Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:27, курс лекций
Педагогика - наука о воспитании.
Педагогика как область культуры, которая интегрирует практическую деятельность, науку и искусство. Эти компоненты всегда относятся к взаимодействию людей, в ходе которого осуществляется межсубъектный обмен знаниями, ценностями, способами деятельности, индивидуальным опытом и в результате этого обмена происходит взаимообогащение каждого из участников этого обмена.
2.8. Образовательные технологии
Образовательные технологии – это система деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, построенная на конкретной идее в соответствии с определёнными принципами организации и взаимосвязи целей – содержания – методов. В опыте работы школ, вузов и других образовательных систем используются различные виды образовательных технологий.
Структурно-логические или задачные технологии обучения представляют собой поэтапную организацию постановки дидактических задач, выбора способов их решения, диагностики и оценки полученных результатов. Логика структурирования таких задач может быть разной: от простого - к сложному, от теоретического - к практическому или наоборот.
Игровые технологии представляют
собой игровую форму
Компьютерные технологии реализуются в рамках системы «учитель – компьютер – ученик» с помощью обучающих программ различного вида (информационных, тренинговых, контролирующих, развивающих и др.).
Диалоговые технологии
связаны с созданием
Тренинговые технологии – это система деятельности по отработке определённых алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в ходе обучения (тесты и практические упражнения).
2.9. Результаты образования
Результатами образования являются: грамотность (общая и функциональная) – образованность - профессиональная компетентность – культура - менталитет.
Образовательные системы
Образовательные системы – это социальные институты, осуществляющие целенаправленную подготовку молодого поколения к самостоятельной жизни в современном обществе.
Образовательные учреждения
Образовательные учреждения – это социальные институты, развивающаяся сеть которых в качестве системы дошкольного, школьного, среднего профессионального, высшего образования и дополнительного приобретает государственный статус системы образования в стране.
Социальная функция учреждений - предоставление образовательных услуг населению страны.
Элементы образования
как конкретного образовательно
- цели образования;
- содержание образования;
- средства и способы получения образования;
- формы организации образовательного процесса;
- реальный образовательный
процесс как единство обучения,
воспитания и развития человека
- субъекты и объекты образовательного процесса;
- образовательная среда;
- результат образования
- это есть уровень
Тема 3. Воспитание в структуре воспитательного процесса
3.1. Цели воспитания
Проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человека как целое.
Теория и методика воспитания являются разделами общей педагогики, в которых уточняется сущность, принципы и методы, цели и содержание процесса воспитания.
На протяжении исторического развития педагогической мысли вышеозначенный процесс находился в фокусе внимания учёных и практиков. Поэтому и в наше время воспитание остаётся основной категорией педагогики. Содержание данного явления обновляется по мере развития практического опыта, педагогической науки и её ведущей доктрины. Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше обозначающего её термина. Поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек зрения. В любом случае в качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие.
Сущность воспитания
заключается в таком
Как показывает практика,
функция воспитательного
3.2. Воспитание как процесс
Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов.
Воспитание является многогранным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодёжные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации.
Среди многообразия воспитательных факторов выделяют две основные группы: объективную и субъективную.
К группе объективных факторов относятся:
- генетическая наследственность и состояние здоровья человека;
- социальная и культурная
принадлежность семьи,
- обстоятельства биографии;
- культурная традиция, профессиональный и социальный статус;
- особенности страны и исторической эпохи.
Группу субъективных факторов составляют:
- психические особенности,
мировоззрение, ценностные
- система отношений с социумом;
- организованные воспитательные
воздействия на человека со
стороны отдельных людей,
Цели воспитания – это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществлённые под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности воспитуемого.
В качестве критериев оценки воспитанности человека принимают:
- «добро» как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества в целом);
- «истину» как руководство
при оценке действий и
-«красоту» во всех
формах её проявления и
3.3. Системно-синергетическая теория воспитания
В профессиональных учебных заведениях центральное место занимает профессиональная подготовка рабочих высокой квалификации, обеспечивающая формирование знаний, навыков и умений. Качество этой подготовки, в свою очередь, зависит от общей культуры личности будущего рабочего, которая формируется и на уроках, и во внеучебной деятельности, и в свободное время учащихся. Составной частью целостного педагогического процесса является специальная воспитательная деятельность преподавателей и мастеров.
Сущность воспитания
Понятие «воспитание» объясняется учеными по-разному в зависимости от того, какой концепции они придерживаются. Теория свободного воспитания гласит, что ребенок развивается сам и ему нужны лишь благоприятные условия для этого (она ошибочна по своему исходному положению, так как игнорирует необходимость специальной помощи ребенку со стороны взрослых людей). Авторитарная концепция придерживается диаметрально противоположной позиции. В ней воспитание предстает как управление развитием личности, когда почти вся программа такого развития задается взрослыми: родителями, педагогами и обществом в целом. При таком подходе ребенок выступает преимущественно как объект воздействий.
Новая педагогическая теория дает новое и системное представление о сущности воспитания. Она доказывает, что воспитание есть системный процесс ориентированного человековедения. С таким определением легко согласиться потому, что воспитание направлено на формирование человека как личности и в этом смысле есть процесс человековедения, но для того, чтобы его осуществлять, нужно знать человека (то есть знать его природу, закономерности его развития), вести его к цели, помогать ему, ориентировать его, чтобы он освоил культуру человековедения, накопленную предыдущими поколениями.
Педагогика утверждает,
что воспитание по своей сущности
есть системно-синергетический
Неопедагогика также доказывает (в отличие от авторитарной и линейной теории), что эффект воспитания достигается не педагогическим воздействием, а синергетизмом воспитательного взаимодействия педагога и учащихся. В буквальном значении педагог не формирует личность, ее знания, умения, качества, а создает такие условия, при которых учащийся включается в активную деятельность по достижению определенной цели и, следовательно, самосовершенствуется. Процесс воспитания совершается через формирование у учащихся системной ориентировочной основы поведения и деятельности личности.
Центральным вопросом теории воспитания и реальной воспитательной практики является вопрос, чему воспитывать, т. е. на какие цели и задачи должен быть направлен воспитательный процесс, каким должно быть его содержание. Отвечая на эти вопросы, педагогическая теория раньше выделяла ряд направлений воспитания — идейно-политическое, трудовое, нравственное, эстетическое, умственное, физическое и т.д. В дальнейшем ученые пришли к выводу, что такой подход не обеспечивает целостного формирования гармонически развитой личности, но при этом другой подход не был найден и в практике сохранилось построение воспитательного процесса по его направлениям. В последние годы практики отказались и от этой системы воспитания, не найдя альтернативной системы.
Ядро в новой теории воспитания составляет генеалогия личности, объясняющая происхождение личности в системогенезе. Она доказывает, что развитие и становление человека как личности подчиняется системно-ролевой закономерности, он становится личностью не иначе, как осваивая и выполняя объективную систему социальных ролей: в семье — семейных, в профессионально-трудовой сфере — профессионально-трудовых, в обществе — гражданских, в мире — геосоциальных и интерсоциальных, в Я-сфере — эгосферных. Такие социальные роли нельзя придумать. Они объективны для человека, даны ему ходом социальной эволюции. Осваивая и выполняя такие роли, человек овладевает культурой человековедения, составными частями которой являются семейная культура, профессионально-трудовая культура, гражданская культура, геосоциальная культура и эгосферная культура. В свою очередь, каждая социальная роль указывает на конкретные элементы человековедческой культуры, которые необходимы ей для полноценной жизнедеятельности.
Генеалогия личности отражает живую и системную сущность человековедения. Она позволила глубже и точнее понять сущность личности и создать начала системно-ролевой теории личности, согласно которой личность есть социальная сущность конкретного человека, которая проявляется в качестве освоения и выполнения им объективной системы социальных ролей.
Зная объективную генеалогию человека как личности, мы открываем тем самым для себя, каким должны быть воспитание, образование, обучение.
Генеалогия личности становится базисом для разработки объективной и системной теории воспитания личности. Именно на этой базе сформировалась системно-ролевая концепция и теория воспитания личности.
Зная генеалогию личности, мы можем объективно объяснить, что такое воспитание в узком педагогическом значении этого слова, что такое развитие личности и ее самовоспитание и как взаимосвязаны эти явления. Рождаясь, человек становится личностью лишь через овладение социальной культурой.
Развитие личности есть системно-ролевой процесс, сущность которого выражается в динамике освоения и выполнения ею интернальных и эндональных социальных ролей в их синергетическом взаимодействии.
Социальные роли человека — это одновременно и ожидания человека со стороны обществами его социумов, и нормы поведения и деятельности, выработанные веками, и сама жизнедеятельность, в которой эти нормы реализуются, выражая культуру человековедения.
Генеральная цель воспитания — это формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять объективную систему социальных ролей. Под такой целью понимается тот конечный результат, который необходимо достичь всем ходом воспитания личности на различных этапах ее развития. Эта цель имеет ориентирующее значение для всех типов школы и для всех воспитателей, так как она определяет стратегию всего воспитательного процесса.