Курс лекций по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:27, курс лекций

Описание работы

Педагогика - наука о воспитании.
Педагогика как область культуры, которая интегрирует практическую деятельность, науку и искусство. Эти компоненты всегда относятся к взаимодействию людей, в ходе которого осуществляется межсубъектный обмен знаниями, ценностями, способами деятельности, индивидуальным опытом и в результате этого обмена происходит взаимообогащение каждого из участников этого обмена.

Файлы: 1 файл

Педагогика Курс лекций(сокр).doc

— 678.50 Кб (Скачать файл)

 

Основные тенденции - гуманизация, гуманириторизация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, компьютеризация, индивидуализация, непрерывность.

Гуманизация – это ориентация образовательной системы и образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека.

Гуманитаризация - это ориентация на основное содержание образование независимо от его  уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека, свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей, знать родной язык, историю и культуру, владеть иностранными языками, быть экономически и юридически грамотным человеком.

Диверсификация – это широкое разнообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.

Дифференциация – это ориентация образовательных учреждений на достижениях студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, способностей всех участников образовательного процесса.

Многовариантность – создание в образовательной среде условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование студентов к самостоятельному выбору и принятие ответственного решения.

Многоуровневость – это организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня, который соответствует возможностям и интересам человека. Фундаментализация усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки, глубокое и системное освоение научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана.

Информатизация образования связана с широким и массовым использованием вычислительной техники в процессе обучения человека

Индивидуализация – это учет и развитие индивидуальных особенностей студента в процессе обучения.

 

 

Тема 8. Начальное, среднее, высшее профессиональное образование: проблемы и пути решения

 

8.1. Современная система образования. Принципы построения

 

Современная система образования включает учреждения дошкольного воспитания детей от 3 до 5 лет, 12-летнюю общеобразовательную школу, средние специальные учебные заведения, профессионально-технические училища, вузы. Управление образованием осуществляют соответствующие Министерства.

Современная система образования определена законом и включает дошкольные учреждения, начальные и средние школы, профессиональные учебные заведения (в т. ч. подготовительного уровня), вузы.

 

8.2. Начальное  профессиональное образование как         воспитательно-образовательная система.

 

Под системой общего образования  понимается совокупность учреждений дополнительного  дошкольного воспитания, общеобразовательных  школ, школ-интернатов, детских садов, учреждений по воспитательной работе с детьми, а также все учреждения высшей школы и среднего профессионального образования.

Принципы построения системы образования следующие.

1.Связь образования  с конкретными условиями и  целями государственной политики в условиях перехода к рыночным отношениям.

2.Сохранение основных  положений, сложившихся в Российской  школе, а именно:

- приоритетность образовательной  сферы;

- светский характер  образования;

- совместное обучение  и воспитание лиц обоего пола;

- сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм  образовательного процесса.

3.Профессиональное самоопределение  молодёжи с учётом социальных  потребностей, региональных, национальных  и общекультурных традиций народов  России.

4.Многотипность образовательных учреждений, многообразность форм получения образования в государственных и негосударственных образовательных учреждений с отрывом и без отрыва от производства.

5.Демократический характер  системы образования, выбор обучающимися  типа образовательного учреждения и образовательной программы в соответствии с их познавательными потребностями и социальными интересами.

Начальное профессиональное образование.

Раньше начальное профессиональное образование трактовалось как профессионально-техническое (изменялось в соответствии с Законом "Об образовании", принятом в 1996 г.).

Начальное профессиональное образование - это система подготовки рабочих, повышение их квалификации или подготовки по новым профессиям.

По своей инфраструктуре (внутреннему построению), начиная с 90-х гг. оно становится более сложным, разнообразным по формам, более демократичным и ориентированным на нужды людей.

Система подготовки рабочих  осуществляется в учебных заведениях государственного и негосударственного типа.

Проектирование системы  НПО проводится на основе Закона о занятости населения в России (1991 г.) и Закона об образовании (1996 г.).

Подготовка рабочих  означает получение человеком первой профессии.

Повышение квалификации - это форма НПО, которая позволяет  поддерживать, расширять и углублять ранее полученные знания и умения.

Переподготовка - форма, с помощью которой можно освоить  другую профессию.

Типы учебных заведений  НПО определяется учредителями.

Типы учебных заведений.

1.Простые (ПТУ) - дают  профессиональное образование по  рабочим специальностям.

2.Средние (СПТУ) - дают  параллельно с рабочим общее  среднее образование.

3.Высшие - ВПТУ (ВПУ, лицеи,  колледжи) - дают высшее рабочее  образование.

Учебные заведения могут  быть:

- очными;

- заочными;

- дневными;

- вечерними.

Сроки обучения гибкие, зависят от специальности.

Построение системы  НПО (ПТО)

 

Виды образования рабочих

Типы учебных заведений

Формы образования

Начальное рабочее образование

Профессиональная подготовка по массовым простым профессиям

ПТУ, школы с производственным обучением, ОТО, УПК и др.

Среднее рабочее образование

Профессионально-техническая  подготовка в единстве с общим  средним образованием

СПТУ

Высшее рабочее образование

Продвинутая профессионально-техническая  подготовка в единстве с общим  средним образованием

Лицеи, ВПТУ, ВПУ, колледжи


8.3. История  развития системы НПО

 

Педагогика начального профессионального образования - наука  молодая.

1918 г. - 1) принята Декларация о единой трудовой школе. Введена единая 9-летняя трудовая школа (3-х ступенчатая 8-13 и 13-17 лет) - принцип преемственности звеньев образовательной системы и соединения обучения с производительным трудом.

2) организация подлинно  демократичной системы профессионального  образования, её принципы:

- тесная связь профессионально-технического  образования с политикой партии в области экономики и просвещения;

- партийно-государственное  руководство профессионально-техническим  образованием;

- тесная связь с  общим политехническим образованием

3) индивидуальное ученичество  на производстве.

1920 г. Создание школ ФЗУ (теоретическая подготовка - 20%, практическая подготовка 80 %).

1940 г. Создание государственных трудовых резервов СССР (технические училища) - 60% практическое обучение, 40% - теоретическая подготовка.

1947 г. Созданы ремесленные училища с (3-4)-летним обучением (12-13 лет) дети одновременно получали 7-летнее образование.

1954 г. создание профессионально-технических учебных заведений для молодёжи - технических училищ.

1972 г. Постановление ЦК КПСС "О дальнейшем совершенствовании системы профессионально-технического образования.

В условиях перехода к  рыночной экономике  возникла необходимость  коренных преобразований системы подготовки специалистов, ориентации профессионального  образования на подготовку специалистов, обладающих высоким уровнем профессионализма и компетентности.

Сегодня: задача профессиональных учебных заведений дать своим  выпускникам такое профессиональное образование, чтобы они были конкурентоспособны на рынке труда.

 

8.4. Особенности  профессиональной подготовки рабочих

 

Начальное профессиональное образование - это система подготовки рабочих, повышение их квалификации или подготовки по новым профессиям

Подготовка рабочих  означает получение человеком первой профессии.

В условиях перехода к  рыночной экономике  возникла необходимость  коренных преобразований системы подготовки специалистов, ориентации профессионального образования на подготовку специалистов, обладающих высоким уровнем профессионализма и компетентности.

Сегодня: задача профессиональных учебных заведений дать своим  выпускникам такое профессиональное образование, чтобы они были конкурентоспособны на рынке труда.

Организация педагогического  процесса по подготовке рабочих основана на следующих принципах:

- принцип социобразности;

- принцип природосообразности;

- принцип демократизации;

- принцип гуманизации;

- принцип профессиональной  целесообразности;

- принцип политехнизма.

Сущность теоретического обучения состоит в формировании тех знаний, отношений к профессии  и производству, которые обеспечат  рабочему получение определённой квалификации.

Практическая подготовка состоит в формировании у учащихся практических действий - профессиональных навыков и умений.

На современном этапе  труд рабочего становится интегративным. Ему необходима широкая общеобразовательная  и политехническая подготовка, которая должна быть тесно связана с профессиональной.

Такая подготовка даёт широту общего и профессионального кругозора, способность быстро ориентироваться  в новых экономических, технологических  и организационных ситуациях, быстро осваивать новое содержание, формы и способы организации труда.

Непосредственная связь  с производством позволяет взаимоувязать  обучение с производством, создать  учебно-производственный процесс.

Законы развития производства делятся на три группы.

1 группа характеризует развитие производства в целом. К ним относятся:

- закон прибыли;

- закон соответствия  производственных отношений характеру  производительных сил и т. д.

2 группа отражает особенности перспективы развития промышленного производства в его единстве с технико-технологической составляющей: закон дифференциации и интеграции производственных процессов и др.

3 группа отражает организацию производства на современном этапе его развития.

Все законы производства влияют на организацию учебно-воспитательного  процесса в училище.

Педагогическая наука  и система образования в обществе являются частью народно-хозяйственного комплекса. Влияние экономики и  производства на процесс подготовки рабочих огромно.

При подготовке рабочих  действуют следующие педагогические законы:

- закон опережающей роли воспитания и обучения детей и молодёжи в повышении эффективности производства и экономики;

- закон соединения  обучения с производительным  трудом;

- закон достаточного  разнообразия форм подготовки  будущих рабочих с учётом потребностей  рынка рабочей силы;

- закон соответствия  целей, содержания и технологии  обучения характеру производства, для которого осуществляется  подготовка рабочих.

Воспитательные отношения  в училище строятся на основе законов  педагогики и производства.

В учебных заведениях начального профессионального образования проявляются и реализуются общие педагогические закономерности:

- обусловленность процесса  обучения потребностям общества;

- зависимость эффективности  процесса обучения от специфики  его содержания, возможностей обучаемых, выбора форм и методов обучения;

- единство преподавания  и учения;

- единство образования,  воспитания и развития учащихся  в процессе обучения.

Профессиональное образование  наряду с общим является необходимым  и важнейшим фактором разностороннего  развития личности. Ориентация образования на формирование "человека профессиональной культуры" обуславливают принципиально иной подход к формированию целей и содержания образования.

Информация о работе Курс лекций по "Педагогике"