Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 12:51, курсовая работа
Проблема воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных проблем коррекционной педагогики. Следует отметить, что увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, и проблема трудностей в обучении стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Число детей в детских садах, имеющих отклонения в развитии, за последние 20 лет возросло в 2 – 2,5 раза. Особое место среди таких детей занимают дети с задержкой психического развития.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Особенности психического развития детей
дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития..…...5
I .1. Понятие «задержки психического развития»………………………….....5
I.2. Классификация типов задержки психического развития……………...…7
I.3. Современный подход к изучению дошкольников с ЗПР……………….14
I.4. Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой
психического развития………………………………………………….....18
Глава II. Особенности коррекционно-развивающей работы
с дошкольниками, имеющими ЗПР………………………..……….….…….24
II.1. Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста,
имеющими задержку психического развития………………………..…24
II.2. Принципы организации коррекционно-педагогической работы с
дошкольниками с задержкой психического развития…………….….....29
II.3. Направления коррекционной работы …………………………………………………..31
II.4. Коррекционная направленность воспитания и обучения детей с
задержкой психического развития………………………………….…….33
Заключение…………………………………………………………………...…42
Список литературы…………………………………………………………….43
Приложение……………………………………………………………………..45
Дети учатся отнесению конкретных предметов к обобщающим словам с помощью настольно-печатных игр «Зоологическое лото», «Парные картинки». Посредством дидактических игр и заданий «4-й лишний», «Путаница» происходит обучение детей группировке предметов по родовому признаку.
Систематически выполняя указанные задания, дети, учатся пользоваться приобретенными знаниями, т. е. отбирать из всех своих знаний о предмете или явлении в каждом случае те, которые нужны для наиболее точного решения стоящей задачи.
Успехов в коррекционной работе можно достичь только при условии опоры на ведущую деятельность возраста. Для дошкольников это предметно-операционная деятельность и затем сюжетно-ролевая игра. Поэтому учить и воспитывать учить и воспитывать детей с задержкой психического развития следует, играя с ними. Особое место в системе коррекции должны занимать сюжетно-ролевая игра и развивающие дидактические игры.
Научные исследования и практика показывают, что в условиях задержки психического развития наблюдается специфика в формировании и смене ведущей деятельности. Ни один из них не достигает уровня развития, соответствующего возрастным возможностям, и фактически не выполняет функций ведущей деятельности. Отсюда вытекает необходимость целенаправленного педагогического воздействия, обеспечения условий для формирования предметной и игровой деятельности, а позднее предпосылок к овладению учебной деятельностью.
В условиях задержки психического
развития затруднен процесс формирования
ребенка как субъекта деятельности,
что проявляется в
Принцип коммуникативной направленности обучения и воспитания означает необходимость специального внимания к развитию речи как основного средства коммуникации, а также целенаправленного формирования навыков общения с взрослыми и со сверстниками.[3]
Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития осуществляется с позиций индивидуального дифференцированного подхода. Следовательно, с одной стороны необходимо учитывать индивидуально типологические особенности каждого ребенка, с другой – особенности группы в целом. Педагог-дефектолог должен быть готов к конструированию "уровневых" программ с учетом названных особенностей.
Итак, основные задачи, которые предстоит решать педагогическому коллективу, работающему с детьми с задержкой психического развития, представляют широкий спектр: углубленное, всестороннее изучение детей, воспитание, обучение и коррекционно-развивающее воздействие. Важнейшим аспектом является лечебно-профилактическая работа.
II.2. Принципы организации коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с задержкой психического развития
Организация коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с ЗПР базируется на следующих принципиальных позициях.
1. Принцип единства диагностики и коррекции.
Наблюдение за динамикой развития ребенка с ЗПР в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важное значение для определения путей, методов и конкретного содержания на различных этапах обучения и воспитания.
2. Принцип этиопатогенетического
подхода, с помощью которого
определяется этиология,
3. Принцип комплексного
подхода. Диагностическая
4. Принцип динамичного
изучения (согласно концепции Л.
С. Выготского о двух уровнях
интеллектуального развития
5. Принцип учета закономерностей онтогенетического развития при организации коррекционно-педагогической работы. Важно выявить качественное своеобразие психического развития детей с ЗПР, определить их уровень, чтобы выявить полноценную базу для коррекции и дальнейшего развития.
6. Принцип единства коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка. В качестве основных условий развития можно назвать следующие:
а) максимальная реализация возрастных возможностей ребенка;
б) развитие индивидуальных особенностей ребенка;
в) создание благоприятного, эмоционального положительного фона, который определяется прежде всего продуктивным общением.
7. Принцип единства возрастного и индивидуального в развитии ребенка. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития.
8. Деятельностный принцип
осуществления коррекции. Этот
принцип определяет выбор
II.3. Направления коррекционной работы
В работе с детьми с ЗПР следует выделить два блока: образовательный и коррекционно-развивающий.
Образовательный блок включает целенаправленную подготовку к школьному обучению, включающую ознакомление детей с окружающим миром, использование на занятиях различных видов деятельности и разных видов игр и упражнений.
Занятия подчиняются логике формирования ребенка как субъекта учебной деятельности. Их значение в том, чтобы обеспечивать значительные возможности в обучении детей подчиняться различным целям и действиям педагога, в формировании у них самостоятельности и активности.
На занятиях по развитию элементарных математических представлений дети обучаются абстрагированию геометрической формы, величины, количественных отношений, а также словесным обозначением этих абстракций. Занятия по родному языку позволяют проводить систематическую работу с детьми по развитию их активного словаря, обогащению значений общеупотребительных слов, диалогического и контекстного речевого общения. Занятия по ознакомлению с окружающим миром позволяют расширить круг представлений и знаний об окружающей действительности, систематизировать словарь. Накопление знаний и представлений о природной и социальной среде происходит в процессе наблюдения, в ходе которого развивается речь, повышается уровень сенсорного, интеллектуального и социально-эмоциональном развития.
Коррекционно-развивающий блок включает организацию психологического воздействия по основным линиям дошкольного развития. Разрабатывая программы коррекционной работы с детьми с ЗПР, следует ориентироваться на следующие направления работы:
1. Формирование базовых составляющих психического развития: сенсомоторное развитие детей, развитие перцептивных и интеллектуальных действий; формирование структуры мыслительной деятельности.
2. Формирование операционной и мотивационно-потребностной сферы.
3. Коррекция эмоционального развития с целью преодоления эмоциональных расстройств и формирования контроля за протеканием психологической деятельности и поведения ребёнка.
4. Реализация логопедической работы: коррекцию звукопроизношения, развитие фонематических процессов, совершенствование смысловой стороны речевой деятельности.
5. Развитие навыков коммуникативной деятельности, умения строить конструктивные взаимодействия в группе.
В процессе коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР, в проявляющем большинстве случаев, легче корректировать недостатки в знаниях в форме общих представлений и элементов интеллектуальных умений и гораздо труднее в сфере саморегуляции: их труднее учить программировать деятельность, труднее удается формировать перенос усвоенных умений и навыков в новые условия.
Период дошкольного
детства является наиболее благоприятным
для осуществления
II.4. Коррекционная направленность воспитания и обучения детей с задержкой психического развития
Специализированные детские сады компенсирующего вида решают комплексные социально значимые задачи, нацеленные на создание условий для интеграции ребенка с ЗПР в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум и обеспечение ребенка объемом представлений, знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего воспитания и обучения.
Основной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств, компенсация первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений в развитии.
В специализированном дошкольном учреждении решаются следующие блоки задач: диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие, оздоровительные и образовательные.
В диагностическом блоке
задач ведущей является организация
комплексного медико-психолого-
Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных личностных качеств.
Следующим блоком задач
является коррекционный. Содержание и
организация коррекционной
Коррекционная работа осуществляется не только на специальных – групповых и индивидуальных – занятиях. Вся система организации жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении должна быть направлена на решение задач этого блока. Организация работы специалистов в этом блоке предполагает также обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. Данная работа осуществляется всеми специалистами дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи, на основе распределенной, по согласованию, профессиональной деятельности.
Блок оздоровительных задач определяет условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого воспитанника дошкольного учреждения. В нем определяются задачи формирования у детей представлений о здоровом образе жизни и конкретных способах укрепления своего здоровья. В рамках данного блока планируются все возможные воспитательные и образовательные мероприятия, направленные на обучение детей приемам и навыкам, значимым для их жизнедеятельности и здоровья как важнейшего условия жизненного благополучия. В этом же блоке осуществляется также весь комплекс лечебно-профилактических мероприятий, необходимых для детей с ЗПР.
Блок образовательных задач направлен на обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей образовательного блока является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
Все задачи этих блоков решаются на занятиях у специалистов дошкольного учреждения.
Воспитатель специализированного дошкольного учреждения проводит следующие виды групповых и подгрупповых занятий:
– уроки здоровья;
– лепка;
– аппликация;
– рисование;
– конструирование;
– ручной труд;
– физическое воспитание;
– трудовое воспитание;
– обучение игре;
– социальное развитие и ознакомление с окружающим миром.
Учитель-дефектолог проводит следующие занятия:
– социальное развитие;
– познавательное развитие;
– ознакомление с окружающим миром;
– обучение игре;
– математика;
– развитие речи;
– развитие тонкой ручной моторики;
– подготовка к обучению грамоте.
Учитель-дефектолог ежедневно проводит подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми своей группы по указанным выше видам деятельности. При этом каждый ребенок должен посетить не менее трех индивидуальных занятий в неделю у учителя-дефектолога.
Задачи обучения в
ходе всех вышеперечисленных видов
занятий существенно изменяются
в разных возрастных группах. Так, например,
обучение игре на первом году пребывания
ребенка в диагностической