Курс лекций по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:27, курс лекций

Описание работы

Педагогика - наука о воспитании.
Педагогика как область культуры, которая интегрирует практическую деятельность, науку и искусство. Эти компоненты всегда относятся к взаимодействию людей, в ходе которого осуществляется межсубъектный обмен знаниями, ценностями, способами деятельности, индивидуальным опытом и в результате этого обмена происходит взаимообогащение каждого из участников этого обмена.

Файлы: 1 файл

Педагогика Курс лекций(сокр).doc

— 678.50 Кб (Скачать файл)

60-е гг. XIX в. – начало развития дидактики профессионального обучения в России. Её колыбелью стало Московское техническое училище, возникшее на базе Воспитательного дома и имевшее давние традиции в деле обучения ремесленников. В учебных мастерских МТУ группой мастеров под руководством учёного мастера Д.К. Советкина (1838-1912) была разработана первая в мировой практике дидактически обоснованная система производственного обучения слесарному, токарному, столярному и кузнечному ремеслу.

В условиях массового  вовлечения детей и подростков в  производство на первый план стали  выступать социальные вопросы защиты и охраны детского труда. Особенно активно  они ставились в программных  документах политических партий, отражавших интересы рабочих, и в трудах видных деятелей. Социал-демократы Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, Н.К. Крупская, теоретик анархизма П.А. Кропоткин, народники М.К. Горбунова-Каблукова, С.Н. Кривенко и др. ставили вопросы соединения производительного труда работающих подростков и учеников.

В канун революционных  событий в России стала очевидна необходимость реформы профессионального  образования, приведения её в соответствие с экономическими и социокультурными требованиями жизни, и прежде всего её демократизации. Под руководством  министра народного просвещения графа Н.П. Игнатьева в 1915-1916 гг. были разработаны проекты реформы профессионального образования, которые предусматривали создание многотипной системы профессионально-технических учебных заведений.

В конце XIX – начале XX в. Под влиянием социально-экономических и социокультурных преобразований в западно-европейской педагогике возникло реформаторское движение за трудовую школу. Видным его деятелем был Георг Кершеншейнер (1854-1932) – реформатор профессионального образования в Германии. Важной задачей народной школы он считал общую трудовую подготовку к профессиональной деятельности. Им были созданы так называемые дополнительные школы для молодых рабочих, занятых на производстве, которые давали общеобразовательную подготовку, связанную в то же время с профессией подростка.

Развитие профессиональной педагогики в США связано с  зарождением научного подхода к  организации труда и производства, вызванного внедрением новых технологий, конвейерной организации труда, необходимостью повышения производительности и конкурентоспособности продукции. Движение научной организации труда было инициировано американским инженером Ф.У. Тейлором (1856-1915), а само применение новых методов организации труда и обучения рабочих получило название «тейлоризм». Наряду с мерами по уплотнению рабочего дня Тейлором были предложены идеи воспитания производственной культуры, рационализации труда и отдыха.

Реформатором организации  и методики профессионального обучения проявил себя один из основателей автомобилестроения Генри Форд (1863-1947). Внедрив массовое конвейерное производство, он разработал операционно-поточную систему обучения рабочих на основе пооперационного разделения труда. Это повысило интенсивность и производительность труда, но одновременно вело к деквалификации значительной части рабочих и сокращению сроков обучения. В дальнейшем были приняты меры по гуманизации труда рабочих на конвейере.

В конце XIX в. На Западе зарождается такая методика профессионального обучения, как практическая педагогика. Она связана с созданием особых учебных мастерских на предприятиях, благодаря чему произошло отделение завода от мастерской и придание её педагогических функций.

После Второй мировой  войны, прервавшей исследования в области профессионального образования, стали прежде всего восстанавливаться международные и национальные центры в Европе. Они получили поддержку ЮНЕСКО, Международной организации труда, профсоюзов.

Первые десятилетия, до середины 30 –х гг. – период наиболее яркого и интенсивного становления российской профессиональной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания. Особенность этого периода в том, что на первый план выступали идеологические, социально-политические факторы развития профессионально-технического образования.

В становлении профессиональной педагогики важную роль сыграли научно-исследовательские  учреждения – Центральный институт труда,, Научно-исследовательский институт подготовки промышленных кадров, Отдел  профессиональной подготовки НИИ научной педагогики МГУ-2, а также кабинеты, лаборатории и отделы многих технических, медико-гигиенических, экономических институтов, занимавшихся как теоретической, так и экспериментальной разработкой педагогических проблем подготовки рабочих.

Педагоги 20-х гг. видели специфику профессиональной педагогики в том, что её предметом являются обучение и воспитание рабочего-подростка, учащегося профшколы, анализ учебно-производственного процесса, отбор и конструирование содержания теоретической и практической подготовки с учётом требований производства.

В 1940 г. была создана система  государственных трудовых резервов как система, решавшая прежде всего  практические социально-экономические  задачи подготовки и централизованного  распределения трудовых ресурсов, формируемая путём призыва и мобилизации молодёжи. Профессиональной педагогике отводилась узко-методическая функция повышения эффективности в основном производственного обучения в ремесленных училищах и школах ФЗО.

Новый этап развития профессиональной педагогики начинается с конца 50-х гг., с принятием Закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», благодаря которому профтехучилища вновь стали составной частью общей системы образования страны.

В середине 60-х гг. стала очевидна ошибочность такой модели развития образования страны и необходимость повышения роли профессионально-технического образования. Таким в тот период в условиях постановки вопроса о введении всеобщего среднего образования представлялся путь форсированного преобразования обычных профтехучилищ в средние ПТУ и превращения системы профтехобразования в один из основных каналов осуществления этой задачи. Начался процесс расширения сети и контингентов учащихся профтехучилищ.

Возникли крупные научные центры – ВНИИ профтехобразования в Ленинграде (1969) и Центральный учебно-методический кабинет в Москве (1959), НИИ профтехпедагогики в Казани (1976), НИИ развития профтехобразования в Москве (1992). Социально-экономические вопросы подготовки квалифицированных рабочих исследовались во ВНИИ труда, в Институте экономики и др.

Значительная роль в  становлении и развитии профтехобразования принадлежит таким учёным, как  П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, А.П. Беляева, А.Н. Веселов, Л.А. Волович, Г.С. Гершунский, Н.И. Думченко, М.А. Жиделев, Е.А. Климов, М.И. Махмутов, Е.Г. Оссовский, М.Н. Скаткин, С.А. Шапоринский и др., разрабатывающим в эти годы актуальные теоретические и методические вопросы совершенствования содержания, форм и методов теоретического и производственного обучения, политехнического образования будущих рабочих, профессиональной ориентации молодёжи.

Дж. Дьюи – американский философ, психолог, педагог развил новый  вариант прагматизма – инструментализм, прагматическую методологию в области  логики и теории познания. Согласно Дьюи различные виды человеческой деятельности суть инструменты созданы человеком для решения индивидуальных и социальных проблем. Познание – сложная форма поведения, в итоге – средство борьбы за выживание.

Цель теории воспитания Дьюи – формирование личности, умеющей приспосабливаться к различным ситуациям в условиях свободного предпринимательства – это педоцентрическая концепция (роль учителя – руководство самодеятельностью учащихся и пробуждение в них любознательности).

Г. Кершенштейнер – немецкий педагог (1854-1932) – автор теории гражданского воспитания («Понятие гражданского воспитания», «Понятие трудовой школы») тесно связывал гражданское воспитание с занятием определённой профессии, считал, что цель народной школы – приучение детей к добросовестному труду на благо государства.

Я.А. Коменский (1592-1670) –  Чешский мыслитель, гуманист, педагог. Деятельность посвящена проблемам  образования и воспитания, исправления  общества в целях взаимопонимания  и сотрудничества между народами. Образование должно помогать человеку правильно ориентироваться в мире в поисках смысла жизни. Он разработал теорию общего универсального образования (труд «Дидактика»). В своих трудах раскрыл специфику воспитания детей на каждом этапе жизни (необходимо постоянно давать детям знания о мире).

Джон Локк (1632-1704) –  английский философ, мыслитель, педагог  разработал эмпирическую теорию познания – отказ от концепции существования  врождённых идей и обоснование опытного происхождения человеческого знания («Некоторые мысли о воспитании»). Отрицание врождённых идей и апелляция к опыту делали возможной постановку вопроса о решающей роли воспитания в формировании человеческой личности и о значении среды в процессе воспитания. (Он не отрицал врождённой предрасположенности к определённым способностям,  ориентировал на воспитание «делового» человека, джентльмена). Педагогика Локка включает в себя 3 аспекта: физическое воспитание, нравственное, образование).

Вельгельм Август Лай (1862-1926) – немецкий педагог, теоретик экспериментальной педагогики, последователь Э. Меймана. Он исходил из биолого-психологической трактовки единства восприятия, умственной переработке воспринятого и выражения сложившихся представлений соответствующим действием. Большое значение придавал организации действия, по его понятию – это любая практическая и творческая деятельность учащихся и их поведение.

Именно действие ученика  совместно со сверстниками составляет смысл воспитания, способствуя социализации учащихся («Педагогика действия»).

 

 

Тема 7. Тенденции  развития профессионального образования

 

7.1. Профессиональное  образование, его роль и значение  в системе образования

 

Профессиональное образование - это формирование образа мира производства и образа роли человека в этом мире производства.

Профессиональное образование - это процесс и результат профессионального обучения и воспитания, профессионального становления и развития личности человека.

 Профессиональное образование имеет три основные цели:

1 цель состоит из  трёх компонентов:

- создание условий  для овладения профессиональной деятельностью;

- средство самореализации  и самоутверждения личности;

- средство социальной  защищённости человека в условиях  рыночной экономики.

2 цель - воспитание социально  активных, творческих членов обществ,  владеющих системой общечеловеческих и национальных ценностей;

3 цель - удовлетворение  текущих и перспективных потребностей  производства в экономической,  социальной и др. сферах.

 

Мероприятия, направленные для решения задач  в области профессионального  образования

 

На современном этапе определяющими тенденциями развития системы профессионального образования являются: гумманизация, непрерывность, интегративность, регионализация, стандартизация, демократизация образования, а также тенденция опережающего образования.

Закон Российской федерации об образовании.

 Правовой основой образования является Закон об образовании, который впервые был принят в 1992 г., в 1996 г. в него было внесено целый ряд поправок. В 1995 г. был принят Государственный образовательный стандарт.

В Законе РФ "Об образовании" содержатся те основные принципы и положения, на основе которых будет строиться и стратегия и тактика реализации законодательно закреплённых идей развития образования в России. К ним относятся:

- гуманистический характер  образования;

- приоритет общечеловеческих ценностей;

- свободное развитие  личности;

- общедоступность образования;

- бесплатность общего  образования;

- всесторонняя защита  потребителя образования.

Особое значение в  управлении функционированием и  развитием школы имеют сохранение единства федерального, культурного и образовательного пространства.

В соответствии с Законом "Об образовании" (ст. 21-23) новой  является трактовка традиционно  существующих профессионально-технического и среднего специального образования, которые рассматриваются теперь как начальное и среднее профессиональное образование.

Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку квалифицированных работников по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности.

Среднее профессиональное образование ориентировано на подготовку специалистов среднего звена для всех отраслей народного хозяйства (на базе полного общего или начального профессионального образования). Оно может быть получено в средних специальных учебных заведениях или на 1-х ступенях высшего профессионального образования.

 Закон "Об образовании" требует установления государственного стандарта образования.

Государственный стандарт профессионального образования.

Информация о работе Курс лекций по "Педагогике"