Модификация программы мониторинга в освоении детьми ООП ДОУ на примерной программы «От рождения до школы »

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 18:06, дипломная работа

Описание работы

Новые социально- экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного образования, развитие которой в последнее время поднялось на более высокий уровень. Сегодня дошкольные учреждения призваны решать сложные задачи перестройки системы дошкольного образования. От воспитателей в значимой степени зависит психологический климат в группе, эмоциональный комфорт каждого ребенка, успешное развитие и обучение воспитанников.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Мониторинг в освоение программы. 5
1.1. Внутренний мониторинг освоение программы. 5
1.2. Система мониторинга 9
Глава2. Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы (промежуточная и итоговая оценки) 15
2.1 Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы 18
2.3 Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения Программы 24
2.4 Планируемые промежуточные результаты освоения детьми общеобразовательной программы 26
2.5 Мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения программы 53
Заключение 62
Литература. 89

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА №2 ПРАКТИКА готово.docx

— 169.46 Кб (Скачать файл)

                    Министерство образования Российской Федерации

                Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

Кафедра дошкольной педагогики и психологии

 

 

 

 

Модификация программы мониторинга в освоении детьми ООП ДОУ на примерной программы «От рождения до школы ».

 

Выпускная квалификационная работа

по специальности

050703 – «Дошкольная педагогика  и психология»

 

 

 

 

Работа допущена к защите

«__» _________ 2014 г.

заведующей кафедрой

Л.В. Коломийченко                      Студентка: 4 курса заочного отделения

                                                              Факультет: Педагогики и психологии  детства

                                                              Специальность: Педагогика и методика

                                                                                          дошкольного образования

                                                              Выполнила: Мальцева Наталья Владимировна

 

                                                               Научный руководитель: Чертоляс Е.В.,

                                                                         ст. преподаватель кафедры

          дошкольной педагогики и психологии

 

 

 

Пермь 2014г.

 

Оглавление

 

 

Введение

В настоящее время нет единого мнения относительно того, что понимать под развитием детей дошкольного возраста. Нормы и критерии возрастного развития имеют чаще всего лишь условно – обобщенный вид.

Новые социально- экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного образования, развитие которой в последнее время поднялось на более высокий уровень. Сегодня дошкольные учреждения призваны решать сложные задачи перестройки системы дошкольного образования. От воспитателей в значимой степени зависит психологический климат в группе, эмоциональный комфорт каждого ребенка, успешное развитие и обучение воспитанников.

Что составляет специфику воспитательно – образовательного пространства детского сада с соблюдением факторов:

  • социально – организованной деятельности;
  • предметно – пространственной среды;
  • эмоционально обусловленного и нравственно мотивированного личностного взаимодействия взрослых и детей.

При этом формируется следующие компоненты: эмоционально- рефлексорный, культурно – коммуникативный, духовно – нравственный, здоровье сберегающий, спортивно – оздоровительный, практически – действенный и индивидуально – познавательный. Они определяют специфику планирования работы с детьми.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» установлено, «что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно» (п. 5 ст. 14).

Следовательно, должна быть разработана такая программа, которая отвечала бы требованиям современной действительности  и опиралась как на учет индивидуальных психологических особенностей детей, так и на формирование эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса между собой.

Основная часть указанных программ, посвящена диагностическому и коррекционному этапу сопровождения личности. Но развитие ребенка опирается не только на его потенциал, возможности, задатки, ресурсы и т.п., но и на тех, кто создает условиях для их раскрытия, а это прежде всего, «ближайший взрослый», «значимый взрослый», «общественный взрослый» (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др.) и их действия не всегда согласованны между собой.

Однако, изучение отдельных компонентов развития и воспитания детей в условиях ДОУ, не раскрывает целостность картины. Средние показатели, получаемые в целом по ДОУ или группам имеют норму или высокие значения на момент окончания каждого учебного года, но рассмотрение индивидуальных показателей внутри этих групп, выявляет «разброс» от очень низких до очень высоких значений, что и приводит к сглаживанию реальной картины воспитания и развития детей.

Педагогический процесс  должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребенка. Возникает потребность в такой системе контроля качества педагогического процесса, которая позволит педагогу отслеживать динамику физического, интеллектуального и личностного развития и образовательных достижений детей.

 

 

Глава 1. Мониторинг в освоение программы.

    1. Внутренний мониторинг освоение программы.

Мониторинг получил широкое применение в психолого-педагогической науке и практике относительно оценки качества образовательной системы в целом, а также различных ее компонентов  (аспектов): изучена технология мониторинга качества  образования (А.Н. Майоров,  В.П. Панасюк, Л.И.Фалюшина и др.); разработаны критерии, показатели мониторинга качества образования (В.А. Кальней, С.Е. Шишов, С.В.Хохлова и др.); раскрыта процедура мониторинга качества образования (И.В. Белевцева, Е.В. Крылова и др.);  исследована мониторинговая деятельность органов управления (Т.А. Степанова, В.И. Слободчиков и др.).

До настоящего времени наиболее распространена была оценка качества дошкольного образования в процессе психолого-педагогической диагностики. Вместе с тем, в отличие от диагностики, процедура мониторинга позволяет оценить не только  результаты, но и содержание и условия дошкольного образования.  В процессе мониторинга можно получить данные о  качестве дошкольного образования на протяжении достаточно длительного периода времени, обеспечить дошкольному образованию систематичность сбора информации и точность конечного результата – оценку динамики достижений детей, условия реализации образовательных программ.

Основная образовательная программа дошкольного образования проектируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), организационно-педагогические условия образовательного процесса.

Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребенка. Возникает потребность в такой системе контроля качества педагогического процесса, которая позволит педагогу отслеживать динамику физического, интеллектуального и личностного развития и образовательных достижений детей.

Оценка результатов освоения общеобразовательной программы является необходимым условием реализации системы внутреннего мониторинга. Качество освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы – ключевой параметр функционирования системы внутреннего мониторинга в  дошкольном образовательном учреждении.

Разработка системы оценки планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы детского сада опирается, прежде всего, на представление о структуре и составе результатов дошкольного образования.

Предмет исследования: Мониторинг освоения основной общеобразовательной программы детского сада.

Объект исследования: педагоги  и дети дошкольного возраста (от 2 до 7 лет)

Цель: Оценить влияние совместной работы специалистов в проведении мониторинга на достоверный результат.

Гипотеза: В результате исследований одного и того же показателя развития разными специалистами и при использовании различных форм проведения мониторинга, он со всех сторон дает одинаковый  результат.

На основании  выдвинутой гипотезы были определены  следующие задачи:

1. Оценить все этапы  проведения мониторинга;

2. Проанализировать результаты  мониторинга;

3. Сопоставить результаты  мониторинга между собой.

Экспериментальная база: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – Юговской детский сад.

Экспериментальная выборка: Общее количество испытуемых - 130 детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет), 13 педагогов.

Система оценки освоения основной общеобразовательной программы создается с целью получения объективной информации об уровне и качестве освоения дошкольного образования.

В качестве объекта оценивания выступают образовательные достижения воспитанников, определенные в требованиях к освоению основной общеобразовательной программы.

С формированность  личностных, интеллектуальных и физических качеств дошкольника обеспечивается в процессе реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Результатом освоения данной программы является достижение нового качественного состояния, которое заключается в развитости у ребенка практического, познавательного, эстетического и эмоционально-нравственного опыта.

В педагогических измерениях принято различать три уровня результатов образования. Первый уровень – планируемый, тот, который заложен в образовательных программах и методических пособиях. Второй уровень – реализуемый – характеризует те результаты, к которым стремится конкретный педагог в конкретном дошкольном учреждении, – в зависимости от своих личностных установок, отношения к предмету, профессиональной квалификации. В процессе измерений появляется третий уровень – достигнутый, уровень реальных достижений воспитанниками. Все три уровня представления результатов образования отличаются друг от друга. Опыт показывает, что реальные достижения воспитанников ниже планируемого уровня в образовательных программах и реализуемых педагогом.

Мониторинг, проводимый в дошкольном учреждении в связи с изменениями в образовании, является не просто новым методом получения результатов знаний дошкольников, но и неизвестными для педагогов.

Организация внутреннего мониторинга заключается в получении своевременной, полной и достоверной информации для эффективного управления функционированием и развитием образовательного учреждения.

Внутренний мониторинг качества образования рассматривается как деятельность, направленная на обеспечение принятия органами управления образовательного учреждения своевременных и обоснованных решений.

Внутренний мониторинг качества образования выступает как вид информационного обеспечения управления образовательным учреждением, дополняющий поток нормативной информации («как должно быть») информацией о реальном положении дел в учреждении («как есть»). А так же информирование органов управления о последствиях ранее принятых ими решений, о ходе и результатах деятельности образовательного учреждения, должностных и иных лиц.

Структура и содержание мониторинга качества образования отражает специфику образовательного учреждения, особенности его образовательной и иной деятельности.

Программа внутреннего мониторинга качества образования представляет собой документ, определяющий направления мониторинга, исчерпывающий систематизированный перечень объектов мониторинга и характеризующих их показателей, отобранных с учетом информационных потребностей (функционала) органов управления образовательного учреждения. В отношении каждого показателя указаны используемые методы и средства сбора первичных данных, периодичность сбора этих данных, их статистической (аналитической) обработки и предоставления результатов указанной обработки. В целях обеспечения полной и своевременной реализации в Программе определены конкретные исполнители из числа работников, непосредственно осуществляющие сбор, обработку, предоставление и хранение информации.

 

1.2. Система мониторинга

Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения Образовательной программы является составной частью основной образовательной программы ДОУ.

При составлении мониторинга следует опираться на:

    • ФГОС дошкольного образования
    • Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (письмо от 21.10.2010 № 03-248).
    • реализуемую основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

 

Структура ФГОС дошкольного образования включает в себя:

1.       Требования к составлению образовательных программ для ДОУ, включая описание соотношений части обязательного образовательного минимума и части, свободной от следования требованиям и оставленной на усмотрение участников педагогических отношений.

2.       Финансовые, кадровые, материально-технические и прочие условия, в которых должны реализовываться программы образования в ДОУ.

3.       Результаты, которые должны являться следствием усвоения образовательной программы в ДОУ.

   Система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей.

 

 

 

Глава2. Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы

Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения Образовательной программы является составной частью образовательной программы.

При составлении мониторинга учитываются следующие нормативные документы:

Информация о работе Модификация программы мониторинга в освоении детьми ООП ДОУ на примерной программы «От рождения до школы »