Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:01, курс лекций
Работа – материально вознаграждаемая деятельность человека, направленная на создание определенных благ. Наличие или отсутствие работы влияет на статусные характеристики личности, возможность реализации потенциала работника. Работой в общем смысле считают деятельность, направленную на достижение определенного результата и подразумевающую позитивную направленность.
Как любой вид деятельности, работа имеет свои плюсы и минусы. Работа есть источник благ:
1) средства к существованию – сюда включены такие статьи, как заработная плата, дотации, льготы, предоставляемые предприятием работнику; возможность самореализации – возможности творческого подхода к работе, реализации своих идей;
Герцберг, как и
Маслоу, первичным считает
Герцберг предложил
таким образом реорганизовать работу,
чтобы работник мог удовлетворить
потребности-мотиваторы и предложил
руководителям несколько
1) снизить контроль со стороны управленческого персонала, что возложит большую ответственность на самого работника и повысит его самооценку;
2) создать условия для того, чтобы работник мог видеть результат своей деятельности;
3) создать непосредственную обратную связь качества работы и эффективности труда в целом.
26. Теория характеристик работы Дж. Р. Хэкман и Г. Р. Олдхэм. Когнитивные теории мотивации труда
Теория характеристик работы. Авторы: Дж. Р. Хэк-ман и Г. Р. Олдхэм. Теория основана на корреляции некоторых факторов работы и отношения к ней исполнителей.
Авторы выделили основные параметры работы:
1) разнообразие навыков – чем больше навыков и умений требуется для работы, тем она привлекательней для исполнителя;
2) завершенность рабочего задания – важно видеть конечный результат усилий;
3) важность работы;
4) автономность – самостоятельность повышает самооценку работника;
5) обратная связь – необходимость отзыва о качестве и эффективности труда работника.
Для большей эффективности авторы предлагают рекомендации, по сути идентичные с рекомендациями Герцберга:
1) конечным этапом задания работника должна быть не деталь, а объект целиком;
2) последовательность рабочих операций должна быть логична и результат должен быть понятным и наглядным;
3) предоставление большей самостоятельности работникам (например, выход на клиентов);
4) предоставление работникам контроля и ответственности за выполнением заданий;
5) принцип обратной связи.
Когнитивные теории мотивации труда: Теория общих ожиданий. Автор В. Врум. Суть теории в том, что люди делают выбор, ожидая определенного вознаграждения. Относительно трудовой деятельности – исполнение служебных обязанностей таким образом, чтобы заслужить максимальную оплату труда. Уровень ожидания обусловливает готовность работника к определенным усилиям.
Теория справедливости.
Автор Дж. С. Адамс Мотивация, по мнению
Адамса, напрямую зависит от того, как
относятся к работнику в
Теория постановки
целей. Автор Э. Лок. Мотивация напрямую
зависит от достижения конкретной цели.
Работник, который имеет определенную
цель, имеет более высокие
Он выделил факторы, влияющие на приверженность цели:
1) внешние: влияние людей, наделенных властью, товарищей и вознаграждение, получаемое извне;
2) интерактивные: готовность добиваться поставленной цели, соперничество и возможность участвовать в постановке цели;
3) внутренние: вознаграждения, получаемые от самих себя, ожидание успеха;
4) личные и ситуативные: потребность в достижениях, выносливость, агрессивность и склонность к соперничеству, высокая самооценка, успешность в достижении трудных целей.
27. Понятие удовлетворенности работой. Личностные качества, влияющие на удовлетворенность работой
Удовлетворенность работой – совокупность психологических установок по отношению к трудовой деятельности, осуществляемой работником в организации. В процессе профессиональной адаптации и самоидентификации важную роль играют мотивация трудовой активности и удовлетворенность трудом. Трудовая мотивация – процесс выбора профессии, модели профессиональной активности и обоснования участия человека в трудовой деятельности.
Удовлетворенность трудом в первую очередь зависит от соответствия результата труда внутренним потребностям индивида.
Ф. Херцберг выделил
две группы факторов, влияющих на удовлетворенность
работой. Первая – гигиенические
факторы, включающие условия труда
и быта, организацию труда, режим
работы, обеспечение льготами и жильем.
Эта группа факторов влияет на производственные
отношения. Вторая группа – мотивы
включает удовлетворение внутренних потребностей,
в том числе признание
Д. Шульц, С. Шульц в книге «Психология и работа» выделяют личностные качества, влияющие на удовлетворенность работой:
1) возраст – с возрастом удовлетворенность работой возрастает;
2) пол – зачастую оплата женского труда ниже мужского;
3) статус – удовлетворенность трудом тем выше, чем выше у работника должность;
4) расовая принадлежность – дискриминация по расовому признаку в первую очередь отражается на статусе кандидатов и финансовом положении;
5) когнитивные способности – несоответствие рабочей деятельности уровню интеллекта ведет к неудовлетворенности трудом либо по причине нереализованных возможностей, либо из-за излишней сложности задания;
6) конгруэнтность работы – удовлетворенность зависит от соответствия заданий способностям исполнителя;
7) отношение к работнику в компании – справедливое или несправедливое по мнению работника отношение влияет на удовлетворенность работой в целом;
8) состояние здоровья;
9) стаж работы – удовлетворенность работой нарастает со стажем;
10) эмоциональная стабильность, адаптивность – чем выше адаптивность и эмоциональная стабильность, тем выше и удовлетворенность работой;
11) организация досуга – удовлетворенность работой повышается, если существуют корпоративные праздники, секции и т. д.;
12) семья и другие внерабочие интеракции – уважительное отношение семьи к рабочим обязанностям индивида повышает удовлетворенность.
28. Критерии удовлетворенности работой. Мотивация, удовлетворенность трудом и заработная плата. Факторы вовлеченности в трудовой процесс
Основными критериями
удовлетворенности работника
1) уровень заработной платы – если заработная плата соответствует индивидуальным финансовым запросам и ожиданиям;
2) возможность продвижения – реальная и объективная возможность роста работника;
3) качество руководства, которое удовлетворяет работника;
4) характер работы – соответствие индивидуальных интересов и склонностей работника профилю работы;
5) оценка рабочего коллектива – отношение коллег к качеству труда работника.
Д. Шульц, С. Шульц
в книге «Психология и работа»
рассматривают поведение
1) производительность труда выше;
2) работник склонен помогать другим сотрудникам;
3) уровень прогулов ниже;
4) текучесть кадров ниже.
Совокупность всех показателей может показать, насколько работник удовлетворен работой, упралением, коллективом и т. д. Опираясь на результаты исследований удовлетворенностью работой, работодатель может корректировать трудовую деятельность организации, разрабатывать новые системы взаимодействия с коллективом, партнерами по бизнесу и другими заинтересованными лицами.
Мотивация, удовлетворенность
трудом и заработная плата коррелирует
между собой. Во многом мотивация
и удовлетворенность зависят
от степени вовлеченности
Под вовлеченностью понимают восприятие работы как первого по важности дела, принятие и заинтересованность в наилучших результатах, стремление совершенствовать и оптимизировать трудовой процесс.
Мотивация возрастает, если человек удовлетворен трудом и заработная плата соответствует его вкладу в трудовой процесс.
Нельзя не учитывать личностный фактор вовлеченности в работу: личную заинтересованность в выполнении рабочего задания, степень ответственности работника, его творческие возможности и производственные навыки, трудовой вклад работника, материальную заинтересованность.
Личностные факторы вовлеченности в работу:
1) возраст – работники старшего возраста обычно более поглощены работой, так как у них больше возможностей и стимулов самореализации;
2) потребность в профессиональном росте и развитии;
3) вера в профессиональную этику.
Факторы, влияющие на вовлеченность в работу:
1) наличие стимулов;
2) автономность;
3) разнообразие работы;
4) возможность оценить конечный результат трудовой деятельности;
5) обратная связь;
6) принятие корпоративности и корпоративной этики;
7) желание идентификации с организацией;
8) командные методы работы;
9) участие в принятии решений;
10) удовлетворенность трудом.
29. Понятие трудовой мобильности. Виды мобильности. Понятие физиологии труда. Факторы производственной среды
Под трудовой мобильностью понимается изменение профессионального статуса и роли, которое отражает динамику профессионального роста. Элементами трудовой мобильности являются карьерная, профессиональная и квалификационная мобильность. Карьерная мобильность предполагает должностной рост или потерю определенных должностных характеристик работником. Профессиональная мобильность предполагает формирование определенных знаний, умений и навыков профессионалом, смену специализации или ее расширение.
Мобильность может быть горизонтальной и вертикальной. В свою очередь вертикальная мобильность может быть восходящей и нисходящей. В случае вертикальной нисходящей мобильности говорят о потере профессионального статуса, при восходящей – о повышении статуса, который характеризуется высокой адаптивностью индивида и более полной реализацией его профессиональных возможностей. Горизонтальная мобильность отражает перемещение индивида без повышения или понижения его статуса, как в случае со сменой работы, но сохранением должности.
Мобильность и динамичность являются наиболее яркими характеристиками адаптивных способностей индивида.
Физиология труда
– отрасль физиологии, изучающая
механизмы и закономерности физиологических
процессов человека в производственной
среде, особенности восприятия и
регуляции процесса труда человеком.
Физиология труда ближе к медицине
и охране здоровья человека на рабочем
месте, чем к психологии непосредственно,
но все-таки неотделима от нее. Знание
физиологии человека необходимо при
конструировании машин, приборов, где
предусматривается участие
Факторы производственной среды:
1) электромагнитные;
2) состояние воздушной среды;
3) механические;
4) психофизические (интенсивность, монотонность труда, режимы отдыха);
5) эстетические.
Факторы производственной среды влияют на трудовой процесс в целом и могут как повышать эффективность труда, так и понижать ее. Кроме того, факторы производственной среды влияют на безопасность труда в целом, развивают творческий подход к работе, формируют профессиональные заболевания и др. Факторы производственной среды влияют на размер оплаты труда, режим работы и количество льгот, предоставляемых работнику.
30. История становления физиологии труда как самостоятельной дисциплины. Утомление. Эстетика производства
Зарождение физиологии труда связывают с ростом производства и появлением новых видов деятельности и относят ко второй половине XIX в. Такие ученые, как И. П. Павлов, И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, внесли огромный вклад в изучение физиологии человека и в том числе – в условиях трудовой деятельности.
Основными задачами физиологии труда являются написание рекомендаций по организации рабочего места, эффективное функционирование работника и разработка мероприятий, предохраняющих человека от неблагоприятного влияния факторов среды.
Основываясь на этих задачах, физиология труда изучает и дает рекомендации по дизайну рабочего места, режимам труда и отдыха, интенсивности трудовой деятельности, выясняет оптимальные и предельные возможности человека по восприятию, переработке и выдаче информации. Физиология труда также прогнозирует состояние организма человека во время трудовой деятельности, предполагает определенные временные границы сохранения работоспособности, предлагает способы снижения усталости на производстве и методы сохранения работоспособности. Кроме того, именно физиология труда позволяет прогнозировать течение и эффективность обучения работника.