Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:27, курс лекций
Педагогика - наука о воспитании.
Педагогика как область культуры, которая интегрирует практическую деятельность, науку и искусство. Эти компоненты всегда относятся к взаимодействию людей, в ходе которого осуществляется межсубъектный обмен знаниями, ценностями, способами деятельности, индивидуальным опытом и в результате этого обмена происходит взаимообогащение каждого из участников этого обмена.
Стратегический план развития образовательного учреждения позволяет:
- уточнять направление его деятельности;
- успешно планировать подготовку и переподготовку рабочих, производство и сбыт товаров и услуг;
- рационально распределять имеющиеся ресурсы;
- проводить рациональную политику ценообразования;
- координировать усилия
всех подразделений
Процесс стратегического планирования состоит из ряда взаимосвязанных этапов. На первом этапе определяются основные цели и задачи организации образовательного учреждения и его коммерческой деятельности; на втором — происходит оценка и выбор соответствующего сегмента рынка (потенциальных покупателей); на третьем — разработка технических характеристик и отличительных качеств товаров и услуг. На четвертом этапе определяются ожидаемые объемы продаж; на пятом — разрабатывается политика ценообразования. На шестом определяются ответственные исполнители по каждой задаче и сроки выполнения работ.
На седьмом этапе
намечается порядок контроля за ходом
выполнения стратегического плана,
сравнение планируемых
Для разработки, реализации и пересмотра стратегии образовательного учреждения необходимо получать адекватную информацию о положении на рынке товаров и услуг. Этому способствуют маркетинговые исследования.
Чтобы быть эффективными, эти исследования должны носить систематический характер и выполняться независимыми консультативными организациями или специалистами. Данные могут поступать из различных источников: самого образовательного учреждения, статистических отчетов предприятий и организаций, материалов анкетирования, интервью и из экспертных опросов.
Маркетинговые исследования включают в себя довольно широкий круг вопросов:
- краткосрочное прогнозирование (до 1 года);
- долгосрочное прогнозирование (более 1 года);
- измерение рыночного потенциала;
- анализ сбыта;
- исследование потенциала новой продукции;
- изучение каналов сбыта;
- анализ ценообразования;
- анализ эффективности деятельности образовательного учреждения (обратная связь).
С помощью аналитических материалов, полученных при маркетинговом исследовании, разрабатывается стратегия развития образовательного учреждения, представляющая собой детальный комплексный план, нацеленный на достижение поставленных задач в течение длительного периода.
Важнейшей составной
частью разработки стратегии развития
образовательного учреждения в условиях
рыночной экономики является обоснование
и выбор организационно-
Для выбора оптимального варианта организационно-правовой формы и типа образовательного учреждения рекомендуется следующий алгоритм действий:
1. Изучить диагноз и прогноз конкретной ситуации на рынке труда.
2. Изучить соответствующие
технико-экономические
3. Изучить альтернативные
варианты образовательных
4. Выбрать оптимальный вариант.
5. Согласовать с заказчиками и заинтересованными организациями.
6. Разработать проекты
учредительных документов (Положение,
Устав, Учредительный договор
и др., указать в пояснительной
записке мотивы выбора
7. Наметить план мероприятий
по реализации выбранного
В современных условиях
можно построить
С учетом перечисленных
факторов можно определить оптимальный
вариант организационно-
5.4. Управленческая культура руководителя
Выработка современного управленческого мышления связана с переосмыслением сложившихся теоретических концепций и практического опыта в управлении профтехобразованием, с овладением идеями и подходами демократического воздействия на объекты управления. Управленческое мышление руководителей УНПО предполагает осмысление объективных закономерностей развития профессионального образования, особенностей и способов управленческого труда в сложившихся в настоящее время условиях.
Принципы и методы демократического управления определяют логику современного управленческого мышления руководителей, имеющего непосредственную направленность на реализацию целей учреждения начального профессионального образования, а также интересов и потребностей учащихся и сотрудников.
Современное управленческое мышление не может игнорировать мировой опыт, использование достижений западного менеджмента, составляющих его многочисленных школ и доктрин. Обогащение эрудиции руководителей лицеев и училищ может быть осуществлено благодаря идеям школы индустриального управления, завоевавшим популярность в теории и практике менеджмента, развитие которого шло под влиянием взглядов и идей этой школы.
Управленческое мышление руководителей УНПО может быть узким или широким. Широта его означает способность руководителя держать в поле зрения все многообразие условий, обстоятельств и фактов, связанных с решением задач образовательного учреждения.
На развитие управленческого мышления руководящих работников существенно влияет обстановка, сложившаяся в системе управления. В условиях бюрократического управления обычно устанавливается жесткая регламентация поведения каждого, вводятся многочисленные нормативы и формализованные процедуры, обязательная иерархия и субординация. Такие условия сковывают инициативу и предприимчивость.
По результатам исследований, анализа и обобщения передового опыта можно выделить качества руководителя УНПО, характеризующие его управленческое мышление:
- сочетание
педагогической и
- владение
способами эффективного
- положительное отношение к новшествам, преобразованиям и обновлениям, диктуемым социально-экономическими условиями;
- забота о
том, чтобы образовательное
- умение давать
четкие и мотивированные
- поощрение
сотрудников и обучающихся,
- следование
единой линии поведения в
- соблюдение правил и традиций, принятых в коллективе;
- готовность
пойти на риск ради
- своевременное решение вопросов;
- личная дисциплинированность;
- гуманное
отношение к обучающимся,
Важным фактором эффективности управленческой деятельности является внутренняя и внешняя информация. Основными критериями качества внутриучилищной информации могут служить оперативность и своевременность сообщений, их полнота и объективность, систематичность и охват всех сторон деятельности училища (лицея).
Внешняя информация с позиций управления может быть оценена в зависимости от актуальности, возможности использования руководством училища (лицея), доступности, ясности, регулярности поступления и рациональности объема.
Совершенствование
организации информационного
- организация системы оперативного информирования, при которой директор ежедневно и еженедельно получает исчерпывающую информацию о состоянии работы коллектива по важнейшим вопросам; систематическое информирование сотрудников и учащихся о состоянии дел в УНПО и возникающих проблемах и новых задачах;
- упорядочение и
- осуществление первичного анализа входящих сообщений, их фильтрация;
- применение
передовой техники и
- рациональная организация работы директора с управленческой информацией;
- централизация
процессов и каналов
Управление УНПО может рассматриваться как операционный процесс, разделенный на части, соответствующие функциям управления: планированию, организации, координированию, регулированию, учету, контролю и анализу работы.
На этой основе можно произвести моделирование управления.
Алгоритм моделирования цикла управления УНПО включает:
1. Анализ условий и задач деятельности УНПО, структуры управления им.
2. Анализ функциональных
обязанностей и содержания
3. Отбор видов
управленческого труда,
4. Установление
рациональной
5. Кодирование каждого события, означающего результат выполнения работы, номерами натурального ряда чисел.
6. Экспертная
оценка времени выполнения
7. Обобщение данных, полученных при экспертных оценках.
8. Построение
сетевой модели управления
9. Выявление основных работ, влияющих на конечные результаты и требующих повышенного внимания и контроля руководителей.
10. Подготовка входных данных для ЭВМ.
11. Обработка
данных на ЭВМ, получение
12. Нахождение критического
пути в рамках времени,
5.5. Маркетинг в образовании
Современный маркетинг рассчитан на комплексный подход к управлению деятельностью организации. Посредством маркетинга осуществляются исследования рынка, продвижение образовательных услуг до конечного потребителя, финансового обеспечения образования.
Исходными моментами при таком подходе являются потребитель с присущими ему социальными и психологическими характеристиками, определяющими его поведение на рынке, анализ спроса и предложения, поиск путей их сбалансированности, выявление неиспользованных возможностей на потребительском рынке. Образовательную услугу необходимо рассматривать с позиций своевременного выявления потребностей и удовлетворения запросов потребителей с ориентацией на минимальные издержки.
Образование является одной из наиболее динамично растущих и перспективных сфер экономики.
Маркетинг образовательных услуг – это наука, изучающая рынок платных образовательных услуг; философия образовательного бизнеса.
Миссия маркетинга образовательных услуг – формирование и развитие стратегия приращений ценности человека, ценности как социальной, так и каждого человека для самого себя.
Миссия образовательного учреждения описывает ценности организации, её устремления и причины создания. Стандартная формулировка миссии – определение сферы бизнеса и операций, которые отличают данную организацию от других организаций подобного типа.
Характеристики хорошо сформулированной миссии следующие:
- ориентация на рынок труда;
- осуществимость миссии;
- мотивация;
- перспективность.
Цели маркетинга образовательных
услуг – это платные
Эффективное удовлетворение этих потребностей – целевой ориентир маркетинга в образовании, критерий его эффективности.
Основные принципы маркетинга в управлении образовательным учреждением следующие:
1. Сосредоточение ресурсов
образовательного учреждения