Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 13:41, дипломная работа
Актуальность исследования. На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный процесс российского общества в новом столетии. В связи с этим все более нетерпимым становятся недостатки и ошибки в образовательной деятельности ДОУ, в управлении образованием и в самой педагогической науке.
ВВЕДЕНИЕ…..……………………………………………………………...…....3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты становления профессионального
мастерства педагогов ДОУ……………………………………………..……….8
1.1 Исследование проблемы становления профессионального ма-
стерства в научной литературе………………………………………..………..8
1.2 Профессиональная компетентность как цель и результат про-
фессионального становления педагогов ДОУ ………………………………16
1.3 Педагогические средства становления профессионального мас-
терства и профессиональной компетентности педагогов ДОУ………….23
ГЛАВА 2. Организация методической работы в ДОУ….…………………34
2.1 Диагностика профессиональной компетентности педагогов ДОУ…………………………………………………………………………….…34
2.2 Система методической работы в ДОУ в межаттестационный
период…………………………………………………………………………….43
2.3 Сравнительная характеристика результатов опытно-эксперимен-
тальной работы …………………………………………………………………59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...65
*педагогические
советы
2 УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНИЯ опосредованное управление |
*индивидуальная работа с
*групповые формы работы
*коллективные формы работы
Глава 2. Организация методической работы в ДОУ
На современном этапе первостепенным становится решение задачи усиления адресности методического обеспечения педагога, оперативного реагирования на конкретный запрос. Одним из способов решения этих задач видится в представлении свободы форм и методов повышения квалификации, получении вариативной методической помощи.
В нашей работе мы столкнулись с тем, что профессиональная компетентность педагогов не всегда отвечает современным требованиям. Воспитатели не всегда могут аргументировано доказать свою мысль, быстро и квалифицированно реагировать на поставленные вопросы, педагогически грамотна выйти из проблемной ситуации.
Возникают противоречия:
- между необходимостью
обновления содержания образования
и
недостаточным уровнем
- между необходимостью повышения квалификации педагогов в условиях обновления содержания образования и отсутствием системы становления и развития профессионального мастерства.
На основе выявленных противоречий возникает проблема: поиск и реализация новых форм методической работы, которые будут способствовать развитию профессиональной компетентности как результат становления профессионального мастерства.
В данной
главе мы ставим целью
описать результаты первого
этапа исследования, на котором
происходило выявление
Опытно-экспериментальная работа была организованна на базе дошкольного образовательного учреждения детского сада № 134 г. Артёмовского. В исследовании принимали участие 10 педагогов данного учреждения.
2.1 Диагностика профессиональной компетентности педагогов ДОУ /констатирующий эксперимент/
Педагогическая диагностика, как система методов и средств изучения профессионального уровня педагога, чрезвычайно значима для решения вопросов становления профессионального мастерства, профессиональной компетентности, более полного и эффективного удовлетворения их профессиональных запросов и потребностей в системе методической работы.
Педагогическая диагностика обеспечивает научный подход к организации работы с кадрами, их профессиональному развитию и саморазвитию.
Диагностика является неотъемлемой частью методического обеспечения процесса становления профессионального мастерства педагогов. Работа с ними в современных условиях должна строиться дифференцированно, с учётом запросов каждого. Именно это позволит развить творчество и инициативу каждого путём активного включения в педагогический процесс.
Для реализации поставленной цели при проведении первого этапа исследования решались следующие задачи:
* определить исходный уровень развития профессиональной компетентности педагогов;
* выявить факторы
стимулирующие или
* самооценка.
Для осуществления оценки профессиональной компетентности педагога необходимо:
- критерии и показатели определяющие, что и как оценивается;
- методы сбора, обработки и анализа информации;
- организационные процедуры оценки.
Для решения поставленных задач данного этапа исследования использовались следующие методы:
* наблюдение;
* беседа с педагогом;
* анкетирование;
* методы самооценки.
Достижение эффективности своего труда и умение его оценивать, а также осознание неэффективности своего труда и умение устранять слабые места в нём характеризуют профессиональную компетентность педагога. А.К.Маркова считает, что «главная задача диагностики профессиональной компетентности состоит не в том, чтобы дать оценку педагогу извне, а в том, чтобы стимулировать самого педагога к осознанию и решению своих профессиональных проблем» (38)
На основе теоретического анализа сущности, содержания и структуры профессиональной компетентности как результата становления профессионального мастерства педагогов, представленной в первой главе нашей работы, нами были выделены критерии и показатели уровней сформированности профессиональной компетентности педагогов.
В качестве показателей и критериев были взяты педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность педагога.
Определение исходного уровня сформированности профессиональной компетентности педагогов осуществлялось с помощью наблюдений, бесед, анкетных опросов, а также при помощи метода самооценки и независимых характеристик по тестовой карте «Оценка профессиональной компетентности педагога» (приложение 1)
Результаты экспертной оценки профессиональной компетентности педагогов (приложение 1 таблица 1) показали, что у большинства педагогов низкий уровень проективных (6 педагогов), перцептивных (9 педагогов) умений, умений педагогического общения (7 педагогов) и умения педагогической техники (5 педагогов). Для изучения деловых и личностных качеств педагогов нами была составлена характеристика педагогического коллектива, что позволит в дальнейшем эффективней построить методическую работу.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ ПЕДАГОГОВ ДОУ
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ |
СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ |
3 педагога |
7 педагогов |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ ПЕДАГОГОВ ДОУ
СВЫШЕ 20 ЛЕТ |
ОТ 10 ДО 20 ЛЕТ |
ОТ 5 ДО 10 ЛЕТ |
6 воспитателей |
3 воспитателя |
1 воспитатель |
КВЛИФИКАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ
ПЕДАГОГОВ
1-Я КВАЛИФ. КАТЕГОРИЯ |
2-Я КВАЛИФ. КАТЕГОРИЯ |
9 ПЕДАГОГОВ |
1 ПЕДАГОГ |
Для проведения адекватной самооценки педагогу необходимо предоставить критерии анализа собственной деятельности, дающие выход на проблемы в её реализации. Уровень профессиональной компетентности педагога во многом определяется тем, что в его деятельности воспринимается как задача, и тем, какую степень затруднения вызывает её решение.
Для проведения самоанализа педагогам была предложена анкета «Оценка профессиональной деятельности», в которой предлагалось оценить свои умения по 5-ти бальной системе в выполнении следующих видов деятельности:
1 гностической
2 исследовательской
3 проектировочной
4 конструктивной
5 организаторской
В сравнении с остальными видами деятельностями педагоги выделяют следующие недостаточно сформированные умения:
* проектировочной
* коммуникативной
* диагностической
Интересно заметить, что большинство педагогов (80%) оценивают высоко свою профессиональную деятельность, это объясняется тем, что большая часть педагогов с большим трудовым стажем. Хотя проведение контроля в течении года показал, что педагоги испытывают трудности в реализации этих видов деятельности.
Для обобщения затруднений педагогов была проведена экспертная оценка каждого педагога по тем же критериям, что и самооценка. Результаты оценки профессиональной деятельности определили круг наиболее общих проблем педагогов, что в свою очередь, позволило нам разделить педагогов на три группы, для дифференцированного подхода в организации методической работы.
Сравнительный анализ экспертной оценки с самооценкой педагогов показал несоответствие двух оценок в большинстве случаев. Явно завышенная самооценка близка к идеальной у Черемных Л.А., Свиридовой Л.И., ПискулинойВ.А., Милавкиной Т.В. Такие педагоги как Подкина Л.Н., Попова Н.Н., Скутина О.А. подходят более критично к своим оценкам, но результат их деятельности остается явно завышенным. Это говорит о недостаточном развитии рефлексии педагогических работников.
Наблюдаемые трудности педагогов в осуществлении самоконтроля и самокоррекции своего труда выражаются в следующем: недостаточная полнота и системность психологических знаний, недостаточная рефлексия и низкая самокритичность.
Воспитатели, отнесённые нами к первой группе, с оптимальным развитием профессиональной компетенции, очень критично подходят к своей оценке, что говорит о видении дальнейших перспектив развития тех или иных умений, поэтому они оценены педагогами довольно низко.
Чтобы проанализировать уровень профессиональной компетентности, уровень педагогических способностей и умений педагогов необходимо определить критерии их оценки. Их количество может быть разным и зависеть от конкретного детского сада, конкретного коллектива.
КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
Первый критерий – профессионализм.
Оцениваются специально – предметные, методические и психолого – педагогические знания и умения.
Второй критерий – творческий потенциал.
Определяется как соотношение возрастания мастерства воспитателей, затрат и времени и усилий на методическую работу и самообразование, но без перегрузки на педагогов этими видами деятельности.
Третий критерий.
Определяется улучшением психологического микроклимата, ростом творческой активности педагогов и их удовлетворенностью результатами своего труда.
Истинная оценка эффективности роста профессиональных способностей и умений педагогов были обеспечены следующими методами исследования:
* наблюдение за деятельностью педагогов;
* тестирование и анкетирование закрытого типа;
* диагностирование по составленным картам.
Анализ результатов осуществлялся по следующим этапам:
- информационный (наблюдение, сбор информации);
- аналитический (обработка результатов);
- прогностический (корректировка деятельности и прогноз на будущее).
Исследования уровня профессионального мастерства в данном коллективе показали, что психологический микроклимат в ДОУ недостаточно комфортный для творческого роста и самовыражения каждого педагога, для возможности реализовать свои способности и проявить мастерство созданы не очень оптимальные условия .
Для организации качественной работы по повышению уровня профессиональной компетентности как цели становления профессионального мастерства обязательным условием является обратная связь с коллегами, то есть получение информации, связанной с их образовательными потребностями и желаниями. Чаще всего воспитатели высказывают пожелания в устной или письменной форме. Для оформления письменной заявки мы придерживаемся определённой формы, чтобы облегчить возможность её дальнейшего анализа. Именно поэтому нами была разработана анкета – заявка « Образовательные ориентиры педагога в ДОУ» (приложение 2)