Методика обучения холодному батику детей младшего школьного возраста на кружковых занятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 23:21, дипломная работа

Описание работы

Актуальность и целесообразность изучаемого курса не вызывают сомнений, так как данная образовательная программа предусматривает эстетическое, нравственное развитие личности, приобщение детей к творчеству и создание условий для самореализации личности ребенка. Кроме того, занятия в учебной группе направлены на воспитание в детях терпения, аккуратности, трудолюбия, умения общаться в коллективе, что необходимо в дальнейшей жизни и трудовой деятельности. Считаю, что занятия декоративно – прикладным искусством обеспечивают эмоциональное благополучие детей, дают возможность самовыражения через творчество и получения удовлетворения результатами своего труда.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…………3

Глава I. ИСТОРИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ ХОЛОДНОГО БАТИКА.

1.1Зарождение искусства батика…………………………………….………..6

1.2 Технологии батика…….....….………………………………………….….9

1.3 Выполнения декоративной композиции для холодного батика……………………………………………………..…………...……….12


Глава II. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЙ БАТИКА ДЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

2.1 Психолого-педагогические особенности обучения младшего школьника……..……………………………………………………………....27

2.2 Методика проведения кружковых занятий батика…………..………....36

2.3 Методические рекомендации в проведении кружковых занятий для младших школьников……………………………………………….………..39

2.4 Конспекты для кружковых занятий по холодному батику……….........42


Глава III.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ УРОК БАТИКА В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.

3.1 Организация эксперементального обучения на кружковых занятиях…51

3.2 Экспериментальное занатие «Композиция для декоративного панно»..53

3.3 Анализ результатов экспериментального занятия………………………55

Заключение………………………………………………………………………

Список использованной литературы и интернет-ресурсов……………………

Файлы: 1 файл

112.docx

— 2.91 Мб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ХОЛОДНОМУ БАТИКУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                 Выполнила студентка:

                                                                                                Васильева Е. А.

 

                                                                                                 Руководитель: д. п. н.,

                                                                                                 Профессор Козлов В. И.

 

                                                                                                 Рецензент:

 

 

 

 

 

Москва 2014

Содержание                                                                                                               стр.                                                                                              

 

Введение…………………………………………………………………….…………3

 

Глава I.  ИСТОРИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ ХОЛОДНОГО БАТИКА.

 

1.1Зарождение искусства батика…………………………………….………..6

 

1.2 Технологии батика…….....….………………………………………….….9

 

1.3 Выполнения декоративной композиции для холодного батика……………………………………………………..…………...……….12

 

 

Глава II. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЙ БАТИКА ДЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

 

2.1 Психолого-педагогические особенности обучения младшего школьника……..……………………………………………………………....27

 

2.2 Методика проведения  кружковых занятий батика…………..………....36

 

2.3 Методические рекомендации в проведении кружковых занятий для младших школьников……………………………………………….………..39

 

2.4 Конспекты для кружковых занятий по холодному батику……….........42

 

 

Глава III.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ УРОК БАТИКА В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.

 

3.1 Организация эксперементального обучения на кружковых занятиях…51

 

3.2 Экспериментальное занатие «Композиция для декоративного панно»..53

 

3.3 Анализ результатов экспериментального занятия………………………55

 

Заключение………………………………………………………………………

 

Список использованной литературы и интернет-ресурсов……………………

 

Приложения……………………………………………………………………….

 

Творческие работы учащихся……………………………………………………

Введение.

 

Ежедневно нам приходится видеть яркий мир красок природы, окружающего нас мира, предметов. Интерес к рисованию появляется у детей с раннего возраста. Мир красок притягивает, детям хочется попробовать свои силы в творчестве. Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным. В этом случае на помощь приходит педагог.

 Задача преподавателя  выявить, поддержать и развить  это стремление. Вложить в руки  ребенка «инструмент», с помощью  которого он сможет выражать  свое отношение к окружающему  миру.

 

Специальный курс кружка по росписи ткани позволит детям овладеть одним из видов декоративно-прикладного искусства (пусть даже на любительском уровне).

Декоративно-прикладное искусство необходимо для расширения творческих возможностей детей. Художественные приемы росписи ткани очень разнообразны, яркий мир красок и материалов завораживает и увлекает, что хочется творить. Эта интересная техника росписи тканей, история которой берет начало в глубине веков, становится сегодня все более популярной.

 

Актуальность и целесообразность изучаемого курса не вызывают сомнений, так как данная образовательная программа предусматривает эстетическое, нравственное развитие личности, приобщение детей к творчеству и создание условий для самореализации личности ребенка. Кроме того, занятия в учебной группе направлены на воспитание в детях терпения, аккуратности, трудолюбия, умения общаться в коллективе, что необходимо в дальнейшей жизни и трудовой деятельности. Считаю, что занятия декоративно – прикладным искусством обеспечивают эмоциональное благополучие детей, дают возможность самовыражения через творчество и  получения удовлетворения результатами своего труда.

 

В дипломной работе я наметила следующие цели и задачи:

 

обучающие:

  • обучить детей способам выполнения ручной росписи ткани;
  • дать понятие о материалах и их свойствах, инструментах,             приспособлениях и безопасной работе с ними;
  • обучить основам рисунка, живописи, композиции и применению полученных знаний на практике

 

воспитывающие:

  • воспитать у детей интерес и любовь к творчеству; аккуратность, трудолюбие и терпение;

умение общаться в коллективе и уважать друг друга;

  • привить бережное отношение к результатам своего труда и труду

 других людей

 

развивающие:

  • развить в учащихся воображение и фантазию;
  • художественный вкус, изобразительных способностей
  • умение творчески мыслить

 

Основные задачи курса:

 

  • развитие творческого мышления
  • способность  передавать цветовую гамму, тональных контрастов
  • развитие чувства пропорции

овладение учащимися основными навыками росписи ткани, наглядно, в мельчайших подробностях, показать все этапы, с использованием необходимых материалов и инструментов

  • ознакомить учащихся с основами изобразительной грамоты, принципами стилизации растительных и животных форм
  • приобретение навыков в области декоративно-прикладного искусства
  • ознакомить учащихся с основами декоративной композиции

 

Основные задачи по росписи ткани (батик) направлены на развитие творческого потенциала учащихся, способность импровизировать, развивать воображение и фантазию.

 

На занятиях учащиеся приобретают навыки работы с разнообразной фактурой ткани, красителями, резервирующим составом. Учатся работать с палитрой, получать сложные, составные цвета, осваивают  законы текстильной графики.

На основе навыков рисования с натуры, используя гармоничные сочетания форм и объемов, цветов и фактуры, которые встречаются в природе – учащиеся изучают принципы стилизации, обобщение и подчеркивание особенностей форм предметов и  их декорирование.

На занятиях учащиеся работают с эскизом, как подготовка перед росписью по ткани, учатся исправлять ошибки и продумывать цветовые решения.

Художественно-творческая деятельность обеспечивает положительное эмоциональное состояние, углубляет знания об  окружающем мире, способствует разностороннему развитию личности.

 

Желательно, чтобы к концу учебного года:

  • учащиеся познакомились в достаточном объеме с техниками росписи по ткани
  • сознательно получали сложные цветовые тона, использовали знания основ композиции, работали в различных цветовых гаммах
  • стремились верно, и выразительно передавать сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (наброски, зарисовки, эскизы)
  • соблюдали последовательность росписи по ткани (перевод рисунка на ткань, работа с резервирующим составом, заливка фона, выполнение рисунка в цвете).

 

Программа предусматривает включение в задание игровых ситуаций, использование иллюстрированного материала. Задания программы призваны пробуждать интерес к истокам культуры, народному творчеству, декоративно-прикладному искусству. Программа дает возможность подвести учащегося к умению работать в технике батик. С целью накопления опыта творческого общения, в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективные работы использовались при оформлении школьных интерьеров и для участия в школьных выставках.

 

Данная образовательная программа с поставленными перед ней целями и задачами разработана для детей 7-10 лет с учетом их возрастных особенностей.

 

Занятия предусматривают эстетическое восприятие действительности: рисование с натуры, по памяти, по представлению.

Учащиеся осваивают разные техники росписи ткани (батик узелковый, холодный, и др.), используют приемы солевой техники, свободную роспись, акварельную технику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ И ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ ХОЛОДНОГО БАТИКА

 

1.1 Зарождение  искусства батика

 

Батик — индонезийское слово. В переводе с индонезийского оно означает «капля воска».  Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесёнными на ткань, не пропускают через себя краску — или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани.

 

Много веков назад художники Японии и Китая тушью наносили на рисовую бумагу или шелк удивительные воздушные пейзажи, бытовые сценки, неповторимые в своей красоте цветы, изображения птиц и бабочек. Кисть в руке мастера свободно скользила по поверхности, не стесненная никакими контурами. Может быть, поэтому современная роспись без применения контурных составов называется свободной.

 

Среди буйства тропической природы Индонезии яркими цветами выглядят саронги - похожая на юбку национальная одежда местных жителей. Роспись ткани саронгов гармонично сочетается как с окружающей природой, так и с внешностью местных жителей.

 

Для нанесения рисунка на ткань издавна использовали растопленный воск. Его в виде точек и линий наносили на поверхность ткани с помощью чантинга (прил.1) - небольшой металлической емкости с носиком. У некоторых чантингов было два или четыре носика, что ускоряло процесс.

 

 

                        

 

Если предполагалось создать белый рисунок на цветном фоне, ткань с нанесенными восковыми линиями опускали в краситель и, изредка переворачивая, ждали, пока цвет фона не станет достаточно ярким. Если узор хотели сделать многоцветным, восковое покрытие вновь наносили на те участки рисунка, которые должны были сохранить цвет фона, и опускали ткань в другой краситель. В зависимости от сложности рисунка и количества цветов процесс повторяли несколько раз, и окрашивание куска ткани могло длиться от нескольких дней до нескольких недель. На поверхности многократно натягиваемой и окрашиваемой ткани появлялись небольшие трещины - они создавали дополнительный узор. Современные художники наносят такие трещины специально, придавая им различные вид и направление в соответствии с замыслом.

 

Сегодня известны горячий батик, холодный батик, свободная роспись, свободная роспись с солевым раствором, техника шибори - техника с корнями из Японии.

 

Ручная художественная роспись тканей — своеобразный вид оформления текстильных изделий, уходящий своими корнями в глубокую древность. Первые упоминания о получении цветных декоративных эффектов на тканях встречаются уже в «Естественной истории» Плиния. Наибольшей известностью пользуются способы разрисовки тканей с применением различных резервирующих составов. Суть этих способов заключается в том, что участки ткани, не подлежащие окрашиванию, покрываются различными смолами или пчелиным воском, последние, впитываясь в ткань, защищают ее от воздействия краски. Подготовленную таким образом ткань опускают в краску, затем удаляют резервирующий состав (резерв) и в результате получают белый рисунок на окрашенном фоне.

 

Этот способ украшения тканей был известен на Руси, в Армении, Азербайджане; в Индонезии он существует и до сих пор. Китайский манускрипт VIII в. рассказывает нам о росписи тканей с помощью воскового рисунка.

 

Все эти способы получили название батик. Происхождение и значение слова «батик» точно неизвестно. На Яве есть в обиходе слово «амбатик», которое переводится как «гравировать», «писать», «рисовать».

 

Кроме такого способа нанесения рисунка на ткань, также с незапамятных времен известны печатные рисунки на тканях, получаемые при помощи резных досок, а в настоящее время сетчатых шаблонов — так называемых набоек.

 

Батик — способ окрашивания тканей, основанный на применении резерва, специального вещества, не пропускающего краску. По классической методике после того, как на ткани сделан рисунок резервом, а свободные участки прокрашены, резерв снимается, и на его месте остается затейливый узор.

 

Искусство росписи ткани с помощью резервирования зародилось свыше 2000 лет назад. Несмотря на то, что оно издавна практиковалось в Китае, Японии, Индии, странах Ближнего Востока и Индии, его родиной считают Индонезию.

 

Как правило, для яванского батика использовались хлопковые ткани. Именно на Яве искусство росписи ткани достигло высочайшего технологического уровня и изысканности. Индонезийский классический батик малоцветен. В колорите присутствовали цвета слоновой кости, все оттенки коричневого и наиболее яркая краска — индиго-синий. Рецепты изготовления синей краски и самих рисунков были величайшей тайной каждой семьи мастеров.

 

В приданом каждой девушки были обязательны вещи, выполненные в технике батика — одежда, красочная материя для обрядов и церемоний, занавеси и разнообразные настенные панно с бытовыми и мифологическими сюжетами, изображениями покровителей дома.

Информация о работе Методика обучения холодному батику детей младшего школьного возраста на кружковых занятиях