Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 13:41, дипломная работа
Актуальность исследования. На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный процесс российского общества в новом столетии. В связи с этим все более нетерпимым становятся недостатки и ошибки в образовательной деятельности ДОУ, в управлении образованием и в самой педагогической науке.
ВВЕДЕНИЕ…..……………………………………………………………...…....3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты становления профессионального
мастерства педагогов ДОУ……………………………………………..……….8
1.1 Исследование проблемы становления профессионального ма-
стерства в научной литературе………………………………………..………..8
1.2 Профессиональная компетентность как цель и результат про-
фессионального становления педагогов ДОУ ………………………………16
1.3 Педагогические средства становления профессионального мас-
терства и профессиональной компетентности педагогов ДОУ………….23
ГЛАВА 2. Организация методической работы в ДОУ….…………………34
2.1 Диагностика профессиональной компетентности педагогов ДОУ…………………………………………………………………………….…34
2.2 Система методической работы в ДОУ в межаттестационный
период…………………………………………………………………………….43
2.3 Сравнительная характеристика результатов опытно-эксперимен-
тальной работы …………………………………………………………………59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...65
Вопросы становления профессионального мастерства, профессионального развития рассматривают такие педагоги как А.К.Маркова, Э.Ф.Зеер, Н.В.Кузьмина, Ю.К.Бабанский и другие.
Современная педагогическая наука стремится осмыслить целостный педагогический процесс с позиции повышения квалификации педагогов, их профессионального развития.
Профессиональное развитие – это приобретение работниками новых знаний, умений и навыков, которые он использует или будет использовать в своей профессиональной деятельности; процесс накопления компонентов профессионального опыта человека новым, отличным от предыдущего содержанием (7).
На основе своеобразного сплава знаний, способностей и умений рождается мастерство – высший уровень профессионализма.
В настоящее время нет единого общепринятого понятия. К наиболее распространённым определениям профессионального мастерства относятся следующие:
1. Мастерство – то великое чудо, которое рождается мгновенно, когда педагог во что бы то ни стало должен найти оригинальное решение, обнаружить педагогический дар, веру в бесконечные возможности человеческого духа…(42)
2. Исследователь проблем мастерства Ю.П.Азаров дает такую его трактовку:
« Мастерство – является единичным и особенным по отношению к всеобщему, к практике…Мастерство как единичное прокладывает дорогу всеобщему. Снова и снова я готов повторять одну и ту же формулу мастерства, сущность которой в триаде: технология, отношения, личность….
Становление профессионального мастерства всегда связано с необходимостью разрешать сложнейшие противоречия в самой творческой деятельности воспитателей, разных по своим убеждениям, способам общения с детьми». (8)
3. Профессиональное мастерство – это процесс создания передового педагогического опыта. Профессиональное творчество педагога, как правило, носит коллективный характер и направлено на поиски более совершенных путей учебно–воспитательного процесса, успешное решение педагогических проблем и повышение качества воспитания и обучения детей.(36)
В процессе становления профессионального мастерства Е.А.Климова выделяет следующие стадии:
* Оптант – возникновение и формирование профессиональных намерений, с учетом индивидуально-психологических особенностей;
* Адепт – профессиональная подготовка специалиста;
* Адаптант – вхождение в профессию, характеризующаяся формированием индивидуального стиля деятельности. Считается, что для педагога эта стадия длится 3-5 лет;
* Интернал – первичный профессионализм;
* Мастер – вторичный
профессионализм или
* Авторитет – мастер своего дела;
* Наставник – авторитетный мастер своего дела, он передает опыт молодым специалистам, следит за их ростом.
Вопросы
определения
Профессиональное мастерство имеет широкий спектр проявлений, так Ю.К.Бабанский выделил следующие этапы становления профессионализма:
1. Владение основами профессии, успешное применение известных в науке и практике приёмов деятельности (педагог-профессионал)
2. Использование в педагогической практике наряду с апробированными средствами оригинальных новых подходов к решению задач, их успешная реализация в собственной деятельности (педагог-новатор)
3. Умение педагога предлагать не только новые идеи, применять их в своей деятельности, но и научно обоснованно оценивать их эффективность возможность передачи другим педагогам.
Маркова А.К., в свою очередь, выделяет следующие этапы, которые рано или поздно осваивает каждый педагог на пути профессионального роста:
Допрофессионализм – человек осуществляет некоторую работу, не обладая профессионально-значимыми качествами.
Профессионализм – человек последовательно овладевает качесвами профессионала, усваивает нормы и правила профессии, владение педагогом профессии на уровне мастерства.
Суперпрофессионализм – профессиональная деятельность в её расцвете, в высоких достижениях и творческих успехах, человек из субъекта труда превращается в творца, новатора, суперпрофессионала и профессионала высокой квалификации.
Послепрофессионализм – человек может оказаться «профессионалом в прошлом» или консультантом, наставником.
По мере профессионального роста педагог поднимаясь от ступени к ступени, «обрастает» новыми профессиональными качествами, всё больше приближаясь к профессионализму.
Действительно, есть просто умелый педагог, который проводит обучение и воспитание на обычном профессиональном уровне, и есть педагог, который проявляет мастерство и добивается высоких результатов в своей работе.
Профессиональное мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений. Педагог должен знать свои способности, чем он может достичь успеха и знать свои недостатки. Один педагог владеет даром красноречья, другой умеет разжечь энергию ребят, быть любознательным и увлеченным.
Профессиональное мастерство «как комплекс средств личности, обеспечивающего высокий уровень самореализации и профессиональной деятельности. К таким важным свойствам мы относим гуманистическую направленность деятельности педагога, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику» (Основы педагогического мастерства/ под редакцией И.А.Зазюна)
Представить труд педагога без рассмотрения вопроса его профессионального педагогического мастерства и педагогической компетентности невозможно.
Становление профессионального мастерства всегда связано с необходимостью разрешать сложнейшие противоречия в самой творческой деятельности. В своей работе Н.В.Кузьмина рассматривает важнейшие элементы становления профессионального мастерства, которые обеспечивают успех педагогической деятельности (схема 1)
ЭЛЕМЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА |
ДАР
СЛОВА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ГОВОРИТЬ: ГОЛОС - МЫСЛИ
- ПЛАВНО -ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ - ЧУВСТВА
- ЯСНО - ЗВУЧНЫЙ
- КРАСИВО - ЭНЕРГИЧНЫЙ
- УВЛЕКАТЕЛЬНО
ОРАТОРСКОЕ СЦЕНИЧЕСКАЯ ВНЕШНИЙ ОБЛИК
МАСТЕРСТВО РЕЧЬ
РЕЧЬ ИНСТРУМЕНТ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
МАСТЕРСТВА
Итак, профессионалом можно считать педагога, который:
* личностно расположен к профессии, мотивирован к труду в ней, удовлетворен своей работой;
* использует приемлемые в демократическом обществе способы, технологии;
* достигает поставленных результатов в развитие личности;
* осваивает нормы, эталоны профессии, достигает в ней мастерства, а также осознанно развивает свою индивидуальность средствами профессии;
* открыт для постоянного профессионального обучения, накопления опыта, в то же время, обогащает опыт профессии за счёт личного творческого вклада.
Иными словами, педагог-профессионал высокого класса – это «специалист, овладевший высоким уровнем профессионального мастерства, сознательно изменяющий и развивающий себя в процессе труда, вносящий свой вклад в профессию, стимулирующий в обществе интерес к результатам своей работы» (36)
В своей работе мы
придерживаемся мнения А.К.Марковой,
что профессиональное мастерство
педагога – это высокий уровень
творческого овладения им современным
арсеналом средств психолого-педагогического
воздействия; это эффективное
применение их в процессе
всей деятельности; это постоянный
критический анализ своих действий
и поступков; это синтез высокоразвитого
педагогического мышления, профессионально-
На наш взгляд, профессиональное мастерство есть не что иное, как доведенная до высокой степени совершенства обучающая и воспитательная умелость, которая отражает особую отшлифованность методов и приёмов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря ему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса (69).
Процесс становления профессионального мастерства – это деятельность, создающая нечто качественное новое, отличающееся неповторимостью, имеет ту особенность, содержанием которого является формирование личности, предполагает создание принципиально новых, высоко эффективных систем обучения, воспитания и развития дошкольников.
Мастерство формируется
на основе практического опыта.
Но не любой опыт становится
источником профессионального
мастерства. Таким источником является
только труд, осмысленный с точки
зрения его сущности, целей и технологии
деятельности. Профессионально-
.
1.2 Профессиональна
компетентность как цель
и результат профессиональног
Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Профессиональная компетентность выступает этапным становлением профессионального мастерства.
Компетентностный подход является современным подходом к изучению профессионального становления педагога. Профессиональная педагогическая компетентность рассматривается в работах А.К.Марковой, Л.М.Митиной (47), Н.В.Кузьминой (32), А.С.Белкина, Нестерова (7) и др.
Компетентность – личные возможности должностного лица, его квалификация (знания и опыт), позволяющие ему принимать участие в разработке определённого круга решений или решать самому вопросы благодаря наличию у него определённых знаний и навыков (54).
В содержание понятия «профессиональная компетентность педагога» вкладывают «личные возможности педагога, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи, формируемые им самим или администрацией образовательного учреждения» (32). Необходимым для решения тех или иных педагогических задач предполагается знание педагогической теории, умение и готовность применять её положения на практике.