Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 10:51, дипломная работа
Задачи:
Провести теоретический анализ состояния проблемы специфики развития эмоциональной сферы у дошкольников с ЗПР.
Подобрать методы диагностики изучения эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР.
Выявить специфические особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися детьми.
Введение …………………………………………………………. …. 2 - 4
Глава 1. Теоретические и методологические основы изучения нарушений эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития. ………………………………………………………………… …. 5 - 24
1.1. Понятия «эмоции», «эмоциональная сфера» и «эмоциональное развитие» ……………………………………………………………………...5 - 9
Закономерности и этапы эмоционального развития детей дошкольного возраста …………………………………………………….. 9 - 19
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития………………………………………... 19 - 24
Глава 2. Методы и приемы коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития… 25 - 32
2.1. Изучение эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития …………………………... 23 - 30
2.2. Сравнительный анализ результатов изучения эмоциональной сферы дошкольников ……………………………………………………………... 30 - 32
Глава 3. Пути коррекции по преодолению эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития …………….33 - 51
3.1. Цель, задачи и этапы по преодолению нарушений эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР ……………………. 33 - 37
3.2. Основные методы коррекции эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития ……………………. 38 - 49
3.3. Работа с родителями детей с ЗПР по преодолению нарушений эмоциональной сферы ……………………………………………………. 49 – 52
Заключение ………………………………………………………… 53 - 55
Литература ………………………………………………………… 56 - 61
Государственное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
Нижегородский Институт Развития образования
факультет профессиональной переподготовки
по направлению «Олигофренопедагогика»
Выпускная квалификационная работа на тему:
«Коррекционная работа по преодолению нарушений эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития»
Выполнила
Суворова Оксана Анатольевна
слушатель II курса
по направлению « Олигофренопедагогика»
Руководитель по курсу
Колотыгина Елена Анатольевна
2011 г.
Цель работы: изучить особенности эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития.
Объект исследования — эмоциональная сфера дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования - компоненты эмоциональной сферы и их структурные связи, специфичные для дошкольников с ЗПР.
Гипотеза исследования: дошкольники с ЗПР имеют специфические особенности эмоциональной сферы, влияющие на их когнитивные характеристики и важные с точки зрения организации коррекционной работы.
Задачи:
1. Проанализировать основные
2. Отработать процедуру диагностики эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР, учитывающую их особенности в поведенческой, коммуникативной и когнитивной сферах.
3. Выявить особенности
4. Выявить структуру
5. Разработать принципы
Содержание
Введение …………………………………………………………. …. 2 - 4
Глава 1. Теоретические и методологические основы изучения нарушений эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития. ………………………………………………………………… …. 5 - 24
1.1. Понятия «эмоции», «эмоциональная сфера» и «эмоциональное развитие» ……………………………………………………………………...5 - 9
Глава 2. Методы и приемы коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития… 25 - 32
2.1. Изучение эмоционального
развития детей старшего
2.2. Сравнительный анализ
результатов изучения
Глава 3. Пути коррекции по преодолению эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития …………….33 - 51
3.1. Цель, задачи и этапы
по преодолению нарушений
3.2. Основные методы коррекции
эмоциональной сферы у дошкольников
с задержкой психического
3.3. Работа с родителями детей с ЗПР по преодолению нарушений эмоциональной сферы ……………………………………………………. 49 – 52
Заключение ………………………………………………………… 53 - 55
Литература ………………………………………………………… 56 - 61
Приложения
Введение |
Важнейшим направлением при изучении нарушений развития выступает определение специфических для разных вариантов дизонтогенеза характеристик психической деятельности. Большое значение при этом имеет выявление особенностей эмоциональной сферы детей с отклонениями в развитии, поскольку это дает возможность создать оптимальные условия для их личностного становления и успешной социальной адаптации. Особым этапом эмоционального онтогенеза считается дошкольное детство, поскольку в этот период оформляются важнейшие эмоциональные новообразования: переживания становятся более глубокими, осознанными, обобщёнными, дифференцированными, усложняется их предметное содержание (А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, и др.), формируется устойчивая система эмоциональных отношений (В.Н. Мясищев, П.М. Якобсон и др.), появляется эмоциональная децентрация – способность к сопереживанию другому человеку (Г.М. Бреслав), совершенствуется способность к распознаванию эмоций (А.М. Щетинина, Е.М. Листик и др.), усложняются речевые характеристики переживаний (Н.В.Соловьева), начинает функционировать механизм эмоционального предвосхищения как способность прогнозировать чувства окружающих при ожидаемых событиях (А.В. Запорожец, Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова и др.), возникает эмоциональная коррекция поведения (А.В. Запорожец, М.В. Иванова и др.). В рамках изучения психологических особенностей детей с ЗПР внимание традиционно было направлено на обнаружение специфики их познавательных процессов, что связано с необходимостью организации обучения. Формирование эмоциональной сферы таких детей оказалось в центре научного исследования относительно недавно, поэтому, в немногочисленных работах в этой области описаны частные и наиболее общие аспекты эмоционального поведения (В.И. Лубовского, В.В. Лебединского, К.С. Лебединской, Е.А. Морозовой и др.). Как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К.Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие» [14; с. 73].. Д.Б. Эльконин подчеркивал важность эмоционально-положительного фона вокруг ребенка как фактора благополучного психического и физического развития [50]. Принцип, "единства интеллекта и аффекта" обоснован в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна [7]. Многие авторы, так или иначе, прикасались и прикасаются к этой сфере психического развития ребёнка в связи с изучением смежных проблем. Это связано с тем, что особенности деятельности и поведения детей с ЗПР в значительной мере выражают собой сущностную характеристику специфики ЗПР, как своеобразной формы аномального развития психики ребёнка (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Т.Е. Самодумская, У.В. Ульенкова и др.). В.В.Лебединский (1985) отмечает, что эмоциональная сфера детей с ЗПР, имеет свои особенности, обусловленные этиологией и патогенезом этой аномалии развития. Круг исследований, посвящённых изучению детей с ЗПР, постоянно расширяется, однако специфические особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР недостаточно изучены. Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, что эмоциональные нарушения, усиление негативных эмоциональных проявлений влияют на их интеллектуальное и личностное развитие, поведение и общение. Это определяет необходимость разработки коррекционной работы и создания эмоционального комфорта для этой категории детей. Цель работы: выявление качественных особенностей эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Объект исследования — эмоциональная сфера дошкольников с задержкой психического развития. Предмет исследования - специфические особенности эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что изучение специфических особенностей эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР позволит целенаправленно планировать и осуществлять процесс психолого-педагогической коррекции, правильно подобрать и реализовать различные комплексные средства воздействия на её нарушения. Задачи:
В соответствии с поставленной целью и задачами были использованы следующие методы исследования: метод теоретического анализа психолого – педагогической литературы по изучаемой проблематике, метод изучения психолого – педагогической и медицинской документации, наблюдение за детьми в свободной и организованной деятельности. Основными исследовательскими методами выступили констатирующий и формирующий эксперименты. |
Глава 1. Теоретические и методологические основы изучения нарушений эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития.
Эмоция, рассматриваемая как прямое ценностное переживание организмом поля «организм/среда», не опосредована мыслями и словесными суждениями, она непосредственна. В этом своем качестве она является решающим регулятором действия, ибо она не только составляет основу сознавания того, что важно, но также дает энергию соответствующему действию, или если действие невозможно, она дает энергию и направление поискам такового» (Ф. Перлз, П. Гудмен, Р. Хефферлин) [31].
Эмоции - это сила, "которая снабжает энергией все наши действия... Эмоции - это язык самого организма; они преобразуют фундаментальное возбуждение в соответствии с ситуацией, в которой необходимо действовать. Возбуждение трансформируется в специфические эмоции, а эмоции трансформируются в сенсорные и моторные действия" (Ф. Перлз). Эмоции являются также сигналами о психологических потребностях организма, например, эмоция злости является признаком потребности в выражении агрессии, печаль - потребности в оплакивании утраты [29; с. 229 -230].
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний по отношению к окружающему миру и людям (В.И. Лубовский) [41].
К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, стрессы. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Эмоции можно охарактеризовать несколькими особенно показательными отличительными признаками: модальностью, динамичностью, полярностью.
По мнению Г.В. Фадиной, основу эмоциональной сферы составляют непосредственно эмоции, чувства, потребности. Эмоции выполняют защитную, креативную и когнитивную функции, таким образом, переводя внешнее воздействие в познавательно-личностный смысл. В структуре эмоциональной сферы необходимо выделить сенсорную систему, которая обеспечивает взаимодействие личности с окружающим миром через зрительное, слуховое, кинестетическое восприятие. С возрастом ребенка происходит последовательное усложнение эмоциональных механизмов, представляющих собой замкнутую структуру. Можно выделить несколько ступеней усложнения эмоционального развития — эмоциональные реагирование, дифференциация и регуляция [46; с. 38].
Особую роль в психологическом развитии детей старшего дошкольного возраста занимают эмоции, развитие эмоционально-личностной сферы.
В дошкольный период происходит становление способности детей к произвольной регуляции эмоций. Им трудно скрыть радость, огорчение, удивление, подавить страх и тревогу. Пока эмоции детей еще непосредственны, не подчинены давлению социального окружения — самое удобное время учить понимать их, принимать и полноценно выражать.
Особенности формирования и функционирования эмоциональной сферы в дошкольном возрасте давно признаны психологами важной проблемой. По мнению А. Валлона, эмоции в генезисе психической жизни проявляются раньше всего: "Ребенок способен к психической жизни только благодаря эмоциям. Именно эмоции объединят ребенка с его социальным окружением, через эмоции ребенок обретает опору для своей биологии, в эмоции осуществляется симбиоз органического и психического, происходит как бы "переливание" одного в другое" [6; с. 25].
Период дошкольного детства можно назвать периодом аффективных переживаний, так как эмоции носят нестойкий характер. Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых «трудных детей», имеющих проблемы в эмоциональной сфере:
1. Агрессивные дети. Неуравновешенные,
в конфликтных ситуациях
2. Эмоционально расторможенные дети. На все реагируют слишком быстро. Эмоции проявляются в мимике, движениях, переключениях от позитивного к негативному эмоциональному состоянию, что нарушает целенаправленность и произвольность деятельности и поведения.
3. Эмоционально заторможенные
Специфика эмоциональных проявлений при задержанном развитии, определяется признаками эмоционально-волевой незрелости (К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова, Н.Я. Семаго и др.). У детей с ЗПР отмечаются повышенная агрессивность, неадекватная чувствительность к изменениям условий общения, трудности усвоения эмоционального опыта, нарушения преобладающего тона настроения, сложности интерпретации эмоциональных состояний, высокая лабильность переживаний, недостаточность вербальных средств обозначения эмоций и бедность содержательной стороны их изображения (В.В. Лебединский, Т.З. Стернина, Е.С. Слепович, Т.Н. Павлий, В.А. Степанова и др.).
Имеются данные Е.И. Янкиной (1999), что уровень развития интеллекта выше у дошкольников с преобладанием положительных эмоций и ниже - с преобладанием отрицательных. Нарушения в эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста ведут к тому, что сказываются на интеллектуальном развитии ребенка. Если ребенок постоянно в унынии, расстроен или подавлен, то он будет не в той мере, как его жизнерадостный сверстник, склонен к активному любопытству, к исследованию окружающей среды [51; с. 238 ]. .
В настоящее время эмоциональная сфера рассматривается в психологической науке как важнейшая система регуляции поведения человека, реализующая его отношения к явлениям окружающего мира и позволяющая адекватно взаимодействовать с другими людьми (С.Л. Рубинштейн, Г.Х. Шингаров, А.Н. Леонтьев, Е.П. Ильин и др.).
В отечественной психологии представления об эмоциональной сфере сложились в рамках культурно-исторического и деятелъностного подходов к развитию психики. С этой точки зрения, формирование эмоциональной сферы проходит по законам становления высших психических функций как результат интериоризации общественного опыта (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, П.М. Якобсон и др.). В процессе онтогенеза происходит ряд качественных изменений эмоционального поведения, возникают специфические эмоциональные новообразования, которые на каждом возрастном этапе связаны с соответствующим типом ведущей деятельности и социальной ситуации развития (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон, Г.М. Бреслав, Е.А. Изотова, Е.И. Никифорова и др.) [50, 52, 4].
В рамках уровневой модели аффективной организации поведения и сознания (В.В. Лебединский, О.С. Никольская и др.) предполагается, что эмоциональная сфера – одна из основных регуляторных систем, которая представляет собой постепенно складывающуюся в онтогенезе иерархическую организацию уровней разной степени сложности. Каждый из уровней отражает соответствующий этап формирования взаимодействий с явлениями окружающего мира и другими людьми, а также характеризуется особым типом аффективной ориентировки и отвечает за решение определенного класса адаптивных задач. Эту иерархическую систему составляют: уровень полевой реактивности, уровень аффективных стереотипов, уровень экспансии, уровень эмоционального контроля [24; с. 158].
В зарубежной психологической литературе можно выделить несколько подходов к определению сути эмоционального развития: мотивационный подход (К. Изард); когнитивный подход (Г.Г. Гарскова и др.); функциональный подход (Т.А. Walden,.); динамический подход (Р.М. Соlе, S.E. Martin, и др.). Существует ряд интегративных моделей, в которых формирование эмоциональной сферы рассматривается как оформление сложного комплекса аффективных, когнитивных, поведенческих, социальных и регулятивных способностей (С. Saarni, L. Pulkkinen, С. Корр, L.М. Diamond) " [17; с. 95 - 96].
1.2. Закономерности и этапы эмоционального развития детей дошкольного возраста
На протяжении дошкольного детства происходит ряд закономерных изменений эмоциональной сферы, обусловленных ее усложнением и обогащением.
Общую тенденцию развития эмоциональной сферы точно выразил Г. Мюнстерберг: «Вначале чувствования вызываются только состояниями собственного тела ребенка. Голод, усталость и физическое раздражение неприятны, легкое возбуждение и принятие пищи приятны; позднее предметы внешнего мира и люди доставляют удовольствие и неудовольствие, а затем, наконец, достигается та стадия, когда вещи заменяются словами, и объекты мысли становятся источниками удовлетворения и неудовлетворения» [18; с. 72].