Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 13:41, дипломная работа
Актуальность исследования. На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный процесс российского общества в новом столетии. В связи с этим все более нетерпимым становятся недостатки и ошибки в образовательной деятельности ДОУ, в управлении образованием и в самой педагогической науке.
ВВЕДЕНИЕ…..……………………………………………………………...…....3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты становления профессионального
мастерства педагогов ДОУ……………………………………………..……….8
1.1 Исследование проблемы становления профессионального ма-
стерства в научной литературе………………………………………..………..8
1.2 Профессиональная компетентность как цель и результат про-
фессионального становления педагогов ДОУ ………………………………16
1.3 Педагогические средства становления профессионального мас-
терства и профессиональной компетентности педагогов ДОУ………….23
ГЛАВА 2. Организация методической работы в ДОУ….…………………34
2.1 Диагностика профессиональной компетентности педагогов ДОУ…………………………………………………………………………….…34
2.2 Система методической работы в ДОУ в межаттестационный
период…………………………………………………………………………….43
2.3 Сравнительная характеристика результатов опытно-эксперимен-
тальной работы …………………………………………………………………59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...65
Система непрерывного повышения профессионально – значимых умений и способностей педагогов предполагает разработку образовательных программ для отдельных групп педагогов, объединяющихся по личностным качествам, психологической совместимости, по степени заинтересованности.
Нами была разработана «Программа творческого развития» (приложение 6)
Исходя из результатов анализа первого этапа, педагоги нашего коллектива поделились на три группы:
1-я группа – педагоги с недостаточно сформированными коммуникативными умениями (3 человека)
2-я группа – педагоги с низким уровнем развития прогностических умений (3 человека)
3-я группа –
педагоги, которые не работают
над расширением и углублени
4-я группа – педагоги, у которых уровень профессиональной компетентности достаточно высокий, имеют разносторонние интересы, систематически работают над собой, своим самообразованием, но творческая индивидуальность практически отсутствует (2 человека)
Исходя из вышеизложенного, нами была разработана программа развития профессиональной компетентности как цели становления профессионального мастерства педагогов (приложение № 5)
С целью повышения уровня профессиональных умений педагогов относящихся к третей группе, на первом этапе были организованы творческие группы, разрабатывающие то или иное направление экспериментальной деятельности. Группа педагогов проводила исследовательскую работу на основе какого-то одного метода в определённой возрастной группе. Педагоги не представляли её конечного результата, поскольку не ставили цели и не формулировали задачи экспериментальной деятельности. В сложившейся ситуации появилась необходимость создания Научно – методического совета ДОУ.
Научно - методический совет – это коллективный профессиональный орган, объединяющий на добровольной основе педагогов ДОУ, стремящихся осуществлять поиск интеллектуально формирующих технологий на научной основе. Организация, разработка, экспертиза результатов исследований, как теоретических, так и практических – основные задачи научно – методического совета. Он организует целенаправленную работу по становлению профессионального мастерства педагогов, создает систему обучения педагогов (семинары, учёбы, творческие отчёты); анализирует состояние и результативность деятельности педагогического коллектива.
Безусловно, важнейшей и наиболее эффективной формой методической работы с педагогами является проведение открытых мероприятий, которые осуществляются с целью раскрытия, обоснования и внедрения в практику конкретных актуальных идей, заложенных в приёмах и методах работы лучших педагогов. Практика показывает, что когда открытые мероприятия и взаимопосещения являются частью комплекса проводимой в ДОУ методической работы, тогда растёт профессиональное мастерство педагогов, создается обстановка творческого подъёма, поиска, происходит систематический обмен опытом.
В современных условиях, прежде всего, следует изучать все условия для работы активности и инициативы воспитателей, побуждать и поощрять их творческий поиск. В нашем дошкольном учреждении были организованы: творческая группа (педагоги 2-ой группы) и лаборатория творческого поиска (педагоги 1-ой и 4-ой групп). Работа над общей темой не всегда позволяла педагогам проявить инициативу, не всегда была близка и понятна им, потому что цель как бы навязывалась им сверху, а не являлась их собственной. Только когда конкретно каждый воспитатель стал иметь свой предмет изучения в рамках общего объекта исследования, управленческое воздействие стало эффективным.
С педагогами 3-ей группы была организована индивидуальная методическая помощь.
Цель: подвести педагогов к объективной самооценке, определить линию дальнейшего пути совершенствования.
Для этих воспитателей мы проводили консультации в разных формах:
- устный журнал
- круглый стол
- вечер вопросов и ответов
Работая с педагогом индивидуально, крайне важно проявлять дружелюбие, тактичность, в таком случае можно добиться определённых успехов и хорошего конечного результата.
Для творческого роста педагогов необходимо создать в дошкольном учреждении следующие условия: стимулирование осмысление процесса индивидуализации; создание ситуаций, когда востребованы и профессиональные умения и качества творческой индивидуальности.
Важным условием
становления профессионального
Первый этап – «Педагогическая робинзонада», когда нужно находить самостоятельные способы действия, влиять на поведение детей, отвечать за их знания, умения, нести за это ответственность в первую очередь перед собой.
Второй этап – вырабатывает своё «педагогическое видение» и самоопределение в деятельности. Это самостоятельная система охватывающая способы и средства организации действий, анализа, контроля. Всё это развивает педагогическую нравственность; учит постоянной рефлексивности позиции – закладывает основы творчества педагога.
Третий этап – это этап самореализации. Содержание третьего этапа – борьба на внутри образовательном и социальном уровнях. На данном этапе происходит становление профессионального мастерства.
В созданной среде саморазвитие, обучение педагогов происходит в более быстром темпе.
Одним из приёмов используемых нами в работе, заключается в организации ролевых игр и мозговых атак, цель которых, активизировать аналитическую и прогностическую деятельность педагогов.
Ценность «Мозгового штурма» заключается в том, что в ходе его могут рождаться новые, нешаблонные подходы к решению той или иной проблемы.
Проводимые нами деловые игры, такие как «Зеркало», заключают в себе поиск новых проблем, аналогичных ситуаций, которые были в практике раньше. Основной вопрос, на который нужно ответить, на что это похоже?
При обсуждении какой-либо проблемы мы используем такую форму, как «Дискуссия», в ходе которой педагоги со слабо выраженными коммуникативными умениями учатся аргументировать, убеждать присутствующих в правильности своего взгляда. Проводить дискуссию сложно, так как, к сожалению, у нас практически отсутствует культура спора, умение дискутировать, не обижая оппонента, не переводя на личности, не впадая в излишние эмоции. В дискуссии важны и равнозначны три компонента:
* аргументированная критика;
* чёткое изложение своей позиции;
* видение пути решения проблемы.
Вариантом дискуссии мы зачастую используем «Педагогический пинг-понг», где часто используем педагогические ситуации разного характера.
Полезна и интересна игра «Хорошо – плохо», в ходе которой педагоги в творческой лаборатории анализируют проблему с двух позиций. В ходе такого приёма воспитатели видят «обратную сторону медали», что немаловажно для нахождения более правильных путей решения проблем.
Для педагогов, чей творческий потенциал не раскрыт в полной мере, мы организовали «Лабораторию волшебников», в которой педагоги владеющие различными творческими находками и хитростями, делятся секретами со своими коллегами.
Таким образом, с помощью активных методов обучения (дискуссии, тренинги, деловые игры) в ДОУ создаётся для педагогов рефлексивная среда:
в мышлении – проблемно-конфликтные ситуации;
в деятельности – установка на кооперирование;
в общении – отношения, подразумевающие доступность опыта одного педагога для другого.
Самым действенным фактором и стимулом повышения уровня профессиональной компетентности, педагогической культуры и эффективности профессиональной деятельности является включённость педагога в педагогическое творчество, инновационную деятельность, исследовательский поиск. Если педагог ни в чём не сомневается, не ведёт настоящей исследовательской работы, не видит проблем и всё у него хорошо, по его мнению, то он не может быть, на наш взгляд профессионально компетентным во всех вопросах.
3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Цель: изучить эффективность системы методической работы направленную на повышение уровня профессиональной компетентности как основы становления профессионального мастерства педагогов.
Направлен на:
Предполагаемые результаты: прогноз дальнейшего профессионального развития педагогов.
Данный этап более подробно раскрыт нами в следующем параграфе.
2.3 Сравнительная характеристика результатов исследования
На наш взгляд, процесс становления профессионального мастерства длительный, многоплановый, но, тем не менее, определённые сдвиги можно заметить уже по ходу проведения исследования.
Для того, чтобы определить на сколько эффективна оказалась внедрённая нами программа, мы использовали диагностический инструментарий, что и на первом этапе эксперимента.
Результаты повторного исследования обнаружили, что в экспериментальной группе произошли изменения по всем показателям, наиболее ярко выраженными можно назвать результаты изменения коммуникативных и прогностических умений, Позитивная динамика проявляет себя в заметном увеличении числа педагогов, показавший высокий уровень развития профессиональной компетентности (с20% до 40%), выше среднего (30%), средний (30%), а также отсутствие педагогов с ниже средним и низким уровнями.(приложение № 6)
В процессе реализации нашей программы, мы зафиксировали, что педагоги повысили свои профессиональные качества в организации педагогического процесса, высокий уровень в овладении организаторскими умениями (35%), информационными (40%), развивающими (46%).
Результаты исследования обнаружили качественные изменения в группах испытуемых. Исходя из полученных данных, следует, что:
* 6 педагогов имеют высокий творческий потенциал;
* 3 педагога обладают нормальным творческим потенциалом;
* 1 педагог обладает небольшим творческим потенциалом, но это объясняется тем, что он недавно начал свою педагогическую деятельность, мало опыта, но есть творческое начало.
Проведя сравнительный анализ показателей начала работы и конечного результата, пришли к выводу, что представленная и апробированная нами система методического обеспечения, оказалась эффективной для становления профессионального мастерства.
Большинство педагогов удовлетворены выстроенной системой методической работы. Отмечалось, что в процессе обучения повысился уровень их педагогической культуры и компетентности.
По мнению педагогов,
выстроенная система
* понять необходимость самоанализа как направление профессионально-
го роста (90 %);
* совершенствовать педагогические способности и умения (78 %);
* испытать удовольствие от проявления творчества и его признания
(74%);
* оценить себя и свою деятельность (72 %);
* научиться принимать решения на основе коллективного обсуждения
(63 %);
* переосмыслить свою профессиональную деятельность (59 %).
Оценка результатов роста позволили выявить, что число имеющих недостаточный уровень профессиональных способностей и умений сократился на 40%, а число имеющих средний уровень возрос на 30%, высокий уровень вырос на 30%. Сравнительные результаты представлены в приложении № 7
Таким образом, мы подтвердили эффективность разработанной нами системы методической работы по повышению профессиональной компетентности как основы становления профессионального мастерства педагогов.
В качестве вывода необходимо отметить следующее: проведённая нами научно-поисковая работа свидетельствует, что предложенная технология по реализации системы методической работы в контексте профессионального становления педагогов имеет важное гуманистическое значение, так как позволяет каждому педагогу отслеживать индивидуальную траекторию профессионального становления.