Курс лекций по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:27, курс лекций

Описание работы

Педагогика - наука о воспитании.
Педагогика как область культуры, которая интегрирует практическую деятельность, науку и искусство. Эти компоненты всегда относятся к взаимодействию людей, в ходе которого осуществляется межсубъектный обмен знаниями, ценностями, способами деятельности, индивидуальным опытом и в результате этого обмена происходит взаимообогащение каждого из участников этого обмена.

Файлы: 1 файл

Педагогика Курс лекций(сокр).doc

— 678.50 Кб (Скачать файл)

Признак - последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке.

Методы:

- приобретения знаний;

- формирование умений  и навыков;

- применение знаний;

- творческая деятельность;

- закрепление;

- проверка знаний, умений, навыков.

3.Классификация методов по типу познавательной деятельности (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин).

Тип познавательной деятельности - это уровень самостоятельности познавательной деятельности, которые достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме.

Методы:

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- проблемное изложение;

- частично-поисковый  (эвристический);

- исследовательский.

4.Классификация методов по дидактическим целям:

- методы, способствующие  первичному усвоению учебного  материала;

- методы, способствующие  закреплению и совершенствованию  приобретённых знаний (Г.И.Щукина, И.Т.Огородников   и др.).

К первой группе относятся информационно-развивающие методы (устное изложение учителем, беседа, работа с книгой); эвристические (поисковые) (эвристическая беседа, диспут лабораторная работа); исследовательский метод.

Ко второй группе относятся упражнения по образцу, вариативные упражнения, практические работы.

5.Классификации бинарные  и полинарные

Методы группируются на основе 2-х или более признаков.

Признаки (по М.И.Махмутову): методы преподавания, методы учения.

Методы

Метод преподавания

Метод учения

Информационно-сообщающий

Объяснительный

Инструктивно-практический

Объяснительно-побуждающий

Побуждающий

Исполнительный

Репродуктивный

Продуктивно-практический

Частично-поисковый

Поисковый


 

6.Классификация методов  по Ю.К.Бабанскому

В ней выделяются три  больших группы методов.

1.Методы организации  и осуществления учебно-познавательной  деятельности.

2.методы стимулирования  и мотивации учебно-познавательной  деятельности.

3.Методы контроля и  самоконтроля за учебно-познавательной  деятельностью.

 

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

 

Словесные

Наглядные

Практические

Индуктивные и дедуктивные

Репродуктивные

и проблемно-поисковые

Методы самостоятельной  работы и работы под руководством преподавателя

Источники

Логика

Мышление

Управление


 

 

Методы стимулирования и мотивации учебно-воспитательной деятельности

 

Методы стимулирования и мотивации интереса к учению

Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности  в учении


 

Методы контроля и  самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

 

Методы устного контроля и самоконтроля

Методы письменного  контроля и самоконтроля

Методы лабораторно-практического  контроля и самоконтроля


 

7.Классификация методов  по В.С.Безруковой.

Классификация методов  по источникам познания

 

1 группа

Словесные методы

Рассказ, беседа, инструктаж и др.

2 группа

Практические методы

Упражнение, тренировка, самоуправление

3 группа

Наглядные методы

Иллюстрирование, показ  и т. д.


 

Классификация методов  на основе структуры личности

 

1 группа

Методы формирования сознания

Рассказ, беседа, инструктаж показ, иллюстрирование

2 группа

Методы формирования поведения

Упражнение, тренировка, самоуправление

3 группа

Методы формирования чувств (стимулирования)

Одобрение, похвала, порицание  и др.


 

 

Классификация методов по степени прудуктивности

 

1 группа

Объяснительно-иллюстративные

Рассказ, показ, объяснение, доклад, инструктаж, беседа

2 группа

Репродуктивные

Лекция, пример, демонстрация, алгоритмическое предписание, поручение, упражнение

3 группа

Проблемные

Беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, перспективные линии, обобщение

4 группа

Частично-поисковые

Диспут, наблюдение, самостоятельная  работа, лабораторная работа, самоуправление, соревнование

5 группа

Исследовательские

Исследовательское моделирование, сбор новых фактов, задание, техническое творчество, проектирование, поиск неисправностей


 

3.Функции методов

Методы в учебно-воспитательном процессе выполняют следующие функции:

- обучающую;

- развивающую;

- воспитывающую;

- побуждающую (мотивационную);

- контрольно-коррекционную.

Можно выделить шесть общих условий, которые определяют выбор метода обучения.

1.Закономерности и  принципы обучения, которые вытекают  из них.

2.Содержание и методы  определённой науки вообще и  предмета в частности.

3.Цели и задачи обучения.

4.Учебные возможности  школьников (возрастные, уровень подготовленности, особенности коллектива класса).

5.Внешние условия (географическое, производственное окружение).

6.Возможности учителя  (опыт, уровень подготовленности  и т. д.).

 

4.8. Характеристика педагогических средств

 

Средство обучения это материальный или идеальный объект, который использован преподавателем и учащимся для усвоения новых знаний.

Объекты, выполняющие  функцию средств обучения, классифицируют:

- по свойствам;

- по субъектам деятельности;

- по влиянию на качество  знаний;

- по влиянию на развитие  способностей;

- по их эффективности  в учебном процессе.

По составу объектов средства обучения делятся на материальные и идеальные.

Материальные средства обучения: учебники, пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, ТСО, учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, оборудование учебного кабинета, микроклимат, расписание и т. п.

 Идеальные средства обучения: усвоенные ранее знания и умения, которые использует преподаватель и учащийся  для усвоения новых знаний. К ним относятся: речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства и т. д.

Идеальное средство - это  орудие усвоения культурного наследия, новых культурных ценностей.

Эффективность использования  средств достигается при определённом сочетании их с содержанием и  методами обучения.

В настоящее время  в практике обучения распространены три подхода к разработке, конструированию  и использованию средств обучения.

1.Средства обучения не влияют на качество знаний.

2.Абсолютизируют роль  средств обучения (средства - главное  в обучении).

3.Средства обучения  рассматриваются в системе деятельности  педагога и учащегося.

В.С.Безрукова трактует

Педагогические средства - как составная часть материально-технического обеспечения - это материальные объекты, предметы, предназначающиеся непосредственно для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся.

Материально-техническая  база (обеспечение) - представляет собой систему экономических и материальных факторов, обеспечивают деятельность учебного заведения. Она включает все виды финансирования, библиотеки, общежития, т. е. всё имущество, обеспечивающее педагогический и производственный процесс.

Педагогические средства (имущество) подразделяются на шесть групп предметов (объектов):

- оборудование училища;

- учебно-лабораторное  оборудование

- учебно-производственное  оборудование;

- дидактическая техника;

- учебно-наглядные пособия;

- организационно-педагогические средства воспитания.

 

4.9. Характеристика  педагогических форм

 

Форма организации  обучения - это способ организации обучения.

Педагогическая форма  - это устойчивая, завершённая организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов (В.С.Безрукова).

Признаки, характеризующие  форму организации обучения:

- состав учащихся (постоянный, временный, одновозрастной, разновозрастной);

- место и время проведения  занятий;

- характер деятельности  учащихся: коллективная, индивидуальная, групповая работа, теоретическая или практическая работа;

- способ руководства:  непосредственное руководство (преподаватель  - организатор на уроке), опосредованное  руководство (домашняя работа).

Каждая форма организации  обучения включает в себя различные  формы организации учебно-воспитательной деятельности учащихся. Это может быть:

- индивидуальная работа;

- групповая работа;

- фронтальная работа;

- коллективная работа.

В дидактике выделяют 3 системы обучения.

1.Система индивидуального  обучения.

2.Система классно-урочная.

3.Лекционносеминарская  система.

А вообще существует около 20 форм организации обучения.

Форма - это способ существования содержания образования.

Выбор формы организации  обучения

Выбор формы организации  обучения определяется:

- целью обучения;

- содержанием;

- уровнем подготовленности  учащихся;

- составом преподавателей;

- материальными условиями.

Классно-урочная форма  обучения

Классно-урочная форма  обучения на данный момент остаётся традиционной.

Урок - это законченная в содержательном, организационном и временном отношении часть учебного процесса.

Преимущества классно-урочной  формы обучения:

- даёт возможность  обучать большое количество детей;

- экономически выгодна;

- обеспечивает систематичность,  доступность и наглядность обучения.

Недостатки классно-урочной формы обучения:

- на уроке идёт ориентация  на среднего ученика;

- на уроке затруднён  индивидуальный подход, затруднён  учёт типов высшей нервной  деятельности, интересов, способностей;

- ограничены возможности  для организации самостоятельной работы учащихся;

- привязанность к определённому  месту;

- ограниченность во  времени (компенсация - использование  лекций);

- стандартное построение  урока от 1-го до 11-го классов  в группах (компенсации - применение  разнообразных форм).

Специфические признаки урока - те признаки, которые отличают его от других форм организации обучения.

1.Занятия проводятся  с постоянным однородным по  возрасту составом учащихся.

2.Занятия ведутся по  твёрдому расписанию со всей  группой, определённый строгий  регламент.

3.На уроке остаётся коллективная, групповая и индивидуальная работа учащихся.

4.Руководство осуществляет  преподаватель с учётом особенностей  каждого учащегося и его учебными  возможностями.

Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока.

Классификация уроков

Признаки классификации:

- метод обучения;

- образовательная цель.

Типы уроков по первому  признаку:

- урок-лекция;

- урок-беседа;

- киноурок;

- урок самостоятельной  работы учащихся.

Типы уроков по второму  признаку:

- вводный урок;

- урок изучения нового материала;

- урок обобщения материала;

- урок усвоения новых  знаний;

- урок формирования  навыков и умений;

Информация о работе Курс лекций по "Педагогике"