Модификация программы мониторинга в освоении детьми ООП ДОУ на примерной программы «От рождения до школы »

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 18:06, дипломная работа

Описание работы

Новые социально- экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного образования, развитие которой в последнее время поднялось на более высокий уровень. Сегодня дошкольные учреждения призваны решать сложные задачи перестройки системы дошкольного образования. От воспитателей в значимой степени зависит психологический климат в группе, эмоциональный комфорт каждого ребенка, успешное развитие и обучение воспитанников.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Мониторинг в освоение программы. 5
1.1. Внутренний мониторинг освоение программы. 5
1.2. Система мониторинга 9
Глава2. Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы (промежуточная и итоговая оценки) 15
2.1 Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы 18
2.3 Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения Программы 24
2.4 Планируемые промежуточные результаты освоения детьми общеобразовательной программы 26
2.5 Мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения программы 53
Заключение 62
Литература. 89

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА №2 ПРАКТИКА готово.docx

— 169.46 Кб (Скачать файл)

- ФГОС дошкольного образования

- Методические рекомендации  Министерства образования и науки  РФ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (письмо от 21.10.2010 № 03-248).

- реализуемая основная  общеобразовательная программа  дошкольного образования.

Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения Программы детьми в ДОУ осуществляется 2 раза в год (сентябрь, май) – это описание динамики формирования интегративных качеств

воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей, заложенных в реализуемой ДОУ примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования

«От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) (см. Приложение)

Итоговая оценка проводится при выпуске ребенка из детского сада в школу (в подготовительной группе) 2раза в год (сентябрь, май) и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ, которые он может приобрести в результате освоения Программы.

А именно:

– физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;

– любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.

Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

– эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и

художественные произведения, мир природы;

– овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и

конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

– способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка

преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);

– способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем),

поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;

– имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;

– овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

– овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

 

 

 

2.1 Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей.

В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем сочетания низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных.

 

2.2Мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения Программы

 

Объект

Содержание (по

Образовательной программе)

Форма (метод/методика)

Периодичность

Сроки

Ответственный

Физически

развитый,

овладевший

основными

культурно-

гигиеническими навыками

-основные физические

качества (сила, ловкость, гибкость, выносливость)

Мониторинг физической

подготовленности дошкольника.

С.Прищепа. // Дошк. Воспитание №1, 2004

2 раза в год

Сентябрь, май

Инструктор по

физкультуре, медсестра

-сохранение физического  и психического здоровья

Базовая программа

2 раза в год

Сентябрь, май

медсестра

- потребность в двигательной активности

наблюдение

2 раза в год

Сентябрь, май

Инструктор по физкультуре, воспитатели

- выполнение доступных возрасту гигиенических процедур

наблюдение, диагностические карты

2 раза в год

Сентябрь, май

воспитатели

- соблюдение элементарных

правил здорового образа жизни.

наблюдение

2 раза в год

Сентябрь, май

воспитатели

Любознательный,

активный

интерес к новому,

неизвестному в окружающем мире

наблюдение

2 раза в год

Сентябрь, май

воспитатели

- способность

самостоятельно действовать

наблюдение

2 раза в год

Сентябрь, май

воспитатели

-активность,

заинтересованность в образовательном процессе

наблюдение, диагностическая

методика «Сказка» Н.И. Гуткиной

2 раза в год

Сентябрь, май

Воспитатели, педагог-психолог

Эмоционально отзывчивый

-способность откликаться

на эмоции близких людей и друзей

наблюдение, диагностическая

методика «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго, ЦТО,

2 раза в год

Сентябрь, май

Воспитатели, педагог-психолог

-сопереживание

персонажам сказок,

историй, рассказов

эмоциональное

реагирование на

произведения

изобразительного

искусства, музыкальные

и художественные произведения, мир природы

Наблюдение, беседа

2 раза в год

Сентябрь, май

Воспитатели, педагог-психолог

Овладевший

средствами

общения и

способами

взаимодействия со взрослыми и сверстниками

- адекватное использование

вербальные и

невербальные средства

общения, владение

диалогической речью

и конструктивными

способами взаимодействия

с детьми и взрослыми

Способность изменять

стиль общения со взрослым

или сверстником, в

зависимости от ситуации

Наблюдение, беседа

2 раза в год

Сентябрь, май

Воспитатели, педагог-психолог

Способный

управлять своим

поведением и

планировать

свои действия на основе первичных

ценностных

представлений,

соблюдающий

элементарные

общепринятые нормы и правила

- способность планировать

свои действия,

направленные на

достижение конкретной

цели.

Наблюдение, беседа

2 раза в год

Сентябрь,

май

Воспитатели,

педагог-психолог

- соблюдение правила

поведения на улице

(дорожные правила), в

общественных местах

(транспорте, магазине,

поликлинике, театре и др.)

Наблюдение, беседа

2 раза в год

Сентябрь, май

Воспитатели

Способный

решать

интеллектуальные

и личностные

задачи

(проблемы),

адекватные возрасту

-самостоятельное

применение усвоенных

знаний и способов

деятельности для решения

новых задач (проблем),

поставленных как

взрослым, так и им самим;

в зависимости от ситуации

может преобразовывать

способы решения задач

(проблем).

Наблюдение, беседа

Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.Экспресс – диагностика в

детском саду: Комплект

материалов для педагогов

– психологов детских

дошкольных образовательных

учреждений. – М.: Генезис,

2008.

Каменская В.Г., Зверева С.В.

К школьной жизни готов!

Диагностика и критерии

готовности дошкольника

к школьному обучению –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004

2 раза в год

Сентябрь, май

ВоспитателиПедагог-психолог

Имеющий

первичные

представления

о себе, семье,

обществе,

государстве, мире и природе.

-представление о

себе, собственной

принадлежности и

принадлежности других людей к определенному

полу; о составе семьи,

родственных отношениях

и взаимосвязях,

распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе,

его культурных

ценностях; о государстве и

принадлежности к нему; о мире;

Диагностические карты

2 раза в год

Сентябрь, май

Воспитатели Педагог-психолог

Овладевший

универсальными

предпосылками

учебной деятельности

-умение работать по

правилу

-умение работать по

образцу

-умение слушать взрослого

-умение выполнять

инструкции взрослого

Наблюдение

Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.

Экспресс – диагностика в детском саду: Комплект

материалов для педагогов

– психологов детских

дошкольных образовательных

учреждений. – М.: Генезис,

2008.

Каменская В.Г., Зверева С.В.

К школьной жизни готов!

Диагностика и критерии

готовности дошкольника

к школьному обучению –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004.

2 раза в год

Сентябрь, май

Воспитатели Педагог-психолог


 

 

2.3 Мониторинг достижения планируемых результатов освоения Программы

Программа обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учётом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей и должна быть направлена следующие образовательные области:

● коммуникативно-личностное развитие;

● познавательно-речевое развитие;

● художественно-эстетическое развитие;

            ● физическое развитие.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие воспитанников во всех четырёх взаимодополняющих образовательных областях.

Обязательная часть основной образовательной программы направлена на решение следующих задач становления первичной ценностной ориентации и социализации:

– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине;

– формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе);

– овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;

– овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);

– развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

Развития детей в четырёх образовательных областях: коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и области физического развития – должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности:

      – двигательной, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др.), а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх;

– игровой (сюжетной игры, в том числе сюжетно-ролевой, режиссёрской и игры с правилами);

– коммуникативной (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения);

– познавательно-исследовательской (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);

– восприятия художественной литературы и фольклора;

– элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе);

– конструирования из различных материалов (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и т.д.);

– изобразительной (рисования, лепки, аппликации);

– музыкальной (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах).

Содержание образовательной работы должно обеспечивать развитие первичных представлений:

– о себе, других людях, социальных нормах и культурных традициях общения, объектах окружающего мира (предметах, явлениях, отношениях);

– о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

– о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии культур стран и народов мира.

 

2.4 Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы

Результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными стандартами (ФГОС) через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей, заложенных в реализуемой ДОУ примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).

К трехлетнему возрасту при успешном освоении Программы достигается

следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

Интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными

культурно-гигиеническими навыками»

Антропометрические показатели (рост, вес) в норме. Владеет соответствующими возрасту основными движениями.

Проявляет желание играть в подвижные игры с простым содержанием,

несложными движениями. Самостоятельно или при небольшой помощи взрослого выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, владеет доступными возрасту навыками самообслуживания. Имеет первичные представления о себе как о человеке, знает названия основных частей тела, их функции.

Интегративное качество «Любознательный, активный»

Принимает участие в играх (подвижных, театрализованных, сюжетно-ролевых), проявляет интерес к игровым действиям сверстников.

Проявляет интерес к окружающему миру природы, участвует в сезонных

наблюдениях. Принимает активное участие в продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование). С интересом слушает сказки, рассказы воспитателя; рассматривает картинки, иллюстрации. Проявляет активность при подпевании и пении, выполнении простейших танцевальных движений.

Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»

Проявляет положительные эмоции в процессе самостоятельной двигательной

деятельности. Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературно- художественные произведения (потешки, песенки, сказки, стихотворения). Эмоционально и заинтересованно следит за развитием действия в играх - драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей. Проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов (игрушки) и объектов природы (растения, животные). Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения, различает веселые и грустные мелодии.

Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами

взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к

совместным играм небольшими группами. Может по просьбе взрослого или по собственной инициативе рассказать об изображенном на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и

планировать свои действия на основе первичных ценностных

представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»

Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные

правила поведения во время еды, умывания. Имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице (не бегать, не кричать, выполнять просьбы взрослого) и соблюдает их.

Соблюдает правила элементарной вежливости. Самостоятельно или по

напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе). Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.

Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и

личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

Проявляет желание самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры,

использовать предметы-заместители. Сооружает элементарные постройки по образцу, проявляет желание :троить самостоятельно. Ориентируется в помещении группы и участка детского сада.

Интегративное качество «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе"

Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, свой пол, имена членов своей семьи.

Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»

Умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по названию, цвету, размеру. Отвечает на простейшие вопросы («кто?», «что?», «что делает?»...). Выполняет простейшие поручения взрослого.

Проявляет интерес к книгам, к рассматриванию иллюстраций.

Информация о работе Модификация программы мониторинга в освоении детьми ООП ДОУ на примерной программы «От рождения до школы »