Коррекционная работа по преодолению нарушений эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 10:51, дипломная работа

Описание работы

Задачи:
Провести теоретический анализ состояния проблемы специфики развития эмоциональной сферы у дошкольников с ЗПР.
Подобрать методы диагностики изучения эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР.
Выявить специфические особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися детьми.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………. …. 2 - 4
Глава 1. Теоретические и методологические основы изучения нарушений эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития. ………………………………………………………………… …. 5 - 24
1.1. Понятия «эмоции», «эмоциональная сфера» и «эмоциональное развитие» ……………………………………………………………………...5 - 9
Закономерности и этапы эмоционального развития детей дошкольного возраста …………………………………………………….. 9 - 19
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития………………………………………... 19 - 24
Глава 2. Методы и приемы коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития… 25 - 32
2.1. Изучение эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития …………………………... 23 - 30
2.2. Сравнительный анализ результатов изучения эмоциональной сферы дошкольников ……………………………………………………………... 30 - 32
Глава 3. Пути коррекции по преодолению эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития …………….33 - 51
3.1. Цель, задачи и этапы по преодолению нарушений эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР ……………………. 33 - 37
3.2. Основные методы коррекции эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития ……………………. 38 - 49
3.3. Работа с родителями детей с ЗПР по преодолению нарушений эмоциональной сферы ……………………………………………………. 49 – 52
Заключение ………………………………………………………… 53 - 55
Литература ………………………………………………………… 56 - 61

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ 2.doc

— 299.50 Кб (Скачать файл)

На основании анализа диагностических данных выявлены семьи с проблемами в детско-родительских взаимоотношениях.

II этап – психологическое просвещение  родителей по вопросам взаимоотношений с детьми и профилактика проблемных ситуаций.

Для просвещения родителей по вопросам взаимоотношений с детьми и профилактика проблемных ситуаций запланированы родительские собрания, семинары, лекции, консультации:

  1. Индивидуальные консультации с целью сообщения родителям о выявленных проблемах в семье.
  2. Родительские собрания: «Наследственность и воспитание – что влиятельнее», «Профилактика эмоциональных нарушений у детей».
  3. Семинары: «Умеете ли вы общаться с вашим ребенком?», «Умеем ли мы общаться?».
  4. Консультация: «Роль семейного микроклимата в развитии детско-родительских отношений».

III этап – совместные коррекционно-развивающие занятия детей и родителей.

Цель занятий: развитие и коррекция детско-родительских отношений, формирование эмоционально-положительного состояния детей.

Основные задачи:

    1. Установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.
    2. Улучшение понимания родителями собственного ребенка.
    3. Достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний,  настроений и интересов друг друга.
    4. Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих.
    5. Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника.
    6. Обучение детей правилам хорошего тона [47; c. 12 - 14].

Анализ результатов изучения эмоциональных взаимоотношений в семье дошкольника показывает, что в психологической коррекции нуждаются не только дети, но и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.

Для родителей были разработаны «шпаргалки» по взаимодействию с детьми с различными особенностями эмоциональной сферы (гиперактивность, тревожность, замкнутость, агрессивность) (см. Приложение № 11)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В процессе исследования эмоциональной сферы детей с ЗПР были выявлены специфические особенности:

  • У детей с ЗПР недостаточная сформированность всех возрастных новообразований эмоциональной сферы (дифференцированности эмоциональных представлений, системы эмоциональных отношений, эмоциональной децентрации и эмоционального воображения), что сопровождается эмоциональным неблагополучием в виде соматовегетативных симптомов, признаками дезодаптивного поведения, ограниченной способностью эмоциональной регуляции деятельности за счет незрелости мотивационно – личностных компонентов.
  • Сопоставление особенностей общения старших дошкольников с задержкой психического развития со всем возрастным диапазоном характеристик общения нормативно развивающихся дошкольников выявляет в основном существенные отличия: старшие дошкольники с задержкой психического развития не интересуются деятельностью сверстника (иногда короткий взгляд в его сторону). В отличие от нормативно развивающихся дошкольников, отстающие в развитии  дети безразличны к  эмоциональным состояниям сверстников. У детей с задержкой психического развития нет явных предпочтений в общении с ровесниками, нет устойчивых пар, групп общения. Особенности общения детей с задержкой психического развития, сочетающиеся со сниженной познавательной активностью и спецификой умственной деятельности, препятствуют их благоприятной социализации, становлению личности.
  • Эффективность психолого-педагогического коррекционного воздействия в значительно мере зависит от этиологии, обусловившей задержку психического развития у ребенка. Результаты проведения  занятий показали, что наибольшие успехи достигнуты в работе с детьми, отклонения в развитии которых обусловлены церебрастеническим или невротическим синдромом. В то же время дети с задержкой психического развития цереброорганического генезиса поддаются психолого-педагогической коррекции (вне медицинской) трудно.
  • Задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Минимизированное общение дошкольников с задержкой психического развития не может создать «продукт общения – как образ себя и другого», ребенок не учится «смотреть на себя глазами другого», «быть собой и другим».
  • Отсутствие осознания себя в системе отношений с другими приводит к формированию ряда негативных качеств, значительно осложняющих вхождение ребенка в нормальную социальную жизнь. В частности, большинство детей с задержкой психического развития, поступающих в школу, характеризует неправомерно завышенная самооценка.
  • Неумение сравнивать причины возникновения своих эмоциональных состояний со сходными проявлениями у сверстников приводит к эмоциональной глухоте, дефициту эмоциональной отзывчивости, к трудностям формирования у этих детей морально-этических правил поведения и, в конечном счете, к ограниченности внутренней жизни ребенка.
  • Эмоциональный дискомфорт снижает активность познавательной деятельности. Изменения эмоционального состояния и вслед за этим познавательной деятельности доказывают единство эмоций и интеллекта. Поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребенка ни в коем случае нельзя забывать о развитии его эмоциональной сферы именно в дошкольном возрасте (пока ребенок еще маленький), т.к. с возрастом проблемы лишь усугубятся.

Проведенная система работы по коррекции нарушений эмоциональной сферы детей показала следующие результаты:

  • Улучшилась эмоциональная выразительность речи;
  • Отношения между детьми стали более доверительными, доброжелательными;
  • Снизилась частота и интенсивность негативных эмоциональных реакций;
  • Положительное эмоциональное самочувствие у детей с ЗПР стало выше, что сказалось на состоянии коллектива в целом.

Изучение специфики эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР позволило нам целенаправленно спланировать и осуществить процесс психолого-педагогической коррекции, правильно подобрать и реализовать различные комплексные средства воздействия на её нарушения.

Исходя из этого, можно сказать, что проведенная работа  с основными направлениями формирующего эксперимента позволяет судить об эффективности коррекционной работы по преодолению нарушений эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Белопольская Н. Л. Детская патопсихология. Хрестоматия. – М.: Когито – центр, 2-е изд., 2001. – 348 с
  2. Большой психологический словарь.  Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
  3. Борякова Н.Ю. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. Учебно – методическое пособие. – М.: Гном-Пресс, 2002 – 64 с.
  4. Бреслав Г. Психология эмоций. - М.: «Смысл», ИЦ Академия, 2007. – 544 с.
  5. Бурменская Г.В., Е.И. Захарова, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. – 267 с.
  6. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – СПб.: Питер, 2001 – 208 с.
  7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под. ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1998. - 480 с.
  8. В мире эмоций: пособие для практ. работников ДОУ / Т,А, Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 160 с.
  9. Гавриченко О.В. К проблеме валидизации метода сказкотерапии в диагностической работе с детьми 5 – 6 лет // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого – педагогические науки. – М., 2003
  10. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Коррекционные, развивающие адаптирующие игры.— СПб.: «Детство - пресс», 2002. – 64 с.
  11. Деревянкина Н.А. Новые подходы к диагностике //  Дефектология. – 2007. -  № 6. – с. 56 - 61
  12. Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 – 6 лет: Пособие для практических работников детских садов / Авт. – сост. И.А. Пазухина – СПб: «Детство – Пресс», 2010 – 272 с.
  13. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – СПб.: ООО «Издательство «Детство - пресс», 2010. – 80 с.
  14. Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого – педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002, №1
  15. Запорожец А.В., Неверович Я.З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. – М.: Педагогика, 1986. – 172 с.
  16. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь "особому" ребенку. Книга для педагогов и родителей. 2-е издание. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. - 96 с.
  17. Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с анг. СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 464 с.
  18. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 288 с.
  19. Капитоненко Н.В. Некоторые аспекты развития эмоциональной сферы // Вестник Университета (Государственный Университет управления). – М. – 2008. - №1 с.64 - 67
  20. Кондратьева С. Ю. Если у ребенка задержка психического развития… СПб.: ООО «Изд. «Детство - пресс», 2011. – 64 с.
  21. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного возраста./ Практическое пособие, 4-е изд., М.: «Генезис», 2007 – 208 с.
  22. Копытин А.И. Основы арттерапии. – СПб.: Издательство «Лань», 1999. - 256 с.
  23. Лебединская К. С., Лебединский В. В.  Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте./ Учебное пособие, 7-е изд., М.: Изд. «Академический проект, Трикста», 2011. – 303 с.
  24. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения у детей и их коррекция. М.: Издательство Московского университет, 1990. – 200 с.
  25. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: изд-во ЦСПА «Генезис», 2000. – 192 с.
  26. Марковская И.Ф. Задержкой психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. М.: Компенс - центр – 1993. – 198 с.
  27. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2001. - 220 с.
  28. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушениями темпа развития // Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Хрестоматия СПб. -  2001. – с. 257 - 270
  29. Перлз Ф. Гештальт-подход. - М.: Издательство «Либрис», 1996. – 240 с.
  30. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. – М., 2000. – с. 196
  31. Практикум по гештальт-терапии Ф. Перлз, П. Гудмен, Р. Хефферлин. -  Издательство: Институт Психотерапии, 2001. - 240 с.
  32. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
  33. Рылеева Е.В. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4 – 6 лет. – 3-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 160 с.
  34. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: Теория и практика. – М., 1990. – 368с.
  35. Сакович Н.А. Технология игры в песок, игры на мосту. – СПб.: Речь, 2006. – 176 с.
  36. Семанака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно – развивающие занятия для детей 5 – 6 лет. – 2-е изд. – М. АРКТИ, 2004. – 79 с.
  37. Селютина Н.В. Особенности системы эмоциональных отношений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР // Психология образования: культурно – исторические и социально – правовые аспекты: Материалы III национальной научно – практической конференции. – М. – 2006. – Том 1. – с. 94 – 95
  38. Селютина Н.В. Сравнительные исследования некоторых особенностей эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в развитии // Вестник Университета Российской академии образования. – М. – 2007. - № 3. с. 80 - 83
  39. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с ЗПР. – М. – 1992. – 198 с.
  40. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебных заведений/ Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е изд., стереотип. -  М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 400 с.
  41. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.
  42. Тройский А.В., Пушкина Т.П. Гештальт-терапия от А до Я: Краткий словарь терминов по гештальт-терапии. М.: 2002, с. 310 -311
  43. Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. Н. Новгород. – 1994. – 228 с.
  44. Ульенкова У.В., Васильева Н.В. Изучение и формирование эмоциональной сферы у старших дошкольников с ЗПР в условиях диагностико – коррекционных групп в дошкольном учреждении // Дефектология - 2001, № 5. – с. 35 - 43
  45. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника: учебное пособие для студентов высших и средних пед. учебных заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. – 368 с.
  46. Фадина Г.В.   Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие/  Балашов: «Николаев», 2004. — 68 с.
  47. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5 – 7 лет: диагностика, тренинги, занятия / авт. – сост. Е.В. Коробицына – Волгоград: Учитель, 2009. – 133 с.
  48. Чистякова М.И. Психогимнастика. / Под ред. М.И. Буянова. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 128 с.
  49. Штейнхард Ленор Юнгианская песочная психотерапия. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
  50. Эльконин Д.Б. Детская психология. Учебное пособие для ВУЗов, 5-е изд., М.: ИЦ Академия, 2008г. - 438 с.
  51. Янкина Е.И. Эмоции в развитии интеллекта ребенка дошкольного возраста. // Ананьевские чтения – 99. Тезисы научно – практической конференции 26 – 28 октября 1999. СПб. - 1999. – с. 238 – 239
  52. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивация. – М.: ИПП / Воронеж: МОДЭК, 1998. – 304с.

 

 


Информация о работе Коррекционная работа по преодолению нарушений эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития