Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 13:41, дипломная работа
Актуальность исследования. На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный процесс российского общества в новом столетии. В связи с этим все более нетерпимым становятся недостатки и ошибки в образовательной деятельности ДОУ, в управлении образованием и в самой педагогической науке.
ВВЕДЕНИЕ…..……………………………………………………………...…....3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты становления профессионального
мастерства педагогов ДОУ……………………………………………..……….8
1.1 Исследование проблемы становления профессионального ма-
стерства в научной литературе………………………………………..………..8
1.2 Профессиональная компетентность как цель и результат про-
фессионального становления педагогов ДОУ ………………………………16
1.3 Педагогические средства становления профессионального мас-
терства и профессиональной компетентности педагогов ДОУ………….23
ГЛАВА 2. Организация методической работы в ДОУ….…………………34
2.1 Диагностика профессиональной компетентности педагогов ДОУ…………………………………………………………………………….…34
2.2 Система методической работы в ДОУ в межаттестационный
период…………………………………………………………………………….43
2.3 Сравнительная характеристика результатов опытно-эксперимен-
тальной работы …………………………………………………………………59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...65
Для определения степени подготовленности педагогов, выявления потенциала профессионального развития и роста, разработали ряд тестов, анкет и диагностических карт (приложение № 3).
Проводя
диагностику «Оценка
* 3 педагогов имеют высокий уровень профессиональных качеств, то есть в совершенстве владеют педагогическими технологиями, активно делятся своими наработками и т.д.
* 3 педагога – средний уровень;
* 4 педагога - к сожалению, оказались на низком уровне владения профессиональными качествами (приложение № 4).
Причинами такого низкого результата роста воспитателей являются: бессистемность методических мероприятий, ограниченность используемых форм методической работы, отсутствие личностно –ориентированного общения, подхода со стороны администрации.
Дальнейшим действием с нашей стороны было, изучение возможностей и затруднений в работе педагогов, для эффективного составления будущей работы. Результаты оказались следующими:
* 2 педагога – могут поделиться опытом своей работы в нескольких разделах деятельности;
* 4 педагога - затрудняются поделиться опытом своей работы даже по одному, двум направлениям работы;
* 4 педагога – не могут или не хотят делиться опытом своей работы, по каким – либо причинам (приложение № 5).
Проанализировав всю ситуацию мы решили проработать перспективы профессионального роста педагогов, для того, чтобы в дальнейшем легче было определить эффективную модель методической работы.
Для формирования умения анализировать свои трудности в работе, стремление увидеть результат и перспективу своей деятельности предлагали педагогам, наряду с постоянным проведением аналитической деятельности просмотренных мероприятий, многофакторные анкеты.
Так анкетирование по оценки влияния первичной аттестации на повышение уровня профессионального становления позволило сделать следующие выводы: 6 педагогов довольны результатами аттестации, недовольство связано с тем, что результаты аттестации не всегда отражают фактического положения.
Полученная нами путём анкетирования, тестирования и диагностирования информация использовалась нами на протяжении следующего этапа исследования, для составления системы методической работы.
Исходя из вышеизложенного материала, мы видим, что существует реальная проблема, повышение уровня профессиональной компетентности невозможно без создания системы методической работы в межаттестационный период.
2.2 Система методической работы в межаттестационный период.
Одним из условий качества обучения и воспитания дошкольников является профессиональное мастерство педагогов. Как показал анализ, существует проблема и состоит она в том, что становление профессионального мастерства педагогов невозможно без создания системы методической работы, так как используемые формы работы не изменяются, повторяются из года в год.
Под системой мы понимаем совокупность взаимосвязанных между собой элементов образованных как единое целое для достижения конкретной цели, в нашем случае – повышение уровня профессиональной компетентности педагогов как цели становления профессионального мастерства.
Профессиональная компетентность характеризует такой труд педагогов, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность педагога, в котором достигаются хорошие результаты в воспитании и обучении дошкольников.
Организация
постоянно действующей систем
* научно – обоснованное изучение личности каждого педагога, межличностных отношений и социально-психологического климата в коллективе;
* определение содержания повышения профессиональной компетентности в соответствии с изменением содержания образования и личностными потребностями педагогов;
* использование
методов развивающего обучения,
создание условий для профессиональног
* выработка системы контроля за повышением профессиональной компетентности педагогов в ДОУ.
Вся работа в межаттестационный период была построена в три этапа:
1 этап – ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
Цель: выявить профессиональные затруднения, запросы педагогов, определить уровень сформированности профессиональной компетентности, создать модель системы становления профессионального мастерства педагогов ДОУ.
Тема: диагностика профессиональной компетентности как основа становления профессионального мастерства педагогов.
Направлен на:
* диагностику профессиональной компетентности педагогов, определение затруднений и запросов педагогов;
* создание групповых объединений педагогов, согласно уровню их профессиональной компетентности;
* разработку системы методической работы по повышению уровня профессиональной компетентности как основы становления профессионального мастерства педагогов.
Условия:
Данный этап работы подробно рассмотрен нами в предыдущем параграфе.
2 этап – ПРАКТИЧЕСКИЙ
Цель: разработать систему методической работы в ДОУ, согласно проведённому анализу уровня профессиональной компетентности педагогов.
Тема: система методической работы в ДОУ как основа повышения профессиональной компетентности педагогов
Направлен на:
Систему методической работы строили на основе:
* результатов проведённого анализа педагогического процесса;
* уровня профессионального мастерства и квалификации педагогов;
* зрелости и сплочённости коллектива;
* конкретных интересов и запросов воспитателей.
На данном этапе мы остановимся подробнее в данном параграфе. Изучив литературу разных авторов, мы взяли их на заметку, постепенно по мере необходимости вводя в свою работу наиболее приемлемые для наших педагогов формы методической работы.
Годичные команды педагогов.
Представляет собой управляемое объединение педагогов, основанное на принципе психологической совместимости. Решает вопросы, подобные вопросам педагогического консилиума. Частота работы – ежемесячно.
Участники:
* новаторы, мастера, опытно – активные педагоги, узкие специалисты(1-2 раза в год).
* опытно – малоактивные, молодые специалисты – консерваторы (1 раз в месяц).
* молодые специалисты (по мере необходимости).
* опытные – активные (по мере необходимости).
* новаторы (постоянно).
Педагогическое ателье или педагогическая мастерская.
Имеет целью передачу педагогом – мастером остальным членам педагогического коллектива основных идей своей педагогической системы, практических способов её реализации. Ведущие формы занятий в педагогическом ателье: совместное обсуждение концептуальной идеи педагога – мастера, выполнение индивидуально – практических заданий и возможность их использования педагогом в своей работе с детьми. Основная задача педагогического ателье – познакомить воспитателей ДОУ с методами нестандартной педагогики, с новыми технологиями, нетрадиционными формами работы. Частота проведения – 1 раз в месяц.
Мастер – класс.
Является разовой и одновременно выездной формой работы педагогов с целью распространения опыта среди других дошкольных учреждений города, района.
Основной метод – прямой и комментированный показ приёмов своей работы.
Творческие микрогруппы.
Это стихийное объединение 2-3 педагогов с целью профессионального общения и обогащения опыта друг друга. Основное условие работы микрогруппы – равенство возможностей педагогов. Группы создаются для нахождения способа решения проблемы, разработки методики, модернизации плана работы, модификации учебного пособия, дидактического материала и прочее. Для данной формы работы характерно объединение только опытных педагогов.
Кружки качества.
Организуются по инициативе администрации для поиска решения той или иной проблемы. Ведущий метод – «мозговая атака» или «мозговой штурм». Обязательным условием при организации работы кружка является наличие хотя бы одного педагога, способного обучать коллег без участия администрации. Главная задача – нахождение способа повышения качества воспитательно – образовательного процесса.
Временные творческие коллективы.
Создаются по инициативы администрации или опытного педагога для срочного решения какой – либо проблемы. Их главный метод – «мозговой штурм». Отличительной особенностью ВТК является невозможность перерыва её деятельности до полного решения проблемы..
Дискуссии.
Организуются по инициативе администрации, для активизации творческой деятельности педагогов. Основной метод – спор, обсуждение какого – либо актуального вопроса. Цель: расширить знание педагогов по какой – либо проблеме, а также формировать культуру общения участников в процессе дискуссии.
Эти формы
разработаны нами с учётом
дифференцированного подхода
к профессиональному
Система методической работы заключается не только в том, чтобы мы учили педагога, но и в том, чтобы предоставить ему возможность учить других, следовательно, и повышать свою квалификацию.
Цель методической работы заключается в том, чтобы, опосредованно
готовя опытного педагога к ведению работы по этой форме, научить:
* спланировать эту работу;
* отобрать необходимый материал;
* изучить литературу по этому вопросу.
Как правило, в дошкольных учреждениях есть разовые формы повышения профессионального мастерства (например, консультации). Но очень важно иметь систему непрерывного образования, когда один и тот же педагог, проходя через эту систему, поднимается по одной ступеньки к другой и, таким образом, в течение ряда лет участвует в различных формах методической работы. Это делается с целью повышения его профессионального уровня и в то же время стимулирует его интерес, повышает активность, способствует творческим проявлениям педагога. Это и есть система непрерывного повышения профессионального мастерства.