Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 10:51, дипломная работа
Задачи:
Провести теоретический анализ состояния проблемы специфики развития эмоциональной сферы у дошкольников с ЗПР.
Подобрать методы диагностики изучения эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР.
Выявить специфические особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися детьми.
Введение …………………………………………………………. …. 2 - 4
Глава 1. Теоретические и методологические основы изучения нарушений эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития. ………………………………………………………………… …. 5 - 24
1.1. Понятия «эмоции», «эмоциональная сфера» и «эмоциональное развитие» ……………………………………………………………………...5 - 9
Закономерности и этапы эмоционального развития детей дошкольного возраста …………………………………………………….. 9 - 19
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития………………………………………... 19 - 24
Глава 2. Методы и приемы коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития… 25 - 32
2.1. Изучение эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития …………………………... 23 - 30
2.2. Сравнительный анализ результатов изучения эмоциональной сферы дошкольников ……………………………………………………………... 30 - 32
Глава 3. Пути коррекции по преодолению эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития …………….33 - 51
3.1. Цель, задачи и этапы по преодолению нарушений эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР ……………………. 33 - 37
3.2. Основные методы коррекции эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития ……………………. 38 - 49
3.3. Работа с родителями детей с ЗПР по преодолению нарушений эмоциональной сферы ……………………………………………………. 49 – 52
Заключение ………………………………………………………… 53 - 55
Литература ………………………………………………………… 56 - 61
Музыку мы использовали в следующих формах:
Следующим шагом на пути развития и коррекции эмоциональной сферы детей с ЗПР стало рисование под музыку.
Арттерапия
Элементы теории арттерапии появились в 40 – 60 –е г.г. ХХ в. в русле психодинамического направления на базе положений классического психоанализа З.Фрейда и аналитической психологии К.Юнга. В 60 – 80-е г.г. теоретическая концепция арттерапии пополнялась взглядами гуманистических психологов (К. Роджерс, Ф. Перлз, А.Маслоу, Р. Мей), психологической теорией игр, динамической психиатрией, групп-анализом и др.
Основная цель арттерапии связана с гармонизацией личности через развитие ее способностей самовыражения и самопознания., связанных с направленностью на поиск новых путей решения проблемы.
Центром арттерапии независимо от формы (индивидуальной или групповой) являются сложности эмоционально – личностного развития ребенка [34; с. 175 - 177].
Рисование под музыку, как один из приемов арттерапии, довольно широко применяется в современной психотерапевтической практике. Такой вид самовыражения позволяет детям экстериорезировать (перенести вовне) внутреннее напряжение, усилить внутренние позитивные процессы, а также дает информацию о динамике психоэмоционального состояния ребенка.
Об изменениях в их психоэмоциональном состоянии «рассказывали» используемые детьми цвета, характер мазков и линий (тревожные, спокойные, плавные, отрывистые, структурированные, хаотичные и пр.).
Рисунки детей давали специалисту и родителям обратную связь о внутренних процессах ребенка. Зная, как отражается педагогический процесс на внутренней картине ребенка, его реакцию, можно смело следовать одному из основополагающих принципов педагогики - «идти от ребенка».
Анализ используемой детьми цветовой гаммы давал нам экспресс-информацию об актуальном психоэмоциональном состоянии ребенка. Например, если ребенок рисует преимущественно красной или черной краской, педагоги знают, что ему сегодня необходим щадящий режим работы. В этом случае, ему предлагается понаблюдать за рыбками, покачаться в кресле, «поплавать» в «сухом бассейне», послушать на плеере записи природных звуков (журчание ручья, шум дождя, пение птиц, и пр.).
Работы в этом направлении позволяет говорить о закономерностях влияния музыки и рисования (арттерапия) на психоэмоциональное состояние детей и сделать следующие выводы:
Драматерапия и психодрама
Истоки терапии в процессе восприятия театрализованного действия или участия лежат в работах Аристотеля, который рассматривал катарсис как эмоциональное потрясение и внутреннее очищение души при восприятии драмы.
Психодрама – групповой терапевтический процесс, основанный на драматической импровизации. Искусственный характер традиционного театра заменяется спонтанным поведением участников, что позволяет изучить внутренний мир субъекта и терапевтизировать его. Автор психодрамы Я.Л. Морено, в начале 20-х г.г. ХХ в. выстроил принципы психодрамы на основе театральных экспериментов, результаты которых позволили обосновать идею «спонтанного театра», базирующегося на игровых принципах. Метод строится на ролевых играх, причем их сценарий и постановка действий являются результатом работы самих участников группы (терапевт имеет достаточно отстраненную позицию и лишь направляет терапевтический процесс).
Основные терапевтические основания психодрамы - спонтанность, теле, катарсис, инсайт [18; с. 181 - 182]
Основные методики, которые используются в психодраме – это монолог, двойник, обмен ролями, отображение, подслушивание и др.
Драматерапия – более эклектичный метод, предусматривающий «проживание» проблем в процессе восприятия драмы или участия в ней. Поэтому содержание используемого произведения должно быть неперсонифицированным, художественная форма – имеет возможности универсального применения к житейским проблемам, выражать архитипические конфликты между людьми [18; с. 182 - 183].
Используя с дошкольниками
театрализованную деятельность, мы
не раз убедились, что театр
может все. Он и учит, и лечит,
и всесторонне развивает
Для этого мы использовали проигрывание и решение сказочных задач. Они формировались таким образом, что ребенок мог проектировать, переносить на них свой жизненный опыт. И самое главное эти задачи не имели единственно правильного решения. Цель сказочной задачи – найти как можно больше потенциальных решений.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе.
Сказка черезвучайно многогранна, как сама жизнь. Наблюдая за судьями героев, воспринимая их язык, ребёнок учится решать актуальные для него в данный возрастной период проблемы.
О.В. Гавриченко считает, что такой нетрадиционный подход к сказке даёт возможность воспитателю и ребёнку уяснить, что в ней или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло бы было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея – всё можно улучшить, изменить во благо – должна стать творческим девизом для ребёнка. Такова наша главная установка.
Достоинство сказок неоспоримо и в коррекционной работе: это психотерапия и психокоррекция, образность языка, его метафоричность, психологическая защищённость [9; с. 13].
Итак, подводя итог вышесказанному, отмечаем, что сказка чрезвычайно
многогранна, как сама жизнь, и это делает
её эффективным психотерапевтическим
и развивающим средством. И чтобы это средство дало результат надо использовать
сказки в полной мере.
Метод учитывает эмоциональный интерес ребенка к восприятию сказки как специфической для данного возраста деятельности. В свою очередь, этот интерес стимулирует эмоциональное включение ребенка в сказку, присваивая нормы, смыслы, ценности, модели поведении в различных сложных ситуациях. Идентификация ребенка с героями также помогает понять, что у других имеются такие же, как и у него, проблемы и переживания. Важно, что ребенок отождествляет себя с положительными героями, т.к. их положение в сказке, как правило, выражено более ярко, эмоционально. Поэтому метод способствует личностному росту ребенка.
Развивающие игры с песком
В нашей работе широкое признание получили игры с песком и водой для коррекции эмоционального дискомфорта ребенка. В распоряжение ребенка предоставлялся набор различных предметов: фигурки людей, животных, части зданий, домики, автомашины, деревья, бесформенный материал (плоский и открытый ящик, наполненный песком). Из этого материала ребенок строил свой мир, в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями. Во время игры дети обнаруживают свое эмоциональное отношение к людям, предметам. Эта игра представляет собой определенную диагностическую ценность, кроме того, в процессе игры ребенок перерабатывает свои душевные конфликты.
Игра с песком — это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи. И тут ему на помощь приходят игры с песком.
Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождался от напряжения. А самое главное, ребенок «приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.
Игра является естественной формой самовыражения для детей, поэтому ребенку не требуется много рассказывать о песочной терапии. Достаточно предложить поиграть, используя песок и игрушки. Дети более конкретны в своем строительстве, чем взрослые. Для детей разговоры и размышления над картиной не имеют такого значения, как для подростка или взрослого. Важнее сам процесс игры и строительства.
Модификация sand play — это развивающие игры в песке, ориентированные на разные задачи. Занятия, проводимые в песочнице, позволят сделать процесс воспитания и обучения естественным, приносящим радость открытий и удовольствие детям и взрослым [39; с. 56 -57].
Уже доказано, что дети, которые активно играли в детстве в песке, чаще вырастают уверенными и успешными взрослыми. Наблюдения психологов показывают также, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно продемонстрировать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что их ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками: это может стать поводом для размышлений о собственной системе воспитания [35].
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми [13; c. 6 -7].
Таким образом, рассматривая вопрос о коррекции эмоциональной сферы ребенка, прежде всего, необходимо говорить о ее гармонизации, направленной на преодоление негативных эмоциональных состояний, нарушений в функционировании или отставаний в развитии тех или иных составляющих эмоциональной сферы ребенка, а также о компенсации негативных особенностей личности, складывающихся на основе данных процессов. То есть методы коррекционного воздействия призваны осуществить такое психологическое воздействие на эмоциональную сферу ребенка, которое приведет к нормализации ее функционирования.
3.3. Работа с родителями по преодолению нарушений эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Необходимым условием эффективности работы является активное участие в ней педагогов и родителей. В соответствии с этими требованиями работа реализовывалась в трех направлениях:
- популяризацию специальных знаний о психическом развитии ребёнка, в частности, об эмоциональном развитии, в процессе бесед, консультаций и иных форм контактов;
- формирование у
них умений пользоваться
- организацию практической совместной деятельности детей и взрослых и др.
Параллельно был разработан и претворён в жизнь комплекс мер, направленных на формирование у детей внимания и отзывчивости к родным. Он предусматривал: обучение детей умению распознавать состояние и настроение другого человека; использование произведений художественной литературы с нравственными коллизиями для чтения и обсуждения; составление детьми рассказов о своих близких; специально организованные ситуации для закрепления положительного эмоционального отношения дошкольников к близким взрослым.
а) ознакомить с особенностями и закономерностями развития социально – эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;
б) обучить адекватным способам взаимодействия с детьми, имеющими определенные трудности;
в) помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие коррекцию нарушений эмоциональной сферы и развитие положительных качеств личности ребенка.
I этап – изучение эмоциональных взаимоотношений в семье дошкольника.
Целью этапа исследования является выявление особенностей эмоционального микроклимата в семье дошкольника.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
При работе с родителями используются следующие методы:
· тест «Хорошие ли вы родители?»;
· Методика позволяющая выявить особенности семейного воспитания и уровень коммуникативных умений родителей (Анкеты №1-4) (см. Приложение № 13)