Курс лекций по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:27, курс лекций

Описание работы

Педагогика - наука о воспитании.
Педагогика как область культуры, которая интегрирует практическую деятельность, науку и искусство. Эти компоненты всегда относятся к взаимодействию людей, в ходе которого осуществляется межсубъектный обмен знаниями, ценностями, способами деятельности, индивидуальным опытом и в результате этого обмена происходит взаимообогащение каждого из участников этого обмена.

Файлы: 1 файл

Педагогика Курс лекций(сокр).doc

— 678.50 Кб (Скачать файл)

Проблема форм воспитательного  процесса является исключительно актуальной, и она заслуживает самого пристального внимания, как со стороны ученых, так и практиков.

 

    1. Типы воспитания

 

Первый исторический тип воспитания относится к первобытному человеку. Его специфика – высокая  эффективность и соответствие целей, средств и результатов воспитания. Воспитывала сама жизнь, природа  требовала от человека такого поведения  и действия, которые позволили бы ему выжить.

По мере становления  цивилизации первый тип, основанный на естественном разделении труда, уступает место второму. Этот тип был детерминирован общественным разделением труда  и сопровождался имущественным  и социальным неравенством.

Древние цивилизации  оставили человечеству бесценное наследие. Для каждой цивилизации характерны свои особенности.

Дальневосточная сложилась в Китае во второй половине первого тысячелетия до н. э., а также утвердилась в Корее и Японии. Содержание воспитания оставалось неизменным до начала 20 века. Воспитание основано на идее Конфуция – всестороннее развитие личности. Первичным должно быть нравственное начало. Престиж образованного человека был очень высок. Но воспитание носило семейно – сословный характер.

Южноазиатская цивилизация. Центр – Индия. Для них характерны общинный уклад и кастовая организация общества. Педагогика опиралась на принцип единства трех обязательств человека: перед богом, мудрецами и предками. Мировоззренческой основой был индуизм, а позднее – буддизм.

Ближневосточная цивилизация. Формировалась под влиянием иудаизма, ислама и христианства. Педагогика была проникнута глубокой монотеистической религиозностью сочетающейся с элементами рационализма.

Цивилизация Востока. Педагогика базируется на восточном типе воспитания – жесткие требования относительно соблюдения традиционных норм и канонов. Человек – это духовное единство эмоций, воли и разума. Знание носит вторичный характер ограничены индивидуальные свободы, независимость мышления.

Западная цивилизация. Зародилась в античную эпоху. Становление педагогики началось в Древней Греции. Именно тогда сложились спартанская и афинская модели обучения и воспитания. Спарта продемонстрировала миру образец общественного и военно - _физического воспитания, Афины – систему всестороннего и гармонического развития человека. Основные черты педагогики:

Ценностно – рациональный характер обучения и воспитания;

Ориентация на развитие воли и разума;

Утверждение в человеке индивидуального и творческого  начала.

 

    1. Модели и стили воспитания

 

В процессе теоретического обоснования и объяснения природы  воспитания выделяют три основные парадигмы;

Парадигма социального  воспитания – П. Бурдье, Ж. Капель, Л. Кро ориентируется на приоритет социума в воспитании человека.

Биопсихологическая парадигма – Р. Галь, А. Медичи, К. Роджерс,   А. Фабр признают важность взаимодействия человека с социокультурным миром и одновременно отстаивают независимость индивида от влияний последнего.

Третья парадигма акцентирует внимание на диалектической взаимозависимости социальной и биологической, психологической и наследственной составляющих в процессе воспитания – З.И. Васильева, Л.И. Новикова, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

По стилю  отношений между воспитателями  и воспитанниками различают:

Авторитарное, демократическое, либеральное, попустительское воспитание.

Авторитарное – тип  воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми. Характеризуется высокой  централизацией руководства, доминированием единоначалия.

Демократическое – характеризуется  определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником  в отношении проблем его обучения, интересов.

Либеральный стиль (невмешательство) – отсутствие активного участия педагога в управлении процессом обучения и воспитания.

Попустительский стиль  – равнодушие со стороны педагога в отношении уровня воспитанности  своих воспитанников.

 

3.10 Модели воспитания 

 

Идеализм в  воспитании восходит к идеям Платона. Рассматривали воспитание как создание такой среды благодаря которой, заложенные в душе идеи достигли бы расцвета, личность развилась бы. ТО есть – восхождение от природного начала – к духовности. И, Г, Песталоцци – главная цель воспитания – осознание воспитанником себя как самоценности.

Сторонники идеализма: Ф. Фребель, И. Гербарт. В. Дильтей.

Реализм. Исходит из положений о передаче воспитуемому знаний и опыта в препарированном виде, истины и ценностей культуры через разделение целостной реальности на предметное отображение с учетом возрастных возможностей их присвоения. Приоритет отдается воздействию на сознание воспитанника и практическую деятельность.

Прагматизм. Воспитание – не как подготовка к будущей жизни, а как жизнь в настоящем. Надо научить воспитуемого решать реальные жизненные проблемы.

Антропоцентристская модель. Воспитание опирается на понимание человека как открытой системы, постоянно изменяющейся и обновляющейся.

Воспитание строиться  так, чтобы воспитанник мог совершенствоваться во всем многообразии проявлений человека.

Сициетарная модель. Ориентирована на выполнение социального заказа для группы людей.

Гуманистическая.  - Учет личных и индивидуальных особенностей человека.

Свободное воспитание. Вариант демократического стиля воспитания, направленного на формирование интересов у воспитуемых и создание условий для свободного выбора способов их удовлетворения, а также ценностей жизни. Воспитанник должен нести ответственность за свою жизнь, за выбор духовных ценностей.

Технократическая  модель. Процесс воспитания должен быть строго направленным, управляемым и контролируемым, технологично организованным.

 

Тема 4. Закономерности и принципы дидактики

 

4.1. Характеристика  процесса обучения

 

Дидактика – это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.

Выделяют общую и  частную (предметную методику обучения) дидактику. Так сформировались методики обучения для отдельных учебных дисциплин (методика обучения математике, обучения физике, обучения иностранному языку).

Обучение, преподавание, учение – основные категории дидактики.

Обучение – это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надёжным путём получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение.

Преподавание – это деятельность учителя по:

- передаче информации;

- организация учебно-познавательной деятельности учащихся;

- оказанию помощи при  затруднении в процессе учения;

- стимулированию интереса, самостоятельности и творчества  учащихся;

- оценке учебных достижений  учащихся.

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки её усвоения. Эффективность учения предполагает также взаимодействие с учениками и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.

Учение – это деятельность ученика по:

- освоению, закреплению  и применению знаний, умений и  навыков;

- самостимулированию  к поиску, решению учебных задач,  самооценке учебных достижений;

- осознанию личностного  смысла и социальной значимости  культурных ценностей и человеческого  опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося.

Учебная деятельность включает в себя:

- овладение системами  знаний и оперирование ими;

- овладение системами  обобщённых и более частных  действий, приёмов (способов) учебной  работы, путями их переноса и  нахождения – умениями и навыками;

- развитие мотивов  учения, становление мотивации и смысла последнего;

- овладение способами  управления своей учебной деятельностью  и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).

Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости.

Академическая успеваемость обучающегося определяется как степень  совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности. Академическая успеваемость находит отражение в балльной оценке. Успешность обучения это также эффективность руководства учебным процессом, обеспечивающего высокие результаты при минимальных затратах.

Обучаемость – это приобретённая учащимся (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения.

В качестве внешних критериев эффективности процесса обучения принимают:

- степень адаптации  выпускника к социальной жизни  и профессиональной деятельности;

- темпы роста процесса  самообразования как пролонгированный  эффект обучения;

- уровень образованности  или профессионального мастерства;

- готовность повысить  образование.

В практике обучения сложилось  единство логик учебного процесса: индуктивно-аналитической и дедуктивно-синтетической. Первая ориентирует на наблюдение, живое созерцание и восприятие реальной действительности и лишь затем на абстрактное мышление, обобщение, систематизацию учебного материала. Второй вариант ориентирует на введение учителем научных понятий, принципов, законов и закономерностей, а затем на их практическую ориентацию.

 

4.2. Закономерности  обучения

 

Выделяют внешние и  внутренние закономерности обучения.

К первым относят зависимость  обучения от общественных процессов  и условий (социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества и государства  в определённом типе и уровне образования); ко вторым – связи между компонентами процесса обучения (между целями, содержанием образования, методами, средствами и формами обучения; между учителем, учеником и смыслом учебного материала).

К внешним закономерностям относятся:

- социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения;

- воспитывающий и развивающий  характер последнего;

- обучение всегда осуществляется  в общении и основывается на  вербально-деятельностном подходе;

- зависимость результатов  обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром.

К внутренним закономерностям процесса обучения относятся:

- зависимость его развития  от способа разрешения основного  противоречия между познавательными  или практическими задачами и  наличным уровнем необходимых для их решения знаний, умений и навыков учащихся, умственного развития;

- отношение между взаимодействием  учителя и ученика и результатами  обучения;

- подчинённость результативности  обучения способам управления  процессом последнего и активности  самого ученика;

- задачная структура,  то есть при успешном решении  одной учебной задачи и постановке  следующей ученик продвигается  от незнания к знанию, от знания  – к умению, от умения - к навыку.

Принципы обучения воплощают  требования его организации –  наглядности, сознательности и активности учащихся в обучении, систематичности и последовательности в овладении достижения науки, культуры и опытом деятельности, единства теории и практики.

В ходе исторического  развития теории и практики обучения сформировались разные виды, стили и методы обучения.

В каждом виде, несмотря на заметные различия, можно обнаружить общие моменты, характерные для всякого обучения.

Во-первых, в основе процесса обучения любого вида лежит система  принципов, каждый из которых выступает  в качестве руководящих идей, нормы или правил деятельности, определяющих как характер взаимосвязи преподавания и учения, так и специфику деятельности преподавателя и обучающихся. Именно принципы служат ориентиром для конструирования определённого вида обучения. В качестве дидактических используют следующие принципы:

Информация о работе Курс лекций по "Педагогике"