Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 23:21, дипломная работа
Актуальность и целесообразность изучаемого курса не вызывают сомнений, так как данная образовательная программа предусматривает эстетическое, нравственное развитие личности, приобщение детей к творчеству и создание условий для самореализации личности ребенка. Кроме того, занятия в учебной группе направлены на воспитание в детях терпения, аккуратности, трудолюбия, умения общаться в коллективе, что необходимо в дальнейшей жизни и трудовой деятельности. Считаю, что занятия декоративно – прикладным искусством обеспечивают эмоциональное благополучие детей, дают возможность самовыражения через творчество и получения удовлетворения результатами своего труда.
Введение…………………………………………………………………….…………3
Глава I. ИСТОРИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ ХОЛОДНОГО БАТИКА.
1.1Зарождение искусства батика…………………………………….………..6
1.2 Технологии батика…….....….………………………………………….….9
1.3 Выполнения декоративной композиции для холодного батика……………………………………………………..…………...……….12
Глава II. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЙ БАТИКА ДЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.
2.1 Психолого-педагогические особенности обучения младшего школьника……..……………………………………………………………....27
2.2 Методика проведения кружковых занятий батика…………..………....36
2.3 Методические рекомендации в проведении кружковых занятий для младших школьников……………………………………………….………..39
2.4 Конспекты для кружковых занятий по холодному батику……….........42
Глава III.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ УРОК БАТИКА В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.
3.1 Организация эксперементального обучения на кружковых занятиях…51
3.2 Экспериментальное занатие «Композиция для декоративного панно»..53
3.3 Анализ результатов экспериментального занятия………………………55
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы и интернет-ресурсов……………………
ГЛАВА III. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫЙ УРОК БАТИКА В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.
3.1 Организация
эксперементального обучения
В педагогической практике существуют следующие этапы проведения педагогического эксперимента:
Констатирующая стадия. Основная цель этой стадии-констатация (определение) начального (до экспериментального) уровня основных параметров и фактов, которые в последствии будут отслеживаться при проведение самого эксперимента.
При проведении эксперимента на этой стадии выявляется начальное состояние изучаемого объекта, замечается наличие или отсутствие изучаемых качеств,уровень знаний, умений и навыков, наличие или отсутствие познавательной мотивации. Здесь планируется программа, по которой будут изучаться школьники, выбираются признаки определения сформированности тех или иных качеств личности, а также определяются критерии оценок.
Во время формирующего эксперимента педагог отслеживает происходящие изменения нужных параметров, делает промежуточные срезы, если необходимо, вносит коррективы и исследование. В течение формирующего эксперимента педагог-экпериментатор записывает полученные результаты. Формирующиму эксперименту принадлежит основная роль в педагогическом иследовании, это основа самого эксперимента в целом. Последняя стадия практического этапа-тщатильная регистрация всех показателей.
Экспериментальный меры осуществляются в экспериментальном классе, где проводятся требуемые изменения соответствующие программе эксперимента. Большинство педагогов считают, что для проведения эксперимента, класс должен быть типичным, то есть средним по наполняемости, успеваемости, по колличественному соотношению мальчиков и девочек. После проведения эксперимента желательно сопоставить полученные в его ходе результаты с результатами контрольного класса, где не меняются условия воспитания и обучения. Этот вид эксперимента называется паралельным, однако может быть использован и последовательный эксперимент, в котором предлогается сопоставить данные, полученные в одном и том же классе до начала и после окончания эксперимента.
На основании выше изложенного, мною был составлен план педагогического эксперимента. Определение целей и задач педагогического исследования, которые приведены выше.
Воспитать художественный вкус, трудолюбие, терпение, фантазию и аккуратность.
Развивать творческую и познавательную активность, фантазию, художественный вкус.
Объект иследования-ученики 2-5 класса ЦО “Вертикаль” № 1748. На этом этапе происходит знокомство с учащимися, педагогом по изобразительному искусству данной школы. Изучение литературы по педагогике, психологии, програм по изобразительному искусству разных авторов (Кузин, Неменский, Шпикалова), определение подходящих для проведения эксперимента тем, написание примерных планов-конспектов для кружковых занятий.
Этап проведения экперимента.
Констатирующая стадия:
По средсвам анкетирования был выявлен уровень интереса к предмету изобразительного искусства в экпериментальном классе. Уровень интереса оказался высоким. Большинство детей считают изобразительное искусство любимым предметом, есть такие, кто дополнительно занимаются изо в специализированных учебных заведениях. Следовательно, в этом классе существует мотивация к занятию изобразительным искусством.
Также по средсвам анкетирования были получены сведения о знание батика.
Анкеты содержали вопросы по предлогаемой к изучению теме и что они знают про батик. После изучения анкет учащиехся были сделаны следюущие выводы: представление о батике у данного класса довольно смутное.
Формирующая стадия:
На этой стадии был проведен запланированный 1 урок.
3.21Эксперементальный урок «Композиция для декоративного панно».
На этом занятие формировалось знания, умения и навыки детей, предлогаемые для заданной теме. Последавательно давались знания по темам, которые повторялись и закреплялисьв последующем.
Цели:
Оборудование:
Для учителя: композиции известных художников, различных эпох и стилей, эскизы, краски, кисти, ткань и подрамник.
Для ученика: эскизы, краски, резерв, кисти, ткань и подрамник.
План занятия:
Ход занятия:
Приветствие учащихся, проверка готовности рабочего стола.
В композиции ля холодного батика, так же как пример, используется цветочная композиция. Но в этот раз, вы будете создавать композицию сами. Из небольшого количества различных предметов (к примеру: листья, цветы), вы сами, как из конструктора, собираете свой собственный цветочный композиционный букет.
Так же как и на предыдущем уроке, выполняется несколько композиций, затем, выбирается наиболее удачная композиция и подготавливается к стилизации в холодном батике.
Как одно из наглядных пособий, на доске висят композиции известных художников, различных эпох и стилей.
Сейчас я вам расскажу законы композиции, что является обязательным условием удачного достижения, всех поставленных целей на этом занятии:
Основные законы композиции: цельность и единство, равновесие, соподчинение.
Цельность. Благодаря соблюдению этого произведения воспринимается единое целое, а не как сумма разрозненных элементов. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты форм и содержаний в единое целое. В композиции все элементы приводятся к гармоничной упорядочнности, т. е. должна быть целостность самой формы и целостность между элементами форм.
Основные черты закона целостности:
Равновесие. Это такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированны между собой. Уравновешенные части целого приобретают зрительную устойчивость. В основном равновесие сводится к балансу по выразительности. Выделяют статическое и динамическое равновесие.
Статическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы в целом производят впечатление ее неустойчивой неподвижности.
Динамическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы производят впечатление ее движения и внутренней динамики.
Соподчинение и равноценность элементов.
Соподчинение-это выделение центра композиции (доминанты), которому подчиняются все остальные элементы (причем, не просто подчиняются, а усиливают его значимость), т.е. в композиции возникает иерархия. В иерархии могут быть доминанты второго порядка (акцент). В зависимости от количества уровней доминантов, выделяют две степени иерархии между элементами: 1) двухуровненный (доминанта и второстепенный [-ые] элементы или доминант и акцент). 2) трехуровненный (например: доминант, акцент и второстепенные элементы).
Композиционный центр зависит от:
Практические упражнения для холодного батика.
Ребенок придумывает и пробует разные наброски цветочной композиции, если у них что-то не получается, то они могут посмотреть на доску или попросить помощи у учителя.
После того как мы нарисовали и выбрали лучшую стилизацию, мы переносим рисунок на ткань простым карандашом. Начинаем наносить замыкаемый резервный контур. Даем высохнуть резерву и приступаем наносить цвет. Цвет может быть в этой работе совершенно любой по желанию ребенка.
Итог занятия.
Анализ проведенной работы. В результате педагогического эксперимента были решены поставленные задачи и достигнута цель иследования. Во время эксперимента учащиеся получили сведения о батике на тему “Цветочная композиция”, по окончании его они смогли самостоятельно создать собственную композицию на ткане. Но не всегда у них получалось все, что они задумали. По окончании занятия мы выстовляли все работы и проводили общий анализ. Выявлялись общие ошибки. Так как это не первое занятие у учащиехся, то они уже были знакомы с приемами и технологиями батика, что помогло им в дальнейшем.
Учащиеся усвоили новую тему на основании полученных знаний. Результаты эксперимента были достигнуты посредством последовательного изложения материала. Благодаря эксперименту стало возможным прийти к выводу, что на кружковых занятиях батика, результат обучения напрямую зависит от наглядности подачи информации, от ее увлекательности и необычности. Детям всегда интересно открывать для себя, что-то новое, особенно в начальной школе. Эту познавательную активность детей надо обязательно подкреплять, поддерживать, и в этот состоит задача преподавателя.
Заключения.
Роспись по ткани - очень популярна в наше время. Каждый человек хочет быть не похожим на других. Батик делает наряд стильным и оригинальным. Фантазия в сочетании с индивидуальностью помогут создать оригинальную работу. Рисунки на ткани могут быть в подарок, для настроения, для обновления надоевшей или спасения запятнанной вещи. Думаю, каждому будет приятно носить одежду с изображением, сделанным собственноручно или специально для него. Неважно - одежда, обувь, сумка или головной убор. Такие работы - если грамотно сделать и закрепить, а потом правильно стирать, не выкрашиваются кусками, не линяют, а выцветают очень медленно!