Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:01, курс лекций
Работа – материально вознаграждаемая деятельность человека, направленная на создание определенных благ. Наличие или отсутствие работы влияет на статусные характеристики личности, возможность реализации потенциала работника. Работой в общем смысле считают деятельность, направленную на достижение определенного результата и подразумевающую позитивную направленность.
Как любой вид деятельности, работа имеет свои плюсы и минусы. Работа есть источник благ:
1) средства к существованию – сюда включены такие статьи, как заработная плата, дотации, льготы, предоставляемые предприятием работнику; возможность самореализации – возможности творческого подхода к работе, реализации своих идей;
1) философия и политическая экономия рассматривают в своих учениях и исследованиях: субъект, объект, орудия труда, процесс и т. п.;
2) социология труда рассматривает труд как процесс формирования человека и общества, функции общественного труда, социальные факторы выбора профессии, труд в условиях технического прогресса, отношение к труду и др.;
3) экономика труда рассматривает трудовые ресурсы, производительную ценность, организацию труда, нормирование, оплату, планирование труда и прочее;
4) законодательство о труде рассматривает и изучает трудовые договоры, продолжительность рабочего дня, отпуска, обязанности, права, льготы разных категорий работников, процедуры трудовых споров и т. д.;
5) физиология, гигиена труда, производственная санитария по отношению к психологии труда изучают режим труда и отдыха, работоспособность.
Таким образом, можно сказать, что взаимосвязь с другими дисциплинами у психологии труда очень обширна. Почти все существующие науки и дисциплины охватывают в своих учениях или уделяют внимание психологии труда. Ведь почти во всех науках есть упоминание об исследованиях человеческого ресурса, а именно человеческий ресурс и все, что с ним связано, лежит в основе изучения психологии труда.
46. Главные задачи психологии труда
Задачи психологии
труда можно разделить на две
группы: теоретические и прикладные.
В первую группу войдут задачи, которые
тесным образом связаны с
Во вторую группу
задач, прикладную, которая в основном
направлена на достижение конечного
практического результата, будут
входить следующие задачи: разработка
норм, правил и процедур по технике
безопасности; разработка психологических
средств мотивации; разработка оптимальных
режимов труда и времени
47. Правила поведения на собеседовании
На собеседовании
предоставляется возможность
Перед тем как идти на собеседование, постарайтесь определить, какова ваша цель во время первой встречи с возможным работодателем. Постарайтесь быть похожим на своего собеседника, будьте ему равным. Преподнесите себя как успешного, добивающегося всего как в карьерном, так и личном плане сотрудника. Первоначальное мнение о человеке складывается из следующих составляющих: аккуратная прическа, чистая обувь, одежда в деловом стиле, вас должен сопровождать приятный запах, ногти должны быть ухожены.
При встрече с
человеком, который будет проводить
собеседование, поблагодарите его
за уделенное вам время, пожмите
ему руку. Не забывайте, что это
вы пришли на собеседование, и после
приветствия и рукопожатия
1) постарайтесь сидеть на стуле прямо, не зажиматься, ведите себя уверенно;
2) не берите никакие предметы со стола своего собеседника, ничего не трогайте на столе, за которым сидит ваш собеседник;
3) не заглядывайте в его бумаги, лежащие на столе;
4) внимательно слушайте и кратко отвечайте. Попытайтесь проговаривать все слова внятно; если у вас проблемы с речью, то перед собеседованием вам лучше потренироваться перед зеркалом – это позволит вам не только более уверенно себя вести, но и поможет вам в некоторой степени избавиться от слов-паразитов;
5) попытайтесь сильно не жестикулировать – это может не только не понравиться вашему собеседнику, но и показать вас не с лучшей стороны. Если ваш собеседник ведет себя чересчур расслабленно и позволяет себе эмоционально жестикулировать, повышать голос и т. д., не обращайте внимания, так как это может быть только провокацией и проверкой для вас, что-то вроде испытания на реакцию в стрессовой ситуации;
6) по окончании собеседования в одной фразе подчеркните свое желание работать в данной организации. Следуя этим несложным правилам, можно великолепно преподнести себя будущему работодателю.
48. Принципы отбора персонала
Одной из важных задач
в психологии труда является разработка,
обоснование и применение системы
профессионального
Г. Мюнстерберг внедрил
профессиональный отбор и внес огромный
вклад в его популяризацию. Нельзя
сказать, что именно Г. Мюнстерберг
стал основателем профотбора, так
как многие психологи занимались
им и до него. Но именно им было доказано
преимущество научного экспериментально-
Возникновение профотбора значительно сократило время работодателей на некомпетентных сотрудников, так как позволяло преодолевать несоответствие кандидата и должности, профессии, а также метод профотбора помог добиться высоких результатов в эффективности трудовой деятельности, при этом достигалась максимальная удовлетворенность работником при выполнении трудовой деятельности.
В этой связи представляется
необходимым дать определение профотбору.
Под профотбором понимается комплекс
мероприятий, который направлен
на определенного человека для выявления
его здоровья, психологических и
физических особенностей, уровня его
образования и степени
При «обследовании» человека в профотбор включаются не только анализ его профессионализма, но и медицинские, физиологические и психические аспекты.
Психологический профотбор
можно назвать
49. Естественный эксперимент и лабораторный эксперимент
Естественный эксперимент проводится только в естественных, привычных для субъекта условиях труда, там, где обычно проходит его рабочий день и трудовая деятельность. Это могут быть рабочий стол в офисе, купе вагона, цех, аудитория института, кабинет, кабина грузовика и т. д. При использовании такого метода субъект исследования может и не знать того, что в данный момент проходит какое-то исследование. Это нужно для чистоты эксперимента, ведь когда человек не знает, что за ним наблюдают, он ведет себя естественно, раскованно и без смущения.
Примером естественного эксперимента может служить искусственно созданная ситуация пожара в больнице. Чтобы при реальных обстоятельствах весь персонал больницы знал, как себя вести, и сумел оказать необходимую помощь. Преимущество данного метода заключается в том, что все действия происходят в привычной рабочей обстановке, но при этом полученные результаты можно использовать при решении практических проблем. Но данный метод эксперимента обладает и отрицательными моментами: наличие неконтролируемых факторов, контроль за которыми просто невозможен, а также тот факт, что необходимо получать информацию в кратчайший срок, иначе произойдет нарушение производственного процесса.
Лабораторный эксперимент
проходит в искусственно созданной
ситуации, максимально приближенной
к профессиональной деятельности субъекта.
Эта модель позволяет установить
контроль за ходом наблюдения, регулировать
действия, создавать необходимые
условия и позволяет
Для того чтобы провести лабораторный эксперимент на производстве, необходимо, чтобы психолог тщательно изучил трудовую деятельность субъекта в реальных условиях его труда. Психологу необходимо выделить ключевые моменты трудовой деятельности субъекта, выявить ее особенности и т. д. Для проведения эксперимента необходимо владеть точными сведениями, изучить все возможные ошибки, причины появления этих ошибок и пути решения. Как и естественный эксперимент, лабораторный имеет свои недостатки. Трудность заключается в том, что необходимо до малейших деталей разработать и искусственно создать ситуацию, а сам испытуемый находится в новой обстановке, он теряется, не может сосредоточиться, что значительным образом снижает эффективность и рациональность проведения эксперимента.
50. Хронометраж и «фотография» рабочего дня
В процессе наблюдения
психолог получает всю необходимую
информацию о проявлениях трудового
поведения в различных
Хронометраж, как
правило, служит для определения
и анализа нормативов по труду
и определения их длительности. Хронометрировать
целесообразно вспомогательно-
Хронометраж применяют для того:
1) чтобы определить, а иногда и установить нормативы времени, которые необходимы для выполнения трудовых операций. В основном временные нормативы, установленные для выполнения определенного рода операций, зависят от степени сложности отдельных элементов;
2) чтобы провести проверку уже существующих документально нормативов времени и степени их выполнения в трудовой деятельности;
3) чтобы выявить, по какой причине происходит невыполнение установленных норм;
4) чтобы определить трудовые затраты, когда операции слишком кратковременны и иными методами зафиксировать их не удается.
Для проведения хронометража используют обычную или графическую форму хронокарты. Перед проведением хронометража психологу необходимо проинформировать работника и рассказать о задачах и целях предстоящего хронометража, постараться снять напряжение с работника.
«Фотография» рабочего дня представляет собой временную регистрацию всех совершенных работником трудовых действий в течение одного трудового дня: режим труда, время отдыха, вынужденная остановка работы и т. д. Для более полного и максимально точного наблюдения выполнять его следует поэтапно: