Методическое обеспечение процесса становления профессионального мастерства педагогов ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 13:41, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный процесс российского общества в новом столетии. В связи с этим все более нетерпимым становятся недостатки и ошибки в образовательной деятельности ДОУ, в управлении образованием и в самой педагогической науке.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…..……………………………………………………………...…....3

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты становления профессионального
мастерства педагогов ДОУ……………………………………………..……….8
1.1 Исследование проблемы становления профессионального ма-
стерства в научной литературе………………………………………..………..8
1.2 Профессиональная компетентность как цель и результат про-
фессионального становления педагогов ДОУ ………………………………16
1.3 Педагогические средства становления профессионального мас-
терства и профессиональной компетентности педагогов ДОУ………….23

ГЛАВА 2. Организация методической работы в ДОУ….…………………34
2.1 Диагностика профессиональной компетентности педагогов ДОУ…………………………………………………………………………….…34
2.2 Система методической работы в ДОУ в межаттестационный
период…………………………………………………………………………….43
2.3 Сравнительная характеристика результатов опытно-эксперимен-
тальной работы …………………………………………………………………59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………62

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...65

Файлы: 1 файл

диплом 2013 Кузьминых Н.Н..doc

— 454.00 Кб (Скачать файл)

    Содержание  подготовки  педагога  представлено  в  квалификационной  характеристике – нормативной  модели  компетентности  педагога,  отображающей  научно-обоснованный  состав  профессиональных  знаний,  умений  и  навыков.  Квалификационная  характеристика – это, по  существу,  свод  обобщенных  требований  к  педагогу  на  уровне  его  теоретического  и  практического  опыта.

    А.К.Маркова (43)  при  рассмотрении  профессиональной  компетентности  педагога  использует  три  базовые  категории  психологии – деятельность, общение,  личность.  Так  как  труд  педагога  определяется  и  его  результатами,  то  обученность,  воспитанность  детей  дошкольного  возраста  составляют  ещё  две  стороны  труда  педагога.  Эти  пять  сторон  в  работе  А.К.Марковой  составляют  основу  пяти  блоков  профессиональной  компетентности  педагога,  в  каждом из  которых выделяются  следующие  составляющие:

      -  профессиональные  психологические  и  педагогические  знания;

      -  профессиональные  педагогические  умения;

      -  профессиональные  психологические  позиции,  установки   педагога,             

  требуемые  от  него  профессией;

      -  личностные  особенности,  обеспечивающие  овладение   педагогом  

          профессиональными  знаниями  и  умениями.

     Таким образом,  с этой  точки зрения  «профессионально  компетентным  является  такой  труд  педагога,  в  котором  на  достаточно  высоком  уровне  осуществляется  педагогическая  деятельность,  педагогическое  общение,  реализуется  личность  педагога,  в  котором  достигаются  хорошие  результаты  в  воспитании  и  обучении  детей  дошкольного  возраста,  При  этом  компетентность  педагога  определяется  также  соотношением  в  его  реальном  труде  того,  каковы  его  профессиональные  знания  и  умения,  с  одной  стороны,  и  профессиональные  позиции,  психологические  качества – с  другой» (44,с.8)

     В.А.Сластенин рассматривает  структуру  профессиональной  компетентности  через  педагогические  умения,  которые  он  приобретает.  Педагогические  умения –  это  «совокупность  последовательно  разворачивающихся действий,  основанных  на  теоретических  знаниях  и  направленных  на  решение  педагогических  задач» (54).

    В.А.Сластенин все педагогические  умения  объединяет  в четыре  группы:

*  умения  «переводить»  содержание  объективной  педагогической  действительности,  объективного  процесса  воспитания  в конкретные  педагогические  задачи,  то  есть  изучение  (диагностика)  личности  и  коллектива  для  определения  уровня  их  готовности  к  овладению  новыми  знаниями  и  проектирование   на  этой  основе  их  развития,  выделение  комплекса  образовательных,  воспитательных  и  развивающих  задач;

 * умения выстроить и реализовать логически завершенную педагогическую  систему;

*   умения  выделять  и  устанавливать  взаимосвязи  между  компонентами  и  факторами  воспитания,  приводить  их  в  действие:  создание  необходимых  условий,  активизация  личности,  развитие  его  деятельности.

*   умения  учитывать   и  оценивать  результаты  педагогической  деятельности,  то  есть  осуществлять  самоанализ  и  анализ  образовательного  процесса  и  результатов  деятельности  педагога,  а  также  определять  следующий  комплекс  приоритетных  задач.

   В.А.Сластенин рассматривает профессиональную  компетентность  педагога  через  единство теоретической  и  практической  готовности  к  осуществлению  педагогической  деятельности (схема 2)

    Профессионально-педагогическая  компетентность – это способность педагога  превращать  специальность  в  средство  формирования  личности  ребенка  с  учётом  ограничений  и  предписаний,  накладываемых на  воспитательно-образовательный  процесс  требованиями  педагогической  карты  педагогической  карты,  в  которой  он  осуществляется. (63)

     В концепции Н.В.Кузьминой компетентность  есть  рядоположенный  с другими фактор  педагогической  деятельности.  В качестве  основных  видов  профессиональной  компетентности, автор  выделяет  следующие:

* специально-педагогическая  компетентность – она  предполагает  осведомлённость  педагога  и  авторитетность  в  области  науки  представителем  которой  он  является;

*   методическая  компетентность – она  предполагает  умения  устанавливать    

зависимость  между  системой  методов,  применяемых  педагогом  и  системой  знаний,  умений  и  навыков,  которыми  пользуются  дети;

* социально-психологическая   компетентность  в  области   процессов  обучения;

* дифференциально-психологическая   компетентность – состоит   в  осведомлённости  педагога  об  индивидуальных  особенностях  каждого  ребёнка,  его  способностях,  достоинствах  и  недостатков  и  т.п.,  предполагает  овладение  психологическими  знаниями  о  ребёнке;

*   аутопсихологическая   компетентность – она  состоит   в  осведомленности  педагога  о  способах  профессионального   самосовершенствования.

    Н.В.Кузьмина  включает  в  профессионально-педагогическую  компетентность  пять  компонентов:

1  гностический – решает  задачу  накопления  и  получения  новых  знаний;

2  проектировочный – связанный  с  проектированием  целей  и  задач,  пути  их  достижения;

3  конструктивный – включает  действия  по  отбору  и  построению  содержания,  форм  и  методов  работы;

4   организационный – решает  задачу  реализации  запланированного;

5   коммуникативный – устанавливает  педагогически  целесообразные  взаимоотношения  между субъектами  педагогического процесса.

    В.В.Нестеров,  А.С.Белкин  рассматривают  следующие   виды  профессиональной  компетентности:

Когнитивная:  профессионально-педагогическая  эрудиция.

-  это  совокупность  общих  и  специальных   знаний  в  области  педагогики,

    смежных  наук;

                  

                   ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ГОТОВНОСТЬ

                          

                           КОНСТРУКТИВНЫЕ   УМЕНИЯ

 

               аналитические     прогностические       проективные

 

                              РЕФЛЕКСИВНЫЕ    УМЕНИЯ

 

 


 

 

 

                     ПРАКТИЧЕСКАЯ   ГОТОВНОСТЬ

 

                             ОРГАНИЗАТОРСКИЕ   УМЕНИЯ   

 

мобилизационые информационые  развивающие организационные

 

                             КОММУНИКАТИВНЫЕ  УМЕНИЯ

 

перцептивные    педагогическое общение   педагогическая техника                             


 

Структура    профессиональной     педагогической    компетентности

                                               (по  В.А.Сластенину)                      схема 2.

 

- это   уровень  компетентности  в вопросах  содержания,  методики  обучения  и  воспитания,  изучения  личности  детей;

-  это  знание  способов  управления  воспитательными   влияниями  микро  и  макро   среды.

  Ключевые  моменты  составляющие  профессионально-педагогическую  компетентность:

*  профессионализм  – высокая  степень  компетентности  в  реализации  компетенций;  сформированность  научно-педагогического  сознания;

*    педагогическое  мастерство.

Психологическая: эмоциональная культура  и  психологическая  зоркость.

*  Культура  ощущений  и  восприятий;

*  Культура  слова   и  эмоциональных  состояний;

*  Эмоциональная   восприимчивость;

*  Чувства;

*  Эмоции;

*  Настроение;

*  Стрессовые  состояния;

*  Аффекты;

*  Мотивы.

Коммуникативная  компетентность:  культура  общения  и  педагогический  такт.

*  ценностное  самоотношение   педагогов;

*  культура  общения;

*  педагогический  такт.

Риторическая  компетентность:  профессиональная  культура  речи.

*  логическое  построение  речи;

*  управление  голосом;

*  выразительность;

*  соответствие  тона  мимике  и  жестикуляции;

*  лаконизм,  эмоциональная   насыщенность;

Профессионально-техническая  компетентность.

Профессионально-информационная  компетентность:  мониторинговая  культура.

    По  мнению  А.И.Моисеевой,   компетентность – это  характеристика  отдельного  человека,  а  именно  индивидуальная  характеристика  степени  его  соответствия  требованиям  профессии  в  условиях  конкретного  социума  образовательного  учреждения.

    Профессиональная  компетентность,  по  её  мнению,  отражает  способность  педагога  к  самооценке  и  саморазвитию,  к  преобразованиям,  усовершенствованиям  в своём учреждении, - качество  педагогов,  способствующие  развитию  образовательного  учреждения,  поддерживающему  или  обеспечивающему  его  индивидуальность.

   Итак,  компетентность – это общая способность,  основанная  на  знаниях,  опыте,  ценностях,  которые приобретаются благодаря обучению.

    Мы  будем   рассматривать  профессиональную  компетентность  как  совокупность  личностно-значимых, профессиональных  и  коммуникативных   свойств и качеств педагога,  позволяющих эффективно  осуществлять  педагогическую  деятельность  и  способствующих  становлению  профессионального   мастерства  педагогов.

   Мы  согласны  с мнением А.К.Марковой,  которая  отвергает  утверждения  о  предопределённости  профессионального  мастерства  врождёнными  особенностями,  задатками,  она  показала  его  обусловленность  уровнем  профессиональной  компетентности.

   Профессиональная  компетентность  рассматривается  нами  как  результат  профессионального  становления,  подвергается  оценке  уровень  её  сформированности  в  аттестационный  период.

1.3  Педагогические  средства  становления  профессионального   мастерства  и  профессиональной  компетентности  педагогов  ДОУ

 

    Проникновение   теории  управления  в  ДОУ,  разграничение  субъектов   и  объектов  ДОУ, привели   к  некоторой  терминологической   неясности  в  связи  с   применением  традиционных  и  новых  терминов. В  частности,  возникли  вопросы  об  использовании  и  понимании  термина  «педагогические  средства  в  ДОУ»; что  это  такое;  как  соотносится  педагогические  средства  с понятием  « методическая  работа».

   На  наш  взгляд,  понятие  « методическая  работа»   можно  использовать  применительно  к  термину  педагогические  средства  повышения  профессионального  мастерства  педагогов,  если правильно определить  её  сущность.

   Методическую  работу  следует  аспектом  управления  и рассматривать  как  деятельность,  направленную  на  повышение  профессионального  мастерства  педагогов  ДОУ.

   Сегодня  необходимы  новые  подходы  к  организации   методической  работы  в ДОУ.  Прежде  всего следует создать условия для повышения активности  и  инициативы  педагогов,  для  пробуждения  и  поощрения их  творческих  поисков.  Основанием  совершенствования  профессионального  мастерства  педагогов  должна  стать  система  педагогических  средств,  повышение квалификации  воспитателей,  методологической  основой  которой  является   современная  концепция  непрерывного  образования  как  условие  личностного  роста  и  развития.

    Повышение   квалификации  педагогов – комплексный творческий  процесс,  предполагающий  ознакомление  педагогов  с  технологиями  обучения  и  воспитания  детей  дошкольного  возраста, работы  с родителями,  а также  с  нетрадиционными  подходами  к  педагогическому  процессу.

    Чтобы  педагогически   грамотно  и  целесообразно   организовать  работу  с  педагогами,  необходимо  научно – методическое  обеспечение  ( методичес-

кий  кабинет ),  в  котором  педагоги  знакомятся  с  новыми  методиками,  технологиями  и  программами  дошкольного  воспитания, где  проходят  методические  мероприятия  различной  формы

  Существует  множество форм,  мы  рассмотрим  трактовку  предложенную  В.П.Дубровой,  Е.П.Милашевич (4) (схема 3)

   Чтобы в дальнейшем  наиболее  эффективно  представить методическую  работу  в ДОУ мы  рассмотрим  каждую  из  этих  форм,  позволяющих,  на наш взгляд,  строить процесс  становления  профессионального  мастерства.

Информация о работе Методическое обеспечение процесса становления профессионального мастерства педагогов ДОУ