Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:27, курс лекций
Педагогика - наука о воспитании.
Педагогика как область культуры, которая интегрирует практическую деятельность, науку и искусство. Эти компоненты всегда относятся к взаимодействию людей, в ходе которого осуществляется межсубъектный обмен знаниями, ценностями, способами деятельности, индивидуальным опытом и в результате этого обмена происходит взаимообогащение каждого из участников этого обмена.
Основные тенденции - гуманизация, гуманириторизация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, компьютеризация, индивидуализация, непрерывность.
Гуманизация – это ориентация образовательной системы и образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека.
Гуманитаризация - это ориентация на основное содержание образование независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека, свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей, знать родной язык, историю и культуру, владеть иностранными языками, быть экономически и юридически грамотным человеком.
Диверсификация – это широкое разнообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.
Дифференциация – это ориентация образовательных учреждений на достижениях студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, способностей всех участников образовательного процесса.
Многовариантность – создание в образовательной среде условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование студентов к самостоятельному выбору и принятие ответственного решения.
Многоуровневость – это организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня, который соответствует возможностям и интересам человека. Фундаментализация усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки, глубокое и системное освоение научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана.
Информатизация образования связана с широким и массовым использованием вычислительной техники в процессе обучения человека
Индивидуализация – это учет и развитие индивидуальных особенностей студента в процессе обучения.
Тема 8. Начальное, среднее, высшее профессиональное образование: проблемы и пути решения
8.1. Современная система образования. Принципы построения
Современная система образования включает учреждения дошкольного воспитания детей от 3 до 5 лет, 12-летнюю общеобразовательную школу, средние специальные учебные заведения, профессионально-технические училища, вузы. Управление образованием осуществляют соответствующие Министерства.
Современная система образования определена законом и включает дошкольные учреждения, начальные и средние школы, профессиональные учебные заведения (в т. ч. подготовительного уровня), вузы.
8.2. Начальное
профессиональное образование
Под системой общего образования понимается совокупность учреждений дополнительного дошкольного воспитания, общеобразовательных школ, школ-интернатов, детских садов, учреждений по воспитательной работе с детьми, а также все учреждения высшей школы и среднего профессионального образования.
Принципы построения системы образования следующие.
1.Связь образования с конкретными условиями и целями государственной политики в условиях перехода к рыночным отношениям.
2.Сохранение основных
положений, сложившихся в
- приоритетность
- светский характер образования;
- совместное обучение и воспитание лиц обоего пола;
- сочетание коллективной,
групповой и индивидуальной
3.Профессиональное
4.Многотипность образовательны
5.Демократический характер
системы образования, выбор
Начальное профессиональное образование.
Раньше начальное
Начальное профессиональное образование - это система подготовки рабочих, повышение их квалификации или подготовки по новым профессиям.
По своей инфраструктуре (внутреннему построению), начиная с 90-х гг. оно становится более сложным, разнообразным по формам, более демократичным и ориентированным на нужды людей.
Система подготовки рабочих осуществляется в учебных заведениях государственного и негосударственного типа.
Проектирование системы НПО проводится на основе Закона о занятости населения в России (1991 г.) и Закона об образовании (1996 г.).
Подготовка рабочих означает получение человеком первой профессии.
Повышение квалификации - это форма НПО, которая позволяет поддерживать, расширять и углублять ранее полученные знания и умения.
Переподготовка - форма,
с помощью которой можно
Типы учебных заведений НПО определяется учредителями.
Типы учебных заведений.
1.Простые (ПТУ) - дают
профессиональное образование
2.Средние (СПТУ) - дают параллельно с рабочим общее среднее образование.
3.Высшие - ВПТУ (ВПУ, лицеи, колледжи) - дают высшее рабочее образование.
Учебные заведения могут быть:
- очными;
- заочными;
- дневными;
- вечерними.
Сроки обучения гибкие, зависят от специальности.
Построение системы НПО (ПТО)
Виды образования рабочих |
Типы учебных заведений |
Формы образования |
Начальное рабочее образование |
Профессиональная подготовка по массовым простым профессиям |
ПТУ, школы с производственным обучением, ОТО, УПК и др. |
Среднее рабочее образование |
Профессионально-техническая подготовка в единстве с общим средним образованием |
СПТУ |
Высшее рабочее образование |
Продвинутая профессионально-техническая подготовка в единстве с общим средним образованием |
Лицеи, ВПТУ, ВПУ, колледжи |
8.3. История развития системы НПО
Педагогика начального профессионального образования - наука молодая.
1918 г. - 1) принята Декларация о единой трудовой школе. Введена единая 9-летняя трудовая школа (3-х ступенчатая 8-13 и 13-17 лет) - принцип преемственности звеньев образовательной системы и соединения обучения с производительным трудом.
2) организация подлинно
демократичной системы
- тесная связь профессионально-
- партийно-государственное
руководство профессионально-
- тесная связь с
общим политехническим
3) индивидуальное ученичество на производстве.
1920 г. Создание школ ФЗУ (теоретическая подготовка - 20%, практическая подготовка 80 %).
1940 г. Создание государственных трудовых резервов СССР (технические училища) - 60% практическое обучение, 40% - теоретическая подготовка.
1947 г. Созданы ремесленные училища с (3-4)-летним обучением (12-13 лет) дети одновременно получали 7-летнее образование.
1954 г. создание профессионально-технических учебных заведений для молодёжи - технических училищ.
1972 г. Постановление ЦК КПСС "О дальнейшем совершенствовании системы профессионально-технического образования.
В условиях перехода к
рыночной экономике возникла необходимость
коренных преобразований системы подготовки
специалистов, ориентации профессионального
образования на подготовку специалистов,
обладающих высоким уровнем профессионализ
Сегодня: задача профессиональных
учебных заведений дать своим
выпускникам такое
8.4. Особенности
профессиональной подготовки
Начальное профессиональное образование - это система подготовки рабочих, повышение их квалификации или подготовки по новым профессиям
Подготовка рабочих означает получение человеком первой профессии.
В условиях перехода к рыночной экономике возникла необходимость коренных преобразований системы подготовки специалистов, ориентации профессионального образования на подготовку специалистов, обладающих высоким уровнем профессионализма и компетентности.
Сегодня: задача профессиональных учебных заведений дать своим выпускникам такое профессиональное образование, чтобы они были конкурентоспособны на рынке труда.
Организация педагогического процесса по подготовке рабочих основана на следующих принципах:
- принцип социобразности;
- принцип природосообразности;
- принцип демократизации;
- принцип гуманизации;
- принцип профессиональной целесообразности;
- принцип политехнизма.
Сущность теоретического обучения состоит в формировании тех знаний, отношений к профессии и производству, которые обеспечат рабочему получение определённой квалификации.
Практическая подготовка состоит в формировании у учащихся практических действий - профессиональных навыков и умений.
На современном этапе труд рабочего становится интегративным. Ему необходима широкая общеобразовательная и политехническая подготовка, которая должна быть тесно связана с профессиональной.
Такая подготовка даёт широту общего и профессионального кругозора, способность быстро ориентироваться в новых экономических, технологических и организационных ситуациях, быстро осваивать новое содержание, формы и способы организации труда.
Непосредственная связь
с производством позволяет
Законы развития производства делятся на три группы.
1 группа характеризует развитие производства в целом. К ним относятся:
- закон прибыли;
- закон соответствия
производственных отношений
2 группа отражает особенности перспективы развития промышленного производства в его единстве с технико-технологической составляющей: закон дифференциации и интеграции производственных процессов и др.
3 группа отражает организацию производства на современном этапе его развития.
Все законы производства
влияют на организацию учебно-
Педагогическая наука
и система образования в
При подготовке рабочих
действуют следующие
- закон опережающей роли воспитания и обучения детей и молодёжи в повышении эффективности производства и экономики;
- закон соединения обучения с производительным трудом;
- закон достаточного
разнообразия форм подготовки
будущих рабочих с учётом
- закон соответствия
целей, содержания и
Воспитательные отношения в училище строятся на основе законов педагогики и производства.
В учебных заведениях начального профессионального образования проявляются и реализуются общие педагогические закономерности:
- обусловленность процесса
обучения потребностям
- зависимость эффективности
процесса обучения от
- единство преподавания и учения;
- единство образования,
воспитания и развития
Профессиональное образование наряду с общим является необходимым и важнейшим фактором разностороннего развития личности. Ориентация образования на формирование "человека профессиональной культуры" обуславливают принципиально иной подход к формированию целей и содержания образования.