Методика обучения холодному батику детей младшего школьного возраста на кружковых занятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 23:21, дипломная работа

Описание работы

Актуальность и целесообразность изучаемого курса не вызывают сомнений, так как данная образовательная программа предусматривает эстетическое, нравственное развитие личности, приобщение детей к творчеству и создание условий для самореализации личности ребенка. Кроме того, занятия в учебной группе направлены на воспитание в детях терпения, аккуратности, трудолюбия, умения общаться в коллективе, что необходимо в дальнейшей жизни и трудовой деятельности. Считаю, что занятия декоративно – прикладным искусством обеспечивают эмоциональное благополучие детей, дают возможность самовыражения через творчество и получения удовлетворения результатами своего труда.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…………3

Глава I. ИСТОРИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ ХОЛОДНОГО БАТИКА.

1.1Зарождение искусства батика…………………………………….………..6

1.2 Технологии батика…….....….………………………………………….….9

1.3 Выполнения декоративной композиции для холодного батика……………………………………………………..…………...……….12


Глава II. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЙ БАТИКА ДЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

2.1 Психолого-педагогические особенности обучения младшего школьника……..……………………………………………………………....27

2.2 Методика проведения кружковых занятий батика…………..………....36

2.3 Методические рекомендации в проведении кружковых занятий для младших школьников……………………………………………….………..39

2.4 Конспекты для кружковых занятий по холодному батику……….........42


Глава III.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ УРОК БАТИКА В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.

3.1 Организация эксперементального обучения на кружковых занятиях…51

3.2 Экспериментальное занатие «Композиция для декоративного панно»..53

3.3 Анализ результатов экспериментального занятия………………………55

Заключение………………………………………………………………………

Список использованной литературы и интернет-ресурсов……………………

Файлы: 1 файл

112.docx

— 2.91 Мб (Скачать файл)

 

 

Материалы.

Ткань, независимо от выбранной вами техники, должна быть из натуральных волокон. На тканях, содержащих искусственные волокна, краски плохо закрепляются или не закрепляются совсем. Чтобы избежать возможных разочарований и ошибок проверьте натуральность ткани до начала работы. Легче всего это определить с помощью горения.

Хлопок, вискоза, лен: Горит быстро, полностью сгорает. Оставляет светло-серую золу запах жженой бумаги

Шелк, шерсть: Горит плохо, оставляя маленький темный шарик на конце запах жженого рога.

Искусственные Волокна: Не горят, плавятся, образуя на конце шарик, нет запаха

Для первых опытов и для тренировок лучше использовать тонкие хлопчатобумажные ткани - мадаполам, маркизет, батист или шифон.

На натуральный шелк лучше переходить, когда вы достаточно овладели техникой росписи. Шелковые ткани очень разнообразны и по-разному поддаются росписи.

Тонкий шелк - понже, креп-шифон - идеален для начинающих, особенно подходит для контурной росписи. Краска на эти ткани ложится ровно и хорошо расплывается.

Более плотные ткани - дюпон, туаль, креп-сатин, крепдешин и креп-жоржет - тоже подходят для работы в технике нанесения контуров, поскольку на них быстрее закрепляются разделяющие линии, чем на плотных шелках, таких как шелк-бурет, тусса.

 

Эти виды шелка могут быть использованы для нанесения воска или для набивки уплотненных красок, однако, при условии, что разъединяющий материал достаточно хорошо проникает в ткань. Приступая к работе с большой поверхностью в этом надо убедиться заранее.

Каждый вид ткани требует применения определенных красителей, соответствующих им способов приготовления краски и упрочения полученных на тканях окрасок. Красители, применяемые в ручной росписи тканей, по своим техническим свойствам делятся на группы. В пределах каждой группы красители различаются по цветам. В маркировке красителей имеются буквенные и цифровые обозначения. Сначала указывается группа (прямой, кислотный, основной и т. д.). Оттенок красителя обозначается буквами: Ж желтоватый оттенок, К красноватый, 3 зеленоватый, С синеватый оттенок.

Цифры, проставленные в маркировке, указывают на интенсивность оттенка, например: кислотный алый 2 Ж, прямой красный 3 С. Это означает, что в первом случае алый цвет имеет довольно интенсивный желтый оттенок и приближается к оранжевому, а во втором красный цвет имеет синеватый оттенок и приближается к фиолетовому. Чем больше цифра, тем интенсивнее оттенок. В отдельных случаях в маркировке дается характеристика прочности, способ применения или упрочения.

Для приготовления краски используются различные химические и вспомогательные вещества:

1)уксусная кислота бесцветная  жидкость с резким специфическим  запахом, хорошо растворяется в  воде, ядовита, при попадании на  кожу вызывает ожоги, при работе  с ней требуется осторожность

2) лимонная кислота бесцветные  кристаллы без запаха в отдельных  случаях может заменить уксусную  кислоту

3) молочная кислота 40% - ная  жидкость светло-коричневого цвета  без запаха; также может заменить  уксусную кислоту;

4) едкий натр в твердом  виде представляет собой белую  или розовую массу; на воздухе  поглощает влагу и углекислоту, при этом плавится, покрываясь  белым налетом; необходимо хранить  в хорошо закрытой стеклянной  или фарфоровой посуде;

5) водный аммиак (технический  нашатырный спирт) бесцветная прозрачная  жидкость с резким специфическим  запахом;

6) бисульфат натрия мелкие  кристаллы или желтоватый раствор  с острым запахом;

7) мочевина - белые или  желтоватые кристаллы, хорошо растворяющиеся  в воде;

8) резорцин кристаллы  от белого и розового до  коричневого цвета, хорошо растворяются  в воде и спирте;.

9) уротропин кристаллический  порошок сладкого и жгучего  вкуса, хорошо растворяется в  холодной воде, хуже в горячей;.

10) фенол бесцветные кристаллы  или кристаллическая масса белого  цвета с характерным запахом; фенол очень ядовит, попадая на  кожу, вызывает ожоги, в работе  требует осторожности;.

11) канифоль - твердая хрупкая  стекловидная масса от светло-желтого  до бурого и черного цвета;.

12) парафин - твердая масса  белого или желтого цвета, при  нагревании легко плавится;

Сухой крахмал размешивают с небольшим количеством воды, добавляют остальную воду, затем в течение часа разваривают при помешивании на водяной кипящей бане до получения прозрачной массы

Готовую загустку процеживают через частое сито. Крахмальная загустка плохо растворяется в воде.

Крахмал и декстрин размешивают с небольшим количеством воды, добавляют остальную воду и смесь нагревают до 80 85 С в течение полутора часов, после чего охлаждают и протирают через сито.

Упрочение окрасок хромовыми красителями производят в следующей последовательности. Расписанная и хорошо просушенная ткань перекладывается гигроскопической бумагой или хлопчатобумажной тканью (можно в несколько слоев, т. е. четыре-пять изделий одновременно). Все сворачивается в трубку (не туго) и погружается в медицинский автоклав, предварительно разогретый. Продолжительность запаривания хромовых красителей составляет 60 90 минут при температуре 104 С и избыточном давлении 0,3 0,5 атмосферы (прил.8).

 

Глава II. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

 

    1. Психолого-педагогическое обоснования методики обучения младшего школьника

 

Чтобы нарисовать даже очень небольшую работу, необходимо знать принцип расположения объектов на плоскости. Если начинающий художник не знает основ композиции, то его работа будет «разваливаться».

 

Термин композиция в переводе  с латинского «composition» организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника.

 

Иными словами, композиция-это правильное распределение объектов на листе: выделение главного объекта, заполнение всей плоскости листа, уравновешенность правого и левого края, наличие общего замысла или идеи.

 

Обучение детей композиции в холодном батике, требует определенного уровня развития   психологических процессов:

  • Мышление;
  • Пямяти;
  • Воображения;
  • Внимания;
  • Воспитание.

 

Для успешного начала обучения в школе взрослые должны помочи учащимся:

  • Во-первых, адаптироваться к новым социальным условиям;
  • Во-вторых, научить их получать удовольствие от интеллектуального труда;
  • В-третьих, сформировать потребность в умственном развитии и позитивное отношение к самому процессу обучения.

 

Чтобы достичь этих целей,   необходимо, чтобы требования, предъявляемые к ученикам младшего школьника, а так же сложность преподавания учебного материала соответствовал уровню развития познавательных процессов детей младшего школьника.

 

Как и в эмоциональной сфере, в когнитивном, речевом и моторном развитии детей от 7 до 9 лет происходит множество важных изменений. Этим обусловлен тот факт, что в большинстве культур именно на этот возраст приходится начало систематического обучения.

 

Особенности мышления детей 7-10 лет

К 6 годам начинают исчезать такие свойства детской мысли, как ригидность и необратимость. М. Ш. уже способны устанавливать несложные причинно-следственные связи, особенно при использовании наглядного материала. Детей уже можно научить делать простые умозаключения.   

 

У ребят этого возраста появляется способность мысленно выходить за пределы ситуации, имеющейся в настоящий момент.

Однако, несмотря на новые возможности, мышления ученика м. ш. еще сохраняет многие черты незрелости, что нельзя не учитывать при освоении ими нового материала.

 

Так, наглядно-образное мышление находится по-прежнему на низком уровне развития, преобладающим остается наглядно-действенное мышление. Следственно, в работе с детьми нужно упираться на практическую деятельность.

 

У детей еще не сформированы навыки элементарного анализа, поэтому информация, которая кажется взрослым очевидной и вытекающей из уже имеющейся, может вовсе не являться таковой для детей.

 

М. ш. обычно уже умеют обобщать, но часто делают это по несущественным, ситуативным признакам. Поэтому прежде чем учить ребенка пользоваться правилами по каким-либо учебным предметам, не

лишним будет проверит, правильно ли он соотносит отдельные понятия и класс понятий, к которым употребляется данное правило.     

  

 

Особенности памяти детей 7-10 лет

Ведущим типом памяти младшего школьника остается непроизвольная память (непосредственное запечатление и воспроизведение материала, не требующее применения особых усилий или вспомогательных методов). Однако в 7 лет процесс запоминания уже может быть опосредован использованием внешних стимулов, например смех или карточек.

 

На процесс запоминания начинает влиять наличие установки, систематизация материала, подведение итогов, что необходимо использовать при объяснение у детей начинает формироваться способность контролировать свои процессы памяти и мышления.

 

Особенности воображения детей 7-10 лет

Развитие воображения детей 7-10 лет значительно превосходит их интеллектуальное развитие, по сколько оно начинает формироваться гораздо раньше, чем мышление. Воображение ребенка  наполнено множеством образов, новые образы возникают довольно легко, при минимальном внешнем стимулировании. Учитывая это обстоятельство, а так же то, что регулирующие функции у м. ш. еще недостаточно сформированы, можно сделать вывод о необходимости умеренного использования, например, наглядного материала. Если он будет содержать много дополнительных подробностей, особенно ярких, эмоциональных, то это будет отвлекать детей от сути задания, уводить в мир воображения.

 

Особенности внимания детей 7-10 лет

В начале обучения у детей преобладает непроизвольное внимание, поэтому способность сосредоточиться напрямую связана с тем, насколько ребенку интересна выполняемая работа. Чем больше м. ш. в активную деятельность, тем устойчивее их внимание.

 

Учащиеся м. ш. не могут сохранять активное внимание более 10 минут, следовательно, через такие промежутки времени необходимо менять вид деятельности.

 

Труднее всего удержать внимание детей при монологе учителя (родителя), т.е. пассивном восприятии ими информации. Временной предел в этом виде деятельности – 5 минут. Увеличить этот период можно превращая монолог в диалог.

 

Формулируя задания для первоклассников, нужно учитывать, что объем их внимания еще очень невелик-всего 2-3 объекта. Следовательно, наиболее эффективная помощь в организации детьми своей работы-пошаговое управление, предъявление коротких и четких инструкций.

 

При групповой работе важно помнить о том, что уровень распределения внимания детей этого возраста очень низкий, а значит, они не могут выполнять два вида деятельности одновременно. Эта проблема актуальна на уроках, т. к. отставшие в выполнении задания учеников не могут, доделывая его, слушать объяснения учителя, касающиеся нового задания. Как видим, в таких ситуациях необходимо четко фиксировать начало и конец задания, используя синхронизации темпа работы в классе.    

 

Особенности восприятия детей 7-10 лет

В этом возрасте восприятие часто сводится к узнаванию предмета, к называнию формы и цвета. Младшие школьники воспринимают объекты как целое, плохо схватывают детали, не увязывают их между собой, т. е. систематический анализ воспринимаемых свойств вызывает у детей трудности.

Для полноценного восприятия детей 7-10 лет, необходима возможность практически оперировать с объектами.

 

Как известно, период от 7 до 10 лет – очень важный период для развития ребёнка. И именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду. В эти годы развивается воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируется умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, воспитывается активность, инициатива, самостоятельность, начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности. Поэтому очень важно именно в этом возрасте так организовать учебный труд м. ш., чтобы максимально развивать способности каждого из них, сформировать интерес к учению вообще и к отдельным предметам в частности.

 

Школа, как и система дополнительного образования, на сегодняшний день является одной из действенных форм художественного образования детей с приобщением их к народному, декоративно-прикладному искусству и изобразительному творчеству. Занятия в этих учреждениях базируются на изначальном психологическом желании и интересе школьников к изобразительной деятельности, которые могут являться стержневой основой, вокруг которых может быть сгруппирована достаточно развитая система других интересов.

Информация о работе Методика обучения холодному батику детей младшего школьного возраста на кружковых занятиях