Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:27, курс лекций
Педагогика - наука о воспитании.
Педагогика как область культуры, которая интегрирует практическую деятельность, науку и искусство. Эти компоненты всегда относятся к взаимодействию людей, в ходе которого осуществляется межсубъектный обмен знаниями, ценностями, способами деятельности, индивидуальным опытом и в результате этого обмена происходит взаимообогащение каждого из участников этого обмена.
Задачи воспитания — это его цели, взятые в данных конкретных условиях. К таким конкретным условиям относятся: возраст учащихся, специфика учебного заведения, уровень воспитанности, индивидуальные особенности и т.д. Задачи воспитания следует делить на две группы: инвариантные и вариативные.
Инвариантные задачи воспитания — это те общие задачи, которые стоят перед всеми типами учебных заведений. Они вытекают из потребности освоения личностью системы социальных ролей, поэтому их структура системно-ролевая. Таких задач столько, сколько объективных социальных ролей личности. Каждая из них — это составная часть генеральной цели воспитания.
Вариативные задачи воспитания. В каждом возрастном периоде личность осваивает все объективные социальные роли с учетом конкретных возрастных потенциалов и возможностей, которыми она характеризуется. По этому основанию выделяются возрастные вариативные задачи, которые должны соответствовать уровню освоения личностью социальных ролей. Именно это обстоятельство определяет один из главных педагогических принципов воспитания — принцип возрастного подхода к воспитанию.
Задачи самовоспитания. Все объективные социальные роли указывают одновременно и на задачи воспитания, и на задачи самовоспитания личности. Задачи самовоспитания выступают как этапные или оперативные цели самосовершенствования личности, которые она ставит перед собой ради саморазвития.
Критерии воспитанности личности — это объективные указатели меры готовности и способности человека к выполнению объективной системы социальных ролей.
Специфика личности учащегося профессионального училища. Учащиеся относятся, в основном, к юношескому возрасту, для которого характерна потребность в профессиональном самоопределении и самоутверждении
Эффект воспитания достигается не воздействием, а синергетизмом воспитательного взаимодействия педагога и учащихся. Сущность этого синергетизма легко обнаруживается, когда мы изучаем, при каких конкретных условиях достигается воспитательный эффект. Такими условиями являются следующие.
Во-первых, психологическая готовность личности к восприятию воспитательного воздействия, к принятию его. Психологией давно доказано, что человек не может совершить ни одно действие до тех пор, пока не приобретет психологическую готовность к этому действию.
Во-вторых — это способность личности решать поставленные задачи, зависящая от ее знаний, убеждений, привычек и т.д., то есть от реального опыта.
В-третьих — это синергетическое контактное взаимодействие педагога и учащихся, то есть основанное на взаимопонимании, взаимном доверии взаимном согласии и сотрудничестве субъектов педагогического процесса.
Следует особо отметить, заглядывая в историю развития педагогической мысли, что все выдающиеся педагоги-мыслители искали ответ на этот вопрос и всегда считали, что «тайна» педагогического процесса кроется именно в «живых отношениях» педагога и учащихся, которые, как говорил К.Д. Ушинский, составляют суть воспитания.
3.4. Виды воспитания, задачи
Направление воспитания определяется единством целей и содержания.
По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления воспитательной работы – гражданское, правовое, экономическое, экологическое.
Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.
Этика составляет теоретическую основу нравственного воспитания.
Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения определяются посредством этических требований общества. В письменной традиции человечества основные постулаты нравственного поведения человека были представлены в Библии и Коране.
Главными задачами трудового воспитания являются: развитие и подготовка добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.
Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности.
Основными задачами физического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека.
Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны.
Экономическое воспитание – это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны.
Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, её ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне.
Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отношение к тем, кто преступает последние.
3.5. Уровни организации воспитательного процесса
Воспитательный процесс в целом и в рамках отдельного направления можно наблюдать или организовывать на нескольких уровнях (В.И.Гинецинский).
Первый, так называемый социетарный уровень даёт представление о воспитании как постоянной функции общества на любой стадии его развития в контексте общезначимой культуры, а именно такой стороны жизни социума, которая связана с трансляцией культуры во всех её формах и проявлениях молодому поколению. В России воспитательные цели этого уровня определены в законе «Об образовании», в Конституции, в Международной Конвенции о правах человека и других государственно-политических документах, в которых выражена образовательно-воспитательная политика нашей страны и всего международного сообщества.
Второй, институциональный уровень предполагает реализацию воспитательных целей и задач в условиях конкретных социальных институтов. То есть, организаций и учреждений, которые специально создаются для этого. Такими организациями являются детские дома и школы-интернаты, детские сады, школы и вузы, дома творчества и центры развития.
Третий, социально-психологический уровень обусловливает воспитание в условиях отдельных социальных групп, ассоциаций, корпораций, коллективов. Например, коллектив предприятия оказывает воспитательное воздействие на своих сотрудников, ассоциация бизнесменов – на своих коллег, ассоциация женщин-матерей погибших воинов, выступая против войны, - на государственные органы, ассоциация педагогов – на развитие творческого потенциала педагогов.
Четвертый, межличностный уровень определяет специфику воспитания как практику взаимодействия между воспитателем и воспитанниками, с учётом индивидуально-психологических и личностных особенностей последних. Примерами такой практики могут послужить: родительское воспитание, работа социального психолога и педагога в работе с детьми, подростками и взрослыми, воспитательное влияние учителя в процессе общения с учениками в условиях образовательной системы.
Пятый, интраперсональный уровень по сути является процессом самовоспитания, который осуществляется как воспитательное воздействие на самого себя в разных жизненных обстоятельствах. Например, в ситуациях выбора и конфликта, в процессе выполнения учебных заданий, в период сдачи экзаменов или спортивного соревнования.
3.6. Принципы воспитания
Воспитание основано на педагогических принципах.
Принципы - основные исходные положения какой-либо теории, учения, науки в целом.
Принципы воспитания – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.
Требования, предъявляемые к этим принципам:
1. Обязательность. Принципы
– не совет, они требуют
обязательного и полного
2. Комплексность. Предполагает их одновременное применение на всех этапах воспитания.
3. Равнозначность. Все
принципы равнозначны, среди
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ:
Педагогические принципы - это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных целей.
Педагогические принципы являются нормативными, а следовательно, имеют практическое, прикладное значение, так как:
1.Посредством их более
подробно и содержательно
2.Принципы используются
для построения
3.Принципы являются
критериями эффективности
4.Они используются
как закономерности развития
самого педагогического
Педагогические принципы, как и цели, неоднородны. В них входят принципы самих учащихся и принципы, которые соблюдает педагог.
Принципы учащихся - это зачаточные формы их убеждений, взглядов, ценностных ориентаций, установок.
Принципы педагогов, в свою очередь, состоят из научно обоснованных педагогических принципов и тех, которые каждый из педагогов имеет индивидуально.
Классификация педагогических принципов основана на выделении важнейших факторов, определяющих эффективность воспитательных отношений. К таким факторам относятся: воспитанник, педагогический процесс, создаваемый для его развития, и связь педагогического процесса со средой.
Принцип природосообразности - один из старейших педагогических принципов.
Суть данного принципа заключается в том, чтобы основой любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития.
Человек - часть природы и часть культуры. Человек развивается по законам природы. Учебное заведение должно быть приспособлено для развития учащегося.
Принцип социобразности - жить в обществе и быть от него свободным нельзя. Надо помочь учащимся ориентироваться в этом мире.
Принцип культуросообразности. Образование - это часть культуры. Обучать культуросообразности означает обучение и воспитание в контексте культуры, ориентация на характер и ценности культуры, на освоение её достижений, на привитие социокультурных норм и включения учащегося на их дальнейшее развитие.
Принцип демократизации - создание предпосылок для развития активности, для развития и раскрепощения преподавателя и учащегося. Предоставление свободы выбора ребёнку.
Принцип гуманизации - очеловечивание педагогического процесса - усиление внимания к личности каждого учащегося как к высшей социальной ценности.
3.7. Формы воспитательного процесса
В практике воспитания мы постоянно оперируем таким понятием, как «форма воспитания». Чаще всего, объясняя, что такое форма воспитания, и ученые, и практики говорят — это: вид организации воспитательной деятельности и взаимодействия с учащимися (например, урок, лекция, беседа, консультация, конкурс, деловая игра и т.д.), подразумевая под формой вид организации того или иного учебно-воспитательного акта; совокупность методов и приемов решения учебно-воспитательных задач (например, урок как совокупность определенных методов и приемов регулирования познавательной деятельности учащихся). Эти определения верны, но они относятся только к двум функциям педагогической деятельности — организаторской (форма организации педагогического акта) и формирующей (форма осуществления педагогического акта). С.Я.Батышев, исследовавший многообразие видов построения учебно-производственной деятельности учащихся, еще в начале 70-х годов пришел к выводу, что существующее объяснение форм учебно-воспитательного процесса является, деликатно говоря, ограниченным. Было доказано, что педагогические формы нельзя связывать только с отдельными функциями преподавателя или мастера производственного обучения, так как они характеризуют все стороны профессиональной подготовки. Была разработана многоуровневая теория форм профессиональной подготовки, что позволило объяснить множество новых форм учебно-воспитательной деятельности, в том числе — коллективные и индивидуальные формы решения учебно-воспитательных задач, формы взаимодействия учебного заведения и базового предприятия, формы взаимодействия мастеров производственного обучения и наставников, формы обеспечения производственного обучения и т.д. Согласно этой теории, формы учебно-воспитательного процесса не рассматриваются узкофункционально и не соотносятся к отдельным функциям педагога, а берутся на всех уровнях педагогического процесса. К подобным же выводам пришел Ю.К. Бабанский при анализе форм теоретического обучения. Иначе, в педагогике давно уже начался пересмотр воззрений на формы учебно-воспитательного процесса на основе принципов системности и многоуровневости. Но в то время, как в дидактике началось обновление воззрений на формы обучения, в теории воспитания сохранились прежние воззрения, основанные на монофункциональном подходе, что заметно тормозит развитие практики воспитания.