перераспределения социальных
благ, но был сторонником благотворительности
как частного дела. Он был критиком социализма,
который “поощрял худших за счёт лучших”,
но поощрял равенство, понимаемое как
равная свобода индивидов и равенство
перед законом. Он считал правительство
“неизбежным злом” и был противником
его вмешательства в экономическую и частную
жизнь, но доказывал первостепенную роль
государства в защите прав его граждан.
Польско-австрийский социолог, другой
представитель социального дарвинизма,
юрист Людвиг Гумплович представил новые
мотивы в теоретическом анализе конфликта.
Он выводил свои теории не из принципов
эволюции, а из особенностей культуры,
считая, что всемирная история – это постоянная
борьба рас за существование. В сущности,
взгляды Гумпловича на природу социального
конфликта можно свести к трём основным
тезисам:
1) конфликты составляют сущность исторического
процесса, у них разный характер, но они
являются фактором прогресса;
2) дифференциация общества на господствующих
и подчинённых – явление вечное, поэтому
конфликт тоже вечен;
3)конфликты способствуют единству общества
и возникновению более широких объединений.
Будучи пессимистом, он стремился показать
всем, что современный цивилизованный
человек, по сути, остался агрессивным
дикарём, каким был его далёкий предок.
С его точки зрения основной социальный
закон – это “стремление каждой социальной
группы подчинить себе каждую другую социальную
группу, встречающуюся на её пути, стремление
к порабощению, к господству”.
Социальный дарвинизм сыграл важную роль
в перемещении внимания социальных учёных
от рассмотрения человечества и глобальных
обществ к социальной группе, внутригрупповым
и межгрупповым отношениям. Была по-новому
осмыслена традиционная конфликтная модель
социальных отношений.
Диалектическое учение
о противоречии и конфликте Карла
Маркса.
Существенный вклад в общую теорию конфликта
внес Карл Маркс, разработав учение о противоречии
и развив модель конфликта революционного
класса и социального изменения.
Американский социолог Дж. Тернер который
считал Маркса одним из создателей теории
конфликтам на основе изучения работ Маркса
сформулировал следующие основные положения
учения К.Маркса о конфликте:
1. Несмотря на то, что социальные отношения
проявляют свойства система они все же
содержат большое количество конфликтных
интересов;
2. Это обстоятельство свидетельствует
о том, что социальная система систематически
порождает конфликты;
3. Следовательно конфликт является неизбежным
и очень распространенным свойством социальных
систем;
4. Подобные конфликты имеют тенденцию
проявляться в полярной противоположности
интересов;
5. Конфликты чаще всего происходят из-за
недостаточности ресурсов особенно власти;
6. Конфликт - главный источник изменений
социальных систем;
7. Любой конфликт имеет антагонистический
характер.
Ключевые тезисы Маркса:
1.Чем более неравномерно распределены
в системе дефицитные ресурсы, тем глубже
конфликт интересов между господствующими
и подчиненными сегментами (социальными
группами) системы.
2.Чем глубже подчиненные группы начинают
осознавать свои интересы, тем более вероятное
что они будут сомневаться в законности
и справедливости существующей в настоящее
время формы распределения дефицитных
ресурсов.
3.Чем больше подчиненные группы системы
сознают свои интересы, чем больше они
сомневаются в законности распределения
дефицитных ресурсов, тем более вероятнее,
что они должны будут сообща вступить
в открытый конфликт с доминирующими группами
системы.
4.Чем сильнее поляризация господствующих
и подчиненных, тем более насильственным
будет конфликт.
5.Чем более насильственным является конфликт,
тем больше структурные изменения системы
и перераспределение недостающих ресурсов.
Эти ключевые тезисы Маркса в интерпретации
Тернера поясняют причины и факторы конфликта,
и их влияние на особенности развития
конфликта.
Маркс развивал теорию социального конфликта
общества. Но изложенные тезисы применимы
и для теории конфликта социальной группы
меньшего уровня - организации трудовой
группы. Так согласно названным положениям
конфликт - неизбежное и распространенное
свойство развития организации.
Одной из основных причин организационного
конфликта является дефицит ресурсов
и в частности власти, а также неравномерное
и несправедливое распределение этих
ресурсов.
Более высокий уровень развития организации
и, следовательно, более высокий уровень
осознания подчиненными своих групповых
мотивационных компонентов (интересов,
целей, ценностей) вызывают более частые
позитивные открытые конфликтные ситуации.
Усиление рассогласованности интересов
подчиненных и руководства вызывает более
насильственные формы конфликтов.
Насильственные формы организационных
конфликтов влекут за собой более кардинальные
организационные изменения и перераспределения
ресурсов (мирные формы лучше урегулируют
межличностные отношениям, но не всегда
кардинально устраняют истинные причины
конфликтам, а при урегулированных отношениях
создается иллюзия устранения конфликта).
Слабое проявление руководством своих
интересов как администраторов разрозненность
административных структура с большей
вероятностью вызывает коллективные массовые
конфликтные выступления подчиненных.
Конфликтный функционализм
Георга Зиммеля
Конфликтный функционализм Георга Зиммеля
большинство ученых относит к основателям
теоретической конфликтологии. Он считал,
что конфликт в обществе неизбежен и неотвратим.
Но если Маркс социальную структуру общества
представил в виде господствующих и подчиненных
страт и конфликт, по его мнению, произрастает
в системе "господство-подчинение"
и всегда ведет к разрушению или социальным
изменениями, то Зиммель социальную структуру
общества представил в виде неразрывно
взаимосвязанных процессов ассоциации
и диссоциации ее элементов, где конфликт
является естественной составляющей этих
процессов, а так как конфликт присущ и
диссоциации и ассоциации то он необязательно
приводит к разрушению системы или социальным
изменениям.
Зиммель отмечает положительные последствия
конфликтов: сохранение и укрепление социальной
системы как целостности сплочение и унификация
социального организма.
В качестве источников конфликта Зиммель
называет не только столкновение интересов,
но и проявление людьми, так называемых
им "инстинктов враждебности". Инстинкт
враждебности может усилить остроту конфликта.
Смягчить же конфликт возможно благодаря
гармонии отношений между людьми и инстинкту
любви.
Таким образом, Зиммель выделяет своеобразные
факторы, влияющие на характер протекания
конфликта - инстинкты любви и ненависти.
Зиммель рассматривает конфликт в качестве
изменчивой переменной, которая проявляет
различные степени интенсивности или
силы. Крайними точками шкалы интенсивности
являются конкуренция и борьба. Борьбу
Зиммель определил как беспорядочную
непосредственную битву сторон. Конкуренция
это более упорядоченная взаимная борьба
сторона приводящая к их взаимному обособлению.
В отличие от Маркса, который считал, что
конфликт, в конце концов, обязательно
усиливается, приобретает революционный
характер и приводит к структурным изменениям
системы. Зиммель чаще анализировал менее
интенсивные и острые конфликты, которые
укрепляют прочность и интеграцию социальной
системы. Однако Зиммель высказал несколько
значимых для общей конфликтологии суждений
об остроте и силе конфликта
Ключевые положения Зиммеля, касающиеся
остроты конфликтов:
1. Чем больше группы вовлечены в конфликт
эмоционально, тем острее конфликт.
2. Чем лучше "сгруппированы" группы,
втянутые в конфликт, тем он острее.
3. Чем выше относительная сплоченность
участвующих в конфликте групп, тем острее
конфликт.
4. Чем крепче было раньше согласие участвующих
в конфликте, тем острее конфликт.
5. Чем менее изолированы и обострены конфликтующие
группы благодаря широкой социальной
структуре, тем острее конфликт.
6. Чем больше конфликт становится самоцелью,
тем он острее.
7. Чем большее по представлению его участников
конфликт выходит за пределы индивидуальных
целей и интересов, тем он острее.
Из высказываний следует, что более сильные
эмоции, вызванные конфликтом, с большей
вероятностью ведут к применению насилия.
В межличностных конфликтах чувства, вызванные
прежней близостью, враждой или ревностью,
усилят остроту конфликта. В межгрупповых
конфликтах внутренняя сплоченность групп,
внутренняя гармоничность отношений участвующих
в конфликте групп с большей вероятностью
вызывает насилие.