На основании анализа диагностических данных выявлены семьи
с проблемами в детско-родительских взаимоотношениях.
II этап – психологическое просвещение
родителей по вопросам взаимоотношений
с детьми и профилактика проблемных ситуаций.
Для просвещения родителей по вопросам
взаимоотношений с детьми и профилактика
проблемных ситуаций запланированы родительские
собрания, семинары, лекции, консультации:
- Индивидуальные консультации с целью
сообщения родителям о выявленных проблемах
в семье.
- Родительские собрания: «Наследственность
и воспитание – что влиятельнее», «Профилактика
эмоциональных нарушений у детей».
- Семинары: «Умеете ли вы общаться с вашим ребенком?»,
«Умеем ли мы общаться?».
- Консультация: «Роль семейного микроклимата
в развитии детско-родительских отношений».
III этап – совместные коррекционно-развивающие
занятия детей и родителей.
Цель занятий: развитие и коррекция детско-родительских
отношений, формирование эмоционально-положительного
состояния детей.
Основные задачи:
- Установление и развитие отношений партнерства
и сотрудничества родителя с ребенком.
- Улучшение понимания родителями собственного
ребенка.
- Достижение способности к эмпатии, к пониманию
переживаний, настроений и интересов
друг друга.
- Развитие у детей навыков общения в различных
жизненных ситуациях и формирование адекватной
оценочной деятельности, направленной
на анализ собственного поведения и поступков окружающих.
- Повышение уровня самоконтроля в отношении
своего эмоционального состояния в ходе
общения, формирование терпимости к мнению
собеседника.
- Обучение детей правилам хорошего тона [47; c. 12 - 14].
Анализ результатов изучения эмоциональных взаимоотношений в семье дошкольника
показывает, что в психологической коррекции
нуждаются не только дети, но и их родители:
им нужно помочь овладеть навыками, которые
способствовали бы развитию позитивных
детско-родительских отношений.
Для родителей были разработаны «шпаргалки» по взаимодействию
с детьми с различными особенностями эмоциональной
сферы (гиперактивность, тревожность,
замкнутость, агрессивность) (см. Приложение
№ 11)
Заключение
В процессе исследования эмоциональной
сферы детей с ЗПР были выявлены
специфические особенности:
- У детей с ЗПР недостаточная
сформированность всех возрастных новообразований
эмоциональной сферы (дифференцированности
эмоциональных представлений, системы
эмоциональных отношений, эмоциональной
децентрации и эмоционального воображения),
что сопровождается эмоциональным неблагополучием
в виде соматовегетативных симптомов,
признаками дезодаптивного поведения,
ограниченной способностью эмоциональной
регуляции деятельности за счет незрелости
мотивационно – личностных компонентов.
- Сопоставление особенностей
общения старших дошкольников с задержкой
психического развития со всем возрастным
диапазоном характеристик общения нормативно
развивающихся дошкольников выявляет
в основном существенные отличия: старшие дошкольники с задержкой психического
развития не интересуются деятельностью
сверстника (иногда короткий взгляд в
его сторону). В отличие от нормативно
развивающихся дошкольников, отстающие
в развитии дети безразличны к эмоциональным
состояниям сверстников. У детей с задержкой психического
развития нет явных предпочтений в общении
с ровесниками, нет устойчивых пар, групп
общения. Особенности общения детей с
задержкой психического развития, сочетающиеся
со сниженной познавательной активностью
и спецификой умственной деятельности, препятствуют
их благоприятной социализации, становлению
личности.
- Эффективность психолого-педагогического
коррекционного воздействия в значительно мере зависит
от этиологии, обусловившей задержку психического
развития у ребенка. Результаты проведения занятий
показали, что наибольшие успехи достигнуты
в работе с детьми, отклонения в развитии
которых обусловлены церебрастеническим
или невротическим синдромом. В то же время
дети с задержкой психического развития
цереброорганического генезиса поддаются психолого-педагогической
коррекции (вне медицинской) трудно.
- Задержка психического развития
затрагивает всю психическую сферу ребенка,
и, по существу, является системным дефектом. Минимизированное общение дошкольников
с задержкой психического развития не может создать
«продукт общения – как образ себя и другого»,
ребенок не учится «смотреть на себя глазами
другого», «быть собой и другим».
- Отсутствие осознания себя
в системе отношений с другими приводит
к формированию ряда негативных качеств, значительно осложняющих
вхождение ребенка в нормальную социальную
жизнь. В частности, большинство детей
с задержкой психического развития, поступающих
в школу, характеризует неправомерно завышенная
самооценка.
- Неумение сравнивать причины
возникновения своих эмоциональных состояний
со сходными проявлениями у сверстников
приводит к эмоциональной глухоте, дефициту
эмоциональной отзывчивости, к трудностям
формирования у этих детей морально-этических
правил поведения и, в конечном счете,
к ограниченности внутренней жизни ребенка.
- Эмоциональный дискомфорт снижает
активность познавательной деятельности.
Изменения эмоционального состояния и
вслед за этим познавательной деятельности
доказывают единство эмоций и интеллекта.
Поэтому наряду с развитием психических
функций, интеллекта ребенка
ни в коем случае нельзя забывать о развитии
его эмоциональной сферы именно в дошкольном
возрасте (пока ребенок еще маленький),
т.к. с возрастом проблемы лишь усугубятся.
Проведенная система работы
по коррекции нарушений эмоциональной сферы детей показала следующие
результаты:
- Улучшилась эмоциональная выразительность
речи;
- Отношения между детьми стали
более доверительными, доброжелательными;
- Снизилась частота и интенсивность
негативных эмоциональных реакций;
- Положительное эмоциональное самочувствие у детей с
ЗПР стало выше, что сказалось на состоянии
коллектива в целом.
Изучение специфики эмоциональной
сферы дошкольников с ЗПР позволило нам
целенаправленно спланировать и осуществить
процесс психолого-педагогической коррекции,
правильно подобрать и реализовать
различные комплексные средства воздействия
на её нарушения.
Исходя из этого, можно сказать,
что проведенная работа с основными
направлениями формирующего эксперимента
позволяет судить об эффективности коррекционной
работы по преодолению нарушений эмоциональной
сферы у детей старшего дошкольного возраста
с ЗПР.
Литература
- Белопольская Н. Л. Детская патопсихология. Хрестоматия.
– М.: Когито – центр, 2-е изд., 2001. – 348 с
- Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
- Борякова Н.Ю. Ранняя диагностика и коррекция
задержки психического развития. Учебно
– методическое пособие. – М.: Гном-Пресс,
2002 – 64 с.
- Бреслав Г. Психология эмоций. - М.: «Смысл», ИЦ Академия, 2007. – 544 с.
- Бурменская Г.В., Е.И. Захарова, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс Возрастно-психологический подход в
консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.
– М.: Московский психолого-социальный
институт, 2007. – 267 с.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка.
– СПб.: Питер, 2001 – 208 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология
/ Под. ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика,
1998. - 480 с.
- В мире эмоций: пособие для практ. работников
ДОУ / Т,А, Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – 4-е изд. – М.:
Айрис-пресс, 2008. – 160 с.
- Гавриченко О.В. К проблеме валидизации
метода сказкотерапии в диагностической
работе с детьми 5 – 6 лет // Научные труды
МПГУ. Серия: Психолого – педагогические
науки. – М., 2003
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Коррекционные,
развивающие адаптирующие игры.— СПб.: «Детство - пресс», 2002. – 64 с.
- Деревянкина Н.А. Новые подходы к диагностике
// Дефектология. – 2007. - № 6. – с.
56 - 61
- Давайте познакомимся! Тренинговое развитие
и коррекция эмоционального мира дошкольников
4 – 6 лет: Пособие для практических работников
детских садов / Авт. – сост. И.А. Пазухина
– СПб: «Детство – Пресс», 2010 – 272 с.
- Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – СПб.: ООО «Издательство «Детство
- пресс», 2010. – 80 с.
- Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого – педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002, №1
- Запорожец А.В., Неверович Я.З. Развитие
социальных эмоций у детей дошкольного
возраста. – М.: Педагогика, 1986. – 172 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А.
Как помочь "особому" ребенку. Книга
для педагогов и родителей. 2-е издание. - СПб.:
Институт специальной педагогики и психологии,
2000. - 96 с.
- Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с анг. СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 464 с.
- Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учебное пособие для студентов
высших учебных заведений. – М.: Изд. центр
«Академия», 2004. – 288 с.
- Капитоненко Н.В. Некоторые аспекты развития эмоциональной сферы // Вестник Университета (Государственный Университет управления). – М. – 2008. - №1 с.64 - 67
- Кондратьева С. Ю. Если у ребенка задержка психического развития… СПб.: ООО «Изд. «Детство - пресс», 2011. – 64 с.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного возраста./ Практическое пособие, 4-е изд., М.: «Генезис», 2007 – 208 с.
- Копытин А.И. Основы арттерапии. – СПб.: Издательство «Лань», 1999. - 256 с.
- Лебединская К. С., Лебединский В. В.
Нарушения психического развития в детском
и подростковом возрасте./ Учебное пособие, 7-е изд., М.: Изд. «Академический проект, Трикста»,
2011. – 303 с.
- Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская
Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения у детей и их коррекция. М.: Издательство Московского университет, 1990. – 200 с.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для
взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными,
агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: изд-во ЦСПА «Генезис», 2000. – 192 с.
- Марковская И.Ф. Задержкой психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. М.: Компенс - центр – 1993. – 198 с.
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами
в развитии. - СПб.: Речь, 2001. - 220 с.
- Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушениями темпа развития // Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Хрестоматия СПб. - 2001. – с. 257 - 270
- Перлз Ф. Гештальт-подход. - М.: Издательство «Либрис», 1996. – 240 с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. – М., 2000. – с. 196
- Практикум по гештальт-терапии Ф. Перлз,
П. Гудмен, Р. Хефферлин. - Издательство: Институт Психотерапии, 2001. - 240 с.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского,
М.Г.Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп.
– М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
- Рылеева Е.В. Вместе веселее! Дидактические
игры для развития навыков сотрудничества у детей 4 – 6 лет. – 3-е изд. – М.: Айрис
– пресс, 2004. – 160 с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: Теория и практика. – М., 1990. – 368с.
- Сакович Н.А. Технология игры в песок, игры на мосту. – СПб.: Речь, 2006. – 176 с.
- Семанака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно – развивающие занятия для детей 5 – 6 лет. – 2-е изд. – М. АРКТИ, 2004. – 79 с.
- Селютина Н.В. Особенности системы эмоциональных отношений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР // Психология образования: культурно – исторические
и социально – правовые аспекты: Материалы III национальной научно – практической конференции. – М. – 2006. – Том 1. – с. 94 – 95
- Селютина Н.В. Сравнительные исследования некоторых особенностей эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
с нарушениями в развитии // Вестник Университета
Российской академии образования. – М.
– 2007. - № 3. с. 80 - 83
- Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с ЗПР. – М. – 1992. – 198 с.
- Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебных заведений/ Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 400 с.
- Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И.Лубовский,
Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский
центр «Академия», 2005. — 464 с.
- Тройский А.В., Пушкина Т.П. Гештальт-терапия
от А до Я: Краткий словарь терминов по гештальт-терапии. М.: 2002, с. 310 -311
- Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. Н. Новгород. – 1994. – 228 с.
- Ульенкова У.В., Васильева Н.В. Изучение и формирование эмоциональной сферы у старших дошкольников с ЗПР в условиях диагностико – коррекционных групп в дошкольном
учреждении // Дефектология - 2001, № 5. –
с. 35 - 43
- Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника: учебное пособие для студентов высших и средних пед. учебных заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. – 368 с.
- Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое
пособие/ Балашов: «Николаев», 2004. — 68 с.
- Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5 – 7 лет: диагностика, тренинги, занятия / авт. – сост. Е.В.
Коробицына – Волгоград: Учитель, 2009. –
133 с.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. / Под ред. М.И. Буянова. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 128 с.
- Штейнхард Ленор Юнгианская песочная психотерапия. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. Учебное пособие для ВУЗов, 5-е изд., М.: ИЦ Академия, 2008г. - 438 с.
- Янкина Е.И. Эмоции в развитии интеллекта ребенка дошкольного возраста. // Ананьевские чтения – 99. Тезисы научно – практической конференции 26 – 28 октября 1999. СПб. - 1999. – с. 238 – 239
- Якобсон П.М. Психология чувств и мотивация.
– М.: ИПП / Воронеж: МОДЭК, 1998. – 304с.