Нетрадиционные формы урока как один из способов повышения эффективности обучения иностранному языку в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 09:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – раскрыть особенности применения нестандартных уроков в начальной школе при обучении иностранному языку
Для реализации поставленной цели, нами выдвинуты задачи исследования:
определить особенности обучения иностранному языку в начальной школе;
выявить психолого-педагогические предпосылки использования нетрадиционных форм урока в начальной школе;
описать специфику нетрадиционных форм уроков иностранного языка и различные формы их проведения;
обосновать необходимость применения нетрадиционных форм уроков на уроках иностранного языка;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА
ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ……………… 6
1.1 Особенности обучения иностранному языку в начальной школе………...6
1.2 Психолого-педагогические предпосылки использования нестандартных форм урока в начальной школе ………………………………………….…………... 11
Глава 2. ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ УРОКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ …………………………………………………………………………..……………….. 16
2.1 Нетрадиционные формы урока иностранного языка в начальной школе. …………………………………………………………………………………………… 16
2.2 Методика применения нетрадиционных форм урока при изучении английского языка в начальной школе…………………………………………………… 26
Заключение …………………………………………………………………….. 38
Список литературы………………………………………………………………42
Приложение………………………………………………………………………44
1. Применение урока-драматизации в процессе обучения иностранному языку в начальной школе………. ………………………………………………………..…44
2. Урок-драматизация для 4 класса средней школы…………………………..47

Файлы: 1 файл

курсовая окончательный вариант.doc

— 325.00 Кб (Скачать файл)

Условием повышения  эффективности процесса обучения английскому языку младших школьников является осуществление процесса обучения на началах личностно-гуманного подхода. Суть организации педагогического процесса на началах личностно-гуманного подхода заключается в том, чтобы сделать ребенка своим соратником в его обучении и воспитании, настроить его на педагогическое влияние, сохранить за ним переживание чувства свободного выбора.

Ученик должен чувствовать  веру в свои способности, радость  за его успехи, требование идти вперед. При неудачах необходимо помочь школьнику осмыслить их, оценить их как временные трудности, которые можно преодолеть, увидеть пути своего дальнейшего продвижения и успеха.

Поэтому можно выделить два дидактических требования, которые  необходимо учитывать в процессе обучения английскому языку младших школьников:

- максимально опираться  на возможность формирующего обучения, то есть не просто использовать уже сложившиеся психические особенности ребенка для целей эффективного овладения  английским языком, а активно строить, формировать эти психические особенности в учебном процессе. В этом смысле обучение иностранному языку должно носить не просто обучающий, но и развивающий характер;

- методика этого обучения  должна способствовать максимальной  реализации  индивидуальных преимуществ каждого отдельного ученика.

Согласно Л. С. Выготскому, «усвоение иностранного языка идет путем прямо противоположным тому, которым идет развитие родного языка ...Ребенок усваивает родной язык неосознанно и ненамеренно, а иностранный — начиная с осознания и намеренности. Поэтому можно сказать, что развитие родного языка идет снизу вверх, в то время как развитие иностранного языка идет сверху вниз».

В последние годы все  чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. А основная задача начальной школы – развитие у учащихся основ коммуникативной компетенции. Однако данная задача предполагает не только наличие у школьников практических умений, но и определенных качеств личности: общительности, раскованности, желания вступить в контакт, активности на уроке. А принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Основная задача любого педагога - искать и находить новые методы и средства совершенствования урока, которые приводили бы к активизации познавательной деятельности учащихся. В процессе обучения иностранному языку современные учителя обращаются к различным инновационным методическим приемам, более того разрабатывают сами учебные планы и материалы к урокам, составляют презентации и пр.

Например, Мамиева В.Н. выбрала игровую технологию обучения младших школьников английскому языку, а именно сюжетно-ролевую игру,  т.к. в этом возрасте эмоциональная сфера преобладает над интеллектуальной [10].

Ребёнок младшего возраста очень любит играть, поэтому одним  из эффективных приёмов обучения является использование различных сюжетов (например, «Путешествие в страну четырёх фей», «Волшебный город»), историй (тайны, секреты букв, вечные приключения Саймона), игровых ситуаций (появление Карабаса, Мастера Ломастера, Санта Клауса). Главными действующими лицами игровых сюжетов на уроках Мамиевой В.Н. являются куклы и игрушки.

Куклы – лучшие помощники  на уроках английского языка: Алиса, Саймон, Буратино, Мальвина, Незнайка и др. Эти куклы присутствуют  с  первых уроков, они рассказывают   о странах изучаемого языка, своих семьях, друзьях, увлечениях,  обучают ребят, вступают с ними  в спор, путешествуют, устраивают праздники. У этих кукол – свои биографии, определенный характер, свои жизненные истории. Так, Алиса и Саймон присутствуют почти на всех уроках, Буратино продает товары в волшебном магазине, а также является проводником в школу к Мальвине. Мальвина обучает буквам и звукам английского алфавита, рассказывает  о своей школе.  Незнайка появляется в те моменты, когда мы что-то не знаем, испытываем трудности, но вместе находим выход из сложной ситуации.

При составлении диалогов,  рассказов, инсценировок  кукла –  главное действующее лицо. Очень эффективно использование куклы при обучении диалогической речи. Куклы вступают в разговор друг с другом, тем самым, показывая образец. Ситуация: «Здравствуйте. Это – я» (1-е уроки во 2 классе). Саймон идет со своим другом Майком, навстречу им идут Алиса со своей подругой  Мери:

S. Hello, Alice. How are you?

A. Hi, Simon. I am fine, and you?

S. I am O.K. Alice, what is her name?  (спрашивает про Мери).

A. Her name is Mary. And what is his name? (про Майка).

S. His name is Mike. Good bye.

A. Bye-bye.

Далее следует диалог по образцу, с подстановкой, с другим  лексическим наполнением.

На своих уроках она использует разные виды игр: грамматические, орфографические, лексические и фонетические, способствующие формированию речевых навыков.

Одни и те же игры могут  использоваться  для тренировки разных умений.  Так, с помощью  игры «Угадай-ка» можно тренировать  употребление  новых лексических единиц, грамматических структур  с глаголами to be,to have,can, do.

Например:      “What have I got in the magic box?”

 “What is missing?”

 “What are you?”

 “What do you want to be?”

 “What can you?”

 “Where is the cat?” 

Ученики задают вопросы  в общей форме, ведущий может  ответить только Yes, No. Эта игра  вызывает повышенный интерес у учащихся, каждому хочется побыть  в роли ведущего.

А подвижная игра с  мячом позволяет снять физическое утомление, а также поспособствовать тренировке местоимений, личных форм глагола  to be, названия цветов, игрушек, счета и т.д.

Созданию ситуации успеха, повышению стимула к учению и мотивации к предмету «английский язык» способствуют также творческие задания – написание сочинений и прочтение лучших из них, проектные задания, чтение сказок, стихов, работа с пословицами и скороговорками, участие  в конкурсах чтецов, олимпиаде по английскому языку и в праздниках перед гостями и родителями.

     Эмоциональный   настрой, необычность, таинственность  и сказочность, присущие игре, приобщают  к работе каждого,  побуждают интерес  к изучению  английского языка. Ребенку, например, намного интереснее не просто фонетически повторять звуки за учителем, работая над правильной постановкой звуков, а играть в специальную фонетическую игру «Мистер Язычок» (логоритмика).

На  уроках для снятия напряженности, усталости, а также  для создания оптимальных условий комфорта, раскрепощения детей, можно использовать  паузы релаксации, на которых практикуются динамические игры: «Please-game» (команды на слово please) игры с мячом, танцевальные фрагменты. При переходе  от одной деятельности к другой, во время  «путешествия»  использовать рифмовки, волшебные слова, стишки, песенки. Во время урока применять приёмы повышенной экспрессивности - реплики с большим эмоциональным накалом, элементы театральности, продумываю  жесты, мимику (например, Карабас кричит, делает резкие движения).

Для сохранения положительной  мотивации у младших школьников к изучению языка так же используются грамматические сказки и рифмовки, они психологически оправдывают и делают эмоционально привлекательными и коммуникативно-значимыми «скучные и примитивные» правила и фразы, они способствуют лучшему запоминанию, развитию памяти, имеют релаксационный и эмоциональный эффект.

В качестве завуалированного контроля применяются анаграммы, кроссворды, ролевые игры, элементы драматизации в форме игр.

1. It's green and you have it in salad (cucumber).

2. Monkeys like the yellow fruit (banana).

3. Apples, bananas, plums are ... (fruit).

4. It's a drink. In Russia people usually drink it hot, but in some countries people drink it cold (tea).

(Если написать правильно  слова, то по вертикали откроется  слово cafe).

С помощью проектной  методики на уроке можно достичь  сразу нескольких целей - расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей.

В рамках самостоятельной  деятельности дома учащиеся работают над проектами «Seasons», « My Family Tree», составляют анкетные опросы по темам: “Food”, “Daily Life”, проявляют свои креативные способности при написании сочинений « My Mummy», « My Granny is the Best! », «My Toys», «Hello. It’s me». Эти творческие работы выставляются для обозрения, что является отличным стимулом для дальнейшего творчества учащихся. По данным анкетирования более 90 % учащихся нравится этот вид деятельности.

Испрользует Мамиева  В.Н. и такое современное средство обучения как информационно-коммуникативные технологии, с помощью которых создает презентации по темам «Ирландия», «Мой друг», «Еда в нашей жизни» и т.д.

Ее коллега Волкова  Н.В. для лучшего запоминания новых  слов на уроке английского языка использует «договорки» [3].

У елки цвет всегда один,

Зимой и летом  это – green.

Почему сосисок  нет?

Утащил их рыжий cat.

Для Шарика, для  друга,

Принес я  сахар – sugar.

Ты не ленись а повтори

Семья иначе  – family.

Ты мультики скорей включи,

Смотрю я  телек – watch TV.  

В младшем школьном возрасте существенно развивается специальный вид восприятия — слушание, являющееся неотъемлемым компонентом познавательной деятельности и общения. Его развитию существенно способствуют фонетически направленные упражнения и аудирование текстов. Причем аудирование текстов оказывается весьма эффективным, если его проводят в форме невербальной игры. Например, детям заранее раздаются карточки с ролями (в том числе и с ролями неодушевленных предметов). После этого учитель читает вслух текст (сказку, короткий фабульный рассказ), а ученики, не произнося ни слова, с помощью жестов, мимики и пантомимики разыгрывают его в ролях. Эта форма аудирования имеет большое преимущество, так как правильные или неправильные изобразительные действия и поступки детей сразу же сигнализируют об уровне понимания текста.

Общеизвестен педагогический постулат, что чем больше видов  восприятия задействовано в обучении, тем выше эффективность последнего. Тем не менее, учителями мало используются ощущения вкуса, запаха, температуры для более полного восприятия предмета. Вовлечение в процесс обучения такого многостороннего восприятия пробуждает фантазию детей и необыкновенно усиливает мотивацию говорения как на родном, так и на иностранных языках. Можно предложить детям не просто составить рассказ по картинке, а совершить путешествие вглубь, представить, что они двигаются вовнутрь и должны описать то, что они видят, какие там происходят события, какие они слышат звуки, какая «там» температура и т.п. [8]

Добряк С.Н. при подготовке к урокам в начальной школе тоже ориентируется на различные виды восприятия учащихся: зрительную опору, озвучивание, письмо и практические действия. Особенно важно такое сочетание при изучении нового материала. Она считает, что при озвучивании учебного материала необходимо пользоваться аудиозаписью. К сожалению, не все учителя и не постоянно используют аудиозапись на уроке, считая что «Меня дети лучше понимают». Конечно, это так, но речь носителя языка значительно отличается от учительской, дети привыкают слышать лишь один акцент и в результате испытывают трудности не только при аудировании материалов, записанных иностранцами, но и при общении с другим педагогом! [5]

Так же она обращает внимание на такой аспект как зрительное восприятие говорящего: при общении с учителем ученик не только слышит речь педагога, но и наблюдает за его артикуляцией, что значительно упрощает восприятие, тогда как в аудиозаписи он лишен такой возможности, так же как и при разговоре по телефону. Таким образом, удачное сочетание различных видов слухового восприятия при обучении иностранному языку на начальном этапе будет способствовать снятию трудностей при общении ребенка на иностранном языке в будущем.

Начальная школа –  органическая составная часть, первая ступень средней школы. Естественно поэтому, что требования, предъявляемые к российской школе в целом, определяет содержание воспитания и обучения младших школьников. Длительные наблюдения в процессе работы с детьми убедительно показали, что охотно и с большим интересом обращаются к умственным играм, задачам и головоломкам школьники младшего школьного возраста. Правильно подобранные и хорошо организованные игры способствуют всестороннему, гармоничному развитию школьников, содействуют укреплению их здоровья, выработке необходимых полезных навыков и качеств.

 Так, В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Включение дидактических игр и занимательных упражнений в учебный процесс создаёт у детей редкостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Но не всякая игра имеет большое образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая  приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую учебную деятельность с привычной  и облегчает переход к серьёзной учебной работе. Вначале ученик проявляет интерес только к игре, а затем к тому учебному материалу, без которого игра невозможна. Так пробуждается интерес к учебному предмету.

Информация о работе Нетрадиционные формы урока как один из способов повышения эффективности обучения иностранному языку в начальной школе