Курс лекций по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:27, курс лекций

Описание работы

Педагогика - наука о воспитании.
Педагогика как область культуры, которая интегрирует практическую деятельность, науку и искусство. Эти компоненты всегда относятся к взаимодействию людей, в ходе которого осуществляется межсубъектный обмен знаниями, ценностями, способами деятельности, индивидуальным опытом и в результате этого обмена происходит взаимообогащение каждого из участников этого обмена.

Файлы: 1 файл

Педагогика Курс лекций(сокр).doc

— 678.50 Кб (Скачать файл)

3. Программа исполнительских  действий. Такая программа является информационным образованием, определяющим характер, последовательность, способы и другие характеристики действий, направленных на достижение цели в условиях, выделенных в качестве оснований для принимаемой программы действий.

4. Система критериев достижения цели.

5. Контроль и оценка  реальных результатов.

6. Решение о коррекции  системы управления.

Все компоненты управленческого  процесса, будучи информационными образованиями, системно взаимосвязаны и получают свою содержательную и функциональную определенность лишь в структуре целостного процесса управления.

Характеризуя систему  управления, надо, прежде всего, отметить, что система эта всегда имеет  цель, т.е. конкретный образ ожидаемого результата, которого можно достичь  к определенному моменту времени. Точность постановки цели и ее определенность зависит от глубины познания системы: чем глубже знания, тем качественнее целеполагание.

В цели управления можно  выделить следующие аспекты:

1. Теоретико-познавательный, в котором управление выступает инструментом познания.

2. Педагогический аспект, представляющий формирование мотивационных  отношений, морально-этических норм  поведения, представлений общественной  этики и поведения, социальных  ценностей и идеалов.

3. Практический аспект, который состоит в том, что управление активизирует (приводит в движение) интересы исполнителей (педагогов, обучающихся).

4. Экономический аспект, заключающийся в воздействии  на сферу экономических интересов  и отношений.

5. Методологический аспект, означающий синтез знаний по философии, экономике, педагогике, психологии, социологии, праву, технике и технологии, и выступающий как система способов теоретической деятельности.

Цель управления должна обладать полнотой содержания, т.е. определенностью  всех характеристик результатов, контролируемостью определения ожидаемого результата, реальностью и побудительностью.

Для определения цели управления учреждениями профессионального  образования весьма важен прошлый  опыт, т.е. данные о том, как учебное  заведение достигало цели его управления в прошлом; сведения о благоприятных и неблагоприятных условиях достижения целей, о допущенных ранее ошибках. Уровень достижения цели есть ее результативность, отраженная количественной и качественной характеристиками результата (его параметров и свойств).

Соотнесение полученного  результата с исходным предшествующим состоянием работы или с эталоном (нормой) есть эффективность, определяемая объемом затрат для достижения заданного  результата. Исходя из цели, контролируется структура управления, осуществляется деятельность его субъектов.

Эффективность управления в представленной модели выражается тремя группами критериев: эффективностью деятельности учебного заведения, организацией управленческого труда и развитостью  профессионально-значимых качеств руководителей — субъектов управления.

 

5.2. Функции  и методы управления

 

Процесс управления носит  циклический характер. Это значит, что он состоит из множества различных  циклов, каждый из которых имеет  свою продолжительность, свою сферу  приложения, свои задачи и способы их решения. В самом общем виде отдельный цикл можно представить как отрезок управленческого процесса, включающий следующие звенья: получение и анализ информации, принятие управленческого решения, планирование деятельности образовательного учреждения, организацию работы по выполнению плана, учет, контроль и анализ результатов.

Первой функцией, с которой начинается управленческий процесс, является целеполагание и планирование. Планирование осуществляется на основе анализа работы коллектива и предполагает составление схемы работы, определение времени и последовательности ее выполнения, выделение ответственных исполнителей. Система планирования работы образовательного учреждения должна охватывать все стороны его деятельности и отвечать требованиям комплексности различных планов.

Вторая функция управления — организация. Организационно-административная деятельность не тождественна понятию деятельности управленческой, которая более широка и многогранна.

Административную деятельность мы можем рассматривать как часть организационной деятельности руководителя, связанную с распорядительством, выполнением текущих дел, оперативным решением вопросов, синхронизацией работы отдельных служб или работников образовательного учреждения, а также с составлением документов и т. д.

Третья функция — координация и регулирование. Она предусматривает согласование действий педагогического коллектива, от дельных работников и общественных организаций, устранение влияния негативных явлений и корректирование работы.

Четвертая функция управления предполагает учет работы учебного заведения. Ведется количественный и качественный учет выполнения мероприятий и заданий, предусмотренных планами.

Пятая функция включает в себя контроль и анализ работы. Сюда входит проверка и оценка состояния и результатов деятельности коллектива во всех ее аспектах; проверка выполнения принятых решений и поручений, а также исполнения документов. К данной функции относится и контроль за учебно-воспитательным процессом, выявление качественных и количественных показателей в работе коллектива, сравнение достигнутых результатов с намеченными целями. В ходе контроля и анализа реализуются обратные связи. На основе полученной информации принимаются новые решения, определяются цели, намечаются планы.

Выделение указанных функций в управленческом цикле обуславливается особенностями образовательного учреждения как управляемого объекта. Их совокупность отражает все содержание процесса управления.

Функции управления учреждением  начального профессионального образования не могут носить только административно-организационного характера. В них обязательно будет социально-психологический аспект.

Управление УНПО связано  с определением способов влияния  на коллектив, его звенья, на отдельных  сотрудников и обучающихся. Речь идет о методах управления как совокупности приемов целенаправленного воздействия субъектов управления на его объект. Исходя из целей управленческого воздействия по «содержательному принципу», все применяемые методы могут быть разделены на три группы: психолого-педагогические, организационно-распорядительные и экономические.

Психолого-педагогические методы — это определенные способы  взаимодействия деятельности педагога и учащихся (при руководящей роли педагога), направленные на достижение целей обучения как средства образования и воспитания. К этой группе методов относятся методы, связанные с убеждением, личным примером, применением поощрений и наказаний, критики и самоконтроля, педагогические совещания, профессиональное общение, конкурсы, выдвижение перспективных линий, традиций, сотрудничество.

Организационно-распорядительные методы применяются с целью повышения  ответственности членов педагогического  коллектива, подготовки их к выполнению поставленных задач. К ним относятся: директива, распорядительство, регламентация, инструктирование, распределение обязанностей, единые требования.

Экономические методы —  это способы материального стимулирования результатов деятельности инженерно-педагогических кадров и учащихся, основанные на критериях  оценки их труда.

Применение ПЭВМ в управленческой деятельности позволяет обеспечить:

1. Своевременность представления  оперативной информации работнику,  принимающему решение, с учетом  его характера.

2.  Своевременность  представления аналитической информации.

3. Представление оптимального объема информации с достоверностью не ниже допустимого уровня.

4. Представление рекомендаций  по выбору решений и сокращение  длительности процесса выработки  решения.

 

5.3. Стратегия  развития учебного заведения  в условиях рыночной экономики

 

В условиях рыночной экономики учреждения НПО должны считаться с объективными законами рынка, обеспечивать подготовку, распределение, высвобождение и трудоустройство. Чтобы выжить в рыночных условиях, каждое образовательное учреждение должно:

- проводить набор абитуриентов в соответствии с проектной мощностью и количеством мест;

- готовить учащихся  на уровне федерального или  международного стандарта по  профессиям, имеющим спрос на  рынке труда;

- экономно использовать  все ресурсы в рамках бюджетного  финансирования и дополнительных внебюджетных доходов;

- обеспечивать социальную  защиту обучающихся и инженерно-педагогического  персонала.

Выбор приоритетных направлений  деятельности должен осуществляться образовательным  учреждением. Возможны следующие ориентации:

- на потребность рынка и профессиональных намерений молодежи;

- на потребность предприятий  в переподготовке и повышении  квалификации рабочих;

- на коммерческую деятельность, направленную на возрождение  и развитие традиций, художественных  промыслов и ремесел;

- только на коммерческую деятельность.

При этом речь может идти о четырех возможных вариантах  разработки стратегического плана:

а) Стратегия проникновения  на рынок эффективна, когда рынок  не насыщен. Образовательное учреждение стремится максимально использовать и расширять свой потенциал.

б) Стратегия развития рынка эффективна, если образовательное  учреждение ищет на рынке труда и  товаров, расширяет географию коммерческих связей.

в) Стратегия эффективна, если образовательное учреждение начинает подготовку по новым современным профессиям, поднимает уровень выпускников, разрабатывает новые товары и услуги и стремится улучшить их качество.

г) Стратегия диверсификации — используется для выпуска новых  товаров, ориентированных на новые  рычаги.

Выбрав тот или иной вариант, нужно подумать о его осуществлении. Нужна своевременная корректировка стратегии. При этом необходимо решить следующие вопросы:

- кого, по каким профессиям  и как должно готовить училище;

- какой хозяйственной  деятельностью (без ущерба для  основной — учебной) оно может заниматься;

- какова внешняя среда  училища, определяющая принципы  его деятельности (демографическая  ситуация в регионе, потребность  в подготовке кадров, потребность  в производстве товаров потребления  и услуг населению), каковы взаимоотношения с базовым предприятием и спонсорами;

- соответствуют ли  потенциальные возможности училища  поставленным целям и задачам  (каковы его площади, оборудование, кадры, финансовые средства);

- соответствует ли  существующая структура и схема  управления училищем целям и задачам его деятельности;

- отвечает ли организационно-правовая  форма образовательного учреждения  современным требованиям и задачам;

- какие товары и  услуги населению образовательное  учреждение хочет и может оказывать,  каково соотношение между основной (учебной) и дополнительной (коммерческой) деятельностью;

- как образовательное  учреждение будет конкурировать  с партнерами на рынке труда  (за счет качества подготовки  кадров, товара или за счет  снижения издержек);

- какова стратегия  образовательного учреждения — на дифференциацию услуг или на их концентрацию;

- каковы связи с  предприятиями-заказчиками, целесообразна  ли в той или иной форме  интеграция с ними;

- каковы каналы продвижения  товаров и др.

Таким образом, перепрофилирование образовательных учреждений и стратегию их развития можно определить только после тщательного изучения наличия и состояния учебно-материальной базы, состава педагогов, демографической ситуации, а также баланса распределения молодежи и трудовых ресурсов на учебу и работу, интересов, мотивов и склонностей учащихся.

Разработка стратегии  развития образовательного учреждения зависит, прежде всего, от внешней среды  и потенциала самого образовательного учреждения. Под внешней средой имеется  в виду рынок труда, формирующийся  в зависимости от потребностей производства, социально-демографической ситуации в регионе, а также от наличия образовательных учреждений-конкурентов.

Рыночные возможности  образовательного учреждения ограничены его потенциалом, в том числе  учебно-материальной базы, педагогическим коллективом, учебно-методическим и финансовым обеспечением.

Информация о работе Курс лекций по "Педагогике"