Методика обучения холодному батику детей младшего школьного возраста на кружковых занятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 23:21, дипломная работа

Описание работы

Актуальность и целесообразность изучаемого курса не вызывают сомнений, так как данная образовательная программа предусматривает эстетическое, нравственное развитие личности, приобщение детей к творчеству и создание условий для самореализации личности ребенка. Кроме того, занятия в учебной группе направлены на воспитание в детях терпения, аккуратности, трудолюбия, умения общаться в коллективе, что необходимо в дальнейшей жизни и трудовой деятельности. Считаю, что занятия декоративно – прикладным искусством обеспечивают эмоциональное благополучие детей, дают возможность самовыражения через творчество и получения удовлетворения результатами своего труда.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…………3

Глава I. ИСТОРИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ ХОЛОДНОГО БАТИКА.

1.1Зарождение искусства батика…………………………………….………..6

1.2 Технологии батика…….....….………………………………………….….9

1.3 Выполнения декоративной композиции для холодного батика……………………………………………………..…………...……….12


Глава II. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЙ БАТИКА ДЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

2.1 Психолого-педагогические особенности обучения младшего школьника……..……………………………………………………………....27

2.2 Методика проведения кружковых занятий батика…………..………....36

2.3 Методические рекомендации в проведении кружковых занятий для младших школьников……………………………………………….………..39

2.4 Конспекты для кружковых занятий по холодному батику……….........42


Глава III.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ УРОК БАТИКА В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.

3.1 Организация эксперементального обучения на кружковых занятиях…51

3.2 Экспериментальное занатие «Композиция для декоративного панно»..53

3.3 Анализ результатов экспериментального занятия………………………55

Заключение………………………………………………………………………

Список использованной литературы и интернет-ресурсов……………………

Файлы: 1 файл

112.docx

— 2.91 Мб (Скачать файл)

Важной гранью воспитания и развития личности является нравственно-эстетическое воспитание ребенка. Именно младший школьный возраст, в котором преобладает эмоционально-чувственное восприятие действительности, является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании. Чувства и переживания, которые вызывают произведения искусства, отношение к ним ребенка являются основой приобретения личностного опыта и основой самосозидания. Это - залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и родственного отношения к окружающим людям. Упущение возможности в нравственно-эстетическом воспитании на начальном этапе образования уже нельзя будет компенсировать в основной школе.

На дополнительных занятиях важно показать ребенку связь искусства с его личным миром его мыслей и чувств. Поэтому очень важно в процессе преподавания предметов искусства учитывать местные особенности национальной культуры: характерных ремесел и промыслов, специфике в народном костюме, утвари, архитектуре и т.д.

Таким образом, решается проблема приобщения ребенка к искусству на личностно-значимом для него художественном материале его родного края.

Учителю следует учитывать возрастные особенности младших школьников и на занятиях искусства использовать в большей мере активно-творческие методы, вытекающие из закономерностей искусства, и в меньшей - методы словесно-информативные.

Еще одна важная задача образовательной области «Искусство» -гармонизация абстрактно-логического и образного мышления ребенка, что особенно важно на начальном этапе обучения, когда ребенок только входит в учебную деятельность.

Занятия художественной деятельностью оказывают на младшего школьника значительное психотерапевтическое воздействие, снимая нервно-психическое напряжение, вызванное другими уроками, тем самым, сохраняя здоровье ребенка.

Прежде чем начинать работу в технике «батик», необходимо познакомить учащихся с историей возникновения росписи по ткани. Для этого следует подобрать необходимую литературу, иллюстрации, образцы изделий. Учащимся будет интересно узнать о разных видах росписи: холодный батик, горячий батик, свободная роспись, узелковый батик. Лучше остановитесь на каждом из видов. Не нужно торопиться и стремиться объять все за одно занятие. Сфера дополнительного образования, которой в рамках современной концепции художественного образования уделяется большое внимание в средней общеобразовательной школе, дает возможности для детского творчества.

На нескольких занятиях можно попробовать все способы и приемы росписи ткани, выбрать любую ткань, от шелка до хлопка, даже резервирующий состав можно сделать своими руками и добиться колористического разнообразия. В технике узелкового батика можно выполнять крупномасштабные вещи, расписать занавески для любого кабинета школы или выполнить наволочки для подушек на диван в приемной директора, тем самым обновив и придав изысканность интерьеру школы.

Кроме того, в технике батик девочки могут расписать юбки, сшитые на занятиеах технологии (труда), а школьницы постарше способны украсить сшитые блузки орнаментом или узором. Более смелые в творчестве могут расшить орнамент и узор бисером, стеклярусом и стразами. Причудливых узоров на ткани можно добиться при использовании крупной или мелкой поваренной соли (и даже соли для ванн), которая, впитывая влагу, притягивает вместе с водой краситель. Краска светлеет, образуются контуры, абстрактные узоры, всегда необычные, не похожие друг на друга. Интересные эффекты получаются при использовании мочевины - минерального удобрения. Мочевина, в отличие от соли, не притягивает влагу, а растворяется в ней, разъедая краску и образуя фигурные пятнышки белого цвета.

В настоящее время в школах России осуществляется обучение по вариативным авторским программам и учебникам.

В целях сохранения единого образовательного пространства на территории Российской Федерации разработан и утвержден приказом Минобразования России от 19.05.98 № 1235 обязательный минимум содержания начального общего образования (стандарт) где в числе других определено содержание образовательного компонента «Изобразительное искусство». Однако часто детям мало времени отведенного на занятия ИЗО. Чтобы полноценно раскрыть его талант нужна внеклассная работа.

Занятия в кружках, секциях, клубах проводятся в соответствии с типовыми программами для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, а так же по программам разработанным отдельными педагогами.

Программа внеклассных занятий изобразительным искусством школьников 1-4 классов (обучение с шести лет) ставит целью пробуждать и укреплять интерес и любовь к изобразительному искусству, развивая эстетические чувства понимание прекрасного; совершенствовать изобразительные способности, художественный вкус, наблюдательность, творческое воображение и мышление; знакомить с культурой и искусством родного края, с произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

В данной методической разработке предлагается календарно-тематический план на год для кружка по батику и план-конспект урока из программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством Кузина В.С. Его программа в основном ставит задачу духовного развития личности. Она знакомит учащихся с тремя способами художественного освоения действительности: изобразительным, декоративным, конструктивным. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве и взаимодействии искусства с жизнью.

 

2.4 Конспекты занятий творческого объединения для младших школьников по теме: “Букеты цветов”.

 

 

 

№ Занятия

Тема занятия.

1

Изображения декоративных растений различными выразительными средствами в холодном батике.

2

Стилизация в декоративном панно.

3

Композиция для декоративного панно.

4

Цвет.


 

 

Занятие №1

Тема занятия: Изображения декоративных растений различными выразительными средствами в холодном батике.

 

Цели занятия.

 

  • Познакомить учащихся с декоративными растениями, с техникой холодного батика.
  • Воспитать художественный вкус, любовь и интерес к декоративным растениям.
  • Развивать творческую и познавательную активность, фантазию, художественный вкус.

 

 Оборудование:

     Для учителя: иллюстрации с изображением поэтапного выполнения работы, эффекты в холодном батике. Эскизы, краски, резерв, кисти, ткань и подрамник.

     Для учащихся: Эскизы, краски, резерв, кисти, ткань и подрамник.

 

План занятия:

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы и цели занятия
  3. Формирование новых знаний с демонстрацией наглядного материала
  4. Практическая работа учащихся
  5. Итог занятия

 

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности рабочего стола

  1. Вводная беседа

 

 Холодный батик основан на применении резервирующего состава, в основе которого находиться резиновый клей. При росписи ткани способом “холодный батик” этим составом покрываются очертания рисунка, которые обязательно должны иметь замкнутый контур. Роспись выполняется специальными стеклянными трубочками. В пределах контура ткань покрывается краской, которая за его границы не проходит. При этом количество цветов, применяемых для росписи, практически не ограничено. После резервирования контура рисунка на ткани и расцвечивания раствором красителей получают цветные узоры с белыми обводками. Для того чтобы обводки не разрушали рисунок и его композиционный строй, задуманный художником, пользуются резиновыми резервами, предварительно подцвеченными маслянными красками. Художественные особенности этого способа росписи определяются тем, что наличие обязательного цветового контура и использование его для разнообразных орнаментов придают рисунку графически четкий характер.

Ткань для холодного батика готовиться по общим правилам. Необходимо дать подсохнуть ткани с наведенным на рисунок резервом, но не более 24 часов, так как в этом случае резервирующий состав дает ореол вследствие выделяющегося жира и краска при заливке не подходит вплотную к контурной обводке.

Если работа идет на белой ткани безцветным резервом, то при высыхании он становиться незаметным. Чтобы выявить контур резерва, можно ткань  намочить или покрыть самой светлой краской в предлагаемой гамме.

Рисунок переводиться на ткань любым способом, хотя лучше всего работать на просвет (рисунок, густо обведенный черным фломастером, подкладывается под ткань, затем просвечивается лампой или через оконное стекло). Линии, густо нанесенные прямо на ткани, части мешают и  иногда не перекрываются красками. Все это нарушает художественную ценность работы.

 

Практические упражнения для холодного батика.

 

Этап первый. Натяните на один пяльцы хлопчатобкмажную ткань, на вторые – шелк. Приготовьте две колористические палитры (для холодной и теплой гамме), учитывая, что разведены краски основных цветов: красный, синий, желтый.

Этап второй. На бумаге, формат которой соответствует размеру пялец, выполните растительную композицию. Ообеспечьте динамическое состояние композиции за счет следующих моментов:

  1. Контрастные отношения размеров выбранных растительных элементов.
  2. Контрастное расстояние между этими группами.
  3. Контрасные цветовые отношения.

 

Переведите карандашный рисунок на второй лист бумаги и выполните его в цвете согласно колористической палитре. Первый карандашный эскиз обведите по контурам черной тушью или черным фламастером и прикрепите его скрепками к обратной сторонепялец или просто подложите под ткань. Если есть необходимость, то через любую подсветку переведите рисунок тонким карандашем на ткань, заранее подготовленную для окраски.

Этап третий. Заререзрвируйте бесцветным резервом контуры рисунка на шелке тонкой трбочкой, на хлопке- трубочкой с большим диаметром и более толстыми стенками. Дайте работе высохнуть. Проверив, шорошо ли наложен резерв, смочите ткань и снова ее высушите. Далее выполните заливку фигур краской по эскизу. Заливку нужно выполнять легким прикосновением к ткани кистью или ватним тампоном. Начинать заливку следует, отступая от края резерва на 5-7 мм, так как краска сама подойдет к краю. Вообще, лучше всего работать от контура к центру фигур, этот навык пригодится для ровной окраски больших площадей, так как краска высыхает медленней к середине окрашиваемой поверхности.

Работать нужно одновременно на хлопке и шелке ожними и теми же красками: для того, чтобы почувствовать разницу материала и разницу цветовой насыщенности разных тканей одними и теми же красками.

При выполнении упражнения необходимо добиться четкого нанесения резервирующего контура и аккуратной окраски ткани. Работу запарить.

После токо как вы закончили, мы будем делать их выразительнее.

 

“Эффект лепестка”

Для этого упражнения, как и для всех последующих, нужно приготовить пару пялец с нятянутой хлопчатобумажной и шелковой тканью (как в первом упражнении). Возьмите летние зарисовки цветов типо: ромашки, маки или или выполните зарисовки комнатных растений с ярко выраженными лепестками. Соблюдая условия задания №1, выполните эскиз динамической композициив контурном и цветовом решении. С помощью прозрачного резерва переведите рисунок на ткань. Затем увлажните середину лепестка и от контура сделайте легкое касание кистью увлажненной поверхности. На сырой поверхности краситель растворяется, и получается эффект тоновая растяжка. “Эффект лепестка” можно пользоваться в геометрической композиции, а так же в пейзаже. “эффект лепестка” можно выполнять контрастными красителями сверху и снизу, получая менее насыщенное по тону цветовое смешение. Работу запарить.

“Эффект жилок”

Подготовка необходимого материала для выполнения этого упражнения- как в предыдущих работах. Для составления эскиза к этому заданию используйте зарисовки различных листьев и веток; веточки березы или ивы плакучей, крапивы. Разработать эскиз композиции, используя произвольные количественные и масштабные характеристики листьев. При выполнении цветового эскиза применить не более трех цветов. Выразить в эскизе динамику. Зарезервировать рисунок на ткане. Расписать ткань, используя идею цветового эскиза и дать ей просохнуть.

Тонкой колонковой кисточкой, слегкасмоченной водой, выполните на лисьях жилки. Уже высохшая краска частично раствориться от воды, то есть станет на один тон светлее, и там, где влага соприкоснется с сухой плоскостью,возникнет узорный край.этим эффектом хорошо пользоваться при написании пейзажных композиций. Изделие запарить.

Итог занятия.

 

 

Занятие №2

Тема занятия: Стилизация в декоративном панно.

 

Цели:

  • Познакомить учащихся со стилизацией растений в технике холодного батика.
  • Воспитать фантазию, трудолюбие, терпение и аккуратность.
  • Развивать творческую и познавательную активность, фантазию, художественный вкус.

Информация о работе Методика обучения холодному батику детей младшего школьного возраста на кружковых занятиях