Нетрадиционные формы урока как один из способов повышения эффективности обучения иностранному языку в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 09:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – раскрыть особенности применения нестандартных уроков в начальной школе при обучении иностранному языку
Для реализации поставленной цели, нами выдвинуты задачи исследования:
определить особенности обучения иностранному языку в начальной школе;
выявить психолого-педагогические предпосылки использования нетрадиционных форм урока в начальной школе;
описать специфику нетрадиционных форм уроков иностранного языка и различные формы их проведения;
обосновать необходимость применения нетрадиционных форм уроков на уроках иностранного языка;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА
ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ……………… 6
1.1 Особенности обучения иностранному языку в начальной школе………...6
1.2 Психолого-педагогические предпосылки использования нестандартных форм урока в начальной школе ………………………………………….…………... 11
Глава 2. ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ УРОКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ …………………………………………………………………………..……………….. 16
2.1 Нетрадиционные формы урока иностранного языка в начальной школе. …………………………………………………………………………………………… 16
2.2 Методика применения нетрадиционных форм урока при изучении английского языка в начальной школе…………………………………………………… 26
Заключение …………………………………………………………………….. 38
Список литературы………………………………………………………………42
Приложение………………………………………………………………………44
1. Применение урока-драматизации в процессе обучения иностранному языку в начальной школе………. ………………………………………………………..…44
2. Урок-драматизация для 4 класса средней школы…………………………..47

Файлы: 1 файл

курсовая окончательный вариант.doc

— 325.00 Кб (Скачать файл)

• развитие личности, речевых  способностей, внимания, мышления, памяти и воображения младшего школьника; мотивации к дальнейшему овладению английским языком;

• обеспечение коммуникативно-психологической  адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования английского языка как средства общения;

• освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на английском языке;

• приобщение детей к  новому социальному опыту с использованием английского языка: знакомство младших  школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;

• формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений;

• преодоление психологических барьеров в использовании английского языка как средства общения;

• более глубокое осознание некоторых особенностей родного языка.       

  На рассматриваемой ступени обучения предусматривается развитие общеучебных умений, навыков и способов деятельности в следующих пределах: умение соотнести графический образ слова с его звуковым образом, опираться на языковую догадку в процессе чтения; наблюдение, сравнение и элементарный анализ языковых явлений – звуков, букв, буквосочетаний, слов, словосочетаний и предложений. У школьников формируется умение действовать по образцу и по аналогии при составлении собственных высказываний в пределах обозначенной тематики; умение списывать слова, предложения, текст на иностранном языке, а также выписывать из него и (или) вставлять в него или изменять в нем слова в соответствии с решаемой учебной задачей, например, с целью формирования орфографических, лексических или грамматических навыков; умение пользоваться двуязычным словарем учебника, в том числе транскрипцией.

           В результате изучения английского  языка в начальной школе ученик должен: 
  знать/понимать 
   • алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки изучаемого языка;

• основные правила чтения и орфографии изучаемого языка;

• особенности интонации  основных типов предложений;

• название страны/стран  изучаемого языка, их столиц;

• имена наиболее известных  персонажей детских литературных произведений страны/стран изучаемого языка;

• наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);

уметь

• понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность;

• участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);

• расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто? что? где? когда?) и отвечать на вопросы  собеседника;

• кратко рассказывать о  себе, своей семье, друге;

• составлять небольшие  описания предмета, картинки (о природе, о школе) по образцу;

• читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

• читать про себя, понимать основное содержание небольших текстов (не более 0,5 с.), доступных по содержанию и языковому материалу, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем;

• списывать текст  на английском языке, выписывать из него и (или) вставлять в него слова  в соответствии с решаемой учебной  задачей; 
• писать краткое поздравление (с днем рождения, с Новым годом) с опорой на образец;

• использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни для устного общения с носителями английского языка в доступных младшим школьникам пределах.

 

 

 

1.2 Психолого-педагогические предпосылки использования нестандартных форм урока в начальной школе.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным (сензитивным) для усвоения иностранного языка. При восприятии дети склонны обращать внимание на яркое, эмоционально-окрашенное. Именно в младших классах осуществляется переход от смешанного, фрагментарного восприятия к расчлененному, осмысленному, категориальному отражению вещей, событий, явлений в их пространственных, временных, причинных связях. Однако внимание их отличается неустойчивостью: они умеют сосредоточиться лишь на несколько минут. Мнемическая деятельность детей еще несовершенна. У них преобладает непроизвольное запоминание: хорошо и быстро запоминается то, что интересно и вызывает эмоциональный отклик. Воображение ребят достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Развитие мышления идет от наглядно-действенного к наглядно - образному, от решения задач путем непосредственных действий с ним к действиям наглядными представлениями о них. Что касается речевого развития детей, то они способны провести простейший звуковой анализ речи, умеют выделять отдельные звуки в словах. Речь носит, в основном, описательный характер, но уже намечается развитие объяснительной речи.

Изучение английского  языка с психологической точки зрения - это сложный процесс формирования в коре головного мозга новой речевой системы, которая начинает сосуществовать и постоянно взаимодействовать с уже выработанной системой родного языка, испытывая на себе ее интерферирующее влияние. В разном языке все компоненты речевого комплекса уже составляют единую программу нервных связей. Достижение же подобных результатов в английском языке возможно лишь при создании условий, которые обеспечат интенсивное функционирование речедвигательных раздражителей в первые годы усвоения языка.

Как показали исследования, психологической основой для  овладения речью в нашем детстве является речевая врожденная функция, которая синтезирует в себе все необходимые психические свойства для обработки речевого потока. Эта способность проявляется уже на первом году жизни, а двухлетний ребёнок начинает общаться с окружающими посредством речи. Он мог бы заговорить сразу на двух или трёх языках, если для него были образованы разные языковые среды, не путая их и даже не понимая вначале, что говорит на разных языках.

Суть этого заключается в следующем:

  1. Основное назначение способности заговорить состоит в жизнеобеспечении растущего организма. Ребёнку необходимо заговорить, чтобы выразить свои нужды.
  2. Ребёнок наследует возможность заговорить на любом языке, если он оказывается в соответствующей среде.
  3. Для каждой языковой среды у ребёнка возникает устойчивая автономная языковая установка, позволяющая ему не путать разные языки и их средства выражения. 
  4. Механизм способности заговорить снабжён уникальным свойством вбирать в себя потоки речи окружающих и обрабатывать их.

Иногда считают, что  работа врождённой функции говорения  опирается в основном на способности к подражанию и запоминанию. Действительно эти способности играют важную роль, но не могут быть определяющими, так как ребёнок проявляет в речевой деятельности словотворчество сразу же после начала говорения. Отмеченные свойства речевой функции определяют лёгкость и быстроту, с которой ребёнок овладевает языком в раннем детстве.

Детям, старше 8-11 лет, становится труднее овладеть вторым языком, ибо  уникальные свойства, присущие механизму  способности заговорить, застывают, потому что они уже обеспечили жизнеспособность организма в среде и их назначение для организма исчерпано. На этом этапе попытка уподобить процесс обучения второму языку процессу усвоения родного языка не может увенчаться успехом: другие языки могут быть усвоены не на основе врождённых свойств речевой функции, не «сами собой», а при целеустремлённом обучении и учении на основе действия других функций, в частности памяти, мышления и воли.

Психологи и физиологи  обосновывают введение раннего обучения иностранного языка природной расположенностью детей к языкам и их эмоциональной готовностью к овладению ими. В этом случае обычно ссылаются на чувствительность детей дошкольного и младшего школьного возраста к овладению языками вообще, и, иностранным в частности. Именно в этом возрасте дети отличаются природной любознательностью и потребностью в познании нового. Им свойственно более гибкое и быстрое, нежели на последующих этапах, усвоение языкового материала.

Успешно овладеть неродным языком можно в любом возрасте, если избираемые пути его изучения и преподавания ориентированы на специфику конкретного возраста. В том числе и взрослого человека. Правда, есть один аспект, овладение которым проходит наиболее успешно в сензитивный возрастной период. Это - безакцентное произношение иностранных звуков, слов, интонации при условии, если маленький ребёнок постоянно слушает и имитирует аутентичную иноязычную речь. Однако этого факта явно недостаточно для обоснования необходимости приобщения детей в раннем возрасте к иностранному языку.

В процессе овладения  учебным материалом подавляющее большинство детей 7-8 лет ориентируется на конкретные признаки вещей и явлений. Поэтому в процессе преподавания иностранного языка с первого класса учителю не приходится рассчитывать на готовое понятийное, словесно-логическое, теоретическое мышление первоклассника. Такого мышления у ребенка пока нет. Зато учитель иностранного языка вместе с учителем русского языка и математики может и должен принять активное участие в формировании и развитии у учащихся младших классов теоретического мышления, опираясь при этом на то, что у ребенка уже есть.

А что же есть у ребенка 7-9 лет? Что может стать опорой в процессе раннего обучения иностранному языку?

Прежде всего, отметим  бросающуюся в глаза подражательность младших школьников, которая представляет собой непроизвольное и произвольное следование какому-либо образцу, примеру и проявляется в воспроизведении чьего-либо речевого и неречевого поведения, речевых реакций, поступков.

При этом осуществляется интеллектуальное согласие, эмоциональное  сочувствие, моторно-двигательное содействие с образцом для подражания. «Разнообразие форм имитации и сама направленность имитационного поведения ребенка, — подчеркивает М.В.Соболева, — изменяется в зависимости от развития с возрастом когнитивных, моторных и коммуникативных способностей ребенка».

Как писал Л.С.Выгодский, в подражательную активность вовлекается весь ребенок, который «может подражать действиям, которые выходят далеко за пределы его собственных возможностей, но они, однако, не безгранично велики». Подражание возможно только тогда, когда оно лежит в зоне приблизительных возможностей ребенка (Выгодский Л.С.), а полноценный переход к произвольному подражанию, подчеркивает М.В.Соболева, «связан с развитием когнитивных способностей ребенка, и, прежде всего со способностью удерживания и концентрации внимания на образе, включении его в сформированную программу поведения. Становление осознанного произвольного компонента подражания связано с развитием собственной автономности и самосознания».

Подражательность, как  специфическая способность учащихся, играет огромную роль в усвоении иностранного языка в начальных классах школы. Именно она лежит в основе овладения иностранным языком на имитативной основе. Произвольное подражание осуществляется лишь при наличии авторитетности образца для подражания и доверия к нему.

На пути изучения иностранного языка у детей могут возникнуть следующие трудности: отсутствие у школьника действенных и актуальных мотивов овладения английским языком. Когда школьник владеет родным языком, с помощью которого он решает все проблемы общения, удовлетворяет познавательные и иные интересы, необходимость владения иностранным языком не переживается им как актуальная потребность.

Актуальными для изучения английского языка могли бы стать следующие мотивы - стремление к расширению сферы общения, к расширению и углублению сферы познавательной деятельности, красота звучания самого языка, интерес к народу - носителю этого языка и интерес к его культуре, развитие творческих способностей учащихся.

Суть педагогической организации обучающей среды заключается в том, чтобы в настоящую жизнь школьника были органически введены элементы его будущей жизни, чтобы уже сегодня он жил так как, возможно, будет жить в будущем. В таком случае мотивы изучения английского языка станут действительными и актуальными.

Очень важно владение учащимися родным языком. На уроках английского языка ученик, во-первых, переводит на родной язык смысловые единицы второго языка, то есть осознание им этих единиц достигается с помощью родного. Во-вторых, при попытках построить речевое высказывание на английском языке ученик использует речевые структуры родного языка. Если речевой механизм второго языка еще не сформирован, то речевой механизм родного языка подменяет и даже вытесняет его. Таким образом, возникает проблема ослабления влияния механизма родного языка в процессе освоения английского языка.

Также важно преодоление  учащимися личностных психологических барьеров - неуверенности в своих силах, стеснительности и боязни стать посмешищем из-за ошибок в речи, боязни того, что за допущенными ошибками последуют нежелательные оценки.

При обучении иностранному языку необходимо передать  школьнику определенную систему знаний в такой последовательности, с таким выбором, в такой дозировке, чтобы узловые, поворотные точки развития детского интеллекта и вообще развития высших психологических функций, соответствующие особой предрасположенности ребенка к усвоению тех или иных воздействий, были обеспечены необходимым и достаточным материалом [9].

Информация о работе Нетрадиционные формы урока как один из способов повышения эффективности обучения иностранному языку в начальной школе