Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:27, курс лекций
Педагогика - наука о воспитании.
Педагогика как область культуры, которая интегрирует практическую деятельность, науку и искусство. Эти компоненты всегда относятся к взаимодействию людей, в ходе которого осуществляется межсубъектный обмен знаниями, ценностями, способами деятельности, индивидуальным опытом и в результате этого обмена происходит взаимообогащение каждого из участников этого обмена.
3. Программа исполнительских действий. Такая программа является информационным образованием, определяющим характер, последовательность, способы и другие характеристики действий, направленных на достижение цели в условиях, выделенных в качестве оснований для принимаемой программы действий.
4. Система критериев достижения цели.
5. Контроль и оценка реальных результатов.
6. Решение о коррекции системы управления.
Все компоненты управленческого процесса, будучи информационными образованиями, системно взаимосвязаны и получают свою содержательную и функциональную определенность лишь в структуре целостного процесса управления.
Характеризуя систему управления, надо, прежде всего, отметить, что система эта всегда имеет цель, т.е. конкретный образ ожидаемого результата, которого можно достичь к определенному моменту времени. Точность постановки цели и ее определенность зависит от глубины познания системы: чем глубже знания, тем качественнее целеполагание.
В цели управления можно выделить следующие аспекты:
1. Теоретико-познавательный, в котором управление выступает инструментом познания.
2. Педагогический аспект,
представляющий формирование
3. Практический аспект, который состоит в том, что управление активизирует (приводит в движение) интересы исполнителей (педагогов, обучающихся).
4. Экономический аспект,
заключающийся в воздействии
на сферу экономических
5. Методологический аспект, означающий синтез знаний по философии, экономике, педагогике, психологии, социологии, праву, технике и технологии, и выступающий как система способов теоретической деятельности.
Цель управления должна обладать полнотой содержания, т.е. определенностью всех характеристик результатов, контролируемостью определения ожидаемого результата, реальностью и побудительностью.
Для определения цели управления учреждениями профессионального образования весьма важен прошлый опыт, т.е. данные о том, как учебное заведение достигало цели его управления в прошлом; сведения о благоприятных и неблагоприятных условиях достижения целей, о допущенных ранее ошибках. Уровень достижения цели есть ее результативность, отраженная количественной и качественной характеристиками результата (его параметров и свойств).
Соотнесение полученного результата с исходным предшествующим состоянием работы или с эталоном (нормой) есть эффективность, определяемая объемом затрат для достижения заданного результата. Исходя из цели, контролируется структура управления, осуществляется деятельность его субъектов.
Эффективность управления
в представленной модели выражается
тремя группами критериев: эффективностью
деятельности учебного заведения, организацией
управленческого труда и
5.2. Функции и методы управления
Процесс управления носит циклический характер. Это значит, что он состоит из множества различных циклов, каждый из которых имеет свою продолжительность, свою сферу приложения, свои задачи и способы их решения. В самом общем виде отдельный цикл можно представить как отрезок управленческого процесса, включающий следующие звенья: получение и анализ информации, принятие управленческого решения, планирование деятельности образовательного учреждения, организацию работы по выполнению плана, учет, контроль и анализ результатов.
Первой функцией, с которой начинается управленческий процесс, является целеполагание и планирование. Планирование осуществляется на основе анализа работы коллектива и предполагает составление схемы работы, определение времени и последовательности ее выполнения, выделение ответственных исполнителей. Система планирования работы образовательного учреждения должна охватывать все стороны его деятельности и отвечать требованиям комплексности различных планов.
Вторая функция управления — организация. Организационно-
Административную деятельность мы можем рассматривать как часть организационной деятельности руководителя, связанную с распорядительством, выполнением текущих дел, оперативным решением вопросов, синхронизацией работы отдельных служб или работников образовательного учреждения, а также с составлением документов и т. д.
Третья функция — координация и регулирование. Она предусматривает согласование действий педагогического коллектива, от дельных работников и общественных организаций, устранение влияния негативных явлений и корректирование работы.
Четвертая функция управления предполагает учет работы учебного заведения. Ведется количественный и качественный учет выполнения мероприятий и заданий, предусмотренных планами.
Пятая функция включает в себя контроль и анализ работы. Сюда входит проверка и оценка состояния и результатов деятельности коллектива во всех ее аспектах; проверка выполнения принятых решений и поручений, а также исполнения документов. К данной функции относится и контроль за учебно-воспитательным процессом, выявление качественных и количественных показателей в работе коллектива, сравнение достигнутых результатов с намеченными целями. В ходе контроля и анализа реализуются обратные связи. На основе полученной информации принимаются новые решения, определяются цели, намечаются планы.
Выделение указанных функций в управленческом цикле обуславливается особенностями образовательного учреждения как управляемого объекта. Их совокупность отражает все содержание процесса управления.
Функции управления учреждением
начального профессионального образования
Управление УНПО связано
с определением способов влияния
на коллектив, его звенья, на отдельных
сотрудников и обучающихся. Речь
идет о методах управления как совокупности
приемов целенаправленного воздействия
субъектов управления на его объект. Исходя
из целей управленческого воздействия
по «содержательному принципу», все применяемые
методы могут быть разделены на три группы:
психолого-педагогические, организационно-
Психолого-педагогические методы — это определенные способы взаимодействия деятельности педагога и учащихся (при руководящей роли педагога), направленные на достижение целей обучения как средства образования и воспитания. К этой группе методов относятся методы, связанные с убеждением, личным примером, применением поощрений и наказаний, критики и самоконтроля, педагогические совещания, профессиональное общение, конкурсы, выдвижение перспективных линий, традиций, сотрудничество.
Организационно-
Экономические методы —
это способы материального
Применение ПЭВМ в управленческой деятельности позволяет обеспечить:
1. Своевременность представления
оперативной информации
2. Своевременность
представления аналитической
3. Представление оптимального объема информации с достоверностью не ниже допустимого уровня.
4. Представление рекомендаций
по выбору решений и
5.3. Стратегия развития учебного заведения в условиях рыночной экономики
В условиях рыночной экономики учреждения НПО должны считаться с объективными законами рынка, обеспечивать подготовку, распределение, высвобождение и трудоустройство. Чтобы выжить в рыночных условиях, каждое образовательное учреждение должно:
- проводить набор абитуриентов в соответствии с проектной мощностью и количеством мест;
- готовить учащихся на уровне федерального или международного стандарта по профессиям, имеющим спрос на рынке труда;
- экономно использовать
все ресурсы в рамках
- обеспечивать социальную
защиту обучающихся и
Выбор приоритетных направлений деятельности должен осуществляться образовательным учреждением. Возможны следующие ориентации:
- на потребность рынка и профессиональных намерений молодежи;
- на потребность предприятий в переподготовке и повышении квалификации рабочих;
- на коммерческую деятельность, направленную на возрождение и развитие традиций, художественных промыслов и ремесел;
- только на коммерческую деятельность.
При этом речь может идти о четырех возможных вариантах разработки стратегического плана:
а) Стратегия проникновения
на рынок эффективна, когда рынок
не насыщен. Образовательное учреждение
стремится максимально
б) Стратегия развития
рынка эффективна, если образовательное
учреждение ищет на рынке труда и
товаров, расширяет географию
в) Стратегия эффективна, если образовательное учреждение начинает подготовку по новым современным профессиям, поднимает уровень выпускников, разрабатывает новые товары и услуги и стремится улучшить их качество.
г) Стратегия диверсификации — используется для выпуска новых товаров, ориентированных на новые рычаги.
Выбрав тот или иной вариант, нужно подумать о его осуществлении. Нужна своевременная корректировка стратегии. При этом необходимо решить следующие вопросы:
- кого, по каким профессиям и как должно готовить училище;
- какой хозяйственной деятельностью (без ущерба для основной — учебной) оно может заниматься;
- какова внешняя среда
училища, определяющая
- соответствуют ли
потенциальные возможности
- соответствует ли
существующая структура и
- отвечает ли организационно-
- какие товары и
услуги населению
- как образовательное
учреждение будет
- какова стратегия образовательного учреждения — на дифференциацию услуг или на их концентрацию;
- каковы связи с
предприятиями-заказчиками,
- каковы каналы продвижения товаров и др.
Таким образом, перепрофилирование образовательных учреждений и стратегию их развития можно определить только после тщательного изучения наличия и состояния учебно-материальной базы, состава педагогов, демографической ситуации, а также баланса распределения молодежи и трудовых ресурсов на учебу и работу, интересов, мотивов и склонностей учащихся.
Разработка стратегии развития образовательного учреждения зависит, прежде всего, от внешней среды и потенциала самого образовательного учреждения. Под внешней средой имеется в виду рынок труда, формирующийся в зависимости от потребностей производства, социально-демографической ситуации в регионе, а также от наличия образовательных учреждений-конкурентов.
Рыночные возможности образовательного учреждения ограничены его потенциалом, в том числе учебно-материальной базы, педагогическим коллективом, учебно-методическим и финансовым обеспечением.