Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 13:41, дипломная работа
Актуальность исследования. На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный процесс российского общества в новом столетии. В связи с этим все более нетерпимым становятся недостатки и ошибки в образовательной деятельности ДОУ, в управлении образованием и в самой педагогической науке.
ВВЕДЕНИЕ…..……………………………………………………………...…....3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты становления профессионального
мастерства педагогов ДОУ……………………………………………..……….8
1.1 Исследование проблемы становления профессионального ма-
стерства в научной литературе………………………………………..………..8
1.2 Профессиональная компетентность как цель и результат про-
фессионального становления педагогов ДОУ ………………………………16
1.3 Педагогические средства становления профессионального мас-
терства и профессиональной компетентности педагогов ДОУ………….23
ГЛАВА 2. Организация методической работы в ДОУ….…………………34
2.1 Диагностика профессиональной компетентности педагогов ДОУ…………………………………………………………………………….…34
2.2 Система методической работы в ДОУ в межаттестационный
период…………………………………………………………………………….43
2.3 Сравнительная характеристика результатов опытно-эксперимен-
тальной работы …………………………………………………………………59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...65
Содержание подготовки педагога представлено в квалификационной характеристике – нормативной модели компетентности педагога, отображающей научно-обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика – это, по существу, свод обобщенных требований к педагогу на уровне его теоретического и практического опыта.
А.К.Маркова (43) при рассмотрении профессиональной компетентности педагога использует три базовые категории психологии – деятельность, общение, личность. Так как труд педагога определяется и его результатами, то обученность, воспитанность детей дошкольного возраста составляют ещё две стороны труда педагога. Эти пять сторон в работе А.К.Марковой составляют основу пяти блоков профессиональной компетентности педагога, в каждом из которых выделяются следующие составляющие:
- профессиональные
психологические и
- профессиональные педагогические умения;
- профессиональные психологические позиции, установки педагога,
требуемые от него профессией;
- личностные особенности, обеспечивающие овладение педагогом
профессиональными знаниями и умениями.
Таким образом, с этой точки зрения «профессионально компетентным является такой труд педагога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность педагога, в котором достигаются хорошие результаты в воспитании и обучении детей дошкольного возраста, При этом компетентность педагога определяется также соотношением в его реальном труде того, каковы его профессиональные знания и умения, с одной стороны, и профессиональные позиции, психологические качества – с другой» (44,с.8)
В.А.Сластенин рассматривает структуру профессиональной компетентности через педагогические умения, которые он приобретает. Педагогические умения – это «совокупность последовательно разворачивающихся действий, основанных на теоретических знаниях и направленных на решение педагогических задач» (54).
В.А.Сластенин все педагогические умения объединяет в четыре группы:
* умения «переводить» содержание объективной педагогической действительности, объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи, то есть изучение (диагностика) личности и коллектива для определения уровня их готовности к овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе их развития, выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач;
* умения выстроить и реализовать логически завершенную педагогическую систему;
* умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий, активизация личности, развитие его деятельности.
* умения учитывать и оценивать результаты педагогической деятельности, то есть осуществлять самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности педагога, а также определять следующий комплекс приоритетных задач.
В.А.Сластенин рассматривает профессиональную компетентность педагога через единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности (схема 2)
Профессионально-
В концепции Н.В.Кузьминой компетентность есть рядоположенный с другими фактор педагогической деятельности. В качестве основных видов профессиональной компетентности, автор выделяет следующие:
* специально-педагогическая
компетентность – она
* методическая
компетентность – она
зависимость между системой методов, применяемых педагогом и системой знаний, умений и навыков, которыми пользуются дети;
* социально-психологическая компетентность в области процессов обучения;
* дифференциально-
* аутопсихологическая
компетентность – она состоит
Н.В.Кузьмина включает в профессионально-
1 гностический – решает задачу накопления и получения новых знаний;
2 проектировочный – связанный с проектированием целей и задач, пути их достижения;
3 конструктивный – включает действия по отбору и построению содержания, форм и методов работы;
4 организационный – решает задачу реализации запланированного;
5 коммуникативный – устанавливает педагогически целесообразные взаимоотношения между субъектами педагогического процесса.
В.В.Нестеров, А.С.Белкин рассматривают следующие виды профессиональной компетентности:
Когнитивная:
профессионально-
- это совокупность общих и специальных знаний в области педагогики,
смежных наук;
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
КОНСТРУКТИВНЫЕ УМЕНИЯ
аналитические прогностические проективные
РЕФЛЕКСИВНЫЕ УМЕНИЯ
|
ПРАКТИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
ОРГАНИЗАТОРСКИЕ УМЕНИЯ
мобилизационые информационые развивающие организационные
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ
перцептивные
педагогическое общение педагогическая
техника |
Структура профессиональной педагогической компетентности
- это уровень компетентности в вопросах содержания, методики обучения и воспитания, изучения личности детей;
- это знание способов управления воспитательными влияниями микро и макро среды.
Ключевые моменты составляющие
профессионально-
* профессионализм
– высокая степень
* педагогическое мастерство.
Психологическая: эмоциональная культура и психологическая зоркость.
* Культура ощущений и восприятий;
* Культура слова и эмоциональных состояний;
* Эмоциональная восприимчивость;
* Чувства;
* Эмоции;
* Настроение;
* Стрессовые состояния;
* Аффекты;
* Мотивы.
Коммуникативная компетентность: культура общения и педагогический такт.
* ценностное самоотношение педагогов;
* культура общения;
* педагогический такт.
Риторическая компетентность: профессиональная культура речи.
* логическое построение речи;
* управление голосом;
* выразительность;
* соответствие тона мимике и жестикуляции;
* лаконизм, эмоциональная насыщенность;
Профессионально-техническая компетентность.
Профессионально-
По мнению А.И.Моисеевой, компетентность – это характеристика отдельного человека, а именно индивидуальная характеристика степени его соответствия требованиям профессии в условиях конкретного социума образовательного учреждения.
Профессиональная компетентность, по её мнению, отражает способность педагога к самооценке и саморазвитию, к преобразованиям, усовершенствованиям в своём учреждении, - качество педагогов, способствующие развитию образовательного учреждения, поддерживающему или обеспечивающему его индивидуальность.
Итак, компетентность – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, которые приобретаются благодаря обучению.
Мы будем
рассматривать
Мы согласны с мнением А.К.Марковой, которая отвергает утверждения о предопределённости профессионального мастерства врождёнными особенностями, задатками, она показала его обусловленность уровнем профессиональной компетентности.
Профессиональная компетентность рассматривается нами как результат профессионального становления, подвергается оценке уровень её сформированности в аттестационный период.
1.3 Педагогические
средства становления
Проникновение
теории управления в ДОУ,
разграничение субъектов
и объектов ДОУ, привели
к некоторой
На наш взгляд, понятие « методическая работа» можно использовать применительно к термину педагогические средства повышения профессионального мастерства педагогов, если правильно определить её сущность.
Методическую работу следует аспектом управления и рассматривать как деятельность, направленную на повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ.
Сегодня необходимы
новые подходы к
Повышение квалификации педагогов – комплексный творческий процесс, предполагающий ознакомление педагогов с технологиями обучения и воспитания детей дошкольного возраста, работы с родителями, а также с нетрадиционными подходами к педагогическому процессу.
Чтобы педагогически грамотно и целесообразно организовать работу с педагогами, необходимо научно – методическое обеспечение ( методичес-
кий кабинет ), в котором педагоги знакомятся с новыми методиками, технологиями и программами дошкольного воспитания, где проходят методические мероприятия различной формы
Существует множество форм, мы рассмотрим трактовку предложенную В.П.Дубровой, Е.П.Милашевич (4) (схема 3)
Чтобы в дальнейшем наиболее эффективно представить методическую работу в ДОУ мы рассмотрим каждую из этих форм, позволяющих, на наш взгляд, строить процесс становления профессионального мастерства.