Контрольная работа по «Педагогике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 22:44, контрольная работа

Описание работы

Понятие образования - весьма сложное и многоаспектное. В самом общем определении образование - это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства,формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление.

Содержание работы

1.Понятие об образовании и его функции……………………..1
2.Система образования в Республики Беларусь……………….3
3.Мировые образовательные тенденции……………………….6
Список использованной литературы…………………………..12

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 37.50 Кб (Скачать файл)

1.Понятие об  образовании и его функции.  

Понятие образования - весьма сложное и многоаспектное. В самом общем определении образование - это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства,формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление.

Следовательно, в понятие образования включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными. Достигается это путем включения человека в важнейшие виды деятельности. Тем самым под образованием человека (в процессуальном плане) понимается следующее.

Образование -  процесс и результат усвоения определённой системы знаний и обеспечение  на этой основе соответствующего уровня  развития личности. Традиционно образование получают в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях  под руководством педагогов. Образование  в буквальном смысле слова означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определённой возрастной ступенью. Поэтому  образование нередко трактуют как результат усвоения человеком опыта поколений в виде определённого объёма систематизированных знаний, навыков, умений,  способов мышления, которыми овладел обучаемый. В этом случае говорят об образованном человеке.

В своем структурном срезе, образование, как, впрочем, и обучение представляет собой триединый процесс, характеризующийся такими его сторонами, как усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое и умственное развитие. Тем самым образование детерминировано определенными представлениями о социальных функциях человека.В социологической литературе функции образования трактуются так: социально-дифференцирующая, культурно-воспитательная, социально-селективная.Образование является единственной специализированной  подсистемой  общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные  сферы  и отрасли  хозяйства   производят   определенную   материальную   и   духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования  «производит» самого  человека,  воздействуя  на   его   интеллектуальное,   нравственное, эстетическое  и  физическое  развитие.

Это  определяет  ведущую  социальную функцию образования – гуманистическую.  Гуманизация – объективная потребность  общественного  развития,  основной вектор которого – направленность на человека. Сегодня  человек  рассматривается  как  открытая  система   с позиций ведущей идеи конца второго тысячелетия –  идеи  коэволюции.  Если  обратиться  к  различным  звеньям системы образования, то с  наибольшей  полнотой  неогуманистическая  функция призвана   реализовываться   в   системе   дошкольного   воспитания   и    в общеобразовательной школе, причем в наибольшей степени – в младших  классах. По мере того, как в обществе все  большее  количество  достижимых статусов обусловлено образованием, все более  зримой    становится  и  такая функция образования, как активизация социальных перемещений. Образование  во всем мире закономерно   становится главным каналом  социальных  перемещений, как правило восходящих, ведущих индивидов  к  более  сложным  видам   труда, большим доходам и престижу.  Благодаря  им  классовая  структура  становится более открытой, социальная жизнь – более    эгалитарной,  а  неблагоприятные различия в развитии разных социальных групп реально смягчаются.

Социальная  селекция.  В  образовании  индивиды  разводятся   по потокам, предопределяющим их будущий статус. Формальное   обоснование  этого – уровень способностей, для выявления которого используются тесты. Но  тесты содержат определенный   культурный контекст, понимание которого  зависит  от соотношения  доминантной   культуры   (на   которой   построены   тесты)   и культурных особенностей микросреды первичной  социализации  обучаемого.  Чем больше дистанция между этими культурными  типами,  тем  меньше  внимания  от учителя получает ученик и тем вероятнее,  что  он  не  справится  с  тестом.

Образовательная   карьера индивида, таким  образом,  во  многом  обусловлена социальным положением его родителей. Воспроизводство  тех  социальных   классов,   групп   и   слоев, принадлежность к которым обусловлена  образовательными сертификатами.  Школа дает индивидам неодинаковое образование, неравное  развитие  способностей  и навыков,  что  подтверждается,  как  правило,  сертификатами   установленных образцов и является  условием  занятия    соответствующих  мест  в  системах разделения труда (и социальной стратификации).   Ради  нее  создаются специализированные  организационные  и   ролевые   структуры,   напоминающие семейную обстановку. В   выполнении  этой  функции  образование  и  особенно допрофессиональная  школа  воспроизводит  культурные  стереотипы  и  ролевую дифференциацию, присущие семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Система образования в Республике Беларусь.

 

Под системой образования понимают совокупность государственных образовательных стандартов и программ, реализующих их учебно-воспитательных учреждений и органов управления образованием. Данное понятие характеризует систему образования в трех аспектах: (система образования в отдельной стране, регионе); как ступени образования (дошкольное, начальное, среднее, высшее и т.п.); как различные типы учебно-воспитательных учреждений или профили образования. Факторами развития системы образования в Республике Беларусь как и других стран являются:

уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ;

политика государства и интересы разных слоев общества;

исторический опыт и национальные особенности в области образования;

собственно педагогические факторы (уровень развития педагогической науки и практики, система педагогического образования и др.).

В соответствии с действующим законодательством руководство образованием в РБ осуществляют органы государственного управления, а также местные органы управления.

Министерство образования и науки РБ руководит непосредственно подчиненными ему высшими и средними специальными учебными заведениями, подведомственными научными и учебно-методическими организациями, институтами повышения квалификации, республиканскими учреждениями и организациями. Осуществляет общее организационно-методическое руководство работой управлений и отделов образования исполкомов местных Советов народных депутатов, в ведении которых находятся детские дошкольные и внешкольные учреждения, общеобразовательные школы, профессионально-технические и педагогические училища и колледжи.В соответствии с существующим законодательством национальная система образования должна обеспечиваться государственным финансированием в объеме не менее 10% национального дохода.

Национальная система образования РБ включает:

— дошкольное образование;

— общее среднее образование;

— внешкольные формы образования;

— профессионально-техническое образование;

— среднее специальное образование;

— высшее образование;

— подготовку научных и научно-педагогических кадров;

— повышение квалификации и переподготовку кадров;

— самостоятельное образование граждан.

В систему образования РБ входят различные типы учебных и учебно-воспитательных заведений: детские дошкольные (сад, ясли) и внешкольные учpеждения; общеобpазовательные (базовая и средняя школа, гимназия, лицей); специальные и интернатные учреждения (дома ребенка, школы- интернаты, исправительно-трудовые колонии для несовершеннолетних правонарушителей и т.п.); пpофессионально-технические и высшие пpофессионально-технические училища; сpедние специальные (училища, техникумы и колледжи) и высшие учебные заведения (специализированные вузы, университеты и академии); научно-исследовательские институты и институты повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органы управления системой образования — Министерство образования, управления и отделы образования исполкомов местных советов и подведомственные им учебно-методические учреждения.Государство определяет цели и принципы государственной политики в области образования, устанавливает государственные образовательные стандарты, регламентирующие деятельность образовательных учреждений.

Национальная система образования включает: участников образовательного процесса; образовательные стандарты, а также разработанные на их основе учебные планы и учебные программы; учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования.

Образование подразделяется на основное и дополнительное. Основное образование имеет следующие уровни: дошкольное; общее базовое; общее среднее; профессионально-техническое; среднее специальное; высшее, послевузовское.  Специальное и дополнительное образование (для учащихся, имеющих психофизические особенности) может осуществляться на всех уровнях основного образования. Дополнительное включает: внешкольное воспитание и обучение; повышение квалификации и переподготовку кадров. В системе образования функционируют учреждения образования, осуществляющие деятельность, направленную на получение гражданами основного и (или) дополнительного образования, а также учреждения, деятельность которых направлена на обеспечение эффективного функционирования системы образования (библиотеки, музеи, научные и другие организации). К учреждениям образования относятся: — дошкольные учреждения (учебные заведения — школы различных типов, лицеи, училища, колледжи, вузы), обеспечивающие получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического развития; — учреждения внешкольного воспитания и обучения;

-  социально-педагогические  учреждения;

-  специальные учебно-воспитательные  учреждения;

-  научно-исследовательские  учреждения, занимающиеся изучением  проблем обучения и воспитания, управлением образовательными системами  и их проектированием; разработкой  и внедрением инновационных педагогических  технологий.

К учреждениям, обеспечивающим получение послевузовского образования,относятся: магистратура, аспирантура, докторантура. Учреждениями, обеспечивающими повышение квалификации и переподготовку кадров,являются Академия последипломного образования, Республиканский институт высшей школы, институты и факультеты повышения квалификации и другие.

Структура средней общеобразовательной школы (4+5+2) соответствует трём основным этапам развития личности ребёнка:

-  детству — 1 ступень (1−4 классы);

-  отрочеству — П ступень — (5−9 классы);

-  юности — Ш ступень(10−11 классы).

Начальная школа (1−4 классы) обеспечивает общее развитие личности ученика, формирование его первоначальных мировоззренческих взглядов на природу, человека, общество. Учащиеся начальной школы приобретают необходимые умения учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культуры общения и поведения, основами личной гигиены, здорового образа жизни.

Основная (базовая)школа (5−9 классы) призвана обеспечить общее базовое образование, дальнейшее общее развитие личности ученика, усвоение им основ наук, формирование научного мировоззрения, способов мышления и деятельности, основных видов функциональной грамотности (языковой, компьютерной, правовой, экологической, экономической), овладение основными социокультурными, моральными и правовыми нормами, профессиональную ориентацию.

Школа третьей ступени (10−11 классы) завершает общеобразовательную подготовку учащихся (общее среднее образование). На этом этапе формируется готовность к активному участию в общественной жизни, непрерывному образованию и самообразованию, выбору профессии. Дифференциация учебно-воспитательного процесса осуществляется через факультативные занятия, которые организуются с учетом способностей, склонностей, желаний учащихся и их родителей.

В начале 90-х годов в образовательной практике Беларуси появились учебные заведения нового типа (УЗНТ): гимназии, лицеи, колледжи, высшие профессиональные училища. Они призваны обеспечить повышенный уровень общего среднего и начального профессионального образованияподрастающего поколения. В последнее десятилетие произошли следующие изменения в организации процесса обучения в общеобразовательной школе: повышения самостоятельности школьников в учебной деятельности; введение 10-балльной системы оценки результатов учебной деятельности школьников, 5-дневной учебной недели, 6-дневной школьной недели (суббота посвящается факультативам, занятиям физкультурой, воспитательным мероприятиям и т.п.); введение тестирования, в том числе централизованного с перспективой единого национального экзамена за курс средней общеобразовательной школы.

 

3.Мировые образовательные тенденции.

 

Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в 20-м веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности; огромные достижения в этой области легли в основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований, характерных для уходящего века. С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. И, наконец, в последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса образования происходят радикальные изменения в этой сфере и формирование новой образовательной системы.

Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития профессиональных и личностных качеств. Информационная революция и формирование нового типа общественного устройства - информационного общества - выдвигают информацию и знание на передний план социального и экономического развития.

Информация о работе Контрольная работа по «Педагогике»