Методика обучения холодному батику детей младшего школьного возраста на кружковых занятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 23:21, дипломная работа

Описание работы

Актуальность и целесообразность изучаемого курса не вызывают сомнений, так как данная образовательная программа предусматривает эстетическое, нравственное развитие личности, приобщение детей к творчеству и создание условий для самореализации личности ребенка. Кроме того, занятия в учебной группе направлены на воспитание в детях терпения, аккуратности, трудолюбия, умения общаться в коллективе, что необходимо в дальнейшей жизни и трудовой деятельности. Считаю, что занятия декоративно – прикладным искусством обеспечивают эмоциональное благополучие детей, дают возможность самовыражения через творчество и получения удовлетворения результатами своего труда.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…………3

Глава I. ИСТОРИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ ХОЛОДНОГО БАТИКА.

1.1Зарождение искусства батика…………………………………….………..6

1.2 Технологии батика…….....….………………………………………….….9

1.3 Выполнения декоративной композиции для холодного батика……………………………………………………..…………...……….12


Глава II. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЙ БАТИКА ДЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

2.1 Психолого-педагогические особенности обучения младшего школьника……..……………………………………………………………....27

2.2 Методика проведения кружковых занятий батика…………..………....36

2.3 Методические рекомендации в проведении кружковых занятий для младших школьников……………………………………………….………..39

2.4 Конспекты для кружковых занятий по холодному батику……….........42


Глава III.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ УРОК БАТИКА В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.

3.1 Организация эксперементального обучения на кружковых занятиях…51

3.2 Экспериментальное занатие «Композиция для декоративного панно»..53

3.3 Анализ результатов экспериментального занятия………………………55

Заключение………………………………………………………………………

Список использованной литературы и интернет-ресурсов……………………

Файлы: 1 файл

112.docx

— 2.91 Мб (Скачать файл)

Для росписи холодным резервом наиболее удобны непрерывные плавные линии. Например, для первых опытов лучше выбрать растительный мотив, где точность рисунка не столь важна. Подкрасить резервные линии помогут обычные цветные карандаши. Способ несложный, но характерный для карандаша штрих сохранится под резервом.

После высыхания резерва расписывается каждый отдельный элемент рисунка.

Роспись получится более нежной и мягкой по тону, если предварительно каждый элемент рисунка смачивать водой.

Как и в любой технике батика, роспись надо вести от светлого к темному, тогда можно будет внести необходимые коррективы, например, очень светлый участок сделать более темным, пройдясь по нему еще раз краской. Темный цвет осветлить уже никак не удастся.

Спектр. Цветовой круг.

Луч света, пропущенный сквозь трехгранную стеклянную призму, разлагается на составные цвета, на цвета линейного спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Если к цветам спектра добавить пурпурный, смесь крайних его цветов красного и фиолетового, то можно замкнуть линейный спектр в цветовой круг. При помощи этого цветового круга попробуем разобраться в закономерностях взаимодействия цветов.

Разделив цветовой круг пополам по диаметру пурпурный, зеленый, получаем группу холодных и группу теплых цветов. Холодными принято называть цвета, в которых ощущается примесь голубого цвета, а теплыми примесь желтого. Это определение условно, но при колорировании, подборе красок оно имеет большое значение. Многие краски могут быть и холодными, и теплыми. Ярче всего это прослеживается на примере зеленого цвета: с примесью голубого или синего он становится голубовато-зеленым, т. е. холодным, а с примесью желтого желто-зеленым, т. е. теплым.

Этот пример показывает еще одно интересное и нужное художнику свойство цветов, соседствующих в цветовом круге. Как известно из практики, при их смешивании получаются более насыщенные тона. И наоборот, чем дальше цвета отстоят друг от друга, тем менее насыщенными получаются их смеси(прил.7).

Дополнительные цвета.

Расположенные на противоположных концах спектрального круга тона называются дополнительными. Вот основные пары дополнительных цвето:

· желтый и фиолетовый

· оранжевый и синий

· красный и зелено-голубой

· пурпурный и желто-зеленый

Если смешивать в равных количествах дополнительные цвета, то они становятся сероватыми, малонасыщенными, как бы погашая друг друга.

Внутри основного цветового круга расположены три концентрических круга, в которых помещены цвета, полученные от смешения в различных пропорциях двух дополнительных цветов. Проследим, например, что, получается, от смеси желтого и фиолетового, Как основу смеси сначала берем желтый цвет и начинаем постепенно добавлять к нему фиолетовый. Сначала у нас получается светло-золотистый цвет, т. е. желтый стал темнее и несколько потерял свою насыщенность. По мере увеличения доли фиолетового желтый теряет свою насыщенность и в центре круга приближается к серому ахроматическому.

Подобное явление наблюдается при смешении любой пары дополнительных цветов. Из приведенного примера можно сделать вывод, что при смешении дополнительных цветов невозможно получить новый чистый насыщенный цвет, а всякая, даже незначительная примесь дополнительного цвета к основному снижает его насыщенность.

Это свойство дополнительных цветов важно учитывать в тех случаях, когда необходимо получить какой-либо приглушенный или так называемый мягкий цвет. И в самом деле, все цвета, расположенные на таблице во внутренних концентрических кругах, полученные от смеси дополнительных цветов в различных пропорциях, дают серию привлекательных по тону малонасыщенных цветов. Этот прием существенно обогащает палитру художника.

Существуют три способа смешения цветов: механический, при котором новый цвет, получается, от перемешивания двух или более цветов, оптический способ (лессировка), при котором цвета, будучи наложены прозрачным слоем один на другой, дают новый цвет, и пространственный, когда цвета, располагаясь на поверхности в виде мелких точек, орнаментальных форм или полосок, создают при восприятии на расстоянии ощущение нового цвета. Эти способы применяются при колорировании текстильных изделий: первый и второй в росписи тканей, третий в ткачестве и ковроделии,.

Пользуясь этими способами смешения цветов, можно практически беспредельно расширить палитру. Часто, добиваясь того или иного цветового тона, мы получаем нежелательный оттенок, например красного или зеленого (чаще всего при получении золотистого или серого тона). В этом случае, используя свойства дополнительных цветов, можно избавиться от красного оттенка добавлением небольшого количества зеленого, и наоборот.

Одновременный контраст цветов.

Приступая к колористическому решению произведения, необходимо учитывать, что каждый цвет в композиции существует не изолированно. Он действует на зрителя одновременно с цветами, его окружающими. Взаимодействие это происходит по определенным законам. Если сравнить два рисунка, в одном из которых узор выполнен серой краской по черному фону, а в другом по белому, то серый цвет на черном фоне будет всегда казаться светлее, чем на белом. То же наблюдается при взаимодействии хроматических цветов: золотистый или сиреневый цвет будет казаться на коричневом фоне светлее, чем на желтом.

Явление изменения светлоты цвета в зависимости от светлоты окружающего его фона носит название одновременного светлогного контраста.

Более сложные изменения происходят с цветами при одновременном хроматическом (цветовом) контрасте. Хроматический контраст это кажущееся изменение цветового тона или насыщенности цвета в зависимости от окружающих его других цветов. Одновременный хроматический контраст ярче выражается при соприкосновении дополнительных или близких к ним цветов, причем он усиливается при уменьшении насыщенности этих цветов.

Одновременный хроматический контраст цветов дает зачастую нежелательные эффекты, но им можно воспользоваться и для усиления «цветности» того или иного колористического решения. Предположим, что нужно выполнить серый узор на красном фоне. Нейтральный серый цвет в окружении красного приобретает нежелательный зеленоватый оттенок, дополнительный к цвету окружающего фона. Избежать этого явления можно, прибавляя в серый цвет несколько капель красного, т. е. цвета фона, который нейтрализует зеленоватый оттенок, вызываемый одновременным контрастом, а серый получает необходимый нейтральный тон. Таким образом, для смягчения одновременного хроматического контраста необходимо в цвет рисунка или контура добавить небольшое количество цвета фона. Это необходимо учитывать при подборе пряжи для тканых и ковровых изделий.

Иногда появляется необходимость в выделении и подчеркивании какого-либо цвета в общей спокойной и сдержанной гамме, включении в композицию, как говорят художники, цветового «огонька». В этом случае необходимо расположить его на фоне дополнительного цвета. Тогда по закону одновременного хроматического контраста он будет казаться более ярким и насыщенным.

Итак, колорит текстильного изделия определяется совокупностью применяемых цветов, гармоничностью их сочетаний. В зависимости от преобладания тех или иных цветов колорит может быть темным или светлым, холодным или теплым, он может строиться на сочетании больших плоскостей насыщенных цветов или на тонких тональных сочетаниях, может быть спокойным или напряженным. Однако, прежде всего колорит характеризуется преобладающим в нем цветом синим или желтым, фиолетовым или зеленым и т. д.

Выбор основной гаммы и подчинение общего колористического решения этой гамме позволяет осмысленно подходить к вопросу цветового решения произведения. Недостаточно распределить цвета по плоскости изделия. Нужно научиться управлять возможностями, которые дают имеющиеся под рукой краски.

Колористически гармонично решенная вещь подобна музыкальному произведению, в котором ясно слышится основная мелодия на фоне музыкального сопровождения, не заглушающего эту мелодию, а только подчеркивающего и обогащающего ее.

Колорит - одно из средств создания определенного образа, настроения произведения. Не случайно, рассматривая произведение текстильного искусства, употребляют такие эпитеты, как солнечный, весенний, сдержанный, радостный, мрачный и пр. Они рождаются в результате зрительного и эмоционального ощущения, возникающего при первом знакомстве с вещью.

Основу этого ощущения составляет глубокая внутренняя связь, существующая во всяком законченном художественном произведении между общим композиционным замыслом, орнаментальным ритмом и колористическим решением.

Но, только обладая богатым опытом в создании художественных произведений, знаниями закономерностей взаимоотношения цветов, можно проанализировать зрительные ощущения, сказать, почему - то или иное произведение, его колорит хороши или плохи, насколько полно они раскрывают художественную идею произведения, и передать эти знания ученикам.

Сложные вопросы, связанные с цветовым решением, не исчерпываются данными здесь сведениями. Они приобретают ценность в руках вдумчивого художника при осмысленном применении их в процессе создания художественных произведений.

 

Технология выполнения холодного батика.

Слово “батик” в переводе с яванского означает “рисование горячим воском”, отсюда и название техники - “горячий батик”.

В батике есть возможность создавать множество различных эффектов путем удаления воска или пасты с окрашенной ткани. Дело в том, что воск не пропускает краску, поэтому участок, который вы покрыли воском, будет светлее другого.

Батик был довольно развит в Египте. В Африке знания о батике передаются от поколения к поколению, и одни из лучших ручных изделий, изготовленных племенами, были созданы с помощью этой техники. Батик является одним из самых выразительных способов воплощения искусства в жизнь. Африка может похвастаться созданием удивительного текстильного дизайна.

В Китае и Японии также широко использовался батик - это многоцветная художественная роспись по шёлку (холодный батик). А в Индии используется технология бандан (узелковый батик, жгутовый).

История, связанная с искусством батика, очень длинна и детальна, она передается от поколения к поколению, тем самым сохраняясь.

В “холодном” батике существует несколько основных техник, не овладев которыми вы не сумеете сделать красивую роспись. Холодный батик можно разделить на две крупные составляющие: - роспись с применением резерва и - свободная роспись.

Однако эта техника отличается от горячего батика не только температурой резерва, изменился его состав, инструменты для его нанесения, а также стиль росписи. Для росписи по шелку наиболее характерны белые и цветные линии, которые отделяют одно цветовое пространство от другого, все детали рисунка имеют четкую границу и расписываются красками только внутри резервной линии. В результате рисунок приобретает графическую четкость.

В отличие от горячего батика, данный метод не требует удаления резерва после окрашивания, более прост и безопасен и поэтому относится к числу наиболее популярных приемов росписи ткани. Именно поэтому холодный батик предпочтительнее использовать в занятии со школьниками.

Холодный и горячий батик основаны на применении резервирующих составов, ограничивающих растекаемость краски по полотну. В холодном батике резервирующий состав наносится на ткань в виде замкнутого контура, в пределах которого специальными красками в соответствии с эскизом расписывается изделие. Художественные особенности этого способа росписи определяются тем, что наличие обязательного цветного контура и использование этого контура для разнообразных орнаментальных разработок придают рисунку графически четкий характер. При этом количество цветов, применяемых для росписи, практически не ограниченно.

Для занятий художественной росписью тканей необходимо светлое, хорошо проветриваемое помещение. Каждое рабочее место представляет собой стол-тумбочку с двумя или большим количеством отделений. Здесь хранятся ткань и необходимые для росписи приспособления. Размер верхней крышки стола 1 кв. м. На этот стол укладывается деревянная раздвижная рама пяльцы, состоящие из четырех брусков с утопленными в пазах крючками. Крючки на раме служат для накалывания ткани, а потому должны быть с острыми кончиками и не выступать над брусками рамы. Крючки и бруски рамы покрываются химически стойким лаком для предотвращения ржавления и загрязнения. После накалывания и натяжения ткани на раму ее положение фиксируется винтами-барашками, делающими раму устойчивой.

В запасе у работающего должны быть гигроскопическая вата, пластмассовые или деревянные стержни диаметром 6, 8 мм с заостренными концами, поролоновые и резиновые губки, колонковые, барсуковые кисти.

Для росписи способом холодный батик необходимо иметь набор стеклянных трубочек различного диаметра с резервуаром или без него. Трубочки служат для нанесения контура рисунка. При работе по плотной ткани наводят более толстый контур, а по прозрачным, легким тканям более тонкий.

Описание выполнения работы: Перед работой ткань необходимо постирать, чтобы предотвратить усадку и удалить аппретуру, которой может быть пропитан материал, поскольку краска на такую ткань ложится неравномерно.

После стирки ткань тщательно прополаскивают, отжимают, не выкручивая, подсушивают и гладят еще влажной.

Ткань закрепляется на подрамнике или в пяльцы. Карандашом на ткани наносится контур рисунка. Необходимое для работы количество резервирующего состава набирается в стеклянную трубку. Касаясь концом трубочки ткани, по карандашному следу наносят резерв. Ткань просушивается около 40 мин, а затем проверяется целостность и надежность контура. Обязательным условием является замкнутость контура, иначе краска будет растекаться по ткани. Красильные растворы, предлагаемые в наборе, имеют очень высокую концентрацию, поэтому их разбавляют раствором питьевой соды. Разбавленные красильные растворы наносят на ткань кистью или ватными тампонами. Сначала закрашиваются светлые элементы рисунка, затем темные его части. При закрашивании больших поверхностей (каймы платка, фона) следует равномерно протирать всю влажную поверхность куском ваты. После высушивания работу следует снять с подрамника и подвергнуть обработке паром (запаривание). Затем промывают работу сначала холодной водой, затем горячей и стирают вручную с мылом.

Информация о работе Методика обучения холодному батику детей младшего школьного возраста на кружковых занятиях