Лекции по "психологии труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:01, курс лекций

Описание работы

Работа – материально вознаграждаемая деятельность человека, направленная на создание определенных благ. Наличие или отсутствие работы влияет на статусные характеристики личности, возможность реализации потенциала работника. Работой в общем смысле считают деятельность, направленную на достижение определенного результата и подразумевающую позитивную направленность.
Как любой вид деятельности, работа имеет свои плюсы и минусы. Работа есть источник благ:
1) средства к существованию – сюда включены такие статьи, как заработная плата, дотации, льготы, предоставляемые предприятием работнику; возможность самореализации – возможности творческого подхода к работе, реализации своих идей;

Файлы: 1 файл

лекции (2).docx

— 118.85 Кб (Скачать файл)

1) философия и политическая экономия рассматривают в своих учениях и исследованиях: субъект, объект, орудия труда, процесс и т. п.;

2) социология труда рассматривает труд как процесс формирования человека и общества, функции общественного труда, социальные факторы выбора профессии, труд в условиях технического прогресса, отношение к труду и др.;

3) экономика труда рассматривает трудовые ресурсы, производительную ценность, организацию труда, нормирование, оплату, планирование труда и прочее;

4) законодательство о труде рассматривает и изучает трудовые договоры, продолжительность рабочего дня, отпуска, обязанности, права, льготы разных категорий работников, процедуры трудовых споров и т. д.;

5) физиология, гигиена труда, производственная санитария по отношению к психологии труда изучают режим труда и отдыха, работоспособность.

Таким образом, можно  сказать, что взаимосвязь с другими  дисциплинами у психологии труда  очень обширна. Почти все существующие науки и дисциплины охватывают в  своих учениях или уделяют  внимание психологии труда. Ведь почти  во всех науках есть упоминание об исследованиях  человеческого ресурса, а именно человеческий ресурс и все, что с  ним связано, лежит в основе изучения психологии труда.

46. Главные задачи психологии труда

Задачи психологии труда можно разделить на две  группы: теоретические и прикладные. В первую группу войдут задачи, которые  тесным образом связаны с психологическими особенностями человека (субъекта). К теоретическим задачам можно  отнести: изучение и исследование психических  процессов, основных психологических  свойств субъекта, (рассматривая их в разрезе эффективности труда  и увеличения работоспособности); изучение особенностей трудовой деятельности; исследование социально-психологических  факторов, влияющих на человека, социальную среду, психологический микроклимат  в организации, удовлетворенность  трудом; изучение эмоциональной сферы  личности и волевых качеств, способствующих регулированию трудовой деятельности; изучение раскрытия субъекта и его  личности в трудовом процессе и закономерность, связанную с этим; изучение проблемы мотивации, анализ путей решения  проблемы мотивационной системы; выработка  наиболее приемлемого метода управления; планирование тактики и стратегии  управления; превентивная психологическая  работа, направленная на формирование здорового образа жизни; улучшение  условий жизни работников; улучшение  условий рабочей деятельности; разработка основных критериев приема на работу; разработка рекомендаций по усовершенствованию методов обучения и переобучения работников; рациональная перестройка  и обновление профессий.

Во вторую группу задач, прикладную, которая в основном направлена на достижение конечного  практического результата, будут  входить следующие задачи: разработка норм, правил и процедур по технике  безопасности; разработка психологических  средств мотивации; разработка оптимальных  режимов труда и времени отдыха; разработка теоретически обоснованных эффективных процедур проведения аттестации и обучения; разработка конкретных требований и условий труда при  внедрении новых технологий, учитывая при этом личностные возможности; развитие способов решения проблемы трудовой ориентации; оптимизация процедур профессиональной подготовки и адаптации личности; совершенствование производственных отношений и повышение качества труда; минимизация аварийных ситуаций; работа с нормами, ценностями и корпоративной  культурой производства и т. д.

47. Правила поведения на собеседовании

На собеседовании  предоставляется возможность показать себя с наилучшей стороны: прийти вовремя, одетым подобающим образом, блеснуть знанием хороших манер. В той  ситуации, когда руководитель или  менеджер по подбору кадров той организации, в которую вы пришли на собеседование, немного задержался и пришел к  вам не вовремя, попытайтесь не показывать свое недовольство и возмущение, так как вам необходимо произвести положительное впечатление.

Перед тем как  идти на собеседование, постарайтесь определить, какова ваша цель во время первой встречи  с возможным работодателем. Постарайтесь быть похожим на своего собеседника, будьте ему равным. Преподнесите себя как успешного, добивающегося всего  как в карьерном, так и личном плане сотрудника. Первоначальное мнение о человеке складывается из следующих  составляющих: аккуратная прическа, чистая обувь, одежда в деловом стиле, вас  должен сопровождать приятный запах, ногти  должны быть ухожены.

При встрече с  человеком, который будет проводить  собеседование, поблагодарите его  за уделенное вам время, пожмите  ему руку. Не забывайте, что это  вы пришли на собеседование, и после  приветствия и рукопожатия дождитесь, когда ваш собеседник предложит  вам присесть и укажет куда. Для  того чтобы собеседование прошло положительно и вы не ударили в  грязь лицом, следуйте следующим  правилам:

1) постарайтесь сидеть на стуле прямо, не зажиматься, ведите себя уверенно;

2) не берите никакие предметы со стола своего собеседника, ничего не трогайте на столе, за которым сидит ваш собеседник;

3) не заглядывайте в его бумаги, лежащие на столе;

4) внимательно слушайте и кратко отвечайте. Попытайтесь проговаривать все слова внятно; если у вас проблемы с речью, то перед собеседованием вам лучше потренироваться перед зеркалом – это позволит вам не только более уверенно себя вести, но и поможет вам в некоторой степени избавиться от слов-паразитов;

5) попытайтесь сильно не жестикулировать – это может не только не понравиться вашему собеседнику, но и показать вас не с лучшей стороны. Если ваш собеседник ведет себя чересчур расслабленно и позволяет себе эмоционально жестикулировать, повышать голос и т. д., не обращайте внимания, так как это может быть только провокацией и проверкой для вас, что-то вроде испытания на реакцию в стрессовой ситуации;

6) по окончании собеседования в одной фразе подчеркните свое желание работать в данной организации. Следуя этим несложным правилам, можно великолепно преподнести себя будущему работодателю.

48. Принципы отбора персонала

Одной из важных задач  в психологии труда является разработка, обоснование и применение системы  профессионального психологического отбора. Оценка профессионализма того или иного кандидата на вакантную  должность или уже работающего  сотрудника и определение профпригодности  – вот на что в основном направлен  профотбор. Исследования в этой области  ведутся уже более сотни лет, и они принесли положительные  результаты. Было установлено, что индивидуальные психологические, физиологические  особенности, профессиональная подготовка, другие характеристики связаны с  показателями производительности и  безопасности труда.

Г. Мюнстерберг внедрил  профессиональный отбор и внес огромный вклад в его популяризацию. Нельзя сказать, что именно Г. Мюнстерберг  стал основателем профотбора, так  как многие психологи занимались им и до него. Но именно им было доказано преимущество научного экспериментально-психологического подхода при выявлении профессионализма у сотрудников по сравнению с  интуитивными или житейскими представлениями. Последователи Г. Мюнстерберга использовали во время проведения профотбора несколько  иные методы, а именно: изучали профотбор  при помощи методов дифференциальной психологии, при этом исследовались  лишь некоторые функции, к примеру  память, внимание. Так же активно  использовались исследования нервно-психического напряжения в процессе трудовой деятельности и ставились эксперименты, позволяющие  изучить кандидата, и пр.

Возникновение профотбора значительно сократило время  работодателей на некомпетентных сотрудников, так как позволяло преодолевать несоответствие кандидата и должности, профессии, а также метод профотбора помог добиться высоких результатов в эффективности трудовой деятельности, при этом достигалась максимальная удовлетворенность работником при выполнении трудовой деятельности.

В этой связи представляется необходимым дать определение профотбору. Под профотбором понимается комплекс мероприятий, который направлен  на определенного человека для выявления  его здоровья, психологических и  физических особенностей, уровня его  образования и степени обучаемости.

При «обследовании» человека в профотбор включаются не только анализ его профессионализма, но и медицинские, физиологические  и психические аспекты.

Психологический профотбор  можно назвать специализированной процедурой, позволяющей определить степень развития совокупности психологических  качеств личности. Правильный подход при профотборе позволяет во многом сократить финансовые издержки и  текучесть кадров, что является немаловажным.

49. Естественный эксперимент и лабораторный эксперимент

Естественный эксперимент  проводится только в естественных, привычных для субъекта условиях труда, там, где обычно проходит его  рабочий день и трудовая деятельность. Это могут быть рабочий стол в  офисе, купе вагона, цех, аудитория института, кабинет, кабина грузовика и т. д. При использовании такого метода субъект исследования может и не знать того, что в данный момент проходит какое-то исследование. Это нужно для чистоты эксперимента, ведь когда человек не знает, что за ним наблюдают, он ведет себя естественно, раскованно и без смущения.

Примером естественного  эксперимента может служить искусственно созданная ситуация пожара в больнице. Чтобы при реальных обстоятельствах  весь персонал больницы знал, как себя вести, и сумел оказать необходимую  помощь. Преимущество данного метода заключается в том, что все  действия происходят в привычной  рабочей обстановке, но при этом полученные результаты можно использовать при решении практических проблем. Но данный метод эксперимента обладает и отрицательными моментами: наличие  неконтролируемых факторов, контроль за которыми просто невозможен, а также  тот факт, что необходимо получать информацию в кратчайший срок, иначе  произойдет нарушение производственного  процесса.

Лабораторный эксперимент  проходит в искусственно созданной  ситуации, максимально приближенной к профессиональной деятельности субъекта. Эта модель позволяет установить контроль за ходом наблюдения, регулировать действия, создавать необходимые  условия и позволяет неоднократно воспроизводить тот или иной эксперимент  в одном и том же месте в  тех же условиях. Применяют лабораторный эксперимент чаще всего для моделирования  какой-либо ситуации или одного аспекта  трудовой деятельности, тщательного  анализа и исследований.

Для того чтобы провести лабораторный эксперимент на производстве, необходимо, чтобы психолог тщательно  изучил трудовую деятельность субъекта в реальных условиях его труда. Психологу  необходимо выделить ключевые моменты  трудовой деятельности субъекта, выявить  ее особенности и т. д. Для проведения эксперимента необходимо владеть точными сведениями, изучить все возможные ошибки, причины появления этих ошибок и пути решения. Как и естественный эксперимент, лабораторный имеет свои недостатки. Трудность заключается в том, что необходимо до малейших деталей разработать и искусственно создать ситуацию, а сам испытуемый находится в новой обстановке, он теряется, не может сосредоточиться, что значительным образом снижает эффективность и рациональность проведения эксперимента.

50. Хронометраж и «фотография» рабочего дня

В процессе наблюдения психолог получает всю необходимую  информацию о проявлениях трудового  поведения в различных ситуациях, о коммуникативных процессах, об условиях труда и т. д. Для более четкой, объективной и ясной картины широко применяются такие методы психологии труда, как «фотография» рабочего дня и хронометраж.

Хронометраж, как  правило, служит для определения  и анализа нормативов по труду  и определения их длительности. Хронометрировать целесообразно вспомогательно-технические  и логические операции – как ручные, так и машинно-ручные, относящиеся  к оперативному или подготовительно-заключительному  периоду.

Хронометраж применяют  для того:

1) чтобы определить, а иногда и установить нормативы времени, которые необходимы для выполнения трудовых операций. В основном временные нормативы, установленные для выполнения определенного рода операций, зависят от степени сложности отдельных элементов;

2) чтобы провести проверку уже существующих документально нормативов времени и степени их выполнения в трудовой деятельности;

3) чтобы выявить, по какой причине происходит невыполнение установленных норм;

4) чтобы определить трудовые затраты, когда операции слишком кратковременны и иными методами зафиксировать их не удается.

Для проведения хронометража используют обычную или графическую  форму хронокарты. Перед проведением  хронометража психологу необходимо проинформировать работника и рассказать о задачах и целях предстоящего хронометража, постараться снять  напряжение с работника.

«Фотография» рабочего дня представляет собой временную  регистрацию всех совершенных работником трудовых действий в течение одного трудового дня: режим труда, время  отдыха, вынужденная остановка работы и т. д. Для более полного и максимально точного наблюдения выполнять его следует поэтапно:

Информация о работе Лекции по "психологии труда"