Лекции по "психологии труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:01, курс лекций

Описание работы

Работа – материально вознаграждаемая деятельность человека, направленная на создание определенных благ. Наличие или отсутствие работы влияет на статусные характеристики личности, возможность реализации потенциала работника. Работой в общем смысле считают деятельность, направленную на достижение определенного результата и подразумевающую позитивную направленность.
Как любой вид деятельности, работа имеет свои плюсы и минусы. Работа есть источник благ:
1) средства к существованию – сюда включены такие статьи, как заработная плата, дотации, льготы, предоставляемые предприятием работнику; возможность самореализации – возможности творческого подхода к работе, реализации своих идей;

Файлы: 1 файл

лекции (2).docx

— 118.85 Кб (Скачать файл)

2) стадия опытности – на этой стадии работник не только эффективно работает, но уже может делиться опытом с другими и обучать более молодых специалистов. На этой стадии у человека формируется определенное мнение о некоторых аспектах работы, он вносит коррективы в трудовую деятельность, может привносить в трудовой процесс новшества.

3) стадия экспертности – на этой стадии специалист является авторитетом в определенной области, он сам продуцирует определенные нормы, ценности профессии, может выстраивать тактику и стратегию развития отрасли. Как элемент выступает обучение других специалистов в виде мастер-классов, семинаров, эксперт создает новые методы и программы трудовой деятельности в данной области.

Все стадии становления  человека как профессионала подразумевают  его непрерывное обучение и самосовершенствование  как профессионала и личности, поскольку становление профессионала связано с соблюдением определенных нравственных позиций, знанием производственной и профессиональной этики.

41. Понятие девиации. Алкоголизм

Девиация – это  нарушение норм, ценностей, культурных традиций того сообщества, в котором  существует (работает) индивид. Формами  девиаций могут выступать и алкоголизм, и наркомания, и воровство, пока эти  явления не переходят в делинквентность  – прямое законодательно зафиксированное  противоправное действие, обычно подпадающее  под действие Административного  кодекса РФ.

Алкоголизм –  это тяжелое заболевание, которое  может сформироваться в результате употребления спиртных напитков на протяжении периода от полугода до нескольких лет. Наиболее тяжелое течение заболевания  формируется у женщин, и женский  алкоголизм трудноизлечим. Существует несколько стадий и видов алкоголизма.

Стадии алкоголизма: начальная (бытовое пьянство), средняя  и тяжелая (патологический алкоголизм). На начальной стадии возможен благоприятный  исход лечения, но в тяжелой стадии говорить о прогнозах сложно и  обычно прогноз неблагоприятный.

Виды алкоголизма: пивной, водочный, полиалкогольный. Пивной алкоголизм наиболее характерен для  западных стран, где этот напиток  более популярен, хотя последнее  время существует тенденция формирования российского пивного алкоголизма. Наиболее медленное и незаметное привыкание к алкоголю и формирование алкогольной зависимости именно у потребителей пивной продукции. Водочный – типично российский тип алкоголизма, формируется быстрее, чем пивной, и оказывает разрушительное влияние  на организм. Полиалкогольный алкоголизм предполагает употребление различных  по крепости и вкусовым и ценовым  характеристикам спиртных напитков.

Основной ущерб  от алкоголизма:

1) прогулы;

2) опоздания;

3) ошибки и несчастные случаи;

4) низкая производительность труда;

5) инеэффективность труда;

6) потерянные деньги на обучение. Управляющий-алкоголик приносит гораздо больший вред, чем рабочий или мастер, страдающие алкогольной зависимостью. Ущерб от его действий зачастую прикрывается подчиненными, но его действия уже не обладают ясностью и четкостью, трудовое управление нарушается, существует вероятность больших производственных потерь. Основная проблема – большой период времени до выявления заболевания и в связи с этим – трудность излечения. Кроме того, руководителя сложнее уволить, но ущерб от его действий больше.

42. Наркомания

Наркомания –  огромная проблема всего человечества, сформировавшаяся в ХХ в. Основной вред употребления наркотиков – нарушение  здоровья и деградация личности наркозависимого  человека. Работа под действием наркотических  веществ мало возможна в силу нарушения  волевой сферы наркомана, отсутствия желания и мотивации к труду, нарушения его психического состояния  и потери профессиональных навыков.

Наркомания формируется  быстрее, чем алкогольная зависимость, и хуже поддается излечению. Стадии развития наркомании зависят от употребления определенных наркотиков. Выделяют начальную  стадию, среднюю и тяжелую. На начальной  стадии существует возможность излечения, но в последнее время все больше принимается точка зрения тех  исследователей, которые утверждают, что следует говорить не об излечении, а о стойкой ремиссии, поскольку все-таки возможно повторное формирование зависимости.

Продолжительность формирования стадий заболевания зависит  от наркотиков, которые употребляет  человек, – легких или тяжелых. К легким относят коноплю, «травку», некоторые синтетические наркотики, к тяжелым – героин, его производные. Полинаркотическая зависимость формируется обычно на средних и тяжелых стадиях, когда для снятия абстинентного синдрома зависимый человек может употреблять все, что найдет. Наиболее велика смертность не от самих наркотиков, а от некачественных подделок, суррогатов и заболеваний, передающихся через внутривенное употребление наркотиков.

Особую опасность  на производстве наркозависимый человек  может представлять в плане несоблюдения техники безопасности, галлюцинаторных  явлений и в силу этого –  формирования неадекватного отношения  к коллегам и возможного нанесения  телесного вреда сотрудникам. Кроме  того, в случае наркозависимости человек  может практиковать воровство как  один из способов добывания денег  на наркотики.

Влияние на результативность и качество труда наркозависимого  человека негативно. Один человек может  нарушить производственный процесс  и привести к необратимым изменениям продукции, разрушить трудовой процесс.

Разные наркотики  по-разному влияют на поведение работника, но в общем можно говорить о  деградации личности.

Признаки, определяющие наркомана:

1) наркозависимый человек перестает следить за собой, за одеждой и не соблюдает личную гигиену, т. е. неаккуратен;

2) эмоциональная несдержанность;

3) нарушение логики;

4) вялость в движениях;

5) кожный зуд;

6) следы уколов;

7) воровство как возможность обеспечения наркотиками.

43. Понятие психологии потребителя. Методы исследования психологии потребителя. Характер и назначение рекламы

Психология потребителя  – отрасль психологии, изучающая  особенности потребительского рынка, человека как потребителя, субъекта и объекта рекламы. Психология потребителя  изучает не только вкусовые пристрастия  покупателя, динамику спроса и предложения  различных товаров и услуг, но и личность, характерологические  особенности покупателя. Опираясь на результаты исследований покупателя, можно разрабатывать эффективную  рекламу, прогнозировать группу покупателей  новых товаров и услуг, тенденции  моды на определенный товар.

Методы исследования психологии потребителя:

1) наблюдение;

2) опросы общественного мнения;

3) фокус-группы.

Проективные методики позволяют узнать реальное отношение  клиента к товарам или услугам:

1) ролевые игры – эта методика предполагает вживание в роль производителя услуг или потребителя, в зависимости от целей исследования, и оценку качества товара, его преимущества и недостатки перед другими товарами;

2) аналогии – проведение параллели между реальным товаром и его возможным аналогом, представление себя самого в виде данного товара;

3) психологические портреты – составление психологического портрета товара, «очеловечивание» его, выявление каких-либо человеческих качеств, которыми наделяют товар потребители;

4) персонификации – представление товара как человека, личности и исходя из этого рассмотрение возможной оптимизации его дизайна, товарных характеристик; 5) некрологи – написать о воздействии товара некролог. Яркий пример – реклама средств от комаров, от тараканов и др. Характер и назначение рекламы:

1) уведомление потребителя – реклама имеет своей целью уведомить определенную группу о новинках, об изменении цен, об изменении местоположения организации и др.;

2) имидж продукта – продвижение на рынок товаров определенного брэнда, формирование узнавания именно этого брэнда и моды на него;

3) институциональная реклама – направлена на формирование хорошего отношения к компании – производителю, поднятию ее рейтинга, формирования уважения к ней. Основная цель – показать компанию как полезный для общества элемент, который позволяет совершенствовать многие процессы или явления человеческой жизни;

4) информационная реклама – обычно информирует потребителя о качестве товара, компонентах продукции, способах ее употребления и дате изготовления и сроках хранения.

Д. Шульц, С. Шульц  в книге «Психология и труд»  говорят о том, что реклама  дает некоторые обещания:

1) обещает те или иные блага;

2) неприятности, если покупатель не приобретет рекламируемую продукцию;

3) приобретение любви, друзей, самоуважения и самореализации;

4) превосходство в чем-либо.

44. Идентификация торговой марки. Изучение эффективности рекламных кампаний. Личностные факторы, влияющие на потребителя

Идентификация торговой марки и изучение предпочтений имеет  важное значение для развития рекламы  или ее продолжения. От того, насколько  узнаваема определенная марка и  формирует ли реклама предпочтение покупателей к именно этой марке, зависит продолжение и коррекция  рекламной кампании.

Изучение эффективности  рекламных кампаний:

1) облегчение воспоминания;

2) узнавание;

3) физиологические измерения;

4) изучение количества продаж;

5) возврат купонов.

Изучение телевизионного программирования важно для размещение рекламной продукции в наиболее оптимальное время. Д. Шульц, С. Шульц  выделяют такие аспекты, как:

1) прогнозирование зрительской реакции на новые программы;

2) определение качественного и количественного состава зрительской аудитории.

Аспекты продукции, влияющей на потребителя:

1) брэнд – узнавание;

2) имидж товара – отражение идей, мыслей и чувств, связанных именно с этим товаром;

3) упаковка товара.

Эффективность рекламных  кампаний зависит от нескольких факторов и может быть рассмотрена в  нескольких аспектах: эффективность  в контексте объема продукции, производимой предприятием, эффективность в контексте  узнавания на рынке и эффективность  в контексте формирования определенной политики организации, поддержки производства и соответствия рекламному образу. Эффективность рекламы зависит  от множества факторов, например от времени показа, на телеканале, размещения рекламы в печатных изданиях, творческого  оформления рекламного объявления и  пр.

Многое зависит  от личностных факторов потребителя  продукции.

Личностные факторы, влияющие на потребителя:

1) пол – по статистике, вопросами приобретения в семье занимаются в большинстве случаев женщины;

2) возраст – дети могут быть активными посредниками покупки: привлекаемые яркой упаковкой, дети просят родителей, родных приобрести игрушку либо какую-нибудь сладость, не ориентируясь на цену покупки. Молодежь – основной покупатель модной одежды и молодежных аксессуаров (например, сотовых телефонов).

3) статус – ценовые характеристики в основном зависят от того, к какой группе относится потребитель;

4) образование;

5) этническая принадлежность сказывается в приобретении определенного набора продуктов, вкусовых пристрастиях, в выборе одежды и т. д.;

6) время, отведенное на покупки, – ограниченное время нервирует покупателя, покупки делаются по соображениям быстрого приобретения и обращается внимание на продукты, известные покупателю;

7) цель похода по магазинам – может быть не только приобретение необходимых товаров, но и развлекательная цель.

45. Взаимосвязь психологии труда с другими дисциплинами

Понятие «труд» рассматривается  несколькими научными дисциплинами. Такие, как, например, физиология труда, организационная психология, социология труда, экономика, менеджмент и т. д., рассматривают трудовую деятельность лишь как общий объект, используя при этом специфические методы и знания, свойственные той или иной дисциплине. Все эти дисциплины рассматривают трудовую деятельность для решения практических задач, направленных на гуманизацию трудовой деятельности и повышение работоспособности. Что же касается психологии труда, то при изучении трудовой деятельности используется вся система данных, которая только существует в современной психологии.

Психология труда  не имеет четких границ с другими  дисциплинами. При изучении психологии труда можно выделить несколько  категорий наук, переплетающихся  и в разной степени взаимодействующих  с психологией труда. Это, во-первых, экономика и социология труда, педагогика, медицина (некоторые ее разделы), гигиена  и охрана труда. Во-вторых, это практически  вся область биологических знаний о человеке, социальной системе и  прочее. В-третьих, технические дисциплины, изучающие конструкции машин  и приборов, которые применяются  работником в процессе труда, т. е. орудия труда.

Рассмотрим подробнее  дисциплины, которые имеют взаимосвязь  с психологией труда:

Информация о работе Лекции по "психологии труда"