Нетрадиционные формы урока как один из способов повышения эффективности обучения иностранному языку в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 09:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – раскрыть особенности применения нестандартных уроков в начальной школе при обучении иностранному языку
Для реализации поставленной цели, нами выдвинуты задачи исследования:
определить особенности обучения иностранному языку в начальной школе;
выявить психолого-педагогические предпосылки использования нетрадиционных форм урока в начальной школе;
описать специфику нетрадиционных форм уроков иностранного языка и различные формы их проведения;
обосновать необходимость применения нетрадиционных форм уроков на уроках иностранного языка;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА
ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ……………… 6
1.1 Особенности обучения иностранному языку в начальной школе………...6
1.2 Психолого-педагогические предпосылки использования нестандартных форм урока в начальной школе ………………………………………….…………... 11
Глава 2. ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ УРОКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ …………………………………………………………………………..……………….. 16
2.1 Нетрадиционные формы урока иностранного языка в начальной школе. …………………………………………………………………………………………… 16
2.2 Методика применения нетрадиционных форм урока при изучении английского языка в начальной школе…………………………………………………… 26
Заключение …………………………………………………………………….. 38
Список литературы………………………………………………………………42
Приложение………………………………………………………………………44
1. Применение урока-драматизации в процессе обучения иностранному языку в начальной школе………. ………………………………………………………..…44
2. Урок-драматизация для 4 класса средней школы…………………………..47

Файлы: 1 файл

курсовая окончательный вариант.doc

— 325.00 Кб (Скачать файл)

 

 

  

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В нашем  исследовании мы рассмотрели  проблему повышения эффективности  обучения иностранному языку  в начальной школе при использовании различных форм нетрадиционного урока в процессе обучения английскому языку.

Результат исследования и практика работы говорят о том, что эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

Нетрадиционные формы проведения уроков несут творческое начало и поэтому дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний, стимулировать познавательную активность. Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль.

Следует  подчеркнуть, что познавательные мотивы в ходе изучения английского языка имеют ярко выраженный характер именно в ситуации включения учащихся в творческую деятельность.

Важная роль нетрадиционных форм урока в повышения эффективности обучения иностранному языку и формировании положительной мотивации к изучению английского языка в начальной школе заключается в том, что:

            - учащиеся ощущают рост языковых умений и навыков, являясь активными участниками образовательного процесса;

            - чередование творческих заданий разного вида и уровня сложности позволяет снимать возникающие в процессе учения мотивационные блокировки;

            - учебное творчество, представленное в различных видах, позволяет ученикам с самыми разными способностями и склонностями найти возможность самореализации ;

            - творческие задания дают возможность непосредственного участия школьников в продуктивной деятельности, что стимулирует их к дальнейшему развитию и самосовершенствованию;

           - выполнение заданий возрастающего уровня сложности приводит к преобразованию познавательных мотивов учения от простых форм (любопытство, любознательность) к более сложным (интерес, интеллектуальные мотивы).

В ходе работы была достигнута поставленная цель. Мы показали, что повышение эффективности обучения иностранному языку в начальной школе возможно за счет применения в процессе обучения нетрадиционных форм урока. Так же нами успешно выполнены поставленные задачи:

     -  определены особенности обучения иностранному языку в начальной школе, которые заключаются в том, что на основе индивидуального подхода в условиях коллективных форм обучения происходит развитие общеучебных умений, навыков и способов деятельности  таких  как: умение соотнести графический образ слова с его звуковым образом, опираться на языковую догадку в процессе чтения; наблюдение, сравнение и элементарный анализ языковых явлений – звуков, букв, буквосочетаний, слов, словосочетаний и предложений. У школьников формируется умение действовать по образцу и по аналогии при составлении собственных высказываний в пределах обозначенной тематики; умение списывать слова, предложения, текст на иностранном языке, а также выписывать из него и (или) вставлять в него или изменять в нем слова в соответствии с решаемой учебной задачей, например, с целью формирования орфографических, лексических или грамматических навыков; умение пользоваться двуязычным словарем учебника, в том числе транскрипцией.  При этом  используются виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровая, эстетическая и т.п.), что дает возможность осуществлять разнообразные межпредметные связи;

       -  выявлены психолого-педагогические предпосылки использования нетрадиционных форм урока в начальной школе, а именно: младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Учитывая сензитивный период для ребёнка к восприятию и воспроизведению речи, в раннем возрасте можно развить и сохранить гибкость речевого аппарата для формирования и совершенствования речевой способности человека в течение всей его жизни. Пластичность природного механизма усвоения языка детьми раннего возраста, природная любознательность, отсутствие “застывшей” системы ценностей и установок, имитационные способности, отсутствие психологического барьера боязни в использовании иностранного языка как средства общения и т.д. способствуют эффективному решению задач, стоящих перед учебным предметом “Иностранный язык”;

-  определена специфика нетрадиционных форм урока и описаны различные формы их проведения: специфика нетрадиционных форм урока характеризуется  отсутствием шаблона, наличием проблемных ситуаций, полипредметным  или метапредметным  содержанием, разнообразием видов деятельности и источников информации, целенаправленным воздействием на эмоционально-ценностную сферу учащихся. Определяющими чертами подобного урока можно считать наличие развивающей цели, возникновение у обучаемых интеллектуальных чувств (интереса, удивления, сомнения), проявление инициативы, стремление участвовать в коллективной познавательной деятельности;

-  обоснована необходимость применения нетрадиционных форм уроков на уроках иностранного языка: данные уроки формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности, развивают творческие способности учащихся.  Нетрадиционные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Такие уроки дают возможность развивать творческую самостоятельность учащихся, обучать их работе с различными, самыми необычными источниками знаний.  Сама организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых предметов и явлений, особенно результатов собственной деятельности. В процессе проведения таких уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов.

 - проанализирован опыт применения  нетрадиционных форм уроков;

  - разработан урок-драматизация, как один из способов повышения эффективности обучения иностранному языку.

Таким образом, нетрадиционные формы урока при изучении иностранного языка в начальной школе не только повышают эффективность обучения, но и поднимают интерес учащихся к изучаемому предмету,  развивают их творческую самостоятельность, обучают работе с различными источниками знаний.

Практическая значимость работы: материалы данного исследования могут быть использованы в работе учителей иностранного языка в средних школах, гимназиях и школах с углубленным изучением иностранного языка, а так же  студентами педагогических вузов при изучении процесса обучения английскому языку в начальной школе.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Беспалова В.В. Обучение английскому языку в начальной школе с помощью «пластилинового театра» - http://festival.1september.ru/articles/415684/

  1. Борискина Б.И. Организация дополнительного пространства развития младших школьников посредством музыкально-драматического театра на иностранном языке. – Автореф. дисс. – Барнаул. – 2003. – 192.с
  2. Волкова Н.В. Игровая деятельность на уроках английского языка в начальной школе. - www.it-n.ru
  3. Гальскова Н.Д. Образование в области иностранных языков новые вызовы и приоритеты. - // ИЯШ. - №5. – 2008. – с.2-7.
  1. Добряк С.Н. Обучение английскому языку в начальной школе. Из опыта работы. - http://festival.1september.ru/articles/543872

  1. Инкина И.И. Использование ИКТ в обучении иностранному языку в средней школе. - http://festival.1september.ru/articles/559341/

  1. Китайгородская Г.А. Инновации в образовании – дань моде или требование времени? - // ИЯШ. - №2. – 2009. – с.2-7.
  1. Кокорина Л.А., Ищенко А.А. Раннее обучение иностранным языкам в начальной школе - http://festival.1september.ru/articles/subjects/10

  1. Лапшина Н.И. Психолого-методические основы построения первых уроков английского языка в начальной школе. - http://festival.1september.ru/articles/538539/

  1. Мамиева В.Н. Современные педагогические технологии, обеспечивающие качество обучения на уроках английского языка. - http://festival.1september.ru/articles/474072

  1. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Современные учебные  интернет-ресурсы в обучении иностранному языку - // ИЯШ. - №6. – 2008. – с.2-9.
  2. Тимошкина Г.В. Метод проектов в начальной школе. – http://festival.1september.ru/articles/501140/ 
  1. Харламов И.Ф., Педагогика.  - 1999. - 520 с.

    1. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 232с.

 

 

 

 

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

 

 

 

 

                ПРИЛОЖЕНИЕ

 

1.  Применение урока-драматизации при обучения иностранному языку в начальной школе.

Театральная педагогика, реализуемая в музыкально-драматической деятельности на иностранном языке с позиций разностороннего подхода к отбору содержания образования и личностно-деятельностного подхода к технологиям его передачи, обеспечивает длительное комплексное воздействие на личность младшего школьника, что способствует достижению высоких показателей развития, воспитания и обучения детей в начальной школе. В силу этого потенциал театра в организации комплексного воздействия на все стороны личности и деятельности младших школьников может стать основой целостного и разностороннего развития детей [2].

Овладение иностранным языком через музыкально-драматический театр помогает ребенку не только освоить, изучить культуру страны изучаемого языка, но и позволяет осознать себя как представителя своего этноса, своей страны, своей культуры. Привлечение средств иностранного языка в театральную деятельность младших школьников позволяет расширить их кругозор, повысить культуру общения (в том числе межкультурного), снять барьер в изучении иностранного языка  на неродном языке и четко осуществлять перенос иноязычных навыков и умений в учебный процесс (работа со справочной литературой, поиск и написание сценариев и т.д.).

В организации и решении поставленных задач инициативу на себя берет учитель. Он создает условия и управляет общением учащихся на уроке и во внеклассной работе. Отбор материалов, моделирования поставленных задач, атмосферы эмоционального отклика взаимодействующих субъектов, концентрация внимания на личностных качествах ребенка входит в основную задачу учителя. При отборе учебного материала учитель руководствуется творческими принципами воспитания личности .

Известный психолог А.А. Леонтьев  писал, что учитель иностранного языка обязан активно вмешиваться  в эмоциональную атмосферу урока  и обеспечивать, по возможности, возникновение у учащихся эмоциональных состояний, благоприятных для их учебной деятельности. Поэтому, не случайно, учителя иностранного языка сегодня широко используют на занятиях с малышами пантомиму, театральные костюмы, маски и, конечно же, куклы.

По утверждению доцента Института детства РГПУ им. А.И. Герцена Н.А. Малкиной «роль куклы является решающей для мотивации использования иностранного языка при реальном общении». 

Но изготовление объёмных театральных кукол и декораций – довольно длительная и трудоёмкая работа, поэтому на помощь приходят пластилиновые куклы.

«Пластилиновый театр» как метод обучения иностранному языку можно использовать для театрализации рифмовок и песен, диалогов и монологов, но особенно он будет востребован для драматизации сказок.

«Пластилиновый театр» реализует один из методических принципов обучения иностранному языку в начальной школе – принцип взаимосвязанности иностранного языка с другими предметами [1].

Он является тем межпредметным  фоном иноязычного общения, который

  • способствует использованию иностранного языка в коммуникативно-значимых ситуациях при выполнении таких видов работ как лепка, рисование, аппликация, письмо, выразительное чтение, чтение про себя, работа над ролью, исполнение песен и танцев;
  • повышает мотивацию к изучению этого предмета, демонстрируя дости жения учащихся на иностранном языке на уроках, предметных неделях, утренниках, театральных фестивалях; подготавливая их работы для участия в школьных, районных, городских выставках;
  • обеспечивает регулярное повторение пройденного материала, реализуя один из основных общедидактических принципов обучения – принцип прочности знаний.

Подготовительный  этап включает:

  • знакомство учащихся с предстоящей работой;
  • подготовку к просмотру “пластилинового спектакля” в исполнении учителя;
  • ответы на вопросы по первой части спектакля или сказки;
  • просмотр и обсуждение второй части спектакля или чтение второй части сказки;
  • обсуждение всего спектакля или всей прочитанной сказки;
  • рефлексивную оценку просмотренного «пластилинового спектакля» или прочитанной самостоятельно сказки и мотивацию к дальнейшей творческой деятельности;
  • изготовление пластилиновых кукол и декораций учащимися  с обсуждением их в парах и мини-группах, а также с учителем;
  • распределение ролей при коллективном исполнении;
  • работу с текстом пьесы (чтение по ролям); анализ каждой роли
  • музыкальное, шумовое, световое оформление спектакля. Репетиции
  • подборку игр, конкурсов, векторин;
  • репетиции спектакля за столом (индивидуальные или коллективные) с обсуждением их в парах или мини-группах;
  • репетиции всего спектакля перед учителем (индивидуальные или коллективные).

Информация о работе Нетрадиционные формы урока как один из способов повышения эффективности обучения иностранному языку в начальной школе