Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:27, курс лекций
Педагогика - наука о воспитании.
Педагогика как область культуры, которая интегрирует практическую деятельность, науку и искусство. Эти компоненты всегда относятся к взаимодействию людей, в ходе которого осуществляется межсубъектный обмен знаниями, ценностями, способами деятельности, индивидуальным опытом и в результате этого обмена происходит взаимообогащение каждого из участников этого обмена.
5. Педагогический процесс - процесс целостный.
Структурные компоненты педагогического процесса.
1.Цель - системообразующий компонент
2.Содержание
3.Методы
4.Средства
5Формы
6.Результат: оценка, контроль
Структура педагогического процесса по В.С.Безруковой:
Цель
Принципы
Содержание
Методы
Средства
Формы
Функции педагогического процесса
Педагогический процесс призван осуществлять три основные функции: образовательную, воспитательную, развивающую.
Образовательная функция заключается:
- в формировании у учащихся системы знаний: фактов, закономерностей, теорий, явлений, процессов;
- в формировании умений применять полученные знания на практике;
- в формировании общенаучных,
политехнических и
Образовательная функция - основа педагогического процесса.
Воспитательная функция проявляется в том, что обучение воспитывает обучаемых.
Воспитывающее воздействие педагогического процесса заключается в его направленности, в раскрытии обучаемых связей профессиональных знаний и умений с жизнью, с практикой. Воспитание обеспечивается:
- личностью педагога;
- его компетентностью;
- отбором значимого материала;
- высоким научным уровнем преподавания;
- методами обучения.
Развивающая функция проявляется в формировании у учащихся рациональных приёмов мышления, в развитии познавательной активности. Развитие учащихся - это результат педагогического процесса.
Этапы педагогического процесса
Прогностический этап
На данном этапе идёт осознание и осмысление общей цели педагогического процесса (это делает педагог).
Педагог проводит диагностику. Он изучает учащихся. На основе диагностики определяет конкретную цель работы с конкретной группой.
Конструктивно-организационный этап
Педагог отбирает, конструирует содержание и определяет, какие формы и методы дадут возможность это реализовать.
Контрольно-оценочный
или результативно-оценочный
На данном этапе осуществляется сопоставление результата и цели - насколько достигнута цель на основе диагностики и оценки работы учащихся.
4.5. Характеристика педагогических целей
Цель - идеальное предвидение результатов действия.
Цель - опережающее отражение событий в сознании человека.
Для педагога цель - это цель преподавания.
Для ученика цель - это цель учения.
Виды педагогических целей:
- нормативно-государственные;
- общественные;
- инициативные.
Нормативные цели определяются в правительственных документах. К ним относятся цели производства в области подготовки кадров. Эти цели - ориентир в работе педагога. Они соотносятся со Стандартом образования.
Общественные цели существуют параллельно, часто независимо от государственных. В отличие от нормативных они не могут быть едиными. Они формируются в виде потребностей, интересов и общественного мнения различных групп людей. Как правило они формируются в концепциях, уставах, положениях, указаниях.
Инициативные - это цели, разрабатываемые непосредственно педагогом-практиком. Они формируются в образовательных учреждениях с учётом его типа, специфики, уровня развития учащихся, подготовленности педагога. Эти цели учебно-воспитательной работы с учащимися на год, цели урока, цели работы кружков предметного творчества и т. д.
Каждая цель имеет свой предмет, т. е. то, что предполагается развить у учащегося. На основе этого выделяется три группы целей.
Группа цели А - цели формирования знаний, навыков, умений, т. е. цели формирования сознания и поведения. Например: познакомить учащихся с устройством испытательного стенда.
Группа В - цели формирования отношений. Включают в себя формирование отношений к различным сторонам жизни: обществу, труду, профессии. Предметом этой группы является характер учащегося, его ценностные ориентации.
Группа С - цели формирования творческой деятельности. Предметом этих целей является развитие особенностей, задатков, интересов учащихся, умением их реализовать. Например: на уроке может быть поставлена проблема, требующая самостоятельного решения.
Организационные цели ставятся педагогом и относятся к области его управленческой функции. Эти цели выражают стремление использовать средства для целей групп А, Б, С. Например: использовать самоуправление в организации учебной деятельности учащихся.
Методические цели связаны с преобразованием технологии обучения и внеучебной деятельности учащихся.
Организационные и методические цели являются вспомогательными в педагогическом процессе.
Любая из целей может быть по своей значимости стратегической (главной, конечной, значимой) и тактической (этапной, промежуточной).
Тактическая цель (на данном этапе) - внедрение государственного образовательного стандарта.
Цель - системообразующий компонент педагогического процесса.
Методика целеполагания
не располагает точными
Разработка цели - это процесс логико-конструктивный и он заключается в следующем:
1)обобщение, сравнение определённой информации;
2)выбор наиболее значимой информации;
3)на основе этой
информации сформулировать
4)принять решение о достижении цели.
4.6. Характеристика педагогических принципов
Принципы - основные исходные положения какой-либо теории, учения, науки в целом.
Педагогические принципы - это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных целей.
Педагогические принципы являются нормативными, а следовательно, имеют практическое, прикладное значение, так как:
1.Посредством их более подробно и содержательно раскрываются цели, которые, как правило выражаются в сжатой, лаконичной форме.
2.Принципы используются
для построения
3.Принципы являются критериями эффективности протекающих воспитательных отношений, обеспечивающих развитие их участников.
4.Они используются
как закономерности развития
самого педагогического
Педагогические принципы, как и цели, неоднородны. В них входят принципы самих учащихся и принципы, которые соблюдает педагог.
Принципы учащихся - это зачаточные формы их убеждений, взглядов, ценностных ориентаций, установок.
Принципы педагогов, в свою очередь, состоят из научно обоснованных педагогических принципов и тех, которые каждый из педагогов имеет индивидуально.
Классификация педагогических принципов основана на выделении важнейших факторов, определяющих эффективность воспитательных отношений. К таким факторам относятся: воспитанник, педагогический процесс, создаваемый для его развития, и связь педагогического процесса со средой.
Принцип природосообразности - один из старейших педагогических принципов.
Суть данного принципа заключается в том, чтобы основой любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития.
Человек - часть природы и часть культуры. Человек развивается по законам природы. Учебное заведение должно быть приспособлено для развития учащегося.
Принцип социобразности - жить в обществе и быть от него свободным нельзя. Надо помочь учащимся ориентироваться в этом мире.
Принцип культуросообразности. Образование - это часть культуры. Обучать культуросообразности означает обучение и воспитание в контексте культуры, ориентация на характер и ценности культуры, на освоение её достижений, на привитие социокультурных норм и включения учащегося на их дальнейшее развитие.
Принцип демократизации - создание предпосылок для развития активности, для развития и раскрепощения преподавателя и учащегося. Предоставление свободы выбора ребёнку.
Принцип гуманизации - очеловечивание педагогического процесса - усиление внимания к личности каждого учащегося как к высшей социальной ценности.
Данные педагогические принципы являются наиболее общими.
Но каждый вид образования при этом сохраняет свою специфичность. Этому способствует дополнительная группа принципов.
Группа специфических принципов. Организация педагогического процесса по подготовке рабочих включает принципы его профессиональной целесообразности и политехнизма.
Принцип профессиональной целесообразности - является требованием, выполнение которого способствует достижению целей начального профессионального образования по подготовке рабочих определённой специальности. Этот принцип позволяет варьировать содержание подготовки, её направленность, методы и формы.
Принцип политехнизма - помогает в подготовке рабочих, широко эрудированных в области техники и технологии своего и смежного производства. Политехнизация профессиональной подготовки объясняется наличием в технических знаниях общей инвариантной основы. Принцип политехнизма способствует подготовке рабочего широкого профиля, придаёт всему обучению научный характер.
Дидактические принципы это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в его конкретно-историческом виде (М.А.Данилов).
Существует понятие правило обучения. Правило - это основанное на общих принципах описание педагогической деятельности в определённых условиях для достижения определённой цели.
Дидактическое правило - это конкретное указание учителю о том, как надо поступать в типичной педагогической ситуации. В иерархии педагогической теории правило занимает низшую ступень:
Закономерности
Законы
Принципы
Правила
Правило имеет форму совета, что нужно делать для более полного выполнения принципа.
Дидактические принципы 1.Сознательности и активности
2.Наглядности
4.прочности
4.7. Характеристика педагогических методов
Метод обучения - это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение цели обучения.
Согласно В.С.Безруковой метод воспитания - те практические действия педагога и учащихся, которые способствуют передаче, усвоению и использованию содержания воспитания как общественного опыта.
Метод делится на методические приёмы. Приём - часть метода, повышающая его эффективность.
Классификация методов - это упорядоченная по определённому признаку их система. Эта система должна быть динамичной, чтобы отражать подвижность процесса обучения, учитывать изменения, происходящие в практике использования методов.
1.Традиционная классификация (берёт начало в древних философских и педагогических системах, уточнена для нынешних условий).
Признак классификации - источник знаний.
Таких источников издавна известно три: практика, наглядность, слово. К ним присоединились: книга, видео.
Практический |
Наглядный |
Словесный |
Работа с книгой |
Видеометод |
Опыт Упражнение Учебно-производствен-ный труд |
Иллюстрация Демонстрация Наблюдения учащихся |
Объяснение Разъяснение Рассказ Беседа Инструктаж Лекция Дискуссия Диспут |
Чтение Изучение Реферирование Беглый просмотр Цитирование Изложение Составление плана Конспектирование |
Просмотр Обучение Упражнения под контролем "электронного учителя" |
2.Классификация методов по назначению