Курс лекций по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:27, курс лекций

Описание работы

Педагогика - наука о воспитании.
Педагогика как область культуры, которая интегрирует практическую деятельность, науку и искусство. Эти компоненты всегда относятся к взаимодействию людей, в ходе которого осуществляется межсубъектный обмен знаниями, ценностями, способами деятельности, индивидуальным опытом и в результате этого обмена происходит взаимообогащение каждого из участников этого обмена.

Файлы: 1 файл

Педагогика Курс лекций(сокр).doc

— 678.50 Кб (Скачать файл)

- проблемный урок.

Особенности уроков теоретического и производственного обучения

Сущность теоретического обучения состоит в формировании тех знаний, отношений к профессии и производству, которые обеспечат рабочему получение определённой квалификации.

Теоретическое обучение рабочих есть одновременно:

- продолжение школьного  общего образования;

- научное обеспечение  профессиональной практической деятельности;

- основа для последующего  получения среднего профессионального  образования, высшего, научного.

Функции теоретической  подготовки: обслуживание их практической деятельности по специальности.

Содержание теоретического обучения конкретно связано с профессией. Оно опирается на такие формы проектирования:

- ЕТКС;

- профессиограмма;

- квалификационная характеристика;

- виды трудовой деятельности  в условиях производства.

Практическая подготовка состоит в формировании у учащихся практических действий - профессиональных навыков и умений.

Профессиональные  навыки - это отдельные операции и приёмы трудовой деятельности, доведённые в результате упражнений до степени автоматизма.

Профессиональные  умения - это совокупность навыков в соответствии с имеющимися знаниями причин и особенностей их формирования и использования.

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 

 

 

 

4.10. Основные  пути трансформации классно-урочной  системы обучения

 

Классно-урочная форма  обучения возникла в XVII веке, её основатель Л.А. Каменский. Ушинский развил учение Каменского:

- обосновал все преимущества  классно-урочной формы обучения;

- создал стройную теорию  урока;

- разработал типологию  урока.

Классно-урочная система  остаётся почти неизменной 400 лет. Наблюдается 2 направления в перестройке классно-урочной системы обучения.

1.Проблема количественного  охвата обучающихся.

2.Управление процессом  обучения.

Урок - это законченная в содержательном, организационном и временном отношении часть учебного процесса.

Дидактические цели урока

1.Сообщение новых знаний.

2.Организация самостоятельного  изучения нового материала.

3.Формирование идейных  взглядов, убеждений.

4.Повторение и закрепление  пройденного.

5.Систематизация знаний.

6.Формирование практических  умений.

7.Контроль, анализ и  оценка знаний.

8.Развитие познавательной способности учащихся.

Особенность урока - широкий  комплекс дидактических целей.

Урок - наиболее гибкая и  подвижная форма организации  учебных занятий, даёт возможность  преподавателю оперативно реагировать  на результаты обучения.

Дидактические требования к уроку

1.Реализация основных  принципов дидактики.

2.Чёткое определение  целей урока.

3.Определение оптимального  содержания урока.

4.Высокое педагогическое  мастерство преподавателя.

5.Обеспечение высокой  познавательной активности.

6.Взаимосвязь фронтальной и индивидуальной работы.

7.Дифференциальный подход  к учащимся (использование дидактических  материалов разной степени сложности).

8.Рациональное чередование  различных видов деятельности  на уроке.

9.Приемственность в  обучении (связь с предыдущим уроком, межпредметные связи).

Психологические требования к уроку

1.Направлять учащихся  на развитие психологических  познавательных процессов (внимания, представлений, памяти, мышления, воображения  и др.).

2.Учёт психологических  особенностей и психологического состояния учащихся на уроке.

3.Собранность преподавателя,  доброжелательность, справедливость.

Воспитательные требования к уроку

1.Постановка воспитательных  задач, обеспечение идейно-нравственной  направленности.

2.Реализация воспитательных  возможностей, заложенных в содержании и методах обучения.

3.Воздействие на мотивацию  учащихся к обучению.

4.Высокая требовательность, уважение к личности учащихся, педагогический такт.

Преимущества классно-урочной  формы обучения:

- даёт возможность  обучать большое количество детей;

- экономически выгодна;

- обеспечивает систематичность,  доступность и наглядность обучения.

Недостатки классно-урочной  формы обучения:

- на уроке идёт ориентация  на среднего ученика;

- на уроке затруднён  индивидуальный подход, затруднён учёт типов высшей нервной деятельности, интересов, способностей;

- ограничены возможности  для организации самостоятельной  работы учащихся;

- привязанность к определённому  месту;

- ограниченность во  времени (компенсация - использование  лекций);

- стандартное построение урока от 1-го до 11-го классов в группах (компенсации - применение разнообразных форм).

Специфические признаки урока - те признаки, которые отличают его от других форм организации обучения.

1.Занятия проводятся  с постоянным однородным по возрасту составом учащихся.

2.Занятия ведутся по  твёрдому расписанию со всей  группой, определённый строгий  регламент.

3.На уроке остаётся  коллективная, групповая и индивидуальная  работа учащихся.

4.Руководство осуществляет  преподаватель с учётом особенностей каждого учащегося и его учебными возможностями.

Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока.

Классификация уроков

Признаки классификации:

- метод обучения;

- образовательная цель.

Типы уроков по первому  признаку:

- урок-лекция;

- урок-беседа;

- киноурок;

- урок самостоятельной  работы учащихся.

Типы уроков по второму  признаку:

- вводный урок;

- урок изучения нового  материала;

- урок обобщения материала;

- урок усвоения новых  знаний;

- урок формирования  навыков и умений;

- проблемный урок.

Структура урока

Под структурой урока  понимается соотношение элементов  урока в их определённой последовательности и взаимосвязи между собой. В  понятие структуры урока вкладывается 3 признака:

1) состав (из каких  элементов состоит урок);

2) последовательность (в какой последовательности элементы);

3) связь между элементами.

Структура урока может  быть простой и очень сложной. Это зависит от содержания учебного материала, от дидактических целей, от возрастных особенностей учащихся, личности преподавателя и материальной базы учебного заведения.

К структурным элементам урока относятся:

- вводная часть урока  - рассматривает организационный  момент, мотивацию, сообщение цели  урока, его задач;

- изучение нового материала;

- закрепление учебного  материала4

- применение повторения;

- контроль-самоконтроль;

- домашнее задание.

 Структура урока формирования навыков и умений

1.Актуализация и коррекция  опорных знаний и практического  опыта учащихся.

2.Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация.

3.Изучение нового материала (вводные упражнения).

4.Первичное применение  приобретённых знаний (пробные упражнения).

5.Применение знаний  в стандартных условиях с целью  усвоения навыков (тренировочные  упражнения).

6.Итоги урока и сообщение  домашнего задания.

 

 

Тема 5. Управление в системе образования: образовательный менеджмент и маркетинг

 

5.1. Сущность  управления

 

Управление учебно-воспитательным процессом осуществляется путем  организации деятельности педагогического  коллектива. Поэтому основным объектом управления в учебном заведении является педагогический коллектив.

Основная суть социального  управления сводится к решению двух задач: ориентации и активизации  деятельности педагогов. Для решения  первой задачи субъект управления обеспечивает разработку определенной программы, рассчитанной на направление деятельности работников в нужное русло. Вторая задача решается путем создания стимулирующих условий, апеллирующих к эмоционально-потребностной сфере личности (материальное и моральное вознаграждение, стимулирующий социально-психологический климат в педагогическом коллективе, хорошая организация труда и др.).

В активизации педагогической деятельности существенную роль играет и качество управленческой программы: ее четкость, реалистичность, нацеленность на высокий конечный результат, степень детализации и т.д.

С точки зрения степени  обязательности, управленческие программы  можно разделить на информационные и директивные. Так, публикуемые  в печати различные научно-методические рекомендации представляют собой информационные программы, необязательные для выполнения. Педагог имеет право почерпнуть из них только то, что он считает нужным для себя. Их реализация целиком зависит от желания педагога, от наличия у него соответствующей внутренней мотивации. Директивные же программы обязательны.

Концепция управления учебным заведением может быть представлена в форме организационной модели, содержащей множество руководящих идей, определяющих основные черты системы этого управления, основные факторы, обеспечивающие ее построение и функционирование.

С позиций деятельного  подхода в модели управленческой деятельности могут быть выделены следующие  структурные компоненты: мотив, цель, планирование, переработка текущей  информации, оперативный образ, принятие решения, действия, проверка результатов  и коррекция действий. Данная общепсихологическая структура управленческой деятельности ориентирована на индивидуальную деятельность субъектов управления, в то время как процесс управления, управленческая деятельность всегда совместимы и стоятся по законам общения.

На концептуальном уровне модель управленческой деятельности представлена в виде многоуровневой, многофакторной модели (см. рис.). Функциональные характеристики этой модели и ее эффективность обеспечиваются диалектикой взаимодействия факторов: внешних (ситуация в обществе, отрасли, в профессиональном училище) и внутренних (профессиональная готовность субъектов управления к деятельности; организационная структура управления; профиль подготовки; содержание и организация образовательного процесса) с программно-целевыми, процессуально-содержательными и результативно-оценочными параметрами модели.

Отличительными особенностями  данной модели управленческой деятельности являются:

- четырехуровневое управление (стратегическое, тактическое, оперативное,  самоуправление);

- ориентированность алгоритма  внутриучилищного управления на  развитие деятельности учебного  заведения;

- управление образовательной  системой на основе принципа  обратной связи, обеспечивающего  необходимый уровень контроля  за реальными результатами;

- системность, многофакторность, прогностичность, самовоспроизводимость модели.

Результаты изучения реальных способов построения общей  концептуальной модели процесса управления позволяют сделать вывод о  том, что адекватным для решения  данной задачи является системно-функциональный подход к анализу структуры процесса управления. Это означает, что процесс управления должен быть отражен как целостная, замкнутая по структуре (кольцевая) информационно открытая система.

Основными функциональными  звеньями системы управления учебным заведением, реализующими структурно полноценный процесс управления, являются следующие:

1. Принятая субъектом  управления цель деятельности.

2. Субъективная модель  значимых условий. Она отражает  комплекс тех внешних и внутренних  условий активности, учет которых необходим для успешной исполнительской деятельности. Такая модель выполняет функцию источника информации, на основании которой осуществляется программирование собственно исполнительских действий.

Информация о работе Курс лекций по "Педагогике"