Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 10:51, дипломная работа
Задачи:
Провести теоретический анализ состояния проблемы специфики развития эмоциональной сферы у дошкольников с ЗПР.
Подобрать методы диагностики изучения эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР.
Выявить специфические особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися детьми.
Введение …………………………………………………………. …. 2 - 4
Глава 1. Теоретические и методологические основы изучения нарушений эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития. ………………………………………………………………… …. 5 - 24
1.1. Понятия «эмоции», «эмоциональная сфера» и «эмоциональное развитие» ……………………………………………………………………...5 - 9
Закономерности и этапы эмоционального развития детей дошкольного возраста …………………………………………………….. 9 - 19
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития………………………………………... 19 - 24
Глава 2. Методы и приемы коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития… 25 - 32
2.1. Изучение эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития …………………………... 23 - 30
2.2. Сравнительный анализ результатов изучения эмоциональной сферы дошкольников ……………………………………………………………... 30 - 32
Глава 3. Пути коррекции по преодолению эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития …………….33 - 51
3.1. Цель, задачи и этапы по преодолению нарушений эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР ……………………. 33 - 37
3.2. Основные методы коррекции эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития ……………………. 38 - 49
3.3. Работа с родителями детей с ЗПР по преодолению нарушений эмоциональной сферы ……………………………………………………. 49 – 52
Заключение ………………………………………………………… 53 - 55
Литература ………………………………………………………… 56 - 61
Этапы изучения эмоциональной сферы дошкольников:
а) по методике В.Н. Минаевой:
б) изучение восприятия детьми изображения различных эмоций по методике Урунтаевой Г. А., Афонькиной Ю. А [45];
в) обследования эмоционального самочувствия ребенка по адаптивной методике « Проективные рассказы» (Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина) [8].
3. Сравнительный анализ
4. Разработка путей коррекции нарушений эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Изучение протоколов обследования и медицинских карт показало, что среди детей с задержкой психического развития большой процент составляют нервно и соматически ослабленные дети. Одна группа детей имеет негрубые нарушения со стороны ЦНС, вследствие ее раннего органического поражения, у другой группы детей с ЗПР они возникают на фоне функциональной незрелости ЦНС. Еще одной причиной отставания в нервно – психическом развитии является соматическая ослабленность и наличие хронического заболевания.
Ребята, пришедшие из различных детских садов и групп, нуждаются в своевременной помощи всех специалистов и родителей. В процессе адаптации атмосфера в группе часто становится трудно управляемой, т.к. дети возбуждают друг друга, любой раздражитель провоцирует негативное поведение, что проявляется неуемной возбудимостью, агрессивностью, эмоционально – душевным дефицитом. Многие дети испытывают трудности при адаптации в новой ситуации, ибо у них нарушена эмоциональная отзывчивость, чувство эмпатии, умение устанавливать контакт со сверстниками. В этот период наблюдается повышение внутреннего напряжения и возбудимости, проявляющиеся внешне состояниями агрессии, упрямства и негативизма, стремлением досадить, сделать больно.
Затруднено и проведение психокоррекционных мероприятий ввиду выраженной психопатологической отягощенности, неоднородностью социально – психологической структуры группы и отсутствия позитивных примеров поведения. Поэтому работа начиналась с наблюдения за детьми в свободной деятельности, где фактически они распадались на несколько обособленных подгрупп, в которые еще не входили изолированные и отвергнутые дети. Группой трудно было управлять и тем более решать с ее помощью психологические проблемы взаимоотношений. Требовала развития ее ролевая структура отношений, умение принимать и играть роли, что отсутствовало у некоторых детей.
Поэтому, необходимо было вначале выравнить социально – психологическую структуру группы за счет увеличения принятых детей из числа ранее изолированных и отвергнутых; снять чувство внутренней неуверенности, препятствующее активному общению со сверстниками и, далее развивать ролевые функции группы как способность к игровому диалогу.
В своем исследовании по изучению эмоциональной сферы мы использовали следующие методики:
по методике В.М.Минаевой:
задание № 1 - изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции (проводится индивидуально).
Ребёнку предлагалось продемонстрировать весёлого, печального, испуганного, сердитого, удивлённого мальчика (девочку). Каждое эмоциональное состояние они должны были называть по мере выполнения.
Выразительное средство, используемое ребёнком при демонстрации указанного эмоционального состояния, мы обозначали знаком «+» в соответствующей графе таблицы (таблица № 1)
задание № 2 - изучение эмоциональной выразительности речи (произнесение фразы с различной интонацией);
Ребёнку предлагалось произнести фразу с различной интонацией «У меня есть собака» (радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно) (таблица №2)
задание № 3 - изучение восприятия детьми изображения различных эмоций:
Ребенку предлагались картинки (фотографии) с изображением детей, у которых ярко выражено эмоциональное состояние как основных эмоций (радость, страх, гнев, грусть, удивление) со словами: «У меня для тебя есть очень интересная игра. Ты знаешь, что все люди когда-то радуются, когда-то удивляются или сердятся. Сейчас я покажу тебе несколько фотографий, на которых изображен человек с какой-то эмоцией на лице (радости, грусти, страха, удивления, гнева). Попробуй определить, какая именно эмоция отражена на каждой фотографии».
задание № 4 - изучение графического изображения эмоций (рисование эмоций);
Ребёнку предлагалось нарисовать в круге (лицо) радостное, грустное, испуганное, сердитое и удивленное настроение. Результаты заносились в таблицу (таблица № 4)
Для обследования эмоционального самочувствия ребенка мы использовали адаптивную методику « Проективные рассказы» (Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина) [8; с. 27 – 28] изучения представлений о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей.
Ребенку давалась инструкция: «Мне интересно, как ты живешь. Я хочу узнать о тебе побольше. Чтобы нам познакомиться поближе, давай вместе поиграем. Сейчас я буду рассказывать тебе историю про мальчика (девочку), а ты будешь мне помогать. Я начну рассказывать, а ты продолжишь. Только говорить нужно очень быстро, чтобы мы могли рассказать как можно больше историй». Затем ребенку предлагалась серия проективных рассказов. Ответы детей записывают в таблицу (таблица № 5), отмечая знаками «+», «-» и «N». После заполнения протокола на каждого ребенка по каждому предложенному рассказу мы определяли общее количество положительных, отрицательных и нейтральных продолжений рассказов.
2.2. Сравнительный
анализ результатов изучения
эмоциональной сферы
По результатам диагностики выявлено, что дети с ЗПР лучше всего передают эмоции мимикой, намного ниже показатели передачи эмоциональных состояний при пантомимики. Причем у мальчиков показатели выраженности эмоций ниже, чем у девочек.
Выразительная сторона речи так же имеет низкий уровень. Детям не хватает воображения в представлении ситуации, которую надо интонацией показать в речи.
При изучении восприятия детьми графического изображения эмоций выяснилось, что наиболее легко ребята могут распознавать графические изображения чувства «радости», «грусти», «гнева». Были примеры, что дети на вопрос: «Какая эмоция на лице?» отвечали «хорошая» или «плохая».
Тяжело детям давалось задание, в котором нужно было графически изобразить эмоции. Понимание эмоционального состояния по картинке детям давалось легче, чем при выполнении других заданий.
В результате диагностики выявлены следующие особенности эмоциональных проявлений детей с ЗПР:
В результате диагностики эмоционального самочувствия детей выявлены следующие особенности эмоциональных проявлений: носящие положительный характер «+» - 0; носящие нейтральный характер «N» - 22 и отрицательный «-» - 27.
По результатам опроса детей половины ответов от общего количества носят отрицательный характер, что рассматривается как снижение положительного эмоционального самочувствия детей.
После обработки результатов констатирующего эксперимента у нормально развивающихся детей процентное соотношение изучаемых параметров получилось гораздо выше, чем у детей с задержкой психического развития.
Таблица 2
Сравнение уровня эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР и НР
Катего рия детей |
Изучение особенностей |
Изучение эмоциональ-ной выразитель- ности речи |
Изучение восприятия изображения эмоций |
Изучение графического изображения | |||
мимики |
Панто-мимики |
рисунок |
Пикто-грамма |
подбор рисунка к пиктограмме | |||
Дети НР |
90% |
78% |
82% |
88% |
88 % |
86% |
78% |
Дети с ЗПР |
58% |
24% |
44% |
52% |
64 % |
58% |
32% |
Исходя из выше указанного, можно сделать вывод о том, что развитие эмоциональной сферы детей с ЗПР соответствует низкому уровню, недостаточно развита. Особенности эмоциональной сферы с ЗПР накладывают отпечаток на весь психический облик ребенка, его поведение. Поэтому очень важно, зная особенности его эмоционального сферы, умело влиять на них, осуществляя развитие и коррекцию.
Глава 3. Пути коррекции по преодолению нарушений эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3.1. Цель, задачи
и этапы по преодолению
Целью формирующего эксперимента является создание условий для эмоционального развития дошкольника и коррекции нарушений эмоциональной сферы у дошкольников с ЗПР.
Основными задачами осуществления коррекционных воздействий при работе с эмоциональной сферой ребенка являются:
1) проведение коррекционных
2) решение проблем эмоционального развития, системы межличностного взаимодействия, устранение причин, обуславливающих эмоциональные нарушения.
3) оказание кредита доверия ребенку, т.е. вера в возможности ребенка и подчеркивание данной уверенности при взаимодействии с ним;
4) охрана интересов ребенка, т.е. построение коррекционных вмешательств в эмоциональную сферу с учетом того, что коррекционное воздействие ни в коем случае не должно нанести ущерб ребенку, его психическому и физическому здоровью и т.д.
На основании результатов, полученных в ходе диагностики, была намечена коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие и коррекцию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Работа проходила по следующим этапам:
Особенно трудным для ребенка является период, когда в его жизни происходят существенные изменения. Дети, поступающие в группы с задержкой психического развития, приходят из разных детских садов нашего города. Требуется немало времени, чтобы ребенок освоился в новой обстановке, привык к общению с ранее незнакомыми детьми, осознал требования воспитателей и большого количества специалистов, понял, как усваивать новые знания.
Поэтому, работа с детьми в группах с ЗПР мы начали с занятий по программе С.В. Крюковой «Давайте жить дружно!»[21], основной целью которой являлась адаптация детей к условиям нового детского сада, создание у них чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков.
2. Разработка комплекса