Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 13:41, дипломная работа
Актуальность исследования. На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный процесс российского общества в новом столетии. В связи с этим все более нетерпимым становятся недостатки и ошибки в образовательной деятельности ДОУ, в управлении образованием и в самой педагогической науке.
ВВЕДЕНИЕ…..……………………………………………………………...…....3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты становления профессионального
мастерства педагогов ДОУ……………………………………………..……….8
1.1 Исследование проблемы становления профессионального ма-
стерства в научной литературе………………………………………..………..8
1.2 Профессиональная компетентность как цель и результат про-
фессионального становления педагогов ДОУ ………………………………16
1.3 Педагогические средства становления профессионального мас-
терства и профессиональной компетентности педагогов ДОУ………….23
ГЛАВА 2. Организация методической работы в ДОУ….…………………34
2.1 Диагностика профессиональной компетентности педагогов ДОУ…………………………………………………………………………….…34
2.2 Система методической работы в ДОУ в межаттестационный
период…………………………………………………………………………….43
2.3 Сравнительная характеристика результатов опытно-эксперимен-
тальной работы …………………………………………………………………59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...65
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт социального образования
КУЗЬМИНЫХ НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА
Методическое обеспечение процесса
становления профессионального
мастерства педагогов ДОУ
выпускная квалификационная работа
Допущена к защите: «____»____________20___г. _________________________ подпись _________________________ (фамилия, инициалы, ученая степень, ученое звание/должность, место работы) |
Научный руководитель: _________________________ подпись «____»____________20___г. _________________________ (фамилия, инициалы, ученая степень, ученое звание/должность, место работы) |
Екатеринбург
2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…..…………………………………………………
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты становления профессионального
мастерства педагогов ДОУ……………………………………………..……….8
1.1 Исследование проблемы
становления
стерства в научной литературе………………………………………..………
1.2 Профессиональная компетентность как цель и результат про-
фессионального становления педагогов ДОУ ………………………………16
1.3 Педагогические
средства становления
терства и профессиональной компетентности педагогов ДОУ………….23
ГЛАВА 2. Организация методической работы в ДОУ….…………………34
2.1 Диагностика
профессиональной компетентности
педагогов ДОУ…………………………………………
2.2 Система методической работы в ДОУ в межаттестационный
период………………………………………………………………
2.3 Сравнительная характеристика результатов опытно-эксперимен-
тальной работы …………………………………………………………………59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...65
ПРИЛОЖЕНИЯ…………..……………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный процесс российского общества в новом столетии. В связи с этим все более нетерпимым становятся недостатки и ошибки в образовательной деятельности ДОУ, в управлении образованием и в самой педагогической науке.
Чтобы сломать сложившийся механизм торможения в ДОУ, необходимо найти такие рычаги, с помощью которых можно преодолеть такие негативные явления, как формализм, пассивность многих педагогов и воспитанников. Главными из этих рычагов являются активизация человеческого фактора в просвещении, развитие творческого потенциала педагогов и педагогического коллектива ДОУ. Современные реалии, объективные потребности совершенствования образования, воспитания и развития воспитанников обусловливают необходимость резкого повышения роли значения методической работы в ДОУ, делают научный анализ и практическое совершенствование этой работы актуальнейшей проблемой.
Сегодня реальный уровень постановки методической работы в ДОУ становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности. А если рассматривать проблему методического обеспечения в ДОУ как одну из первоначальных, то неизбежно возникает чувство неудовлетворенности ее нынешним состоянием.
Проблема совершенствования методического обеспечения процесса становления профессионального мастерства, актуальна еще и потому, что в ней самой накопилось много такого, от чего надо решительно отказаться. Главный ее недостаток – слабое воздействие на качество учебно-воспитательной работы, а значит, и на конечные результаты деятельности ДОУ. Это обусловлено рядом недостатков в организации методической работы. Вот одни из них:
- задачи методической работы ставятся без указания конкретных желаемых результатов;
- имеет место разрыв между содержанием методической работы и анализом содержания учебно-воспитательной работы в педагогическом коллективе;
- методическая работа ведется бессистемно;
- формы организации методической работы страдают однообразием, слабо учитывают конкретные особенности, творчество и инициативу каждого педагога;
- дает о себе знать разрыв между теоретической и практической подготовкой педагогов;
- администрация многих ДОУ недостаточно изучает возможности педагогов, не заботится о создании благоприятных условий для становления и развития профессионалов своего дела.
Стало очевидным, что проблемы обучения и воспитания, развития детей на демократической основе могут быть решены успешно только при условии хорошей организации педагогического процесса, внедрения элементов научной организации труда на основе новых принципов, форм, методов управления и высокого профессионального мастерства как руководителей, так и педагогов.
Сегодня педагоги – дошкольники призваны решать сложные задачи, поскольку от воспитателя зависит в значительной степени психологический климат в группе, эмоциональный комфорт каждого ребёнка, успехи ребёнка в деятельности.(3)
Чтобы детский сад действительно стал « островком счастливого детства», необходим сплочённый, творческий коллектив, умеющий преодолевать трудности, объединённый общими идеями, Создание такого коллектива – дело сложное и многое зависит от руководителя.
Немало сказано об обязанностях руководителя, а вот как сформировать творческий, сплоченный коллектив, каждый педагог которого приходил бы на работу с желанием, как создать атмосферу доброжелательности, уважения и ощущения своей значимости, писали пока не достаточно.
« Люди, чувствующие себя хорошо, дают хорошие результаты», - заметил Дейл Карнеги.
Для этого принципиально важно использовать в педагогическом процессе ДОУ инновационные технологии, новые подходы к организации методической работы. Прежде всего, следует создать условия для повышения активности и инициативы воспитателей, для пробуждения и поощрения их творческих поисков. Основанием педагогически грамотной работы руководителя должна стать система повышения квалификации воспитателей, профессионального мастерства педагогов, методологической основой которой является современная концепция непрерывного образования как условие личностного роста и развития.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что существует противоречие: между необходимостью становления профессионального мастерства педагогов и отсутствием системы методического обеспечения процесса в ДОУ.
Данное противоречие обусловило выбор проблемы исследования:
определение эффективных форм работы с педагогами, с целью повышения их профессиональной компетентности.
Такое понимание проблемы предполагает теоретическое обоснование понятия « профессиональное мастерство», определение его критериев, уровней, этапов формирования и педагогических средств совершенствования профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
На основании противоречия и проблемы определена тема исследования: « Методическое обеспечение процесса становления профессионального мастерства педагогов ДОУ».
Объект исследования: процесс становления профессионального мастерства педагогов ДОУ.
Предмет исследования: модель методического обеспечения процесса становления профессионального мастерства педагогов.
Гипотеза: методическое обеспечение процесса будет условием становления профессионального мастерства педагогов, если:
* раскрыта сущность профессионального мастерства как процесса;
* определены критерии оценки профессионального мастерства и
профессиональной компетентности;
* уточнены содержание и формы работы с педагогическими кадра-
ми в межаттестационный и аттестационный периоды.
Цель исследования: определить содержание формы организации методической работы в ДОУ.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи:
1. Изучить особенности профессионального мастерства и профессиональной компетентности .
2. Рассмотреть педагогические средства совершенствования профессионального мастерства.
3. Разработать систему методических мероприятий эффективной модели методического обеспечения.
4. Проверить эффективность разработанной модели становления профессионального мастерства педагогов ДОУ.
Для реализации применялся комплекс методов:
* изучение и анализ социологической, психолого–педагогической литературы;
* анализ уровней, этапов формирования профессионального мастерства педагогов;
* моделирование методической работы в ДОУ, выбор наиболее эффективной модели;
* диагностический инструментарий определения уровня сформированности профессиональных способностей и умений педагогов;
* анкетирование, тестирование педагогов;
* анализ, отслеживание результатов.
Теоретическая основа: теория деятельности А.Леонтьева; положения о возможностях целеноправленного формирования педагогического сознания педагога / Г.А.Беляева, А.К.Маркова, Н.В.Кузьмина /, представление о развитии педагогического творчества, профессионализма / А.С.Белкин, Ю.С.Бродский, В.И.Загвязинский, В.П.Симонов /, теория непрерывного образования / А.П.Владиславлев, Е.П.Белозерцев, Ю.П.Кулюшкин /.
Практическая значимость заключается в разработке оптимальной модели методического обеспечения процесса становления профессионального мастерства, определены содержание методов и организационных форм методической работы в ДОУ.
База исследования: НДОУ детский сад №134 ОАО «РЖД» г.Артёмовский
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты становления профессионального мастерства педагогов ДОУ
1.1 Исследование проблемы становления профессионального мастерства в научной литературе
Актуальность проблемы становления профессионального мастерства была и остается одной из основных проблем образования. Социально экономические изменения происходящие в нашей жизни определяют качественные изменения в содержание труда различных профессий.
Рыночная экономика ориентирует на формирование личности нового типа – « экономически грамотного, творчески мыслящего человека, соответствующего требованиям научной организации труда, современной информационной технологии» (8) Требуется создать все необходимые условия для того, чтобы каждый молодой человек обладал социальной направленностью, высоким профессиональным мастерством, конкурентоспособностью.
Современная педагогическая наука стремится осмыслить целостный педагогический процесс с позиции повышения квалификации педагогов, становления их профессионального мастерства.
В философском словаре становление определяется как «философская категория, выражающая спонтанную изменчивость вещей и явлений, их непрерывный переход, превращение в другое» (64).
Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова трактует это понятие как «возникновение, образование чего-нибудь в процессе развития» (34)
Э.Ф.Зеер рассматривает становление, как «непрерывный процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности, самосовершенствование и самоосуществления» По его мнению, становление обязательно предполагает потребность в развитие, возможность и реальность её осуществления.