Методическое обеспечение процесса становления профессионального мастерства педагогов ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 13:41, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный процесс российского общества в новом столетии. В связи с этим все более нетерпимым становятся недостатки и ошибки в образовательной деятельности ДОУ, в управлении образованием и в самой педагогической науке.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…..……………………………………………………………...…....3

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты становления профессионального
мастерства педагогов ДОУ……………………………………………..……….8
1.1 Исследование проблемы становления профессионального ма-
стерства в научной литературе………………………………………..………..8
1.2 Профессиональная компетентность как цель и результат про-
фессионального становления педагогов ДОУ ………………………………16
1.3 Педагогические средства становления профессионального мас-
терства и профессиональной компетентности педагогов ДОУ………….23

ГЛАВА 2. Организация методической работы в ДОУ….…………………34
2.1 Диагностика профессиональной компетентности педагогов ДОУ…………………………………………………………………………….…34
2.2 Система методической работы в ДОУ в межаттестационный
период…………………………………………………………………………….43
2.3 Сравнительная характеристика результатов опытно-эксперимен-
тальной работы …………………………………………………………………59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………62

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...65

Файлы: 1 файл

диплом 2013 Кузьминых Н.Н..doc

— 454.00 Кб (Скачать файл)

   Вопросы    становления  профессионального  мастерства, профессионального  развития  рассматривают такие  педагоги  как А.К.Маркова, Э.Ф.Зеер,  Н.В.Кузьмина, Ю.К.Бабанский   и  другие.

   Современная  педагогическая  наука  стремится  осмыслить  целостный  педагогический  процесс  с  позиции  повышения  квалификации  педагогов,  их  профессионального  развития.

   Профессиональное  развитие – это приобретение  работниками новых знаний, умений  и навыков, которые он  использует  или  будет  использовать  в  своей   профессиональной  деятельности;  процесс  накопления  компонентов  профессионального  опыта  человека  новым,  отличным  от  предыдущего  содержанием (7).

   На  основе  своеобразного сплава  знаний, способностей  и  умений  рождается  мастерство – высший  уровень профессионализма.

   В    настоящее время нет единого общепринятого  понятия. К  наиболее  распространённым  определениям  профессионального  мастерства  относятся  следующие:

1.  Мастерство –  то  великое  чудо, которое  рождается  мгновенно, когда  педагог  во  что  бы  то  ни  стало  должен  найти  оригинальное  решение, обнаружить  педагогический  дар, веру  в  бесконечные  возможности  человеческого  духа…(42)

2.  Исследователь   проблем  мастерства  Ю.П.Азаров  дает  такую  его трактовку:

«  Мастерство – является   единичным и особенным  по  отношению  к  всеобщему,  к  практике…Мастерство  как  единичное  прокладывает  дорогу  всеобщему. Снова  и  снова  я  готов  повторять  одну  и ту  же  формулу мастерства,  сущность  которой  в  триаде: технология, отношения, личность….

Становление  профессионального  мастерства всегда  связано с необходимостью  разрешать  сложнейшие  противоречия  в самой творческой  деятельности  воспитателей, разных  по  своим  убеждениям,  способам  общения  с  детьми». (8)

3.  Профессиональное  мастерство – это процесс  создания  передового  педагогического  опыта. Профессиональное  творчество  педагога, как  правило, носит  коллективный  характер  и направлено  на  поиски  более  совершенных  путей  учебно–воспитательного  процесса,  успешное  решение  педагогических  проблем  и  повышение  качества  воспитания  и  обучения  детей.(36)

     В  процессе  становления   профессионального  мастерства  Е.А.Климова  выделяет  следующие  стадии:

*  Оптант – возникновение   и  формирование  профессиональных  намерений,  с  учетом  индивидуально-психологических  особенностей;

*  Адепт – профессиональная  подготовка  специалиста;

* Адаптант – вхождение  в  профессию,  характеризующаяся формированием индивидуального стиля деятельности.  Считается,  что для педагога  эта  стадия  длится  3-5  лет;

* Интернал – первичный профессионализм;

* Мастер – вторичный   профессионализм  или  профессиональное  мастерство,  полная  реализация  личности;

*   Авторитет – мастер  своего  дела;

*  Наставник – авторитетный  мастер  своего  дела,  он  передает  опыт  молодым  специалистам,  следит  за  их  ростом.

    Вопросы   определения  профессионального   мастерства  педагога  уже   давно  стали  объектом  споров  и  разногласий  между   психологами,  педагогами,  социологами,  специалистами-практиками  и т.д. разработкой данного вопроса занимались  многие  исследователи:  Ананьев В.Г., Бабанский Ю.К.,  Маркова А.К.,  Кузьмина Н.В.,  Сластенин В.А. и другие  авторы.

    Профессиональное  мастерство  имеет  широкий  спектр  проявлений,  так Ю.К.Бабанский выделил следующие этапы становления  профессионализма:

1.  Владение  основами  профессии,  успешное  применение  известных  в  науке  и   практике    приёмов  деятельности (педагог-профессионал)

2.   Использование   в  педагогической  практике  наряду  с  апробированными  средствами  оригинальных  новых  подходов  к  решению  задач,  их  успешная  реализация  в  собственной  деятельности  (педагог-новатор)

3.   Умение  педагога  предлагать  не  только  новые   идеи,  применять  их  в  своей  деятельности,  но  и  научно  обоснованно   оценивать  их  эффективность  возможность  передачи  другим  педагогам.

   Маркова А.К.,  в свою  очередь,  выделяет  следующие этапы,  которые рано  или поздно  осваивает каждый  педагог  на  пути профессионального  роста:

Допрофессионализм – человек осуществляет  некоторую работу,  не  обладая  профессионально-значимыми  качествами.

Профессионализм – человек  последовательно  овладевает  качесвами  профессионала,  усваивает  нормы  и  правила профессии,  владение  педагогом профессии на  уровне  мастерства.

Суперпрофессионализм  – профессиональная  деятельность  в  её  расцвете,  в  высоких  достижениях  и  творческих  успехах,  человек  из  субъекта  труда  превращается  в  творца,  новатора,  суперпрофессионала  и профессионала высокой квалификации.

Послепрофессионализм  – человек  может  оказаться  «профессионалом  в  прошлом»  или  консультантом,  наставником.

   По  мере  профессионального роста педагог поднимаясь  от  ступени  к  ступени,  «обрастает»  новыми  профессиональными  качествами,  всё  больше  приближаясь  к  профессионализму.

    Действительно,  есть  просто  умелый  педагог,  который  проводит  обучение  и  воспитание  на  обычном  профессиональном  уровне, и есть  педагог,  который  проявляет  мастерство  и  добивается  высоких  результатов  в  своей  работе.

   Профессиональное  мастерство   в большей степени зависит от  личных  качеств педагога,  а также от  его  знаний  и  умений. Педагог  должен  знать  свои  способности,  чем  он  может  достичь  успеха  и  знать  свои  недостатки.  Один  педагог  владеет  даром  красноречья,  другой  умеет  разжечь  энергию  ребят,  быть  любознательным  и  увлеченным.

  Профессиональное  мастерство  «как  комплекс  средств  личности,  обеспечивающего  высокий  уровень  самореализации  и  профессиональной  деятельности.  К  таким  важным  свойствам  мы  относим  гуманистическую  направленность  деятельности  педагога,  его  профессиональные  знания,  педагогические  способности  и  педагогическую  технику»  (Основы  педагогического  мастерства/ под  редакцией И.А.Зазюна)

   Представить труд  педагога  без рассмотрения  вопроса  его профессионального  педагогического  мастерства  и  педагогической  компетентности  невозможно.

    Становление  профессионального  мастерства  всегда  связано  с  необходимостью  разрешать  сложнейшие  противоречия  в  самой  творческой  деятельности.  В  своей   работе  Н.В.Кузьмина  рассматривает  важнейшие  элементы  становления  профессионального  мастерства,  которые  обеспечивают  успех  педагогической  деятельности (схема 1)

 

 

 

 

       ЭЛЕМЕНТЫ 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

      МАСТЕРСТВА




                                     

 

 

                           

   ДАР   СЛОВА             ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ                    МИМИКА

                                            ТЕХНОЛОГИЯ

 

 

   ГОВОРИТЬ:                     ГОЛОС                                    - МЫСЛИ

 

- ПЛАВНО                     -ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ                   - ЧУВСТВА


 

- ЯСНО                           - ЗВУЧНЫЙ                                  - НАСТРОЕНИЕ

 

- КРАСИВО                   - ЭНЕРГИЧНЫЙ 

 

- УВЛЕКАТЕЛЬНО

   

 

 

ОРАТОРСКОЕ                СЦЕНИЧЕСКАЯ                ВНЕШНИЙ   ОБЛИК

МАСТЕРСТВО                          РЕЧЬ

 

        

      РЕЧЬ   ИНСТРУМЕНТ                                                  МАНЕРА

      ПЕДАГОГИЧЕСКОГО                                                  ОДЕЖДА                                                  

           МАСТЕРСТВА                                                            ПРИЧЕСКА

                                                                                                    ПОХОДКА

                                                                                       схема 1.

     Итак,  профессионалом  можно  считать  педагога,  который:

*   личностно   расположен  к  профессии,  мотивирован   к  труду  в  ней,  удовлетворен  своей  работой;

*  использует  приемлемые в   демократическом  обществе  способы,  технологии;

*    достигает  поставленных  результатов  в  развитие  личности;

*   осваивает  нормы,  эталоны   профессии,  достигает  в   ней  мастерства,  а  также   осознанно  развивает  свою  индивидуальность  средствами  профессии;

*   открыт  для  постоянного профессионального обучения,  накопления  опыта,  в то  же  время,  обогащает опыт  профессии за  счёт  личного творческого  вклада.

     Иными  словами,  педагог-профессионал  высокого  класса – это  «специалист,  овладевший  высоким  уровнем  профессионального  мастерства,  сознательно  изменяющий  и  развивающий  себя  в  процессе  труда,  вносящий  свой вклад  в  профессию,  стимулирующий  в  обществе интерес к результатам  своей  работы» (36)

     В своей работе  мы  придерживаемся  мнения  А.К.Марковой,  что  профессиональное  мастерство  педагога – это  высокий  уровень  творческого  овладения  им  современным  арсеналом  средств  психолого-педагогического  воздействия;  это  эффективное  применение  их  в  процессе  всей  деятельности;  это постоянный  критический  анализ  своих  действий  и  поступков;  это синтез  высокоразвитого  педагогического  мышления,  профессионально-педагогических  знаний,  навыков,  умений  и  эмоционально-волевых  средств  выразительности,  которые  во  взаимосвязи  с  высокоразвитыми  качествами  личности  педагога  позволят  эффективно  решать  учебно-воспитательные  задачи.

    На  наш взгляд,  профессиональное  мастерство  есть  не  что иное,  как  доведенная  до  высокой степени совершенства обучающая и воспитательная  умелость,  которая  отражает  особую  отшлифованность   методов  и  приёмов  применения  психолого-педагогической  теории  на  практике,  благодаря  ему  обеспечивается  высокая  эффективность  учебно-воспитательного  процесса (69).

    Процесс становления профессионального мастерства – это деятельность,  создающая нечто  качественное  новое,  отличающееся  неповторимостью,  имеет  ту  особенность,  содержанием которого  является формирование  личности,  предполагает  создание  принципиально  новых,  высоко  эффективных  систем  обучения,  воспитания  и  развития  дошкольников.

    Мастерство  формируется на  основе  практического опыта.  Но  не  любой  опыт  становится  источником  профессионального  мастерства.  Таким источником  является  только  труд,  осмысленный с точки зрения  его сущности,  целей и технологии  деятельности.  Профессионально-педагогическое  мастерство – это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной  компетентности  педагога.

.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2   Профессиональна   компетентность  как  цель  и  результат  профессионального  становления  педагогов  ДОУ.

 

   Педагогическая  профессия является  одновременно  преобразующей и управляющей.  А для того,  чтобы управлять развитием  личности,  нужно  быть  компетентным.  Профессиональная  компетентность  выступает  этапным  становлением  профессионального  мастерства.

    Компетентностный  подход  является  современным подходом  к изучению  профессионального становления педагога. Профессиональная  педагогическая  компетентность  рассматривается  в работах  А.К.Марковой,  Л.М.Митиной (47),  Н.В.Кузьминой (32),  А.С.Белкина, Нестерова (7)  и  др.

     Компетентность – личные  возможности должностного  лица,  его квалификация (знания  и  опыт),  позволяющие  ему  принимать  участие  в  разработке  определённого  круга  решений  или  решать  самому  вопросы  благодаря  наличию  у  него  определённых  знаний  и  навыков (54).

     В  содержание  понятия  «профессиональная   компетентность  педагога»  вкладывают  «личные  возможности  педагога,  позволяющие  ему  самостоятельно  и  достаточно  эффективно  решать  педагогические  задачи,  формируемые  им  самим  или  администрацией  образовательного  учреждения» (32).  Необходимым  для  решения  тех  или  иных  педагогических  задач  предполагается  знание  педагогической  теории,  умение  и  готовность  применять  её  положения  на  практике.

Информация о работе Методическое обеспечение процесса становления профессионального мастерства педагогов ДОУ