Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:52, контрольная работа
Конфликт – это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений двух или более людей.
В любой конфликтной ситуации выделяют участников конфликта и объект конфликта. Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора, получение одним из участников полностью или частично лишая другую сторону возможности добиться своих целей.
Введение
1. Межличностные конфликты в педагогическом процессе
2. Разрешение конфликтов в педагогическом процессе
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение |
2 |
1. Межличностные конфликты в педагогическом процессе |
4 |
2. Разрешение конфликтов в педагогическом процессе |
8 |
Заключение |
10 |
Список литературы |
11 |
Введение
Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Конфликт – это «ситуация, в которой стороны сообщают о несовместимости их потенциальных позиций, исключающих намерение другой стороны» (Боулдинг).
Конфликт – это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений двух или более людей.
В любой конфликтной ситуации выделяют участников конфликта и объект конфликта. Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора, получение одним из участников полностью или частично лишая другую сторону возможности добиться своих целей.
Среди участников конфликта различают:
- оппонентов
– это стороны, которые
- вовлеченные группы;
- заинтересованные группы.
Вовлеченные и заинтересованные группы участвуют в конфликте по двум причинам: либо они способны повлиять на исход конфликта, либо результат конфликта затрагивает их интересы.
Непосредственными участниками конфликта (оппонентами) могут быть отдельные люди и группы. На этом основании можно выделить следующие типы конфликта:
·Межличностный конфликт – это, пожалуй, самый распространенный тип конфликта. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей с различными чертами характера, взглядами и ценностями.
Конфликт между личностью и группой, который возникает, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности или если личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы.
Межгрупповой конфликт, который также распространен, поскольку организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты.
Данная работа посвящена изучению конфликтных ситуаций в педагогическом процессе. Я считаю, что данная тема актуальна во все времена, т.к. жизнь человека представляет собой постоянный переход от одного конфликта к другому. Это и неудивительно, потому что на каждом шагу нас подстерегают разнообразного рода противоречия: бытовые и профессиональные, личные и межличностные. Разрешив одни из них, мы сталкиваемся с новыми, преодоление которых, выявляет очередные, ранее скрытые от нашего взора противоречия. В процессе такого движения осуществляется личностное развитие, развиваются и совершенствуются межличностные отношения, и что немаловажно – появляются новые пути решения проблем.
1. Межличностные
конфликты в педагогическом
Конфликты между
учениками и учителями
Очень важно определить причины конфликта, так как зная причины возникновения того или иного конфликта, легче предпринять конкретные шаги по его предотвращению.
В педагогической практике основными видами межличностных конфликтов являются конфликты:
Конфликт “ученик — ученик”
Большая часть
конфликтов среди учеников возникает
из-за претензий на лидерство в
микрогруппах. Межличностные конфликты
могут возникать между устоявши
Случайные межличностные конфликты встречаются между девочками и мальчиками из-за демонстрации личного превосходства, цинизма, отсутствия сочувствия к другим, а также между отдельными учениками младших классов.
Конфликт “ученик — учитель”
Конфликты между учителем и учениками могут возникать из-за несправедливых оценок. В таких случаях в конфликт может втянуться весь класс, выступая на стороне ученика. Некоторые учителя придерживаются двух противоположных стратегий в оценке знаний учеников. Одна выражается в заниженных требованиях для установления благоприятных отношений с учениками, другая — в завышенных требованиях с целью подготовки учеников для поступления в институт. Обе стратегии потенциально конфликтны. Завышенные оценки отучают хороших учеников от активной учебы, заниженные оценки воспринимаются классом как произвол учителя. Необходима справедливая оценка знаний учеников.
Конфликт «педагог – педагог»
Конфликтные ситуации в среде педагогов возникают не только из за своеобразия темперамента и характера, но и в случаях невысокого уровня развития личности. Выделяют несколько вариантов поведения в среде преподавателей:
1) соперничество
учителя, только достигающего
высокого уровня
2) поведение,
подчеркивающее степень
3) создание некоторыми
преподавателями
Каждый конфликт проходит в своем развитии несколько этапов:
Конфликты несут негативные последствия: ухудшение состояния здоровья конфликтующих, снижение работоспособности, большие эмоциональные затраты и т.д., поэтому нужно уметь разрешать конфликтные ситуации.
Есть несколько способов разрешения конфликта:
На практике
можно применять следующие
2. Разрешение конфликтов в педагогическом процессе
Конфликты всегда гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить. Нужно уметь самому и учить других, защищать свои законные интересы без конфликтов.
Нельзя превращать другого участника конфликта в инструмент борьбы. Таким способом невозможно добиться разрешения конфликта.
Нужно постоянно учиться контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции:
- оказывают разрушающее влияние на здоровье
того, кто конфликтует;
- ухудшает качество мышления;
- по закону
эмоционального заражения
Перевоспитание и воспитание – процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности. Оценивая результаты учебы и поведения школьника, необходимо обращать внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обучении и воспитании учащихся позволяет повысить эффективность работы учителя, способствует профилактике конфликтов между педагогом и школьниками.
Никогда нельзя на своих уроках давать негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации, родителей.
Всегда нужно помнить о том, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но большую общественную ценность. Говорят, что хороший человек – не профессия. Это верно. Однако, если учитель- профессионал конфликтен, такой недостаток вполне сопоставим с достоинством, связанным с хорошим знанием предмета.
По своему социально – психологическому статусу учитель всегда выше любого ученика. Однако не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Нужно поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая высоконравственную атмосферу в общении с учениками.
Заключение
Конфликты в педагогическом процессе неизбежны. Профессия педагога признана в числе самых тяжелых, по своей психофизиологической напряженности она стоит на уровне летчиков-испытателей и альпинистов. Поэтому одной из проблем в педагогике является вопрос конструктивного разрешения конфликтов.
Учитель, который не избегает конфликтов, а стремится их разрешить, приобретает неоценимый личный опыт управления ими. К нему приходит понимание мотивов поведения учеников, постепенно вырабатываются навыки прогнозирования и управления ими. Понимание этих проблем дает реальную возможность преподавателю направлять энергию межличностных конфликтов на совершенствование процесса образования и воспитания школьников.
Педагогика имеет на вооружении ряд алгоритмов поведения, необходимых для успешной работы учителя:
Существует три наиболее существенные особенности успешного учебного взаимодействия учителя с учениками:
1) каждый ученик включается в решение продуктивных задач на основе специально организованного активного взаимодействия и сотрудничества с учителем и другими учениками;
2) ситуации взаимодействия
и сотрудничества, являясь специфическим
средством решения
Информация о работе Межличностные конфликты в педагогическом процессе