Коррекционная работа по преодолению нарушений эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 10:51, дипломная работа

Описание работы

Задачи:
Провести теоретический анализ состояния проблемы специфики развития эмоциональной сферы у дошкольников с ЗПР.
Подобрать методы диагностики изучения эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР.
Выявить специфические особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися детьми.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………. …. 2 - 4
Глава 1. Теоретические и методологические основы изучения нарушений эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития. ………………………………………………………………… …. 5 - 24
1.1. Понятия «эмоции», «эмоциональная сфера» и «эмоциональное развитие» ……………………………………………………………………...5 - 9
Закономерности и этапы эмоционального развития детей дошкольного возраста …………………………………………………….. 9 - 19
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития………………………………………... 19 - 24
Глава 2. Методы и приемы коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития… 25 - 32
2.1. Изучение эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития …………………………... 23 - 30
2.2. Сравнительный анализ результатов изучения эмоциональной сферы дошкольников ……………………………………………………………... 30 - 32
Глава 3. Пути коррекции по преодолению эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития …………….33 - 51
3.1. Цель, задачи и этапы по преодолению нарушений эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР ……………………. 33 - 37
3.2. Основные методы коррекции эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития ……………………. 38 - 49
3.3. Работа с родителями детей с ЗПР по преодолению нарушений эмоциональной сферы ……………………………………………………. 49 – 52
Заключение ………………………………………………………… 53 - 55
Литература ………………………………………………………… 56 - 61

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ 2.doc

— 299.50 Кб (Скачать файл)
  •   Активизировать ребёнка, поднять настроение;
  • Улучшения эмоционального настроения;
  • Мышечная релаксация и успокоение;
  • Обогащение эмоционального мира.

Музыку мы использовали  в следующих формах:

  • На занятии в качестве фона и во время рисования;
  • При засыпании;
  • Для выплеска энергии;
  • Релаксация;
  • Упражнения с музыкальными инструментами, для выражения свои чувства.

Следующим шагом на пути развития и коррекции эмоциональной сферы детей с ЗПР стало рисование под музыку.

Арттерапия

Элементы теории арттерапии появились в 40 – 60 –е г.г. ХХ в. в русле психодинамического направления на базе положений классического психоанализа З.Фрейда и аналитической психологии К.Юнга. В 60 – 80-е г.г. теоретическая концепция арттерапии пополнялась взглядами гуманистических психологов (К. Роджерс, Ф. Перлз, А.Маслоу, Р. Мей), психологической теорией игр, динамической психиатрией, групп-анализом и др.

Основная цель арттерапии связана с гармонизацией личности через развитие ее способностей самовыражения и самопознания., связанных с направленностью на поиск новых путей решения проблемы.

Центром арттерапии независимо от формы (индивидуальной или групповой) являются сложности эмоционально – личностного развития ребенка [34; с. 175 - 177].

Рисование под музыку, как один из приемов арттерапии, довольно широко применяется в современной психотерапевтической практике. Такой вид самовыражения позволяет детям экстериорезировать (перенести вовне) внутреннее напряжение, усилить внутренние позитивные процессы, а также дает информацию о динамике психоэмоционального состояния ребенка.

Об изменениях в их психоэмоциональном состоянии «рассказывали» используемые детьми цвета, характер мазков и линий (тревожные, спокойные, плавные, отрывистые, структурированные, хаотичные и пр.).

Рисунки детей давали специалисту и родителям обратную связь о внутренних процессах ребенка. Зная, как отражается педагогический процесс на внутренней картине ребенка, его реакцию, можно смело следовать одному из основополагающих принципов педагогики - «идти от ребенка».

Анализ используемой детьми цветовой гаммы давал нам экспресс-информацию об актуальном психоэмоциональном состоянии ребенка. Например, если ребенок рисует преимущественно красной или черной краской, педагоги знают, что ему сегодня необходим щадящий режим работы. В этом случае, ему предлагается понаблюдать за рыбками, покачаться в кресле, «поплавать» в «сухом бассейне», послушать на плеере записи природных звуков (журчание ручья, шум дождя, пение птиц, и пр.).

Работы в этом направлении позволяет говорить о закономерностях влияния музыки и рисования  (арттерапия) на психоэмоциональное состояние  детей и сделать следующие выводы:  

  • Рисование под музыку позволяет детям экстериорезировать (выносить вовне) свои эмоции и чувства (для многих детей это единственный способ самовыражения).
  • Дети получают реальную возможность «увидеть» на рисунке свой внутренний мир и донести свои переживания до другого.
  • Рисование под музыку формирует навыки саморегуляции (рисуя, дети стабилизируют и структурируют свои внутренние процессы, регулируют себя).
  • Существенно обогащается эмоциональная сфера детей, и совершенствуются способы регуляции собственных эмоций и чувств.
  • Арттерапия позволяет сублимировать даже негативные эмоции и отреагировать на них адекватным путем.

Драматерапия и психодрама

Истоки терапии в процессе восприятия театрализованного действия или участия лежат в работах Аристотеля, который рассматривал катарсис как эмоциональное потрясение и внутреннее очищение души при восприятии драмы.

Психодрама – групповой терапевтический процесс, основанный на драматической импровизации. Искусственный характер традиционного театра заменяется спонтанным поведением участников, что позволяет изучить внутренний мир субъекта и терапевтизировать его.  Автор психодрамы Я.Л. Морено, в начале 20-х г.г. ХХ в. выстроил принципы психодрамы на основе театральных экспериментов, результаты которых позволили обосновать идею «спонтанного театра», базирующегося на игровых принципах. Метод строится на ролевых играх, причем их сценарий и постановка действий являются результатом работы самих участников группы (терапевт имеет достаточно отстраненную позицию и лишь направляет терапевтический процесс).

Основные терапевтические основания психодрамы - спонтанность, теле, катарсис, инсайт [18; с. 181 - 182]

Основные методики, которые используются в психодраме – это монолог, двойник, обмен ролями, отображение, подслушивание и др.

Драматерапия – более эклектичный метод, предусматривающий «проживание» проблем в процессе восприятия драмы или участия в ней. Поэтому содержание используемого произведения должно быть неперсонифицированным, художественная форма – имеет возможности универсального применения к житейским проблемам, выражать архитипические конфликты между людьми [18; с. 182 - 183].

 Используя с дошкольниками  театрализованную деятельность, мы  не раз убедились, что театр  может все. Он и учит, и лечит, и всесторонне развивает ребенка. Театр также служит сбором  диагностического материала, развития творческого мышления и воображения, умения находить оригинальные решения  выхода из различных жизненных ситуаций, достигать результата с наименьшими затратами и большей радостью, понимать множество первопричин и последствий поступка и действий.

Для этого мы использовали проигрывание и решение сказочных задач. Они формировались таким образом, что ребенок мог проектировать, переносить на них свой жизненный опыт. И самое главное  эти задачи не имели единственно правильного решения. Цель сказочной задачи – найти как можно больше потенциальных решений.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе.

Сказка черезвучайно многогранна, как сама жизнь. Наблюдая за судьями героев, воспринимая их язык, ребёнок учится решать актуальные для него в данный возрастной период проблемы.

О.В. Гавриченко считает, что такой нетрадиционный подход к сказке даёт возможность воспитателю и ребёнку уяснить, что в ней или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло бы было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея – всё можно улучшить, изменить во благо – должна стать творческим девизом для ребёнка. Такова наша главная установка.

Достоинство сказок неоспоримо и в коррекционной работе: это психотерапия и психокоррекция, образность языка, его метафоричность, психологическая защищённость [9; с. 13].

Итак, подводя итог вышесказанному, отмечаем, что сказка чрезвычайно

многогранна, как сама жизнь, и это делает её эффективным психотерапевтическим и развивающим средством. И чтобы это средство дало результат надо использовать сказки в полной мере.                                                    

Метод учитывает эмоциональный интерес ребенка к восприятию сказки как специфической для данного возраста деятельности. В свою очередь, этот интерес стимулирует эмоциональное включение ребенка в сказку, присваивая нормы, смыслы, ценности, модели поведении в различных сложных ситуациях. Идентификация ребенка с героями также помогает понять, что у других имеются такие же, как и у него, проблемы и переживания. Важно, что ребенок отождествляет себя с положительными героями, т.к. их положение в сказке, как правило, выражено более ярко, эмоционально. Поэтому метод способствует личностному росту ребенка.

Развивающие игры с песком

 В нашей работе широкое признание получили игры с песком и водой для коррекции эмоционального дискомфорта ребенка.  В распоряжение ребенка предоставлялся набор различных предметов: фигурки людей, животных, части зданий, домики, автомашины, деревья, бесформенный материал (плоский и открытый ящик, наполненный песком). Из этого материала ребенок строил свой мир, в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями. Во время игры дети обнаруживают свое эмоциональное отношение к людям, предметам. Эта игра представляет собой определенную диагностическую ценность, кроме того, в процессе игры ребенок перерабатывает свои душевные конфликты.

Игра с песком — это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи. И тут ему на помощь приходят игры с песком.

Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождался от напряжения. А самое главное, ребенок «приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.

Игра является естественной формой самовыражения для детей, поэтому ребенку не требуется много рассказывать о песочной терапии. Достаточно предложить поиграть, используя песок и игрушки. Дети более конкретны в своем строительстве, чем взрослые. Для детей разговоры и размышления над картиной не имеют такого значения, как для подростка или взрослого. Важнее сам процесс игры и строительства.

Модификация sand play — это развивающие игры в песке, ориентированные на разные задачи. Занятия, проводимые в песочнице, позволят сделать процесс воспитания и обучения естественным, приносящим радость открытий и удовольствие детям и взрослым [39; с. 56 -57].

Уже доказано, что дети, которые активно играли в детстве в песке, чаще вырастают уверенными и успешными взрослыми. Наблюдения психологов показывают также, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно продемонстрировать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что их ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками: это может стать поводом для размышлений о собственной системе воспитания [35].

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми [13; c. 6 -7].

Таким образом, рассматривая вопрос о коррекции эмоциональной сферы ребенка, прежде всего, необходимо говорить о ее гармонизации, направленной на преодоление негативных эмоциональных состояний, нарушений в функционировании или отставаний в развитии тех или иных составляющих эмоциональной сферы ребенка, а также о компенсации негативных особенностей личности, складывающихся на основе данных процессов. То есть методы коррекционного воздействия призваны осуществить такое психологическое воздействие на эмоциональную сферу ребенка, которое приведет к нормализации ее функционирования.

 

3.3. Работа с родителями по преодолению нарушений эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Необходимым условием эффективности работы является активное участие в ней педагогов и родителей. В соответствии с этими требованиями работа реализовывалась  в трех направлениях:

  • Оказание родителям помощи и выработка единого подхода к воспитанию ребенка:

- популяризацию специальных знаний о психическом развитии ребёнка,  в частности,  об эмоциональном развитии,  в процессе бесед, консультаций и иных форм контактов;

- формирование у  них умений пользоваться приобретёнными  знаниями при организации жизни и деятельности ребёнка в семье;

- организацию практической  совместной деятельности детей  и взрослых и др.

Параллельно  был разработан и претворён  в  жизнь комплекс мер, направленных на формирование у детей внимания и отзывчивости к  родным.  Он предусматривал:  обучение детей умению распознавать состояние и настроение другого человека;  использование произведений художественной литературы  с нравственными коллизиями для чтения и обсуждения;  составление детьми рассказов о своих близких;  специально организованные ситуации для закрепления положительного эмоционального отношения дошкольников к близким взрослым.

 

  • Оказание психологической и информационной помощи педагогам:

а) ознакомить с особенностями и закономерностями развития социально – эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;

б) обучить адекватным способам взаимодействия с детьми, имеющими определенные трудности;

в) помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие коррекцию нарушений эмоциональной сферы и развитие положительных качеств личности ребенка.

I этап – изучение эмоциональных взаимоотношений в семье дошкольника.

Целью этапа исследования является выявление особенностей эмоционального микроклимата в семье дошкольника.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Выяснить родительское отношение к ребенку.
  2. Определить уровень знаний и представлений у родителей о воспитании детей.

При работе с родителями используются следующие методы:

· тест «Хорошие ли вы родители?»;

             · Методика позволяющая выявить  особенности семейного воспитания       и уровень коммуникативных умений родителей (Анкеты №1-4) (см. Приложение № 13)

Информация о работе Коррекционная работа по преодолению нарушений эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития