Нетрадиционные формы урока как один из способов повышения эффективности обучения иностранному языку в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 09:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – раскрыть особенности применения нестандартных уроков в начальной школе при обучении иностранному языку
Для реализации поставленной цели, нами выдвинуты задачи исследования:
определить особенности обучения иностранному языку в начальной школе;
выявить психолого-педагогические предпосылки использования нетрадиционных форм урока в начальной школе;
описать специфику нетрадиционных форм уроков иностранного языка и различные формы их проведения;
обосновать необходимость применения нетрадиционных форм уроков на уроках иностранного языка;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА
ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ……………… 6
1.1 Особенности обучения иностранному языку в начальной школе………...6
1.2 Психолого-педагогические предпосылки использования нестандартных форм урока в начальной школе ………………………………………….…………... 11
Глава 2. ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ УРОКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ …………………………………………………………………………..……………….. 16
2.1 Нетрадиционные формы урока иностранного языка в начальной школе. …………………………………………………………………………………………… 16
2.2 Методика применения нетрадиционных форм урока при изучении английского языка в начальной школе…………………………………………………… 26
Заключение …………………………………………………………………….. 38
Список литературы………………………………………………………………42
Приложение………………………………………………………………………44
1. Применение урока-драматизации в процессе обучения иностранному языку в начальной школе………. ………………………………………………………..…44
2. Урок-драматизация для 4 класса средней школы…………………………..47

Файлы: 1 файл

курсовая окончательный вариант.doc

— 325.00 Кб (Скачать файл)

Видео-урок.

Использование информационно – коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе помогает интенсифицировать и индивидуализировать обучение, способствует повышению интереса к предмету, дают возможность избежать субъективной оценки. Использование компьютера и цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку помогает учащимся преодолеть психологический барьер на пути использования иностранного языка как средства общения.

ИКТ являются как средством  подачи материала, так и контролирующим средством. Они обеспечивают высокое качество подачи материала и используют различные коммуникативные каналы (текстовый, звуковой, графический, сенсорный и т.д.). Новые технологии позволяют индивидуализировать процесс обучения по темпу и глубине прохождения курса. Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, т. к. создает условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у учащихся положительные эмоции, и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию.

Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное  воздействие на учащихся. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. Для того чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.

Таким образом, психологические  особенности воздействия учебных  видеофильмов на учащихся способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся [6].

Урок-экскурсия.

В наше время, когда все  шире и шире развиваются связи  между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым  элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т. д. Принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать интерес к культуре стран изучаемого языка.

Опираясь на стимулирующую силу страноведческой и культурологической мотивации, можно развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока.

Нетрадиционная форма урока английского языка, урок-экскурсия с использованием информационно-коммуникационных технологий, поможет познакомиться с прекрасными ландшафтами, историческими и культурными традициями, достопримечательностями.

Структура проведения нетрадиционной формы урока в виде урока-экскурсии:

  1. Учащимся сообщается тема экскурсии и предлагается догадаться о её содержании.
  2. Затем вводится новая лексика, которая необходима для понимания презентации, положенной в основу урока. Новая лексика вводится перед началом нетрадиционной формы урока. Также предлагаются вопросы, на которые предстоит ответить учащимся по окончании экскурсии.
  3. Просмотр презентации.
  4. Учащиеся отвечают на вопросы учителя по содержанию увиденного.
  5. Учитель предлагает тест с заданиями.

Коммуникативную активность можно стимулировать с помощью различных заданий, использование фраз-клише:

Во время нетрадиционной формы  урока-экскурсии роль гида или экскурсовода может выполнять не только учитель, но и подготовленные учащиеся.

Урок-спектакль.

Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует  навыки произношения у учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля — творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.

Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.

Урок-праздник и урок-интервью.

Весьма интересной и  плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма  урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах, и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью. Урок-интервью — это своеобразный диалог. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения [7].

В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Например, «Свободное время», «Планы на будущее», «Биография» и т. д.

Во всех этих случаях  мы имеем дело с обменом значимой информацией. Однако при работе с такими темами, как «Моя школа» или «Мой город», равноправный диалог теряет смысл, поскольку партнерам незачем обмениваться информацией. Коммуникация приобретает чисто формальный характер.

В такой ситуации логично  прибегнуть к элементам ролевого диалога. При этом один из партнеров продолжает оставаться самим собой, то есть российским школьником, тогда как второй должен сыграть роль его зарубежного сверстника.

Такая форма урока  требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем страноведческой литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы.

Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует  учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.

 

2.2 Методика применения нетрадиционных форм урока при изучении английского языка в начальной школе.

Приоритетным направлением развития современной школы стала  гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал. Он предполагает учёт потребностей и интересов учащихся, реализацию дифференцированного подхода к обучению.

Сегодня в центре внимания – ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

В отечественной методической науке цели раннего обучения иностранному языку трактуются следующим образом:

  • Способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому пространству в том возрасте, когда дети ещё не испытывают психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения.
  • Формировать у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению.
  • Сформировать элементарные коммуникативные умения в четырёх видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме) с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников.
  • Ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежными песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке.
  • Приобщить детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счёт расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения.
  • Формировать представление о наиболее общих особенностях речевого взаимодействия на родном и иностранном языках, об отвечающих интересам младших школьников нравах и обычаях стран изучаемого языка.
  • Формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая этим интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся.

Из представленных выше формулировок целей обучения иностранному языку очевидно, что развитие у детей способности к иноязычному общению на межкультурном уровне связано с формированием у младших школьников коммуникативной и межкультурной компетенций [8].

Цели обучения на начальном  этапе должны соотноситься с конечными  целями обучения в средней школе. В системе непрерывного систематического образования по предмету обучение в начальной школе рассматривается как первая, начальная ступень. Проблему соотношения между конечными целями и целями начального этапа можно представить по-разному:

  • промежуточные (этапные) цели могут рассматриваться как достаточно автономные, упрощенные, усечённые варианты конечных;
  • цели начального этапа могут быть восприняты как ростки, в которых заложено всё, что планируется получить на выходе, при условии, что процесс выращивания этих ростков продолжается на протяжении всех лет обучения в школе.

Десять тысяч уроков – приблизительно столько приходится на долю школьника за годы учёбы. И если все они будут проведены в одной и той же форме, то это будет утомительно, однообразно и для ученика, и для учителя, а значит, урок будет не результативен. Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний – вот задача учителя. Это позволяют выполнять уроки, проводимые нетрадиционно.

Нетрадиционные уроки  – одно из важных средств обучения, так как они формируют у  учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности, развивают творческие способности учащихся.

 Нетрадиционные уроки  оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Такие уроки дают возможность развивать творческую самостоятельность учащихся, обучать их работе с различными, самыми необычными источниками знаний.

 Сама организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых предметов и явлений, особенно результатов собственной деятельности. В процессе проведения таких уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов.

Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.

Нетрадиционные формы  проведения уроков развивают интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же их творческую самостоятельность, способствуют благоприятному климату, ориентируют учащихся на коммуникацию. Организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, т.е. способствует выработке определенного позитивного отношения к учебному процессу.

Нетрадиционные уроки  реализуются, как правило, после  изучения какой-либо темы или несколько тем, такие уроки проходят в необычной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия, развивающую творческие способности.

Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, их необходимо сочетать с другими формами обучения, т.к. не форма определяет содержание, а содержание определяет форму урока.

Установки и методы обучения, которые способствуют формированию компонента мотивационной сферы учения – эмоций и интереса:

- совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;

- учет возрастных особенностей школьников;

- выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

- использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

- нестандартные формы проведения уроков;

- создание ситуации успеха;

- создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

- использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности;

- эмоциональная речь учителя;

- использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;

- применение поощрения и порицания;

- вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним).

С. В. Савинова считает, что «нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания» [13].

Информация о работе Нетрадиционные формы урока как один из способов повышения эффективности обучения иностранному языку в начальной школе