Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 23:21, дипломная работа
Актуальность и целесообразность изучаемого курса не вызывают сомнений, так как данная образовательная программа предусматривает эстетическое, нравственное развитие личности, приобщение детей к творчеству и создание условий для самореализации личности ребенка. Кроме того, занятия в учебной группе направлены на воспитание в детях терпения, аккуратности, трудолюбия, умения общаться в коллективе, что необходимо в дальнейшей жизни и трудовой деятельности. Считаю, что занятия декоративно – прикладным искусством обеспечивают эмоциональное благополучие детей, дают возможность самовыражения через творчество и получения удовлетворения результатами своего труда.
Введение…………………………………………………………………….…………3
Глава I. ИСТОРИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ ХОЛОДНОГО БАТИКА.
1.1Зарождение искусства батика…………………………………….………..6
1.2 Технологии батика…….....….………………………………………….….9
1.3 Выполнения декоративной композиции для холодного батика……………………………………………………..…………...……….12
Глава II. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЙ БАТИКА ДЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.
2.1 Психолого-педагогические особенности обучения младшего школьника……..……………………………………………………………....27
2.2 Методика проведения кружковых занятий батика…………..………....36
2.3 Методические рекомендации в проведении кружковых занятий для младших школьников……………………………………………….………..39
2.4 Конспекты для кружковых занятий по холодному батику……….........42
Глава III.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ УРОК БАТИКА В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.
3.1 Организация эксперементального обучения на кружковых занятиях…51
3.2 Экспериментальное занатие «Композиция для декоративного панно»..53
3.3 Анализ результатов экспериментального занятия………………………55
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы и интернет-ресурсов……………………
В средних классах сначала проявляется, а далее и упрочивается понимание субъективной значимости этого творчества для себя и далее, по мере освоения знаниями в области декоративно-художественного творчества, умениями пользоваться различными художественными материалами и инструментами, навыками владения различными способами и приемами поиска и воплощения декоративного образа, для своей будущей деятельности.
В старших классах школы личностный смысл, определяясь интегрированностью предметного цикла изобразительного искусства, приобретает качества потребности, в декоративно-художественной деятельности концентрируясь в интересе, активности и желании заниматься этим видом деятельности в будущем, то есть профориентированная направленность мотивационной сферы.
Теоретический анализ научных трудов и практические исследования позволяют сделать нам следующие выводы по главе:
-Интересы рассматриваются
нами, как направленности личности
на предмет, тесно связанные с
потребностями, но не тождественны
им, развиваются с учетом
-Художественные интересы
понимаются нами как
- Художественно-творческая
активность как познавательно
направленная деятельность, как
единство мотивационных и
- Процесс развития и
формирования художественного
- Развитие художественного
интереса, художественно-творческой
активности, их эффективность находится
в прямой зависимости от
-Педагогическое воздействие
на компоненты мотивационной
сферы деятельности школьников (в
том числе и художественно-
-Выявление методологических
и дидактических особенностей
процесса преподавания
2.2. Методика проведения занятий в кружке по батику.
Помимо занятий в классе в учебные часы, педагогу часто приходится проводить занятия с учениками вне класса. Внеклассная работа преследует в основном те же задачи и цели, что и учебные занятия, но она помогает решать эти задачи шире и глубже, с привлечением нового материала, в более серьезной форме, с опорой на активный интерес учащихся, на их творческую инициативу. Кружок — наиболее распространенный вид внеклассной работы. Занятия в изокружке имеют свои особенности. Во-первых, это занятия для тех, кто серьезно интересуется изобразительным искусством и эти занятия являются для них в какой-то степени эстетической потребностью. Во-вторых, структура деятельности кружка отличается от классных уроков. На уроках учитель обязан изучать со школьниками определенные вопросы, предусмотренные школьной программой. Организация же работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста. Конечно, это означает, что педагог должен давать детям лишь то, что они хотели бы получить. Здесь берутся во внимание и подготовленность по искусству каждого учащегося, и возможности кружка (обеспечение изобразительными материалами, наглядными пособиями и пр.). Задача учителя состоит в том, чтобы вовлечь в регулярную работу кружка как можно большее число учащихся. Знания и навыки, приобретенные в кружке, они применяют при в выполнении театральных декораций для школьной сцены, при организации различных оформительских работ в своем классе.
В кружке обычно занимается не более пятнадцати учащихся, что создает необходимые условия для индивидуальной работы.
Если классные занятия изобразительным искусством отличаются разнообразием и органической связью с чтением, трудом, природоведением, если уроки проходят интересно и активно, дети охотно занимаются в кружке. Особенно ярко это проявляется в тех случаях, когда учащимся предлагаются новые виды занятий, различные новые материалы и инструменты.
Содержание занятий кружка изобразительного искусства определяется многообразной деятельностью детей в школе, обязательной учебной работой в классах.
Занятия кружка имеют две очень важные задачи: а) углубление и расширение знаний, умений и навыков, полученных учащимися на классных занятиях изобразительным искусством; б) приобщение детей к новым видам работы в области изобразительного искусства.
А также ставит перед собой следующие учебно – воспитательные задачи:
- развитие эстетического
восприятия предметов, явлений окружающего
мира и эмоционального
- развитие цветового зрения,
художественно – образной
- обучение практическим
умениям и навыкам работы
- ознакомление с творчеством
выдающихся художников
Занятия в изокружке дают возможность усиления эффективности эстетического воспитания школьников, расширения их культурного и интеллектуального кругозора.
Общеизвестно — большинство ребят младшего школьного возраста очень любят рисовать. И если хорошо организовать внеклассную работу, то увлечение изобразительным искусством может продолжиться и в старших классах, т. е. первый аспект внеклассной работы — профориентация. Мы чаще говорим о профориентации на технические профессии. Однако в области искусства она также необходима. Второй — в работе в кружке учитель имеет возможность полностью использовать свою педагогическую квалификацию и творческий потенциал.
Успех работы изокружка зависит от увлеченности учителя, хорошей организации занятий, обеспечения необходимым инвентарем и натурным фондом, от регулярности занятий и их четкого планирования. При планировании работы необходимо учитывать число членов изокружка, количество часов, тематику заданий, их сложность, методику проведения занятий и организацию итоговых выставок.
Например, учитель в школе ведет кружок батика. Подбирая тематику для индивидуальных работ детей, он должен учитывать и количество членов изокружка.
Планируя выполнение занятия с участием членов кружка, педагог должен определить объем работы, исходя из количества часов, которыми располагают учащиеся.
Педагог наметил выполнить несколько тематических работ, разбил ребят на подгруппы (творческие бригады) и обнаружил, что для одной из групп тематика задания оказалась очень сложной, — надо подобрать для них иное задание.
Группа ребят в изокружке подобралась очень подготовленная, и педагогу необходимо применить соответствующую методику работы с ними; отсюда и планирование учебного материала должно быть иным.
Организацию итоговых выставок педагог обычно планировал на конец учебного года, но данный состав кружка позволяет предусмотреть две итоговые выставки: зимнюю и весеннюю.
Помогает в работе и составление планов-конспектов по отдельным темам. К началу каждого занятия необходимо заранее подготовить соответствующие методические таблицы, репродукции формы и метоты работы в изокружках.
На первых занятиях, когда учащиеся еще недостаточно усвоили: технику холодного батика, нужно показать им весь ход построения рисунка и методы выполнения работы. Композиционное размещение рисунка на листе бумаги, постепенный ход построения линейного рисунка и работы краской.
При работе над выявлением объема и цветовой характеристики предметов приучаем детей правильно держать кисть, следить за обязательным предварительным разведением краски на палитре, обращать внимание на подбор нужных тональностей и цветовые соотношения при первой прокладке краски.
Руководя работой учащихся, надо не ограничиваться объяснениями, а больше показывать на практике, как работать кистью, наносить резервный контур на ткань, как разводить краску, подбирать нужные тона и цвета. Желательно, чтобы на этих занятиях сам преподаватель выполнил в присутствии учащихся основной процесс работы над частью постановки.
Законченные работы полезно просмотреть коллективно, с тем чтобы учащиеся отметили достоинства и недостатки своих рисунков. В конце просмотра надо суммировать их высказывания и дать указания к исправлению рисунков.
Лучшие работы, выполненные учащимися на занятиях в кружке, нужно отобрать для хранения в папке у преподавателя.
Одновременно с учебной работой педагог ведет и большую воспитательную работу, в особенности в период организации и первых занятий кружка. Он должен объединить детей в единый коллектив, живущий общими интересами, с едиными творческими устремлениями. Члены кружка выбирают старосту, который становится помощником учителя. Он следит за дисциплиной, за посещаемостью. Каждый поступивший в изокружок должен аккуратно посещать занятия выполнять предусмотренные планом задания и разработанные кружком правила поведения, принимать активное участие в делах кружка, в общественной жизни школы.
2.3 Методические рекомендации в проведении кружков младших школьников
Основной целью современного дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство», составляющая часть которой изобразительное искусство.
В программе внеклассных занятий изобразительным искусством школьников I-IV (обучение детей с семи лет) решаются следующие задачи:
формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к явлениям действительности и искусства;
формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности;
развитие у школьников способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека;
овладение интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося объекта творческой деятельности и взаимосвязи между различными видами искусства;
формирование целостного представления о национальной художественной и музыкальной культуре и их месте в мировой художественной культуре.
У младших школьников в отличие от других возрастных периодов, личностная ориентация определяется направленностью на внешний предметный мир, у них преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувствительное восприятие действительности, для них остается актуальной игровая деятельность. Специфика искусства, его художественно-образная природа как нельзя лучше отвечают личностным потребностям ребенка младшего школьного возраста. Это определяет педагогический потенциал и значимость предметов образовательной области «Искусство» на этапе начальной школы.
Выполняя в полной мере задачи, стоящие между данной образовательной областью, педагоги могут успешно добиваться реализации основной цели начального образования - развитие личности ребенка.
Любой вид искусства оперирует образами, а образ по своей художественной природе - целостен. И в любом художественном образе, как в капле воды, отражается весь мир. Таким образом, образовательная область
«Искусство» способствует решению еще одной важной задачи - задачи формирования целостного восприятия ребенком окружающего мира. Для ее решения элементы искусства вводятся в преподавание других школьных предметов. Наблюдается тенденция построения образования в единстве принципов и методов преподавания основ науки и искусства.
В начальной школе у младших школьников формируется художественная и музыкальная культура как неотъемлемая часть культуры духовной. Художественные и музыкальные знания, умения и навыки уже являются не целью, а основными средствами формирования культуры, композиция, форма, ритм, пропорции, пространство, цвет, звук, слово, темп, динамика и др. группируются вокруг общих закономерностей художественно-образного языка музыки и изобразительных искусств. Такой подход позволяет создавать интегрированные курсы, также решающие задачу формирования целостной картины мира.