Методическое обеспечение процесса становления профессионального мастерства педагогов ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 13:41, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный процесс российского общества в новом столетии. В связи с этим все более нетерпимым становятся недостатки и ошибки в образовательной деятельности ДОУ, в управлении образованием и в самой педагогической науке.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…..……………………………………………………………...…....3

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты становления профессионального
мастерства педагогов ДОУ……………………………………………..……….8
1.1 Исследование проблемы становления профессионального ма-
стерства в научной литературе………………………………………..………..8
1.2 Профессиональная компетентность как цель и результат про-
фессионального становления педагогов ДОУ ………………………………16
1.3 Педагогические средства становления профессионального мас-
терства и профессиональной компетентности педагогов ДОУ………….23

ГЛАВА 2. Организация методической работы в ДОУ….…………………34
2.1 Диагностика профессиональной компетентности педагогов ДОУ…………………………………………………………………………….…34
2.2 Система методической работы в ДОУ в межаттестационный
период…………………………………………………………………………….43
2.3 Сравнительная характеристика результатов опытно-эксперимен-
тальной работы …………………………………………………………………59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………62

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...65

Файлы: 1 файл

диплом 2013 Кузьминых Н.Н..doc

— 454.00 Кб (Скачать файл)

       *педагогические  советы 
                                                                 *методическая служба

                                                              


 

                                                                  * Самообразование педагогов

2  УРОВЕНЬ  УПРАВЛЕНИЯ

опосредованное  управление




        *индивидуальная работа с педагогами

        *групповые формы работы

         *коллективные формы работы

 



 

Глава  2.  Организация  методической  работы  в  ДОУ

  На  современном   этапе   первостепенным  становится  решение  задачи  усиления  адресности  методического  обеспечения   педагога,  оперативного  реагирования  на  конкретный  запрос.  Одним  из  способов  решения  этих  задач  видится  в  представлении  свободы  форм  и  методов   повышения  квалификации,  получении  вариативной  методической  помощи.

   В  нашей   работе  мы  столкнулись  с   тем,  что  профессиональная  компетентность  педагогов  не  всегда  отвечает  современным  требованиям.  Воспитатели  не  всегда  могут  аргументировано  доказать  свою  мысль,  быстро  и  квалифицированно  реагировать  на  поставленные  вопросы,  педагогически  грамотна  выйти  из  проблемной  ситуации. 

    Возникают   противоречия:

-  между  необходимостью  обновления  содержания  образования   и                недостаточным  уровнем  профессиональной  подготовки  педагогов;

-  между  необходимостью  повышения  квалификации  педагогов   в  условиях  обновления  содержания  образования  и  отсутствием   системы  становления   и  развития  профессионального  мастерства.

    На  основе  выявленных  противоречий  возникает   проблема:  поиск  и  реализация  новых  форм  методической  работы,  которые  будут  способствовать  развитию  профессиональной  компетентности  как  результат  становления  профессионального мастерства.

    В  данной  главе  мы  ставим  целью   описать  результаты  первого   этапа  исследования,  на  котором   происходило  выявление  исходного  уровня  сформированности  профессиональной  компетентности  педагогов  ДОУ,  при  помощи  диагностики.

    Опытно-экспериментальная   работа  была  организованна   на  базе  дошкольного  образовательного  учреждения  детского  сада  № 134  г. Артёмовского.  В  исследовании  принимали  участие  10  педагогов  данного  учреждения.

2.1  Диагностика   профессиональной  компетентности  педагогов  ДОУ  /констатирующий  эксперимент/

 

    Педагогическая  диагностика,  как  система   методов  и средств  изучения  профессионального  уровня  педагога,  чрезвычайно  значима  для  решения  вопросов  становления  профессионального  мастерства,  профессиональной компетентности,  более  полного  и  эффективного  удовлетворения  их  профессиональных  запросов  и  потребностей  в  системе методической  работы.

    Педагогическая  диагностика  обеспечивает  научный   подход  к  организации  работы  с  кадрами,  их  профессиональному  развитию  и  саморазвитию. 

   Диагностика   является  неотъемлемой  частью  методического  обеспечения  процесса  становления профессионального   мастерства  педагогов.  Работа  с ними  в современных условиях  должна  строиться дифференцированно,  с учётом  запросов  каждого.  Именно  это позволит  развить творчество  и инициативу  каждого путём  активного  включения  в  педагогический   процесс.

   Для  реализации  поставленной  цели  при  проведении  первого  этапа  исследования  решались  следующие  задачи:

* определить  исходный  уровень  развития  профессиональной  компетентности  педагогов;

* выявить факторы   стимулирующие  или  препятствующие  профессиональному  становлению  и  саморазвитию  педагогов;

*    самооценка.

    Для  осуществления   оценки  профессиональной  компетентности  педагога  необходимо:

-   критерии  и   показатели  определяющие,  что  и  как  оценивается;

-   методы  сбора,  обработки  и  анализа   информации;

-   организационные   процедуры  оценки.

    Для  решения   поставленных  задач  данного   этапа  исследования  использовались  следующие  методы:

*  наблюдение;

*  беседа  с  педагогом;

*  анкетирование;

*  методы  самооценки.

   Достижение  эффективности   своего  труда  и  умение  его  оценивать,  а  также   осознание  неэффективности   своего  труда  и  умение  устранять  слабые  места  в  нём  характеризуют  профессиональную  компетентность  педагога.  А.К.Маркова  считает,  что  «главная  задача  диагностики  профессиональной  компетентности  состоит  не  в  том,  чтобы  дать  оценку  педагогу  извне,  а  в  том,  чтобы  стимулировать  самого  педагога  к  осознанию и решению своих профессиональных  проблем» (38)

   На  основе  теоретического  анализа  сущности,  содержания  и  структуры   профессиональной   компетентности  как  результата  становления   профессионального  мастерства  педагогов,  представленной  в  первой  главе  нашей  работы,  нами  были  выделены  критерии  и  показатели  уровней  сформированности  профессиональной  компетентности  педагогов.

    В  качестве  показателей  и  критериев   были  взяты   педагогическая  деятельность,  педагогическое  общение,  личность  педагога.

   Определение   исходного  уровня  сформированности  профессиональной  компетентности  педагогов  осуществлялось  с   помощью  наблюдений,  бесед,  анкетных  опросов,  а  также  при помощи  метода  самооценки  и  независимых  характеристик  по  тестовой  карте  «Оценка  профессиональной  компетентности  педагога»  (приложение 1)

    Результаты  экспертной  оценки  профессиональной  компетентности  педагогов  (приложение 1 таблица 1)  показали,  что  у  большинства  педагогов  низкий  уровень  проективных (6  педагогов),  перцептивных  (9  педагогов)  умений,  умений  педагогического общения (7  педагогов)  и умения  педагогической  техники  (5  педагогов). Для  изучения  деловых  и  личностных  качеств  педагогов  нами  была  составлена  характеристика  педагогического  коллектива,  что  позволит  в дальнейшем  эффективней построить методическую  работу.

 

                     ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ  ЦЕНЗ  ПЕДАГОГОВ   ДОУ

 

 

    ВЫСШЕЕ  ОБРАЗОВАНИЕ

 

СРЕДНЕЕ  СПЕЦИАЛЬНОЕ

 

3   педагога

 

7  педагогов


               

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  СТАЖ  ПЕДАГОГОВ  ДОУ

 

 

СВЫШЕ  20  ЛЕТ

 

ОТ   10  ДО  20  ЛЕТ

 

ОТ  5  ДО  10  ЛЕТ

 

6  воспитателей

 

3  воспитателя

 

1  воспитатель


 

КВЛИФИКАЦИОННЫЙ  УРОВЕНЬ  ПЕДАГОГОВ                                               

 

 

1-Я  КВАЛИФ.  КАТЕГОРИЯ

 

2-Я  КВАЛИФ.  КАТЕГОРИЯ

 

9  ПЕДАГОГОВ

 

1  ПЕДАГОГ


 

 

    Для  проведения  адекватной  самооценки  педагогу  необходимо  предоставить  критерии  анализа  собственной  деятельности,  дающие  выход  на  проблемы  в  её  реализации.  Уровень  профессиональной  компетентности  педагога  во  многом  определяется  тем,  что  в  его  деятельности  воспринимается  как  задача,  и  тем,  какую  степень  затруднения  вызывает  её  решение.

     Для   проведения  самоанализа  педагогам  была  предложена  анкета  «Оценка  профессиональной  деятельности»,  в  которой  предлагалось  оценить  свои  умения  по  5-ти  бальной  системе  в  выполнении  следующих  видов  деятельности:

1  гностической                                             6  диагностической

2  исследовательской                                     7  коммуникативной

3  проектировочной                                        8  информационной

4  конструктивной                                           9  побудительной

5  организаторской                                          10 материнской

    В  сравнении   с  остальными  видами  деятельностями  педагоги  выделяют  следующие   недостаточно  сформированные  умения:

*  проектировочной

*  коммуникативной

*  диагностической

    Интересно  заметить,  что  большинство  педагогов (80%)  оценивают  высоко  свою  профессиональную  деятельность,  это  объясняется  тем,  что  большая  часть  педагогов  с  большим  трудовым  стажем.  Хотя  проведение  контроля  в  течении  года  показал, что педагоги  испытывают  трудности в реализации  этих  видов деятельности.

    Для  обобщения   затруднений  педагогов  была  проведена  экспертная  оценка  каждого педагога  по  тем же  критериям,  что и самооценка.  Результаты  оценки  профессиональной  деятельности  определили  круг  наиболее  общих  проблем  педагогов,  что  в  свою  очередь,  позволило  нам  разделить  педагогов  на  три  группы,  для  дифференцированного   подхода  в  организации  методической  работы.

   Сравнительный  анализ  экспертной  оценки  с  самооценкой  педагогов показал несоответствие  двух  оценок  в большинстве случаев.  Явно  завышенная  самооценка  близка  к  идеальной  у  Черемных Л.А., Свиридовой Л.И.,  ПискулинойВ.А.,  Милавкиной Т.В. Такие  педагоги  как  Подкина Л.Н.,  Попова Н.Н., Скутина О.А.  подходят  более  критично  к  своим  оценкам,  но  результат  их  деятельности  остается  явно  завышенным.  Это  говорит  о  недостаточном  развитии  рефлексии  педагогических  работников.

  Наблюдаемые трудности  педагогов  в  осуществлении  самоконтроля  и  самокоррекции  своего  труда  выражаются  в следующем:  недостаточная полнота и системность психологических знаний,  недостаточная рефлексия  и  низкая  самокритичность.

   Воспитатели,  отнесённые  нами  к первой  группе,  с оптимальным развитием  профессиональной  компетенции,  очень  критично  подходят  к  своей  оценке,  что  говорит  о  видении  дальнейших  перспектив  развития  тех  или  иных  умений,  поэтому  они  оценены  педагогами  довольно  низко.

   Чтобы  проанализировать уровень  профессиональной компетентности, уровень педагогических  способностей  и  умений  педагогов   необходимо  определить  критерии  их  оценки.  Их  количество  может  быть  разным   и  зависеть  от  конкретного  детского  сада,  конкретного  коллектива.

КРИТЕРИИ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  МАСТЕРСТВА

Первый  критерий – профессионализм.

Оцениваются  специально – предметные,  методические  и   психолого – педагогические  знания  и  умения.

Второй  критерий – творческий  потенциал.

Определяется  как  соотношение  возрастания  мастерства  воспитателей,  затрат  и  времени  и  усилий  на  методическую  работу  и  самообразование,  но  без  перегрузки  на  педагогов  этими  видами  деятельности.

Третий  критерий.

Определяется  улучшением  психологического  микроклимата,  ростом  творческой  активности  педагогов  и  их  удовлетворенностью  результатами  своего труда.

    Истинная  оценка  эффективности роста  профессиональных  способностей  и  умений  педагогов  были  обеспечены  следующими  методами  исследования:

*  наблюдение  за  деятельностью  педагогов;

*  тестирование  и   анкетирование  закрытого   типа;

*  диагностирование  по  составленным  картам.

    Анализ  результатов   осуществлялся  по  следующим   этапам:

-  информационный  (наблюдение, сбор  информации);

-  аналитический  (обработка   результатов);

-  прогностический  (корректировка  деятельности  и  прогноз  на  будущее).

    Исследования  уровня  профессионального  мастерства  в данном  коллективе  показали, что психологический микроклимат в ДОУ недостаточно  комфортный  для творческого роста и самовыражения каждого педагога, для  возможности  реализовать  свои  способности  и  проявить  мастерство  созданы  не  очень  оптимальные  условия .

     Для  организации  качественной  работы  по  повышению  уровня  профессиональной  компетентности  как  цели  становления  профессионального  мастерства  обязательным  условием  является  обратная  связь  с  коллегами,  то  есть  получение  информации,  связанной  с  их  образовательными  потребностями  и  желаниями.  Чаще  всего  воспитатели  высказывают  пожелания  в  устной  или  письменной  форме.  Для  оформления  письменной  заявки  мы  придерживаемся  определённой  формы,  чтобы  облегчить  возможность  её  дальнейшего анализа.  Именно  поэтому нами  была  разработана   анкета – заявка  « Образовательные  ориентиры  педагога  в  ДОУ» (приложение 2)

Информация о работе Методическое обеспечение процесса становления профессионального мастерства педагогов ДОУ