Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 13:41, дипломная работа
Актуальность исследования. На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный процесс российского общества в новом столетии. В связи с этим все более нетерпимым становятся недостатки и ошибки в образовательной деятельности ДОУ, в управлении образованием и в самой педагогической науке.
ВВЕДЕНИЕ…..……………………………………………………………...…....3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты становления профессионального
мастерства педагогов ДОУ……………………………………………..……….8
1.1 Исследование проблемы становления профессионального ма-
стерства в научной литературе………………………………………..………..8
1.2 Профессиональная компетентность как цель и результат про-
фессионального становления педагогов ДОУ ………………………………16
1.3 Педагогические средства становления профессионального мас-
терства и профессиональной компетентности педагогов ДОУ………….23
ГЛАВА 2. Организация методической работы в ДОУ….…………………34
2.1 Диагностика профессиональной компетентности педагогов ДОУ…………………………………………………………………………….…34
2.2 Система методической работы в ДОУ в межаттестационный
период…………………………………………………………………………….43
2.3 Сравнительная характеристика результатов опытно-эксперимен-
тальной работы …………………………………………………………………59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...65
Педагогические советы – постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. Он проводится для рассмот-
рения и решения основных вопросов воспитательно–образовательной работы дошкольного учреждения.
Главные задачи и цели: объединить усилия коллектива детского сада на повышение уровня педагогического процесса.
Виды деятельности педагогического совета:
* Обсуждение и выбор учебных планов, программ, форм и методов педагогического процесса и способов их реализации;
* Организация работы по повышению профессионального мастерства педагогов, развитию их творческих инициатив, распространению передового опыта;
* Проведение опытно – экспериментальной работы;
* Проведение аттестации педагогических работников;
* Определение направлений
взаимодействий дошкольного
учреждения с государственными
и общественными
Функции педагогического совета: современный педагогический совет является полуфункциональным, данное заключение позволяет сделать анализ видов его деятельности. В его функциях могут быть выделены такие группы: управленческие, методические, воспитательные, социально – педагогические.
Методы и формы педагогических советов.
* В работе педсоветов, как и в процессе обучения, выделяют:
- словесные методы (беседа, объяснение, доклад, дискуссия);
- наглядные (демонстрация фото, рисованная наглядность, схемы, таблицы и т.д.);
- практические (моделирование ситуации, наблюдение за практической деятельностью).
В практике передовых коллективов сложилось большое разнообразие технологических вариантов педагогических советов с применением различных форм и методов (схема 4)
схема 3.
ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ |
СОВЕТЫ |
ОБУЧАЮЩИЕ СЕМИНАРЫ |
КОНСУЛЬТАЦИИ |
ДЕЛОВАЯ ИГРА |
СЕМИНАРЫ-ПРАКТИКУМЫ |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ |
ОБОБЩЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ |
По методам подготовки и проведения
традиционные традиционные нетрадиционные
классические интенсифицированные
По форме (традиционные)
доклад с доклад с серия семинары
обсуждением содокладом собщений практикумы
По форме ( нетрадиционные )
творческий деловая круглый педагогический
отчёт игра стол консилиум
презентация конкурс аукцион фестиваль
клуб творческих дел дискуссии мастер-класс
По месту и роли в ДОУ.
тактический текущий внеочередной по итогам
стратегический итоговый
Обучающие семинары – являются, пожалуй, наиболее продуктивной фор
мой повышения уровня педагогического мастерства педагогов: на них основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовки, что не мало важно. Необходимым условием организации обучающих семинаров должно быть посильное участие всех педагогов. Им заранее предлагаются задания, которые позволят каждому развить педагогические способности, педагогическое мышление, коммуникативность.
Консультации (индивидуальные и групповые).
Обычно планируются заранее и отражаются в годовом плане ДОУ. Нередко необходимость в них возникает спонтанно, и качество проведения в этом случае напрямую зависит от педагогического мастерства и педагогической интуиции педагога.
Предварительная подготовка к консультации включает анализ литературы, отражающей современные подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, выстраивание структуры консультации, определение её содержания, подготовка информационных буклетов, проспектов и пособий.
Изучение лучшего передового опыта позволяет решить целый ряд задач, таких как:
* целенаправленное накопление педагогических материалов;
* анализ результатов деятельности по определённому направлению образовательной работы;
* описание взаимосвязанной работы всех специалистов ДОУ;
* подготовка образовательного учреждения к аттестации;
* менеджмент и маркетинг образовательного процесса.
Структура изучения передового опыта:
- этап исследования (анкетирование, наблюдение, беседа);
- этап анализа (выборка лучшего опыта из представленных по определённым критериям);
- этап структурирования (выстраивание системы предлагаемого опыта для более качественного восприятия его содержания);
- этап визуального восприятия (непосредственное знакомство педагогов с имеющимися материалами).
Деловые игры – формирование умений педагогического взаимодействия с детьми, коллегами, родителями.
Компоненты деловой игры:
* Подготовительный этап – постановка задачи, цель игры, содержание игры, подготовка материала к игре, выбор ведущего, определение функций и ролей участников игры.
* Собственно сама игра.
* Анализ результатов проведения игры: установление педагогической ценности игры, нахождение положительных сторон и недостатков, принятие конкретных решений, направленных на улучшение педагогического процесса.
Педагогические деловые игры ценны тем, что учат практическому выполнению профессиональных норм и правил поведения. Игра – это свободная творческая деятельность, что и увлекает её участников. Педагоги совершенствуют профессиональные навыки, умения, знания.
Педагогические тренинги. Они преследуют разные цели – от развития отдельных педагогических способностей воспитателей до формирования их устойчивого педагогического мышления. Содержание тренингов включает:
* индивидуальную работу по анализу педагогической проблемы;
* работу с группой коллег по решению поставленной поисковой задачи
* проведение деловой игры;
* создание методических рекомендаций.
Педагогический тренинг позволяет анализировать работу коллег и, что более актуально, осуществлять самоанализ, который дает возможность увидеть положительные и отрицательные моменты в своей педагогической деятельности и скорректировать некоторые личностные качества.
Исследовательская деятельность. Под исследовательской деятельностью понимается форма организации образовательного процесса, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с неизвестным заранее решением, но предполагаемым результатом.
Индивидуальные программы исследовательских экспериментальных работ – универсальное средство для повышения уровня квалификации педагогов, стимул для профессионального роста и развития.
Новые требования к профессиональному становлению педагогов повлекли за собой изменения в организации методической работы. На современном этапе развития системы образования основная цель методической работы – это создание условий для самореализации педагога, развитие его ключевых компетенций: воспитательных, коммуникативных, организаторских, исследовательских, проектировочных, конструктивных. Всем известны слова Дистерверга: «Педагог лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным образованием и воспитанием». На современном этапе эта истина актуальна как никогда. Неслучайно Правительством России принята программа развития непрерывного педагогического образования на 2001 – 2010 годы.
На современном этапе первостепенным становится решение задачи усиления адресности методического обеспечения, оперативного реагирования на конкретный запрос, но при условии активной позиции педагога – поиска новых ресурсов развития в себе, Один из способов решения этой задачи видится в предоставлении свободы выбора форм и методов повышения квалификации, получения вариативной методической помощи, поддержки инициатив представления индивидуального опыта педагога.
Рост уровня компетентности педагога сопряжен с самоанализом и самооценкой личности, что является внутренним стимулом профессионального самоопределения.
Предложенная модель методической работы отличается цикличностью, а цикличность – это всегда основа системности, наличие её в работе, как правило, приводит к позитивному результату.
Система методического обеспечения, по мнению Лосева П.Н., может быть построена в виде различных реально действующих моделей.
Например, управленческий аспект позволит построить модель в виде следующего комплекса взаимосвязанных элементов:
программирование –
Деятельный аспект может выделить такую модель:
* мотивы * цель * задачи * содержание * формы * методы * результат
Организационный аспект предполагает систему, построенную из форм методической работы.
Все рассмотренные модели органично связаны между собой таким образом, что все реализуются в каждой и каждая реализуется во всех.
Таким образом, разработанная модель методического обеспечения должна стать важным источником становления профессионального мастерства педагогов ДОУ. На основе рассмотренных нами моделей мы спроектировали свою модель методического обеспечения профессионального становления в межаттестационный и аттестационный периоды (схема 5).
Итак, педагогическое обеспечение занимает особое место в процессе становления профессионального мастерства педагогов дошкольных учреждений, так как прежде всего способствуют: активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Методическая работа является очень важным звеном в целостной системе повышения профессионального мастерства. Связь содержания методического обеспечения с ходом и результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого педагога.
МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-
ГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ В МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ И АТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОДЫ
Методическое обеспечение –
это целостная, основанная на
достижениях науки и передового
педагогического опыта система
взаимосвязанных мер, направленных
на становление и развитие
профессионального мастерства
каждого педагога образовательного
учреждения, развитие творческого
потенциала всего педагогического
коллектива, повышение качества
и эффективности учебно-воспитательного
процесса. |
1 УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНИЯ непосредственное управление |
тельность методиста ДОУ