Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:27, курс лекций
Педагогика - наука о воспитании.
Педагогика как область культуры, которая интегрирует практическую деятельность, науку и искусство. Эти компоненты всегда относятся к взаимодействию людей, в ходе которого осуществляется межсубъектный обмен знаниями, ценностями, способами деятельности, индивидуальным опытом и в результате этого обмена происходит взаимообогащение каждого из участников этого обмена.
Целью введения в практику профессионального образования государственного стандарта является его реинтеграция на принципиально новой юридической и организационно-методической основе.
Государственный стандарт служит примером сквозного комплексного решения, которое на протяжении ближайших лет будет определять функционирование и развитие профессионального образования в России.
Стандарт представляет собой содержательное ядро профессионального образования, включающий в себя материал, необходимый и достаточный для достижения целей образования. Он направлен на отказ от административных методов формирования содержания профессионального образования при сохранении единого образовательного пространства, на расширение прав регионов, учебных заведений, учащихся в определении содержания обучения и способов его усвоения.
Закон "Об образовании" трактует государственный стандарт как сумму трёх составляющих:
-обязательный минимум
содержания основных
- максимальный объём учебной нагрузки обучаемых;
- требования к уровню подготовки выпускников.
Функции государственного стандарта (кому и зачем он нужен)
1.Преподавателям и
учащимся. Они должны в ходе
обучающий и учебной
2.Администраторам, работникам
системы профессионального
3.Работникам служб
занятости как основной
4.Работодателям, профсоюзам и лицам наёмного труда для сознательного вступления в трудовые отношения.
5.Нашим партнёрам ближнего
и дальнего зарубежья для
Требования к стандарту.
1.Он должен быть основным инструментом управления качеством профессионального образования на государственном уровне.
2.Он должен служить социальной гарантией членам общества, их конкурентоспособности на рынках труда, с одной стороны, и удовлетворять их персональным потребностям, с другой стороны.
3.Он должен создать
условия для свободного
4.Он должен быть
основой для разработки
Специфика профессионального
образования по сравнению с общим
образованием состоит в большом
разнообразии профессий и специальностей,
форм подготовки работников, коротком
сроке жизни учебно-
Новые типы учебных заведений.
Развитие высших профессиональных училищ (ВПУ), лицеев, колледжей, университетов и академий связано не столько с потребностями сегодняшнего производства (а пока у нас наблюдается спад производства), сколько с потерей престижа бывших ПТУ, техникумов, институтов, готовивших специалистов чисто технического профиля.
Преобразование ПТУ и средних специальных учебных заведений в ВПУ, лицеи и колледжи, институтов - в университеты и академии - это попытка поднять престиж профессиональных учреждений, сделать их более привлекательными перед лицом общественного мнения.
Но вывеска не создаёт ни условий, ни возможностей, не гарантирует образования высокого качества. Если смотреть в корень, то главное, что отличает инновационные образовательные учреждения от других типов учреждений, - это их особая философия, ценности, цели и образ выпускника (так должно быть).
Содержание образования в них скорее не столько углублено, сколько расширено и, главное, ведётся многотрудная работа по межпредметной координации предметных курсов. В добротном лицее тщательно выбирается из нескольких возможных вариантов соотношение математической, естественнонаучной, гуманитарной, специальной компоненты содержания образования, с тем, чтобы выпускник был эрудированным, профессионально-компетентным, имел сформированное системное мышление, мировоззрение, с устойчивой мотивацией на дальнейшее познание науки.
Основные тенденции развития системы профессионального образования
В наше время определяющими
тенденциями развития профессионального
образования выступают
Все эти тенденции обладают свойством взаимосвязи и взаимопроникновения. При этом доминирование каждой из них обусловлено конкретными задачами, стоящими перед каждым из звеньев системы образования, их уровнем развития и адаптации к процессу непрерывного развития социально-экономической структуры общества.
1.Непрерывность образования
Впервые концепция «непрерывного образования» была представлена на форум ЮНЕСКО (1965 г.) крупнейшим теоретиком П.Ленграндом и вызвала огромный теоретический и практический резонанс.
В предложенной П.Ленграндом трактовке непрерывного образования воплощена гуманистическая идея: она ставит в центр всех образовательных начал человека, которому следует создать условия для полного развития его способностей на протяжении всей жизни. По-новому рассматриваются этапы жизни человека: устраняется традиционное деление жизни на период учёбы, труда и профессиональной дезактуализации. Понимаемое таким образом непрерывное образование означает продолжающийся всю жизнь процесс, в котором важную роль играет интеграция как индивидуальных, так и социальных аспектов человеческой личности и её деятельности.
По сути, такой взгляд на человека и его жизнь мы находим уже в трудах античных авторов. На идее о том, что человек должен учиться всегда, построены нравственные законы в Библии, Коране, Хадисах, которые определяют всю историю человеческой цивилизации. Толчком для создания теории непрерывного образования и образовательного общества, а лучше, на наш взгляд, - сообщества, явилась глобальная концепция «единства мира», согласно которой все структурные части человеческой цивилизации взаимосвязаны и взаимообусловлены. При этом человек является главной ценностью и точкой преломления всех процессов, происходящих в мире.
Основой для теоретического,
а затем и практического развит
Р.Даве определяет 25 признаков,
которые характеризуют
2.Интегративность образования
Данная тенденция наиболее чётко была выражена на первом этапе реализации непрерывного образования в западных странах и в условиях бывшего СССР. В документе ЮНЕСКО, подготовленном для XIX Генеральной конференции ООН, непрерывное образование трактовалось как «средство связи и интеграции», позволяющее синтезировать ряд элементов в уже существующей системе образования и как «основополагающий принцип организационной перестройки различных звеньев системы образования».
«За последние 20 лет, - говорится в документе, - два аспекта непрекращающейся научно-технической революции оказали большое влияние на развитие научно-технических образовательных программ: во-первых, достижения науки и техники, во-вторых, симбиоз наки и техники ведёт к появлению новых технологий, нового инструментария, более мощного оборудования по обработке данных, что в свою очередь способствует дальнейшему прогрессу науки. Всё это в последние два десятилетия способствовало появления в большинстве регионов тенденции к комплексному преподаванию и передаче научно-технических знаний. В интеграционном процессе возникло множество проблем, по которым идут дискуссии.
Первый их круг связан с теми проблемами, которые касаются определения удельного веса или доли научно-технической информации в учебных программах сферы обязательного и специального образования, а также с теми, которые затрагивают методы комплексного преподавания научно-технических дисциплин, возрастных групп или уровней обучения и др.
Второй круг проблем связан с экономикой. Этот процесс происходит на глобальном уровне: образование всё в большей степени привязывается к экономике.
Интеграционный процесс в условиях России сочетается с тенденцией к регионализации как наиболее оптимальной в переходный период.
Сегодня в странах с развитой рыночной экономикой вопрос о связи производства и системы образования решается следующим образом: для реализации конкретной производственной цели крупные корпорации делают заказ на подготовку необходимых специалистов всех уровней в соответствующих учебных заведениях, или корпорации открывают на свои средства учебный комплекс.
Главной задачей стала подготовка компетентного рабочего. Это означает наличие знаний о различных аспектах жизни человека, навыков творческого владения интеллектуальным и физическим инструментарием, способности взаимодействовать с другими людьми в разнообразных ситуациях, включая конфликтные, для того, чтобы создать лучшие условия для себя в конструктивном взаимодействии с другими.
3.Стандартизация образования
Стандартизация начального профессионального образования требует учёта специфической цели и задач данного уровня образования. Разработка стандарта профессионального образования позволяет:
1)Установить базовый
уровень, обеспечивающий
2) повысить качество
подготовки специалистов путём
расширения профессионального
3) упорядочить нормативно-
В зависимости от области
применения возможны следующие варианты:
международный стандарт профессионального
образования, государственный (федеральный,
национальный), региональный, разрабатываемый
для отдельных районов в
4. Демократизация и плюрализация образования
Одним из направлений образовательного процесса является демократизация системы образования. В образовательный процесс демократизации прошёл значительной важности этап, когда были обеспечены его доступность, бесплатное общее образование, равноправие при получении профессионального и высшего образования на основе способностей каждого, направленные на полное развитие личности, на увеличение уважения к правам человека и основным свободам.
С профессиональной точки зрения, для этого нужно разработать диверсифицированные программы, которые могли бы способствовать созданию локальных систем образования, обеспечив эффективность процесса децентрализации системы образования, что означает углубление её демократизации.
Диверсификация или расширение перечня выполняемых услуг – объективный процесс, способствующий выживанию учебных заведений (расширение реестра услуг учебного характера, обеспечение трудоустройства преподавателей и др.).
Неотъемлемым условием демократизации образования является контроль со стороны общества. Плюрализм должен обеспечиваться благодаря поддержке независимых партий и организаций: ассоциаций родителей, учащихся, учителей, профсоюзов.
Основные тенденции развития системы образования